Участники инвестиционного процесса при капитальном строительстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Участники инвестиционного процесса при капитальном строительстве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание
5. Капитальное строительство как процесс включает проведение проектно-изыскательских и научно-исследовательских, строительных и монтажных работ, производство строительных материалов и оказание транспортных услуг. Как отрасль материального производства капитальное строительство включает строительно-монтажные, проектно-изыскательские и научно-исследовательские организации, предприятия строительной индустрии, предприятия по производству строительных материалов и транспортные предприятия. Отрасль капитального строительства взаимодействует со многими отраслями экономики, которые обеспечивают строительство различного рода материалами, строительными машинами, средствами транспорта и энергоресурсами. Результатом капитального строительства (продукцией строительства) являются здания и сооружения различного функционального назначения, объекты инфраструктуры.
7. Реализация инвестиционных проектов, связанных с капитальным строительством, требует осуществления мер по приобретению, аренде, отводу и подготовке земельных участков под застройку, проведению инженерных изысканий, разработке проектной документации на строительство или реконструкцию зданий и сооружений, собственно строительство — возведение зданий, сооружений, объектов инфраструктуры.

Функции участников инвестиционно-строительных проектов и характер их взаимоотношений. Функции управления инвестиционно-строительным проектом. Эффективность формализованных методов управления параметрами проекта.

В процессе разработки и реализации инвестиционно-строительных проектов в качестве основных участников выступают:

Инвестор– юридическое и/или физическое лицо, функции которого определяются:

— сферой приложения капитальных вложений (инвестиций);

— разработкой условий контрактов, связанных с привлечением и освоением инвестиций;

— принятием решений относительно организационных форм строительства с целью определения проектировщиков, подрядчиков, поставщиков путем объявления торгов или частных предложений;

— осуществлением финансово-кредитных отношений со всеми участниками инвестиционного процесса.

В качестве инвестиций инвестор может использовать:

Участники инвестиционно-строительных проектов и их экономические отношения

В самом общем классическом определении понятие «инвестиционный проект» (далее по тексту — ИП) — это совокупность операций (финансовых, организационных, технических и кадровых), сконцентрированных на достижении определенной цели.

Они требуют для своего осуществления материальных (финансовых, капитальных и интеллектуальных) вложений или инвестиций. Если для достижения этой цели необходима реализация нескольких инвестиционных проектов, то комплекс таких проектов, объединенных единой целью, называется инвестиционной программой, мультипроектом.

Чтобы реализовать ИП на практике, потребуется, кроме целей и желаний инвестора, привлечение ряда участников и специалистов.

Такими могут быть следующие участники:

  • заказчик или бенефициар ИП. Тот, кто непосредственно заинтересован в выгоде от реализации. Это может быть частное лицо, корпорация, государство, городская администрация и даже общественная организация;
  • инвестор — это тот, кто своими деньгами, материальными или интеллектуальными активами прямо или косвенно финансирует ИП;
  • исполнитель или подрядчик — частное лицо (группа лиц) или организация, непосредственно выполняющее работу или ТЗ по воплощению ИП в реальность;

Классификация инвестпроектов может быть проведена по множеству оснований и критериев. Существуют различные типы проектов — финансовые, капитального строительства и даже социальные. В российской инвестиционной и деловой практике принята следующая классификация инвестиций и проектов.

Общая системная классификация инвестиционных проектов в таблице.

ИП как документ, предназначенный для инвесторов, других ключевых участников инвестиций, должен ответить на вопросы:

  • насколько выгодно вложить деньги именно в этот проект;
  • сколько это будет стоить;
  • как быстро окупятся вложения;
  • какие для этого нужны инвестиционные ресурсы;
  • кто будет процессом управлять;
  • какие риски и гарантии для инвесторов.

Общая схема ИП выглядит как проект бизнес-плана:

  1. Резюме проекта или инвестиционный меморандум, где в краткой форме приводятся все основные параметры ИП
  2. Маркетинговое исследование рынка — будет ли востребована продукция компании, ее услуги и т. п.
  3. Техническое обоснование проекта — что и как нужно построить, какое требуется оборудование, где его приобрести.
  4. Описание всей организационной схемы, модель управления ИП, распределение полномочий, менеджмент, персонал — его найм и оплата
  5. Финансовая модель всего ИП — как будут работать деньги, когда будет пройдена точка безубыточности, расчет основных финансовых показателей.
  6. Оценка инвестиционных рисков, методы работы с ними, страхование, альтернативные варианты на случаи наступления форс-мажорных обстоятельств.
  7. Приложения, технические расчеты, финансовая и правовая информация, рекомендации экспертов и аналитиков, что необходимы для оценки инвесторами ИП.

Основные участники инвестиционного процесса в строительстве

Алгоритм реализации любого инвестиционного проекта предусматривает:

  1. Идея ИП, ее поиск и разработка в конкретных показателях, например, построить солнечную электростанцию для коттеджного поселка.
  2. Изучение способов, как инвестпроект осуществить — построить самим, нанять компанию-подрядчика или купить готовую станцию «под ключ».
  3. Поиск финансирования, например, выбор варианта покупки готовой станции, ее монтажа на месте. Соответственно оптимальными способами финансирования может быть либо сбор денег с жителей поселка, либо получение кредита в банке.
  4. Подготовка документации, получение разрешений, юридическое сопровождение, поиск компании-подрядчика.
  5. Реализация проекта.
  6. Получение прибыли от инвестированных средств. В данном случае — в виде экономии платы за электроэнергию и в дальнейшем поставка ее для соседних коммунальных потребителей, соседнего поселка.
  7. Финальная оценка эффективности вложенных средств.

Для оценки инвестиционных рисков используются методы риск-менеджмента:

  • составление рейтинга всех возможных рисков ИП;
  • экспертная оценка рисков, например, с привлечением специалистов страховой компании, которая будет осуществлять страхование на всех этапах его воплощения;
  • изучение и составление сценариев развития событий;
  • проведение стресс-тестов проекта, моделирование его устойчивости к тем или иным негативным факторам.

Этот этап подразумевает сбор воедино всех составных частей инвестпроекта — оформление его в виде инвестиционного меморандума, бизнес-плана, проектной документации, юридической регистрации, получения лицензий.

Например, это может быть проведение первичного собрания акционеров компании, которая будет осуществлять ИП, утверждение на нем инвестиционной программы. Для подготовки проекта привлекаются как собственные специалисты компании, так и приглашенные эксперты, аудиторы, представители госорганов и кредитных организаций.

  • Проведем требуемые изыскания для разработки проектной документации и строительства объекта.
  • Узнать подробнее
  • Разработаем проектную и рабочую документацию для реализации инвестиционного проекта.
  • Узнать подробнее

(в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 N 22-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 24.07.2007 N 215-ФЗ, от 17.06.2010 N 119-ФЗ, от 23.07.2010 N 184-ФЗ, от 18.07.2011 N 215-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ, от 12.12.2011 N 427-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 03.07.2016 N 369-ФЗ, от 26.07.2017 N 205-ФЗ, от 25.12.2018 N 478-ФЗ, от 02.08.2019 N 259-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
15 июля 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
17 июля 1998 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 215-ФЗ)

инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план); (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 215-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 22-ФЗ)

срок окупаемости инвестиционного проекта — срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение; (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 22-ФЗ)

совокупная налоговая нагрузка — расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) инвестором, осуществляющим инвестиционный проект, на день начала финансирования инвестиционного проекта. (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 N 22-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ)

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями инвестиций в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании, на отношения, связанные с вложениями инвестиций с использованием инвестиционных платформ, а также на отношения, которые связаны с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 N 22-ФЗ, от 17.06.2010 N 119-ФЗ, от 02.08.2019 N 259-ФЗ)

Этапы реализации и функции участников инвестиционно-строительного процесса.

1. Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее — субъекты инвестиционной деятельности), являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

2. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее — иностранные инвесторы).

3. Заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.

Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Подрядчики — физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

5. Пользователи объектов капитальных вложений — физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

6. Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.

1. Отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории Российской Федерации, регулируются международными договорами Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

2. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

Инвесторы имеют равные права на:

осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;

самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;

передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;

объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.1. Основные цели и задачи, сущность управления инвестиционными проектами.

5.2. Определение и основные элементы инвестиционного проекта.

5.3. Подходы к обоснованию инвестиционного проекта.

5.1. Основные цели и задачи, сущность управления инвестиционными проектами

Управление инвестиционными проектами в организации включает в себя подходы к руководству командами, работу над идеями, организацию работы над проектами, контроль выполнения рабочего графика для достижения намеченных результатов. Это предполагает разделение предстоящей работы на несколько этапов и поиска оптимального набора методов управления по их реализацией. При этом прослеживаются общие этапы и закономерности решения стоящих задач. Для повышения эффективности инвестиционного процесса, расширения круга задач, решаемых при этом, требуется не только выбор из нескольких существующих вариантов инвестирования, но и поиск путей (организационных, финансовых и др.) с целью разработки и реализации на рынок принципиально новых технических и технологических задач.

В общем виде процесс управления предполагает последовательное решение следующих задач – анализ и оценка складывающейся ситуации (закономерностей и тенденций развития -фаза анализа), попытку переноса выявленных закономерностей на будущее ( фаза планирования), и, наконец, фаза контроля и оперативного управления.

Применительно управлению инвестиционными проектами принято выделять фазу постановки целей, выбор методов их достижения и фазу реализации. Под управлением проектами принято понимать работу по управлению командой в части планирования, выработки требований по уточнению деталей проекта, проведению проекта через последовательно-паралельные этапы проектирования и разработки, и, наконец, доведение проекта до завершения.

Разработка методов повышения эффективности управления инвестиционными проектами в организации определяется зависимостью от: изменения внешней и внутренней среды, степенью неопределенности и риска при реализации конкретного проекта с учетом непредвиденных изменений его осуществления; сложностью определения конечных продуктов и технологии их производства; повышением требований заказчиков и уровня их компетентности; необходимостью учета организационных перестроек и изменений технологий при их осуществлении; ошибками при разработке, планировании и оценки стоимости предстоящих работ. Особенность управления инвестиционными проектами заключается в предоставлении возможности и средств кардинально увеличить вероятность завершения проекта в срок и в пределах его бюджета, а также с результатами, соответствующими его цели.

Важнейшей составляющей является обязательность обоснования принимаемых решений по проекту на всех этапах его жизненного цикла. Такое обоснование базируется на результатах технико- экономических исследований, проведение которых стало неотъемлемой частью управления проектами в организации.

Методы и средства управления проектами позволяют обеспечить: 1) разработку и обоснование концепции изменения соответствующей системы (организации, предприятия, имеющих портфель конкретных проектов); 2) оценку эффективности проекта с учетом факторов риска и неопределенности до принятия решения об инвестировании в него; 3) обязательное выполнение технико-экономического обоснования (ТЭО) и разработку бизнес-плана конкретного проекта для принятия инвестиционного решения в преимущественно неопределенных условиях; 4) системное планирование осуществления проекта на всех фазах его жизненного цикла, разработку сметы (смет) и бюджета проекта; 5) выбор исполнителей, а также определение оптимальной процедуры закупок и поставок для осуществления проекта через систему конкурсов (торгов, тендеров); 6) организацию реализации проекта, в том числе формирование профессионально ориентированной команды управления проектом; 7) реализацию эффективного контроля и обеспечение регулирования, включая управление изменениями, неизбежными в ходе реализации проекта, и системное управление качеством продукции проекта; 8) учет «человеческого фактора», оказывающего в большинстве случаев решающее воздействие на эффективность проекта в целом. Задачи достижения конкретных результатов проекта должны быть структурированы в отдельные взаимосвязанные работы, для выполнения каждой из которых следует выделить часть бюджета и времени, установленных для проекта в целом.

Важной особенностью применения современных методов управления, отличающей ее полезность и востребованностью в практике рыночной экономики, является детальная отработка управления конкретными проектами, прежде всего на их ранней стадии (на этапе прединвестиционных исследований и принятия инвестиционных решений). Рост масштабов проектов и необходимость измерения успешности реализации потребовали не просто повышения уровня специализации управленческой деятельности, в частности, выделение в самостоятельную сферу деятельности инвестиционного проектирования, но и разработки научно обоснованных методов планирования, контроля сроков исполнения, оценку затрат и организация взаимодействия исполнителей в процессе разработки и реализации инвестиционного проекта.

Организация инвестиционного проектирования. Весь комплекс работ по осуществлению проектов можно разделить на две части: инвестиционное проектирование и управление проектами. Конкретные работы инвестиционного проектирования и управления проектами тесно взаимосвязаны между собой и в ряде случаев проводятся параллельно. Однако, несмотря на определенную общность, эти работы имеют различную четко выраженную целевую направленность.

Что такое инвестиционный проект: классификация и виды, стадии, оценка и риски

Капитальное строительство как процесс включает проведение проектно-изыскательских и научно-исследовательских, строительных и монтажных работ, производство строительных материалов и оказание транспортных услуг. Как отрасль материального производства капитальное строительство включает строительно-монтажные, проектно-изыскательские и научно-исследовательские организации, предприятия строительной индустрии, предприятия по производству строительных материалов и транспортные предприятия. Отрасль капитального строительства взаимодействует со многими отраслями экономики, которые обеспечивают строительство различного рода материалами, строительными машинами, средствами транспорта и энергоресурсами. Результатом капитального строительства (продукцией строительства) являются здания и сооружения различного функционального назначения, объекты инфраструктуры.

Инвестор — субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий на собственные, привлеченные или заемные средства финансирование строящегося объекта. Инвестор имеет права на свободное распоряжение результатами инвестиций. Он определяет направление (область приложения) капитальных вложений; разрабатывает условия контрактов на строительство объекта; выбирает проектировщиков, подрядчиков и поставщиков оборудования; вступает в финансово-кредитные отношения с участниками инвестиционного процесса. Инвестор может совмещать функции других субъектов инвестиционной деятельности — выступать в роли заказчика, кредитора, покупателя строительной продукции (объекта строительства), а также выполнять функции застройщика.

Подрядчик (генеральный подрядчик) — строительно-монтажная организация, осуществляющая по договору подряда или контракту строительство объекта. Генеральный подрядчик по согласованию с заказчиком может привлекать для выполнения работ отдельных видов субподрядные строительные, монтажные специализированные организации. Ответственность за качество и сроки выполненных работ субподрядными организациями перед заказчиком несет генеральный подрядчик.

2. Этапы разработки и реализации инвестиционных проектов в капитальном строительстве

Реализация инвестиционных проектов, связанных с капитальным строительством, требует осуществления мер по приобретению, аренде, отводу и подготовке земельных участков под застройку, проведению инженерных изысканий, разработке проектной документации на строительство или реконструкцию зданий и сооружений, собственно строительство — возведение зданий, сооружений, объектов инфраструктуры.

Экономическая выполнимостьпроекта связана с наличием развитого рынка рабочей силы, рынков сырья и необходимых материалов; с инвестиционными возможностями (использование собственного капитала, кредиты банков, привлечение других средств); с квалификационными требованиями к основному и обслуживающему персоналу, к управленческому аппарату. Предварительная оценка реализуемости проекта является, как правило, очень грубой и для нее используется с целью экономии средств легко доступная информация.

Отдельные вопросы инвестиционного строительства

· формирование инвестиционного замысла (идеи);

· предварительное предпроектное (до разработки инвестиционного проекта) исследование инвестиционных возможностей;

· технико-экономическое обоснование проекта;

· приобретение (или аренда) и отвод земельного участка;

· подготовка контрактной и проектной документации;

· осуществление строительно-монтажных работ, включая пуско-наладочные работы.

Формирование инвестиционного замысла (идеи) предусматривает следующие фазы:

· разработку и предварительное обоснование замысла;

· инновационный, патентный и экологический анализ технического решения по строительству объекта, предусмотренного намечаемым проектом;

· проверку необходимости и возможности выполнения сертификационных требований к строительству;

· предварительное согласование инвестиционного замысла проекта с федеральными, региональными, муниципальными и отраслевыми органами управления.

Предварительное (предпроектное) исследование инвестиционных возможностей включает следующие компоненты:

· подготовка предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и по составу участников проекта;

· оценка предполагаемого объема капиталовложений по укрупненным показателям и предварительная оценка эффективности инвестиций;

· подготовка исходно-разрешительной документации;

· анализ и обоснование инвестиционных возможностей;

· подготовка контрактной документации на проектно-изыскательские работы;

· подготовка инвестиционного предложения для потенциального инвестора (решение о финансировании работ по подготовке технико-экономического обоснования проекта).

Получив положительные результаты по предварительной оценке инвестиционного проекта, переходят к составлению подробного технико-экономического обоснования. При его составлении используются данные, полученные на предварительных стадиях анализа проекта, которые необходимо дополнить новой детальной информацией. В частности, необходимо рассмотреть следующие вопросы:

· подготовка исходно-разрешительной документации;

· согласование строительных решений с градостроительными и архитектурно-планировочными решениями;

· анализ организационной структуры проекта, предварительная оценка величины организационных расходов.

· анализ потребности в рабочей силе (потребность в неквалифицированной рабочей силе; потребность в квалифицированных кадрах; потребность в менеджерах);

· планирование сроков реализации проекта (длительность всего строительства; продолжительность различных этапов проекта);

· принятие решений по инженерному обеспечению строительства;

· мероприятия по охране окружающей среды;

· описание организации строительства;

· описание системы управления строительством;

· организация труда и заработной платы рабочих и специалистов;

· подготовка сметно-финансовой документации, в том числе: расчет капитальных затрат, оценка издержек, источники финансирования проекта, источники и условия инвестирования, выбор кредиторов, оформление соглашений;

· оценка рисков, связанных с осуществлением проекта;

· прогнозирование денежных затрат и поступлений;

· оценка коммерческой эффективности проекта с помощью стандартных критериев и анализа чувствительности;

· анализ экономической и (или) бюджетной эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций) при его реализации;

· — формулирование условий прекращения реализации проекта.

Разработанное технико-экономическое обоснование проходит вневедомственную экспертизу по существу, экологическую экспертизу и экспертизы других видов (при необходимости). На основании технико-экономического обоснования и результатов экспертиз принимается решение о вложении средств в инвестиционный проект и его реализации.

Подготовка контрактной и проектной документации включает в себя следующие элементы:

· подготовка и проведение тендерных торгов и подготовка контрактов по их результатам;

· проведение переговоров с потенциальными инвесторами;

· разработка проектно-сметной документации на строительство или реконструкцию зданий и сооружений;

· определение изготовителей и поставщиков нестандартного оборудования.

На этапе осуществления строительно-монтажных работ помимо непосредственного выполнения этих работ производятся:

· подготовка контрактной документации на поставку строительных материалов, строительных машин и механизмов, комплектующих и энергоносителей;

· наладка оборудования;

· обучение персонала.

Капитальное строительство имеет своим назначением строительство новых предприятий, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. Капитальное строительство охватывает все стадии создания основных фондов — начиная от проектирования объектов и кончая вводом их в действие. Термин «капитальное строительство» используется в литературе и на практике в быту в двух значениях:

1) как отрасль материального производства;

2) как вид производственной деятельности.

Капитальное строительство как отрасль материального производства характеризуется тем, что это — отдельная отрасль материального производства, обособившаяся от других отраслей на основе общественного разделения труда. Основными признаками, характеризующими капитальное строительство как отрасль, являются:

– выпуск продукции определенного назначения;

– общность технологических процессов;

– наличие однородных предприятий;

– наличие профессионального состава кадров.

Главным признаком отрасли является выпуск продукции определенного назначения. Конечным результатом производственной деятельности строительства, т.е. продукции отрасли строительства, являются законченные строительством и готовые к эксплуатации здания, сооружения и предприятия, образующие основные фонды отраслей народного хозяйства страны.

Кроме создания основных фондов к функциям капитального строительства относятся реконструкция и техническое перевооружение действующих основных фондов предприятий. Поэтому в более широком понимании капитальное строительство выполняет функцию расширенного воспроизводства и ускоренного обновления основных фондов на базе капитальных вложений.

Капитальное строительство в РФ включает свыше 120 тыс. хозрасчетных проектных и строительных организаций, акционерных обществ. В строительной отрасли работает свыше 5 млн чел., что составляет около 10% общей численности трудоспособного населения, занятых в народном хозяйстве (почти 15% занятых в отраслях материального производства). Капитальное строительство как вид производственной деятельности имеет своим назначением создание (возведение) зданий, сооружений и предприятий путем выполнения комплекса работ:

– по возведению зданий путем сборки и монтажа отдельных элементов, строительных конструкций, укладки строительных материалов и полуфабрикатов;

– по сооружению санитарно-технических устройств (водопровод, канализация и т.п.);

– по монтажу оборудования;

– проектные и изыскательские работы;

– работы по планировке и подготовке территории застройки.

Технико-экономические особенности капитального строительства. Строительство имеет свои, только ему присущие, характерные особенности. Эти особенности связаны, прежде всего, со специфическими чертами, свойственными продукции строительства и производственному процессу в строительстве.

Здания, сооружения, предприятия и другие объекты, являющиеся продукцией строительства, многообразны, сложны по конструкции, крупны по размерам и массе. Это приводит к особенностям и разнообразию производства строительных работ.

Основные особенности строительного производства заключаются в следующем. Во-первых, в отличие от промышленного производства в строительстве продукция неподвижна и используется только там, где она создана, а перемещаются кадры строителей и орудия их труда. Трудовые ресурсы и орудия труда (строительные машины и оборудование) после завершения строительства с одного объекта переключаются на другой. Эта особенность строительства обусловливает своеобразие организационных форм управления, требует правильного размещения строительных организаций с тем, чтобы свести к минимуму потери времени и затраты на перемещение строительной техники и кадров с одной строительной площадки на другую.

Во-вторых, процесс изготовления продукции строительства занимает продолжительный период времени (исчисляется не только месяцами, но при строительстве крупных объектов — годами) и, следовательно, на долгое время вовлекает рабочую силу и средства производства в строительный процесс.

В-третьих, строительное производство связано со многими отраслями и предприятиями (объединениями, фирмами). От предприятий одних отраслей оно получает сырье, материалы и оборудование для изготовления строительной продукции. С предприятиями (фирмами, объединениями) других отраслей оно связано тем, что осуществляет работы на заказ по заданиям предприятий-заказчиков. Работа на заказ обусловливает важную роль в осуществлении строительства и ввода в действие готовых объектов предприятий-заказчиков, на которые возлагается планирование капитальных вложений, обеспечение строительства проектно-сметной документацией, поставка для строящихся производственных предприятий необходимого технологического и энергетического оборудования. С развитием техники строительная продукция усложняется, развиваются и усложняются связи строительных организаций с предприятиями других отраслей народного хозяйства республики. Новые постройки требуют разнообразных и дорогих материалов, требуют кооперации рабочих самых разнообразных специальностей, требуют продолжительного времени для своего завершения.

Все эти характерные для строительства особенности сказываются на организации и технологии строительного производства. Многие виды строительных работ ведутся вне зданий, на открытом воздухе. Поскольку продукция строительства является неподвижной, орудия труда и рабочая сила в течение производства должны перемещать��я на новое место работ соответственно фазам технологического процесса. Такое перемещение в определенной мере сказывается на непрерывности и равномерности строительного процесса, степени использования строительной техники и оборудования, основных экономических показателях строительства.

Основной задачей капитального строительства является наращивание производственного потенциала страны на новой технической основе, сооружение предприятий, жилищ, объектов социально-культурного назначения. От объема и эффективности капитального строительства зависит дальнейшее развитие всех отраслей материального производства, рост благосостояния народа.

Выполняя свои задачи, капитальное строительство играет важную роль в инвестиционном процессе. Чтобы установить роль капитального строительства в инвестиционном процессе, нужно обратиться к технологической структуре капитальных вложений (табл. 5.1). Из технологической структуры капитальных вложений вытекает, что в осуществлении капитальных вложений особая роль принадлежит капитальному строительству.

В строительстве применяются две организационные формы производства строительных работ: подрядный и хозяйственный способы производства работ. При подрядном способе строительные работы выполняют строительные и строительно-монтажные организации. Подрядные отношения в строительстве с заказчиками строятся на основе договоров строительного подряда.

По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (ст. 740 ГК РФ).

При подрядном способе производства работ в строительстве участвуют, как минимум, две стороны: заказчик и подрядчик. В роли заказчиков выступают предприятия и организации — застройщики, для которых предназначаются строящиеся объекты. В роли подрядчиков выступают постоянно действующие строительные организации. К выполнению монтажных и других специальных работ подрядчик, если это необходимо, на договорных началах может привлекать специальные монтажные организации, которые носят название субподрядных.

В соответствии с Законом «Об основах градостроительства в Российской Федерации» заказчик (застройщик) вправе по своему усмотрению привлекать на договорной, преимущественно конкурсной основе (в том числе через аукционы и торги подряда) в качестве подрядчиков любые строительные организации, имеющие лицензии на производство работ.

Строительные и строительно-монтажные организации — постоянно действующие организации, оснащенные строительной техникой и квалифицированными кадрами, необходимыми для выполнения подрядных работ. Наличие у подрядных организаций строительной техники и квалифицированных кадров дает им возможность выполнять строительные работы эффективно, качественно и в нормативные сроки.

Подрядные организации постоянно накапливают опыт производства строительных работ индустриальными методами.

Главной целевой задачей подрядной строительной организации является строительство объекта в нормативный срок с высоким качеством строительных работ и обеспечение рентабельной работы в соответствии с договором строительного подряда.

Вместе с тем ст. 740 ГК РФ предусматривает, что договор строительного подряда может заключаться как на новое строительство, так и реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и других работ, связанных со строящимся объектом.

В последние годы стало практиковаться строительство по системе «под ключ». В этом случае генеральный подрядчик принимает на себя все работы, включая поставку оборудования. На долю заказчика-застройщика ложится забота по обеспечению строительства проектно-сметной документацией и оплата выполненных работ.

В перспективе следует считать строительство «под ключ» наиболее прогрессивным способом подрядного строительства предприятий.

Подрядное строительство является важной формой ведения строительных работ. В 1990 г. подрядным способом выполняется около 70% общего объема строительно-монтажных работ в стране, в 1995 г. — 60%, в 2000 г. — около 50% (см. также табл. 5.4).

Для выполнения подрядных строительно-монтажных работ в стране создаются постоянно действующие хозрасчетные строительные организации.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (часть первая), принятым Государственной Думой России 21 октября 1994 г., в Российской Федерации могут создаваться и действовать организации и предприятия, в том числе строительные любой формы собственности. В частности, Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что в Российской Федерации могут создаваться и действовать государственные и муниципальные предприятия, производственные кооперативы, акционерные общества и иные коммерческие организации, в том числе частные. В РФ могут создаваться и действовать предприятия смешанной формы собственности, основанные на объединении имущества, находящегося в частной, муниципальной и государственной собственности, а также собственности общественных организаций, иностранных государств, юридических лиц.

До 1992 г. в России функционировали строительные министерства, которые осуществляли руководство строительными и строительно-монтажными организациями, находящимися в их подчинении. Так, на территории России в свое время были образованы следующие строительные министерства: Министерство строительства в северных и западных районах (Минсевзапстрой СССР); Министерство строительства в южных районах (Минюгстрой); Министерство строительства в районах Урала и Западной Сибири (Минуралсиб-строй); Министерство строительства в восточных районах (Минвостокстрой). Министерства осуществляли руководство строительством на соответствующих территориях. Заказчиками строек могли выступать любые отрасли.

Кроме указанных министерств были Министерство монтажных и специализированных строительных работ (Мин-тяжспецстрой); Министерство транспортного строительства (Минтрансстрой); Министерство промышленности строительных материалов. Деятельность этих министерств распространялась на всю территорию страны.

Были отдельные организации, специализирующиеся на строительстве объектов отраслевого профиля. К ним относятся строительные организации, ведущие строительство ТЭЦ, ГЭС, АЭС и крупных линий электропередачи, предприятий нефтяной и газовой промышленности. Строительные организации отраслевого профиля входили в состав Министерства энергетики и электрификации (Минэнерго), Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности, Министерства мелиорации и водного хозяйства.

В 1992 году утверждена подготовленная Правительством России Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. Согласно этой Программе государственные строительные предприятия (организации) в значительной части приватизированы в 1992–1993 гг.

В 1992–1993 гг. строительные министерства реорганизовались в акционерные общества: «Россевзапстрой», «Рос-югстрой», «Росвостокстрой», «Росстром», «Росгражданрекон-струкция», Нечерноземагропромстрой», «Санкт-Петербургская строительная корпорация», «Роснефтегазстрой».

После реорганизации республиканских строительных министерств и создания в 1992–1993 гг. российских акционерных обществ в строительстве создаются предпринимательские организации и предприятия различных форм собственности. Статус (правовое положение) строительного предприятия или фирмы зависит от способа формирования капитала (государственный, кооперативный, акционерный, паевой, частный), от принципов принятия управленческих решений (учредитель, собрание пайщиков, акционеров, собственник) и от формы распределения прибыли.

Многообразные условия строительства и его специфика не позволяют однозначно решать вопросы создания строительных организаций. Однако первичным звеном во всех случаях являются хозрасчетные строительные управления (СУ), строительно-монтажные управления (СМУ), строительные кооперативы, фирмы, акционерные общества, передвижные механизированные колонны (ПМК), строительные поезда и др. Строительные организации объединяются в тресты.

Строительные организации в народном хозяйстве России, объединения, АО классифицируют по ряду признаков:

1) по форме собственности (см. таблицу 5.5);

2) по характеру выполняемых работ;

3) по району деятельности.

Особенности инвестиционных проектов строительства многоквартирных домов.

  1. 3.3. Капитальное строительство, его роль в инвестиционной деятельности
  2. Глава 3. Капитальные вложения и капитальное строительство, их место в инвестиционной сфере
  3. 1.10. Техническая инвентаризация объектов капитального строительства
  4. ТЕМА 4 РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ВЛОЖЕНИЙ В КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
  5. Этапы разработки и реализации инвестиционных проектов в капитальном строительстве
  6. Глава 1. Инвестиционная деятельность строительной организации как объект управления
  7. Тема 8. КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ. ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ
  8. Субъекты инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
  9. Тема 7. Инвестиционный менеджмент в области реальных инвестиций. Инвестиционный проект как объект управления
  10. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита капитальных вложений
  11. 2.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
  12. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
  13. 2.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТА КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
  14. Права, обязанности и ответственность субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
  15. ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
  16. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
  17. 4.4.Капитальное строительство

Капитальное строительство — это процесс создания производственных и непроизводственных основных фондов путем строительства новых, расширения, реконструкции, технического перевооружения и модернизации действующих объектов. С помощью капитального строительства осуществляется реновация морально и физически изношенных основных фондов. Капитальное строительство охватывает все стадии создания основных фондов, начиная от проектирования объектов, кончая вводом их в действие.

Отличительные черты капитального строительства — это техническая и организационная сложность сооружаемых объектов, большие затраты материальных, трудовых и денежных ресурсов, большая длительность производственного цикла.

Общий цикл капитального строительства объекта — это время от начала его проектирования до ввода в эксплуатацию. Сокращение срока строительства имеет важное экономическое значение, так как приводит к более быстрой окупаемости капитальных вложений, т. е. к повышению их эффективности.

  1. Правовое регулирование инвестиций в капитальном строительстве
  2. Глава 5. Роль капитального строительства в инвестиционном процессе
  3. § 1. Понятие капитального строительства и его технико-экономические особенности
  4. § 2. Роль капитального строительства в инвестиционном процессе
  5. § 4. Роль капитального строительства в воспроизводстве основных фондов потребительской кооперации
  6. 8. План инвестиций и капитального строительства.
  7. 13. Прогнозирование уровня инвестиционной деятельности и капитального строительства.
  8. 3. Понятие коммерческих инвестиций в объекты капитального строительства
  9. Глава II. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ КОММЕРЧЕСКИХ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
  10. 2. К вопросу о правовых формах коммерческих инвестиций в объекты капитального строительства
  11. 4. Виды правовых форм коммерческих инвестиций в объекты капитального строительства
  12. 5. Правовая квалификация и регулирование коммерческих инвестиционных договоров по поводу объектов капитального строительства
  13. 5.1. Законодательство о коммерческих инвестиционных договорах по поводу объектов капитального строительства

Анализ инвестиционной деятельности в Ростовской области Скачать 48674 0 0

… министерством экономики Ростовской области с Агентством инвестиционного развития государственным контрактом от 15 сентября 2006 года «Об оказании услуг по привлечению инвестиций и развитию инвестиционной деятельности на территории Ростовской области», Агентство будет считаться надлежащим образом исполнившим обязательства, если объем привлеченных в Ростовскую область в 2008 году составит не менее …

Инвестиционная деятельность в Российской Федерации Скачать 72082 0 0

… как с российскими, так и с иностранными инвесторами. Что касается вопроса о соотношении Закона об иностранных инвестициях с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», то, по мнению некоторых юристов, произошло их сближение. Об этом свидетельствует развитие законодательства после принятия …

Субъекты и объекты инвестиционной деятельности Скачать 14407 0 0

… прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. При использовании инвестиционной терминологии необходимо выделять понятия: 1. Инвестиции — любой вид имущества и имущественных прав, вкладываемые в объекты инвестиционной деятельности ради извлечения прибыли или получения иного положительного эффекта. Иными словами, под инвестициями понимают то, что вкладывается в инвестиционные объекты. 2. …

Лизинг как вид инвестиционной деятельности Скачать 50892 0 0

… из шести глав, включающих 39 статей (в Гражданском кодексе Российской Федерации лизингу посвящен один параграф из шести статей). Федеральный закон однозначно определяет лизинг как вид инвестиционной деятельности и устанавливает своими целями развитие различных форм инвестиций в средства производства на основе операций лизинга, защиту прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, …

Глава 1. Организация инвестиционно-строительной деятельности

В связи с характерной деятельностью по производству продукции капитальное строительство имеет ряд отличительных черт от других отраслей:

  • строительно-монтажные управления, организации в результате деятельности выдают готовую продукцию в виде неподвижных и закрепленных на определенной территории построек;
  • производственные фонды строительной организации в виде активного оборудования, инструментов и приспособлений имеет передвижной характер;
  • производственный цикл занимает длительный период, от двух-трех месяцев до нескольких лет;
  • глобальные объекты строительства возводятся чаще всего на открытой местности, свежем воздухе, иногда в сложном климате.

При значительном снижении объемов поступающих капитальных вкладов рекомендуется рационально расходовать уже имеющиеся ресурсы.

Инвесторов выбирают на конкурсной основе в виде торгов. На деятельность менеджеров и руководителей, принимающих решения по заключению контракта, накладываются должностные ограничения. Разрабатывается прозрачная схема, финансирующая объекты строительства, контролируемая государственными службами, владельцами предприятий, банками-кредиторами, представителями общественности. Это становится гарантийными мерами по эффективному расходованию инвестиционных финансов.

В некоторых условиях государственные инвестиции не привлекаются, по различным причинам для возведения, реконструкции строительных объектов используют вложение частного капитала. Различают четыре основные схемы участия корпоративного инвестирования:

  • предпринимательская схема;
  • арендная модель;
  • концессионная система;
  • совместная государственная и частная кооперация.

Предпринимательский инвестиционный план используется наиболее часто, является прозрачным и понятным. Возврат вложенных средств осуществляется с началом эксплуатации введенного в действие объекта в виде доходов от работы или хозяйственной деятельности объекта.

В арендной модели проектирование, разработка и финансирование осуществляются за счет корпоративного капитала частного инвестора. Построенные по такой схеме объекты арендует для своих потребностей государство, регулярно оплачивая лизинг по установленным ценам. Это выгодно пользователям ввиду фиксированных тарифов, а инвестиционные риски минимальны, благодаря твердой плате за аренду.

Концессионная схема отличается от предыдущей модели тем, что частный инвестор испытывает определенные финансовые риски. Они выражаются в непостоянном доходе, зависящем от рыночного спроса помещений. При такой схеме государством и частником устанавливаются сроки концессии, по истечении которых строение переходит в собственность государства безвозмездно.

Рассмотрением и формированием схем, по которым осуществляются инвестиции в строительстве, занимается Госстрой России. На организацию возлагаются следующие задачи:

  • разработка и реализация государственных установок в области финансирования строительства, жилищно-коммунальных служб, архитектуры, формирование методов федерального управления инвестированием в современных экономических условиях;
  • содействие образованию партнерских союзов, предоставление гарантий работникам инвестиционной, строительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства;
  • координирование управленческой деятельности субъектов РФ в области строительства и реконструкции;
  • разработка нормативных строительных документов, ГОСТов по инженерным сетям, градостроительству, проектированию, капитальному ремонту;
  • формирование и решение отдельных вопросов в сфере жилищного строительства, разработка программ развития социальной области, коммунальной структуры, разработка и внедрение нормативов, по которым создается смета на строительство;
  • повышение качества архитектурных и проектных решений в области градостроительства и расселения граждан с целью создания для населения полноценной среды проживания.

Федеральный закон от 25.02.99 N 39-ФЗ

Финансирование этого вида строительства зависит от прогнозов специалистов на последующие периоды. Инвестиционная компания делает ставки на новые тенденции рынка офисных квадратных метров. Владельцы маленьких и средних строений и центров бизнеса испытывают давление со стороны конкурентов и готовят помещения к продаже, переставая сдавать их в аренду.

После сдачи в эксплуатацию нового строительства почти мгновенно находятся арендаторы и покупатели на офисные площади, особенно если они располагаются в центре города и в бизнес-районах. Удовлетворяя спрос, офисное строительство разворачивается в деловом центре города и в пределах удобной транспортной развязки. Последние тенденции наблюдаются и в строительстве не только центров бизнеса экономкласса, но и престижных центров класса А. Последующие годы удовлетворят самых требовательных арендаторов.

  1. § 2. Роль капитального строительства в инвестиционном процессе
  2. Порядок определения инвентарной стоимости объектов капитального строительства
  3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ВЛОЖЕНИЙ В КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
  4. ТЕМА 4. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ВЛОЖЕНИЙ В КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
  5. Глава 5. Роль капитального строительства в инвестиционном процессе
  6. § 3. Состав инвестиционной сферы. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности
  7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
  8. Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
  9. ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
  10. Управление инвестиционной деятельностью в форме капитальных вложений
  11. 9.3. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
  12. 8.1. Инвестиционная деятельность предприятий, осуществляемая в форме капитальных вложений
    Инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений
    Источники финансирования капитальных вложений
    Капитальное строительство как объект инвестиционной деятельности
    Основы развития строительной отрасли и инвестиционной деятельности в Российской Федерации
    Понятие о капитальном строительстве и капитальных вложениях
    Пути повышения эффективности капитальных вложений
    Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
    Учет инвестиций в основной капитал
    Учет, анализ и аудит капитальных инвестиций
    Управление капитальным строительством в муниципальном образовании (на примере управления капитального строительства администрации муниципального образования город–курорт Анапа)
  • Рубрикатор по предметам
  • Рубрикатор по типам работ
  • Пользовательское соглашение
  • Размещение рекламы

Инвестиции в строительство – это вложение средств в строящиеся или уже введённые в эксплуатацию объекты недвижимости с целью получения прибыли от изменения стоимости объекта. В первом случае мы получаем доход в обычном виде – инвестировали на этапе строительства, за это получаем свой объект дешевле, чем при покупке готового. Во втором случае это обычно доработки, отделка, повышение уровня и респектабельности, обустройство и так далее. То есть это не назвать прямыми инвестициями в строительство, но, тем не менее, с процессом постройки связано.

Содержание управления инвестиционными проектами в организации

Подводя итог, можно сказать, что инвестиции в новое строительство – отличный выбор для тех, кто хочет получать неплохой доход и при этом готов тратить время на изучение вопроса. Главное преимущество – возможность относительно быстро освоиться и дальше уже работать по схеме. Например, последующие покупки квартир у одного и того же застройщика нередко проводятся со скидкой, а это зачастую существенные суммы. Если капитал небольшой, то можно присмотреться к коммерческой недвижимости или же обращаться в специальные фонды, где сразу несколько маленьких инвесторов будут заниматься одним крупным объектом и в итоге получат в собственность доли объекта.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в России осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – Федеральный закон № 39-ФЗ), Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 214-ФЗ). Также в настоящее время продолжает действовать Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 года в части норм, не противоречащих Федеральному закону № 39-ФЗ.

Правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 160-ФЗ).

Действие Федерального закона № 39-ФЗ распространяется на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений. Об этом сказано в статье 2 указанного Закона.

Федеральный закон № 214 ФЗ регулирует:

только отношения, связанные с привлечением в строительство денежных средств. Инвестиции иного имущества, в том числе имущественных прав, и иных прав, имеющих денежную оценку, не являются предметом регулирования указанного закона;

организацию строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. При этом к иным объектам недвижимости относятся гаражи, объекты здравоохранения, общественного питания, предпринимательской деятельности, торговли, культуры и иные объекты недвижимости, за исключением объектов производственного назначения.


Так как привлечение денежных средств для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости является инвестиционной деятельностью, при инвестировании строительства объектов, которые Федеральным законом № 214-ФЗ именуются как «иные объекты недвижимости», в части, не противоречащей Федеральному закону № 214-ФЗ, применяется Федеральный закон № 39-ФЗ.

Таким образом, при регулировании отношений, связанных с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве, необходимо применять положения Федерального закона № 214-ФЗ.

Основным договором при осуществлении инвестиционной деятельности является инвестиционный договор. Следует отметить, что понятие «инвестиционный договор» в законодательстве отсутствует. С этим связана различная трактовка этого договора как в литературе, так и на практике. Традиционно к инвестиционному договору относят договор инвестирования строительства, в соответствии с которым инвестор финансирует строительство объекта недвижимости или его части, а застройщик осуществляет строительство и после сдачи объекта в эксплуатацию передает предусмотренный договором объект (или часть объекта) инвестору.

Также инвестиционный договор может представлять собой комплексный договор, объединяющий в себе черты организационного договора, который определяет основы взаимоотношений субъектов инвестиционной деятельности: инвестора, заказчика-застройщика, подрядчика, пользователя объекта, и основного договора, содержащего обязательства сторон по реализации инвестиционного проекта.

Статья 6 Федерального закона № 39-ФЗ предусматривает право инвестора на передачу по договору и (или) контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ (соинвесторам).

Договор участия в долевом строительстве, введенный Федеральным законом № 214-ФЗ, по своей сути также является инвестиционным договором.

По договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Необходимо помнить, что застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства по договору участия в долевом строительстве только после выполнения следующих условий:

получения в установленном порядке разрешения на строительство;

опубликования и (или) размещения проектной декларации в соответствии требованиями Федерального закона № 214-ФЗ;

государственной регистрации права собственности или права аренды застройщика на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства.

Договор участия в долевом строительстве, а также уступка права требования по нему, должен заключаться в письменной форме. Федеральный закон № 214-ФЗ предусматривает обязательные условия, которые должен содержать этот договор. Эти условия перечислены в пункте 4 статьи 4 указанного закона:

определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщика после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию строящегося объекта недвижимости;

срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства;

цена договора, сроки и порядок ее уплаты;

гарантийный срок на объект долевого строительства.

При отсутствии в договоре указанных условий такой договор в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона № 214-ФЗ будет считаться незаключенным.

Федеральный закон № 214-ФЗ допускает уступку участником долевого строительства права требования по договору только после уплаты им цены договора или одновременно с переводом долга на нового участника долевого строительства в порядке, установленном ГК РФ. Ценой договора признается размер денежных средств, подлежащих уплате участником долевого строительства (создания) объекта долевого строительства.

Договор участия в долевом строительстве подлежит государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на территории регистрационного округа по месту нахождения строящихся (создаваемых) объектов недвижимости, для строительства которых привлекаются денежные средства.

Государственная регистрация договора осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Если инвестиционная деятельность не связана с отношениями, регулируемыми Федеральным законом № 214-ФЗ, то между инвестором и заказчиком (заказчиком-застройщиком) могут заключаться договоры, имеющие различные названия – инвестиционный договор, договор об оказании услуг по выполнению функций заказчика и т. п. Однако суть их одна – в обязанности инвестора входит финансирование (а также в большинстве случаев разработка) инвестиционного проекта, а в обязанности заказчика – реализация проекта и организация строительства, в том числе привлечение подрядных организаций.

На практике часто функции заказчика и застройщика совмещаются, существует даже такое понятие – заказчик-застройщик. При совмещении функций заказчика и застройщика договор заключается между инвестором и заказчиком-застройщиком.

В случае если инвестор является заказчиком, то договор заключается между инвестором и застройщиком.

Деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом № 160-ФЗ, другими нормативными актами Российской Федерации, в том числе субъектов Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

Как уже указывалось, иностранными инвесторами могут быть иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, международные организации и иностранные государства.

Иностранные инвестиции – это вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, включая осуществление прямых иностранных инвестиций.

Иностранное юридическое лицо может осуществлять инвестиционную деятельность в Российской Федерации через филиал, созданный на территории Российской Федерации, а также путем создания коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции (включая функции представительства) от имени создавшего его иностранного юридического лица (далее – головная организация), при условии, что цели создания и деятельности головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам.

Необходимо помнить, что в соответствии со статьей 83 НК РФ и приказом МНС РФ № АП-3–06/124 от 7 апреля 2000 года филиалы и представительства иностранных юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, а также международные организации, созданные на территории Российской Федерации, обязаны встать на учет в налоговых органах.

Коммерческой организацией с иностранными инвестициями признается организация, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет не менее чем 10 % доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации только при осуществлении ею реинвестирования. Реинвестирование – осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями создается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Потеря статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями происходит со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников, и с этого дня инвестор утрачивает правовую защиту, гарантии и льготы, установленные Федеральным законом № 160-ФЗ.

Осуществлять инвестиционную деятельность на территории Российской Федерации иностранный инвестор может в любом виде, не запрещенном законодательством Российской Федерации.

После уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов иностранный инвестор имеет право на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм, а также свободное использование доходов и прибыли для реинвестирования в объекты предпринимательства на территории России.

В целом, иностранные инвесторы осуществляют инвестиции в строительство на тех же условиях, что и российские. Исключение составляет реализация приоритетных инвестиционных проектов, в отношении которых статьей 9 Федерального закона № 160-ФЗ предусмотрены гарантии от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией в РФ существует государственная власть, осуществляемая высшими органами власти страны (Президент РФ, Федеральные органы, Правительство РФ), нижестоящие органы, осуществляющие власть в пределах своей компетенции. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, однако в сфере инвестиционной деятельности их роль может быть такой же, как и у органов государственной власти. Поэтому применительно к нашей книге мы будем использовать понятие «органы власти», имея в виду как органы государственной власти, так и органы местного самоуправления.

Согласно статье 13 Федерального закона № 39-ФЗ разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет федерального бюджета, производится в соответствии с законодательством РФ в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы.

Так, общие принципы разработки и реализации федеральных целевых программ регулируются Федеральным законом РФ от 13 декабря 1994 года № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и изданным на его основе Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 594 (далее – Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ).

В качестве примера федеральной целевой программы можно привести федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)», утвержденную постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2001 года № 848.

Участие органов власти в инвестиционной деятельности в строительстве осуществляется в двух формах:

создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений;

прямого участия в инвестиционной деятельности.

Первая форма осуществляется государством в виде создания льготного налогообложения для субъектов инвестиционной деятельности, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений, защиты интересов инвесторов, представления субъектам инвестиционной деятельности в рамках закона льготных условий пользования землей и т. п.

Прямое участие органов власти в инвестиционной деятельности осуществляется следующими способами:

разработка и утверждение стандартов, осуществление контроля за их соблюдением;

разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов Федерации и средств бюджета органов местного самоуправления;

формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет средств федерального бюджета.

В случаях размещения заказов на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд необходимо руководствоваться порядком размещения таких заказов, установленным Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ), за исключением случаев, если такие товары, работы или услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации по одной сделке. Предельный размер расчетов наличными деньгами в соответствии с Указаниями Центрального банка РФ от 14 ноября 2001 года № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» в настоящее время составляет 60 000 рублей.

Таким образом, размещение заказов для государственных нужд на сумму превышающую 60 000 рублей, должно происходить в порядке, установленном Федеральным законом № 94-ФЗ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *