Вопросы применения жилищного законодательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопросы применения жилищного законодательства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Новая статья на сайте: «Банковский вклад: что такое, виды, обязанности банка, права вкладчиков», 11.05.2021
  • Новая статья в разделе «Блог», 08.05.2021
  • Новая статья на сайте: «Соглашение об уплате алиментов: правила составления», 06.05.2021

  • Зачем оформляется закладная на квартиру при ипотеке и какие возможности она предоставляет банку
  • Вклады в Сбербанке: какие бывают, как выбрать, можно ли открыть через Сбербанк Онлайн
  • За нарушение ПДД на железнодорожном переезде оштрафуют в 5 раз больше с 1 мая 2021 года
  • ТОП-10 популярных материалов из категории «Гражданский процесс», 07.09.2020
  • ТОП-10 популярных статей из категории «Исполнительное производство», 08.09.2020
  • Подборка материала по теме: «Увольнение с работы или пошли начальника к чёрту», 18.09.2020
  • Подборка материалов по теме: «Ценные бумаги», 18.10.2020
  • ТОП-10 популярных статей из категории «Авторское право», 10.09.2020

В понятие правоотношений входит перечень определенных прав и обязанностей, которые должны быть урегулированы законодателем. Правовое регулирование жилищных отношений осуществляется на федеральном и региональном уровне. Ниже приведены основные виды жилищных отношений.

Жилищное законодательство регулирует отношения по следующим поводам:

  • возникновение права использования, владения и собственности помещением жилого типа, которое относится к фонду государства или же муниципалитета (также возможно изменение жилищных отношений и их прекращение);
  • управление жилищными отношениями по поводу пользования помещениями жилого типа, которые относятся к фонду частных лиц;
  • использование общего имущества, которое имеется у собственников недвижимости;
  • управление жилищными отношениями по поводу признания помещений жилыми, а также исключение их из фонда жилищного характера;
  • учет фонда жилищного характера;
  • правовое регулирование жилищных отношений возможно при управлении домами, в состав которых входит определенное количество квартир;
  • ремонт помещений жилого типа также относится к сфере регулирования данной отрасли права;
  • правовое регулирование жилищных отношений осуществляется в ходе предоставления услуг коммунального характера;
  • внесение оплаты за помещение и услуги коммунального характера – это также сфера действия норм жилищного права;
  • управление жилищными отношениями осуществляется в виде государственного надзора, а также контроля муниципалитетов.

Это основные виды жилищных отношений, которые закреплены в законодательстве. Именно на них распространяют свое действие нормы кодифицированного акта, которым предусмотрена защита прав участников.

Согласно жилищному законодательству, участниками жилищных отношений являются граждане, организации, РФ и ее субъекты, а также муниципалитеты.

При этом положения данного кодифицированного акта могут применяться к отношениям, в которых участвуют граждане-иностранцы, лица, не имеющие никакого гражданства, и иностранные организации. Такие лица также могут рассчитывать на защиту своих прав.

Таким образом, для российских граждан и иностранных лиц в области таких отношений действует единый правовой механизм, однако и в этом случае действуют определенные исключения из правил. Так, в качестве нанимателей по соглашению о найме социального типа могут выступать только российские граждане. Кроме того, гражданам-иностранцам в большинстве случаев не предоставляются субсидии, с помощью которых можно оплачивать услуги коммунального характера. В этом также заключаются особенности регулирования данных отношений.

Список участников в кодифицированном акте сформулирован исчерпывающе. Именно поэтому субъекты, которые не указаны в кодексе, не могут напрямую принимать участие в правоотношениях жилищного типа.

Это правило распространяется, к примеру, на хозяйства крестьянского характера, которые нельзя отнести ни к физическим, ни к юридическим лицам. От имени такого хозяйства может выступать его глава в качестве физлица, все остальные участники выступают от своего имени.

Вопросы и ответы по жилищному праву

Стоит отметить, что нормы этого права тесно связаны с другими отраслями, которые также предусматривают защиту участников. Так, управление жилищными отношениями осуществляется в частности и положениями гражданского права.

Метод гражданской диспозиции – это способ регулирования в гражданской отрасли, который входит и в понятие жилищного права и в его основы. Гражданское право также может регламентировать отношения, так или иначе связанные с помещениями жилого типа. Тем не менее, круг такого регулирования весьма ограничен. Так, ГК РФ освещает вопросы приобретения права собственности на недвижимость, то есть рассматривает помещение исключительно в качестве экономического объекта.

Жилищная отрасль связана и с понятием административного права. Именно оно определяет полномочия органов государственного типа и муниципалитета, основы распределения этой недвижимости и управления фондом жилищного характера.

Управление жилищными отношениями невозможно без понятия конституционного законодательства. Именно оно определяет основы жилищного права. В эти основы входят принципы данной отрасли права (право на жилье, его неприкосновенность, многообразие разновидностей собственности и так далее).

В некоторых случаях понятия жилищного права могут пересекаться с уголовными нормами. Так, УК РФ предусмотрена ответственность за несанкционированное проникновение в жилище. Благодаря этому осуществляется полноценная защита жилищных отношений.

Некоторые понятия и принципы семейного права, регулирующие права участников, также входят в жилищные отношения. Так, определение состава семьи очень важно при регулировании вопросов собственности и пользования помещением жилого характера.

Таким образом, отношения, которые возникают по поводу такой недвижимости, регулируются не только ЖК РФ, но и другими локальными нормативными актами (акты могут быть федеральными, некоторые акты принимаются на уровне субъектов РФ или муниципалитетов). Жилищное право – это отрасль, которая тесно связана с другими областями. Для полноценной защиты правомочий участников необходимо влияние норм из других юридических отраслей, в частности, из гражданского и уголовного законодательства, акты которого так или иначе затрагивают вопросы, связанные с жильем.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Статья 1. Основные начала жилищного законодательства

  1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее — жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее — жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
  2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
  3. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  4. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
  5. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.

Статья 2. Обеспечение условий для осуществления права на жилище

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

  1. содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
  2. используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
  3. в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
  4. стимулируют жилищное строительство;
  5. обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
  6. обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
  7. обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.

Статья 3. Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения

  1. Жилище неприкосновенно.
  2. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.
  3. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.
  4. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Статья 4. Жилищные отношения.

Участники жилищных отношений

1) Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу:

Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года № 94

Вопросы применения жилищного законодательства

Вопрос: Имеют ли право на приватизацию жилья граждане, получившие жилые помещения по договору социального найма в связи с исполнением решения суда после 1 марта 2005 года, если решение суда было вынесено и вступило в законную силу до 1 марта 2005 года с учетом положений ст. 12 Федерального закона от 01.01.01 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»?

Ответ: Статьей 12 Федерального закона от 01.01.01 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» внесены дополнения в ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 000-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которыми не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г.

В соответствии с п. 1 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что жилищные правоотношения, по которым вынесено судебное решение, вступившее в законную силу до 1 марта 2005 года, возникли до введения в действие дополнений в ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Следовательно, граждане, получившие жилые помещения по договору социального найма на основании вступившего в законную силу до 1 марта 2005 г. решения суда, имеют право на приватизацию такого жилья и в том случае, если судебное решение было исполнено после 1 марта 2005 г.

Вопрос: Вправе ли граждане, не относящиеся к категории малоимущих, до 1 января 2007 г. передать в государственную или муниципальную собственность принадлежащие им на праве собственности жилые помещения?

Ответ: Статьей 20 Федерального закона от 01.01.01 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что малоимущие граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, до 1 января 2007 г. вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность.

Согласно ст. 9.1 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 000-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Данная норма утрачивает силу с 1 января 2007 г. (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 01.01.01 г. ).

Следовательно, Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предоставляет всем гражданам независимо от их имущественного положения до 1 января 2007 г. реализовать свое право на передачу принадлежащего им на праве собственности жилого помещения в государственную и муниципальную собственность.

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что положения ст. 9.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не могут быть ограничены ст. 20 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Таким образом, граждане, не относящиеся к категории малоимущих, вправе до 1 января 2007 г. передать в государственную или муниципальную собственность жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

В соответствии со ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, с помощью которых регулируются жилищные правоотношения.

Источники жилищного права подразделяются на федеральные жилищные законы и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты, а также на законы и иные нормативные правовые акты субъектов федерации.

Основная часть жилищного законодательства до 70-х гг. XX в. входило в состав гражданского законодательства, пока не были приняты специальные жилищные законы — Основы жилищного законодательства и жилищные кодексы.

В течение 1983—1995 гг. жилищное и гражданское законодательство России развивались отдельно друг от друга.

Сегодня ГК РФ содержит наиболее важные нормы, связанные с осуществлением прав на жилое помещение (главы 18 и 35). Согласно ст. 288 ГК РФ собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

По общему правилу акты жилищного законодательства вступают в действие со дня их опубликования, если в самом акте не указан данный срок.

Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы, т.е. применяются к тем правоотношениям, которые возникли после введения их в действие. Иногда им придается обратная сила, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Согласно ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

В качестве примера можно привести возможность применения положений о проведении общего собрании собственников жилых помещений в многоквартирном доме к общему собранию членов жилищного кооператива, членов товарищества собственников жилья (ТСЖ)

При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

Надо учитывать, что принцип аналогии может быть применен исключительно к частноправовым отношениям и не может применяться к публичным правоотношениям (например, административным), так как это может привести к произволу со стороны органов публичной власти.

На общеправовой принцип действия законодательства во времени (акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие, за исключением, когда это прямо предусмотренных этим актом) указано в постановлении Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».

Российская Конституция является основополагающим правовым документом, закрепляющим главные принципы гражданских правоотношений и государственного устройства РФ. При этом высшим приоритетом провозглашаются гарантии прав и свобод человека. Согласно конституционным положениям, определяется структура, функции, полномочия государственной власти, устанавливаются формы взаимодействия органов управления, общества и гражданина.

Конституция предоставляет Президенту РФ полномочия устанавливать определенные нормы, правила в различных отраслях правоотношений и государственной деятельности, включая жилищную сферу. Такая нормотворческая компетенция, предусмотренная статьей 90 российской Конституции, выражается в форме президентских распоряжений и указов. Этим правовым подзаконным актам присущи отсутствие персонифицированного адресата, многократность применения, формирование общих правил и моделей поведения в тех или иных сферах жизнедеятельности.

Важно! Указы Президента обладают юридической силой на все территории России, обязательны к исполнению органами государственной, региональной, муниципальной власти. При этом президентские распоряжения не должны нарушать конституционные нормы, выходить за рамки федерального законодательства.

Судебная практика по жилищным спорам и ЖКХ

Необходимо понимать, что в основе любого законодательного акта лежат не предметы, объекты или явления (например, движимое, недвижимое имущество, различные ресурсы, порядок их пользования или распоряжения). Целью законов является регулирования прежде всего человеческой жизнедеятельности, различных взаимоотношений людей, их действий или бездействия по отношению к определенным объектам. Понятия права и законодательства отличаются, но в совокупности определяют отношения между гражданами, организациями и государственными структурами в различных сферах деятельности, включая жилищную проблематику.

Если понятие законодательства охватывает все юридические документы, регулирующие аспекты жилищных отношений, то определение права в данной области представляет собой развернутые описания правовых возможностей, предоставленных гражданам Конституцией и законами.

Важно! Базовой единицей жилищного законодательства является жилище – пригодное к проживанию человека изолированное помещение. Такой объект должен быть официально признан жильем государственными органами, зарегистрирован, отнесен к определенной категории и поставлен на соответствующий учет в установленном порядке.

Согласно законодательству, максимальными правами наделены собственники недвижимых объектов жилого назначения. В соответствии с установленнымм правиламм они могут по своему усмотрению использовать, распоряжаться помещениями таким образом:

  • продавать другим физическим, юридическим лицам;
  • завещать недвижимость в наследство;
  • передавать помещения в дар;
  • производить обмен объектами;
  • сдавать жилье посредством заключения арендного договора;
  • не пользоваться помещением, проживать в другом месте.

Меньшими правами обладают лица, которые арендуют жилые помещения или проживают на условиях социального найма. К примеру, квартиросъемщик, в отличие от владельца, не может длительное время проживать в другом месте. Долгое отсутствие может повлечь расторжение арендного соглашения.

Общие помещения, а также прилегающие к многоквартирным домам территории находятся в общей собственности владельцев жилищ в долях, пропорциональных площадям их квартир. Соответственно, они несут ответственность за их функциональное состояние. С целью управления такими домами, помещениями и территориями собственники квартир делегируют соответствующие полномочия управляющим организациям. Для поддержания комфортных условий проживания эти компании осуществляют сбор коммунальных платежей, необходимых для хозяйственных нужд или ремонта средств.

Отдельным 9-м разделом ЖК устанавливаются правила проведения капитального ремонта многоквартирных жилых сооружений. Здесь дается определение такой процедуры, условия, нормы ее осуществления, предусмотрено формирование соответствующего фонда.

Представители иностранных государств, проживающие на территории России, обязаны руководствоваться нормами российского жилищного законодательства. В сфере жилищных правоотношений на иностранцев распространяются те же правила, что и на граждан РФ. Правовые акты и документы других стран на территории России не имеют юридической силы, за исключением совместно принятых международных соглашений. При этом отечественный правовой режим в области жилищных отношений в полной мере действует по отношению к иностранцам и не может быть хуже, чем для российских граждан.

Жилищное законодательство. Соотношение жилищного и гражданского законодательства

Формами выражения или источниками права являются:

  • Конституция – носит в себе общие принципы правового регулирования, применяемые напрямую.
  • Жилищный кодекс – базовый нормативный акт, на котором строится жилищное законодательство.
  • Постановления Правительства РФ, нормативные акты органов центральной власти (например, Минстроя и т. д.).
  • Разъяснения ВС РФ общего характера.
  • Обзоры практики применения жилищного законодательства ВС РФ.
  • Акты КС РФ, разъясняющие смысл законов и практику их применения.

Свою долю в нормативное регулирование вносят региональные и муниципальные власти. Акты, ими издаваемые, носят вторичный характер и основаны на федеральных законах и документах федеральных органов власти. Например, положение об органах жилищного надзора.

Высшие суды страны не ограничены лишь правом толкования законодательства. Им дано право их полной или частичной отмены.

КС РФ имеет более широкие полномочия. Он вправе признать норму неконституционной полностью или частично. Частичное признание указывает, в какой мере данная норма не соответствует Основному закону, и каким образом ее правильно понимать и применять.

Такой подход применяется судом более широко, и юристы стараются направлять жалобы, основываясь именно на нем.

Верховный суд рассматривает жалобы на не соответствие актов Правительства и центральных органов власти законам. Он вправе либо согласиться с жалобой и отменить акт полностью или частично, либо отказать в ней.

Фактически судебная власть вносит серьезные изменения в жилищное законодательство.

Действие закона ограничивается в частности, временными рамками. Каким образом?

Он приобретает силу с момента подписания Президентом. Конституция предписывает, что через 7 дней после подписания главой государства, новые законы публикуются. С момента публикации в официальном источнике они приобретают силу. Возможен и иной вариант. Например, в тексте непосредственно отмечается начало действия изменений в жилищном законодательстве с 1 января следующего года.

Подзаконный нормативный акт получает силу с момента его подписания или опубликования, нередко это происходит в один день. Если документ затрагивает права граждан, либо носит межведомственный характер, он подлежит регистрации в Минюсте. Без нее ни его подписание, ни его опубликование не дают ему юридической силы.

Процесс регистрации направлен на проверку соответствия нового акта Конституции и иным законам. Если министерство согласилось с новым документом, его опубликовывают в официальных источниках, в частности, на интернет-ресурсах и в газетах.

Статья 7. Применение жилищного законодательства по аналогии

К какому выводу приходят, исследуя жилищное законодательство? Помещение, по сути, является главным объектом его воздействия. Почему?

Приобретение и реализация права собственности на него, одна из главных вещей, волнующих современных людей.

В ЖК прописана процедура приобретения государственного или муниципального жилья. Отдельно действует законодательство о передаче в собственность людям государственного или муниципального жилья.

Также ЖК описывает основания и условия приобретения права пользования жилья, находящегося в чужой собственности.

Ряд статей кодекса посвящен приобретению права и условий пользования жильем, которое получено основным съемщиком от органов власти.

Кодекс регулирует деятельность ЖСК, ТСЖ и иных объединений собственников жилья.

Закон дает право перевести жилое помещение в нежилое и наоборот. В ЖК содержатся лишь базовые предписания по данному вопросу, они ссылаются на градостроительное законодательство. В регионах приняты регламенты, созданные по единой методике. В них прописаны основания для подачи заявления, перечень документов, которые требуется приложить и порядок действий органов власти.

  1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее — жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее — жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
  2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
  3. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  4. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
  5. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

  1. содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
  2. используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
  3. в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
  4. стимулируют жилищное строительство;
  5. обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
  6. обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
  7. обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.
  1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
  2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
  3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.
  4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
  5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
  6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
  7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
  1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
  2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
  3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
  4. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
  1. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
  2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены жилищным законодательством, применяются правила международного договора.


1) принцип неприкосновенности жилища;

2) принцип равенства всех участников жилищных правоотношений;

3) принцип беспрепятственного осуществления, вытекающих из отношений, регулирующих жилищным законодательством, прав;

4) принцип необходимости восстановления нарушенных жилищных прав;

Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года № 94

1) принцип обеспечения сохранности жилищного фонда;

2) принцип использования жилищных помещений не по назначению;

3) принцип административной защиты жилищных прав;

4) принцип недопустимости произвольного лишения жилища.

1) неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища;

2) признания равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений;

3) необходимость обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав;

4) необходимость строгого контроля за действиями участников регулируемых отношений;

5) всех указанных выше пунктов.

1) на отношениях, построенных на началах власти и подчинения, и отношения, построенные на началах равенства их участников;

2) на отношениях между гражданами и государственными органами и гражданами между собой;

3) на отношениях между гражданами и государственными органами и гражданами и органами местного самоуправления;

4) являются отношениями, пост роенные исключительно на началах власти и подчинения.

1) квартиры и комнаты;

2) жилые помещения;

3) жилые и нежилые помещения;

4) любые помещения.

88.Субъектами жилищных правоотношений могут быть:

1) граждане и юридические лица;

2) Российская Федерация и её субъекты;

3) граждане и юридические лица, Российская Федерация и её субъекты РФ, муниципальные образования;

4) только граждане.

1) совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории России, независимо от форм собственности;

2) совокупность всех приватизированных жилых помещений, находящихся на территории России;

3) совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории России, независимо от форм собственности, за исключением специализированных домов (общежитий, гостиниц, приютов, домов маневренного фонда);

4) квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1) служебные жилые помещения;

2) жилые помещения в общежитиях;

3) жилые помещения маневренного фонда;

4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;

5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;

7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;

8) все, указанные – п.п. 1-7;

9) все, указанные – п.п. 1-6;

10) все, указанные – п.п. 1-5.

[Жилищный кодекс] [Раздел I] [Глава 1]

1. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

Вступление любого гражданина РФ в определенные жилищные отношения временного или постоянного характера требует знаний Жилищного кодекса РФ:

  • практически нет никого, кто не был бы прямым или косвенным участником какого-либо жилищного отношения;

  • именно поэтому знание Жилищного кодекса РФ обязательно для всех.

Объем информации в области жилищного права, необходимой к пониманию, различен в зависимости от возраста, степени участия в жилищных отношениях и многих других факторов.

Однако обладание хотя бы минимальным пониманием основных норм жилищного права – требование времени.

Если вы впервые вступаете в жилищные отношения:

  • снимаете,
  • приобретаете,
  • продаете жилье,

то знание основ Жилищного кодекса РФ позволит защитить ваши жилищные права.

В редакции Жилищного кодекса РФ от 10 августа 2017 года имеется 10 разделов, составляющих его внутреннее строение:

  • из I раздела можно узнать общие понятия и принципы функционирования жилищного права;

  • II определяет право собственности, как основополагающее в сфере жилищных отношений;

  • III определяет передачу жилья в пользование согласно договору соцнайма и правила обращения с ним;

  • IV фиксирует установленный порядок пользования специализированным жилищным фондом;

  • V контролирует деятельность и иные связанные с ней аспекты в работе жилищно-потребительского кооператива;

  • VI закрепляет правовые основы деятельности ТСЖ;

  • VII раздел посвящен определению размера, порядка выплаты и начисления денежных сумм, взимаемых за пользование коммунальными услугами и жильем;

  • VIII фиксирует правила управления многоквартирными домами;

  • IX определяет решение вопросов в области проведения обязательного капремонта;

  • X содержит информацию о лицензии, процедуре ее оформления для деятельности, связанной с управлением многоквартирным домом.

Очевидно, что в этой редакции Жилищного кодекса РФ содержится информация, актуальная на сегодняшний день. Ответ на любой вопрос, возникший в плане реализации жилищного права, можно найти именно в этом документе.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *