Недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество это

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество это». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с федеральным законодательством о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, которое: 1) не относится к особо ценному движимому имуществу, закрепленному за учреждением собственником имущества, или приобретенному за счет средств, выделенных учреждению собственником на приобретение такого имущества; 2) не относится к недвижимому имуществу[1]. Распоряжение имуществом этих двух категорий осуществляется при согласии собственника. Однако в силу того же законодательства любое имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления[2], а потому никакого особо ценного движимого имущества, которое не было бы закреплено за учреждением на данном праве (как, впрочем, и любого другого имущества), у учреждения быть не может.

В то же время в гражданском законодательстве декларируется право бюджетного учреждения самостоятельно распоряжаться любым имуществом, приобретенным на средства от приносящей доходы деятельности (то есть на средства, полученные от оказания платных услуг или выполнения платных работ)[3], но, опять же, правовое противоречие есть и здесь – в федеральном законодательстве о некоммерческих организациях и в том же гражданском законодательстве установлен запрет на самостоятельное распоряжение бюджетным учреждением любым недвижимым имуществом[4]. Таким образом, с учетом всех этих противоречий на практике можно вести речь о существовании у бюджетного учреждения однозначного права самостоятельно распоряжаться только тем движимым имуществом, которое не относится к категории особо ценного движимого. Распоряжаться другим имуществом бюджетное учреждение может только с согласия собственника.

Также отметим: хотя в федеральном законодательстве не существует определения понятия «распоряжение имуществом», по общему правилу под этим распоряжением понимается продажа имущества, сдача его в аренду или безвозмездное пользование, использование в качестве залога (например, при получении банковского кредита).

9. Имущество государственных (муниципальных) учреждений

В отношении бюджетных учреждений федеральное законодательство о некоммерческих организациях определяет особо ценное движимое имущество как «движимое имущество, без которого осуществление БУ своей уставной деятельности будет существенно затруднено»[5]. Перечни такого имущества устанавливаются соответствующими органами, выполняющими функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, с учетом положений Постановления Правительства РФ № 538[6]. При этом данные перечни могут устанавливаться категориально для всех учреждений, подведомственных конкретному органу, выполняющему функции и полномочия учредителя, а могут – для конкретных учреждений. В последнем случае перечень содержит конкретные имущественные объекты с наименованиями, инвентарными номерами, балансовой стоимостью и прочей информацией.

Например, для своих подведомственных учреждений Минздрав отнес к такому имуществу автомобили, балансовая стоимость которых превышает 200 тыс. руб.; медицинское и хирургическое оборудование, балансовая стоимость которого превышает 3 тыс. руб.; любое движимое имущество, балансовая стоимость которого равна или превышает 500 тыс. руб.[7] В Пензенской области в сфере здравоохранения подход еще более жесткий – здесь к такому имуществу отнесены транспортные средства, компьютерная техника, машины и оборудование, оргтехника, балансовая стоимость которых за единицу превышает 3 тыс. руб., производственный и хозяйственный инвентарь, балансовая стоимость которого за единицу превышает 10 тыс. руб.[8]

Следует понимать, что фактически независимо от стоимости имущества учредитель может причислить к особо ценному любое движимое имущество, если сочтет, что без этого имущества осуществление бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет сильно затруднено[9]. Но подход собственника имущества может быть и вполне либеральным – например, в г. Астрахани в отношении муниципального бюджетного учреждения «Детская школа искусств № 20» в перечень особо ценного движимого имущества были включены только два объекта: рояль с балансовой стоимостью в 66 тыс. руб. и баян с балансовой стоимостью 56 тыс. руб.[10] Но такой подход встречается не очень часто – все же учредитель (собственник имущества) стремится максимально ограничить самостоятельность учреждения в распоряжении движимым имуществом и отнести к категории особо ценного движимого имущества как можно больше различных объектов. Например, для муниципального бюджетного учреждения «Усть-Цилемская детская музыкальная школа» (Республика Коми)[11] к этой категории, в отличие от предыдущего случая, был отнесен 21 объект, в том числе не только дорогостоящая звуковая аппаратура, но и дешевые гитары.


Учредитель может отнести к особо ценному любое движимое имущество.


В результате появления у бюджетного учреждения новых имущественных объектов в перечни особо ценного движимого имущества могут вноситься изменения. Иными словами, собственник имущества, которое приобретается бюджетным учреждением, может «добавлять» его в перечень особо ценного движимого. Например, в июле 2016 года администрация г. Шахты Ростовской области внесла в соответствующий перечень такой имущественный объект, как теневой навес с балансовой стоимостью 1,5 млн руб., закрепив его за муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 37»[12].

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о том, может ли учредитель (собственник имущества) отнести к категории особо ценного то движимое имущество, которое бюджетное учреждение приобрело за счет средств, полученных от оказания платных услуг или выполнения платных работ. Таких запретов в действующей федеральной нормативной правовой базе нет, хотя раньше они были, правда, только в отношении автономных учреждений[13]. Кроме того, по мнению Минфина, отнесение имущества к данной категории осуществляется независимо от источника средств на его приобретение[14]. Однако в некоторых случаях сам учредитель вводит соответствующий запрет. Например, в г. Ангарске Иркутской области[15] установлено, что не может быть отнесено к особо ценному движимое имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности автономного или бюджетного учреждения Ангарского городского округа, а также имущество, приобретенное автономным, бюджетным учреждением Ангарского городского округа за счет доходов, полученных от деятельности, осуществляемой автономным, бюджетным учреждением Ангарского городского округа согласно его уставу. В Тольятти мы видим похожую норму – здесь определено, что к особо ценному движимому имуществу не относится имущество, приобретенное автономным или бюджетным учреждением за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности, целевых взносов физических и (или) юридических лиц, полученное в результате добровольных пожертвований физических и (или) юридических лиц[16]. А вот, например, в г. Ярославле в местной нормативной правовой базе такого запрета нет[17].

Движимое и недвижимое имущество в бухгалтерском учете

Под списанием имущества, как правило, понимается комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжения вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также невозможности установления его местонахождения (например, если имущество было похищено).


Правила списания имущества определяет нормативными актами собственник.


Порядок списания имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными и муниципальными (в том числе бюджетными) учреждениями, определяются в нормативных правовых актах, утвержденных на уровне собственника данного имущества (учредителя учреждений). Это могут быть как законы (правовые акты, утвержденные представительными органами местного самоуправления), так и нормативные правовые акты, утвержденные исполнительными органами государственной власти и местными администрациями. Например, в Республике Крым имеется соответствующий республиканский закон[19], в Хабаровском крае – постановление краевого правительства[20], в Волгоградской области – приказ областного комитета по управлению государственным имуществом[21], в г. Орел – решение городского совета народных депутатов[22], в Чудовском районе Новгородской области – постановление районной администрации[23].

Правила списания имущества могут быть различными. Рассмотрим для примера основные положения соответствующих правил, действующих в Республике Крым[24] – недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество списывается по решению республиканского совета министров, согласованному с профильным комитетом Госсовета и с учредителем.

1. Движимое имущество с балансовой стоимостью до 200 тыс. руб. списывается по решению республиканского органа, уполномоченного управлять государственным имуществом, согласованному с учредителем.

2. Движимое имущество с балансовой стоимостью до 40 тыс. руб. списывается учреждением самостоятельно.

3. Для списания имущества в учреждении создается комиссия, в состав которой входят главный бухгалтер (его заместитель), материально ответственное лицо в отношении объекта списания, представитель республиканского органа, управляющего госимуществом, представитель учредителя.

Как видим, процедура списания имущества в данном случае может быть достаточно сложна – в особенности это связано с необходимостью обеспечения функционирования в учреждении комиссии, куда должны входить два представителя, не входящих в число сотрудников самих учреждений.

А вот в Волгоградской области[25] согласование списания бюджетным учреждением имущества с отраслевыми органами государственной власти и областным комитетом по управлению госимуществом требуется только в тех случаях, когда речь идет о списании недвижимого или особо ценного движимого имущества. При этом здесь, в отличие от ситуации в Республике Крым, от учреждения не требуется включать в состав комиссии по списанию имущества представителей указанных госорганов (тут такие комиссии называются «постоянно действующими комиссиями по поступлению и выбытию активов»).

В нормативных правовых актах могут быть конкретизированы случаи, когда имущество подлежит списанию. Например, в Хабаровском крае государственное имущество, относящееся к основным средствам и материальным активам, подлежит списанию в следующих случаях[26]:

1) имущество изношено по истечении установленных сроков эксплуатации и (или) непригодно для дальнейшего использования, если его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно;

2) имущество изношено до истечения установленных сроков эксплуатации и (или) непригодно для дальнейшего использования, если его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно;

3) имущество морально устарело, при этом оно не может быть реализовано за плату или передано для дальнейшего использования другим учреждениям, предприятиям или в муниципальную собственность;

4) имущество утрачено или уничтожено в результате аварий, дорожно-транспортных происшествий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций;

5) объект недвижимого имущества признан аварийным и подлежащим сносу;

6) недостача или порча имущества, выявленные при его инвентаризации или проверке сохранности имущества.

Также в нормативных правовых актах могут приводиться перечень документов, которые готовятся учреждением для списания имущества, порядок действий, сроки выполнения этих действий.

В следующем номере журнала будет опубликовано продолжение данной статьи.



[1]Часть 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон об НКО).

[2] Часть 9 ст. 9.2 Закона об НКО.

[3]Абзац 2 ч. 3 ст. 298 ГК РФ.

[4] Часть 10 ст. 9.2 Закона об НКО, абз. 1 ч. 3 ст. 298 ГК РФ.

[5] Часть 11 ст. 9.2 Закона об НКО.

[6] Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».

[7] Приказ Минздрава РФ от 02.06.2015 № 296н «Об определении перечней особо ценного движимого имущества федеральных государственных автономных и бюджетных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации».

[8] Приказ минздрава Пензенской области от 26.11.2013 № 503 «Об утверждении Перечня видов особо ценного движимого имущества государственных бюджетных учреждений Пензенской области, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство здравоохранения Пензенской области».

[9] Подпункт «б» п. 4 Постановления Правительства РФ № 538.

[10] Постановление администрации города Астрахани от 11.05.2012 № 3956 «Об утверждении Перечня особо ценного движимого имущества МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 20 города Астрахани».

[11] Постановление администрации муниципального района «Усть-Цилемский» от 24.10.2013 № 10/2142 «Об утверждении перечня особо ценного движимого имущества муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Усть-Цилемская детская музыкальная школа».

[12] Постановление администрации г. Шахты от 21.07.2016 № 3633 «О внесении изменений в постановление администрации города Шахты от 26.07.2011 № 3333 «Об утверждении перечней особо ценного движимого имущества муниципальных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования г. Шахты».

[13] Постановление Правительства РФ от 31.05.2007 № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» (утратило силу с 01.01.2011).

[14] Письмо Минфина РФ от 26.09.2012 № 02-06-10/3912.

[15] Постановление администрации Ангарского городского округа от 20.11.2015 № 1667-па «Об утверждении Порядка определения видов и перечней особо ценного движимого имущества муниципального автономного, бюджетного учреждения Ангарского городского округа и отмене некоторых муниципальных правовых актов».

[16] Постановление мэрии городского округа Тольятти от 07.02.2011 № 343-п/1 «Об утверждении Порядка определения видов и перечней особо ценного движимого имущества муниципальных бюджетных или автономных учреждений городского округа Тольятти».

[17] Постановление мэрии г. Ярославля от 02.03.2011 № 525 «О порядке определения видов и перечней особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения».

[18] Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 № 1125н «Об утверждении Порядка согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, либо приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение такого имущества».

[19] Закон Республики Крым от 25.12.2014 № 51-ЗРК/2014 «О порядке списания имущества Республики Крым».

[20] Постановление правительства Хабаровского края от 02.03.2009 № 64-пр «Об утверждении Порядка списания государственного имущества, находящегося в собственности Хабаровского края».

Размер налога на имущество зависит от того, к какой группе относится рассматриваемый вариант. Существует несколько видов, которые подразделяются на простые и сложные. К простым следует причислять отдельно стоящие объекты, а также вещи. Сложными являются цельные большие здания, заводы, а также шахты.

Группы Виды
Земли и недра (включая водоемы) Для жилья
Жилые помещения Для общественных целей
Нежилые строения Для бизнеса и предпринимательства
Прочие сооружения (в том числе инженерные) Для сельскохозяйственных нужд

Определения понятий движимого и недвижимого имущества Налоговый кодекс не содержит. Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ их следует применять в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства.

О том, что такое недвижимое имущество, сказано в п. 1 ст. 130 ГК РФ. Согласно этой норме к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Также недвижимостью являются:

— подлежащие госрегистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания;

— жилые и нежилые помещения, предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

В пункте 1 ст. 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам законом может быть отнесено и иное имущество.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

Что отнести к особо ценному движимому имуществу?

Для бюджетного учреждения имущественные отношения также очень важны. Подобное имущество классифицируется стандартным образом — делится на движимое и недвижимое. Происходит это в соответствии с обычными правилами, применяемыми для классификации собственности физических или юридических лиц. В моменты расчета налога и его последующей оплаты необходимо будет руководствоваться стандартными и едиными для всех законодательными нормами. Также имеются некоторые отличия. Заключаются они прежде всего в режиме владения определенными объектами и применяемом к ним налогообложении.

Со всеми тонкостями процесса деления имущества на движимое и недвижимое нужно ознакомиться всем собственникам. Очень важно сделать это прежде, чем возникнет необходимость его регистрации, так как имеются особые моменты, позволяющие в некоторых случаях экономить финансовые средства.

Таким образом, объекты, находящиеся в собственности, относятся к недвижимому имуществу. Люди могут владеть землей, домами, зданиями или производственными мощностями, а также лодками или воздушными судами. В каждом из этих случаев перед собственником возникает необходимость не только следить за сохранностью, но и оплачивать полагающиеся налоги и сборы. Все расчеты, относящиеся к имуществу, производятся в рамках правовых норм.

Статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации. Возникает вопрос: относится ли имущество к недвижимости, если права на нее не зарегистрированы?

Исходя из этого, налоговики привели следующий алгоритм действий для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости.

В первую очередь нужно установить, есть ли запись об объекте в ЕГРН. Если есть, то такой объект признается недвижимостью.

Если записи в ЕГРН нет, нужно проверить наличие оснований, подтверждающих прочность связи объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Например, в отношении объектов капитального строительства исследованию подлежат документы технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т.п.

Налоговики также обратили внимание на постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13, в котором сказано, что по смыслу гражданского законодательства права могут быть зарегистрированы лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

Комплексное развитие территорий (КРТ) коснется, прежде всего, Москвы, Казани, Тюмени, Новосибирска, Кемерово, т. е. городов с населением не менее миллиона жителей. Не исключаются и другие населенные пункты в более, чем 15 регионах страны. Закон о КТР регулирует замену ветхого или аварийного жилья при имеющейся адресной программе.

Программа запускается только при наличии согласия не менее двух третей жильцов дома, который предполагается снести. Право принятия решения имеют региональные органы власти и правительство, она может быть начата и по инициативе собственников земли и недвижимости в границах территории реновации.

В отличие от предыдущей версии закона, КТР можно проводить и на территориях с процентом ветхого и аварийного жилья менее 50 – теперь точное количество домов не оговаривается.

Цель закона – ускоренное расселение и решение проблем граждан, проживающих в аварийно-опасных объектах.

На протяжении этого года вступят в силу новации закона об участии в долевом строительстве, Перед заключением первого договора об участии с гражданами, застройщик должен предоставить всю проектную декларацию на планируемые к возведению дома.

Неприятным моментом для девелоперов станет существенное расширение списка с причинами для отказов в выдаче заключения соответствия проектных документов и самого застройщика актуальным законам. Сюда же входит ужесточение требований к застройщикам, которые используют для расчетов только эскроу-счета. Их шанс получить заключение уменьшается и регулируется статьей закона № 214-ФЗ.

Отдельно оговариваются изменения, которые относились к ослаблению требований к строительным организациям в связи с пандемией коронавируса. С первого же дня текущего года вновь будет идти неустойка, проценты, считаться убытки за нарушение обязательств, вновь появится возможность обращаться в суд с заявлением о временном запрете использования денег дольщиков, а сами объекты, для которых надо найти средства, включать в реестр проблемных.

Гражданский кодекс относит к недвижимому имуществу:

  1. земельные участки;
  2. участки недр;
  3. все, что прочно связано с землей (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и т. п.);
  4. воздушные и морские суда;
  5. суда внутреннего плавания;
  6. космические объекты;
  7. предприятие (в целом как имущественный комплекс).

Обратите внимание: с 2006 года из приведенного перечня исключены обособленные водные объекты, леса и многолетние насаждения.

К движимым вещам относятся деньги и ценные бумаги, а также все остальные вещи, которые не отнесены законом к недвижимости (паи, вклады, доли в капитале, музейные предметы и коллекции и пр.).

Иногда гражданское законодательство отдельных стран настолько отличается, что в одной стране конкретное имущество признается недвижимым, а в другой такое же имущество признается движимым. Законодатель предусмотрел и этот нюанс: в статье 1205 Гражданского кодекса определено, что «принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам определяется по праву страны, где это имущество находится». Если же движимое имущество находится в пути (например, перевозится в транспортном средстве), возникновение и прекращение права на него по общему правилу определяется по законам страны, из которой это имущество отправлено.

Вид имущества (движимое/недвижимое), по поводу которого стороны заключают сделку, может непосредственно влиять на соответствующий гражданский договор, который ее оформляет. В этом случае норма закона обычно четко разделяет, как действовать в ситуации с недвижимым имуществом, а как – при движимом имуществе. Приведем несколько примеров.

От вида имущества может зависеть, например, форма договора дарения. Так, договор дарения недвижимости всегда подлежит государственной регистрации, а подарить движимое имущество можно и в устной форме. Но есть два исключения, когда обязательна письменная форма, хотя и без государственной регистрации (п. 2 ст. 574 ГК РФ):

  • дарителем является юридическое лицо и стоимость дара больше 3000 рублей;
  • договор содержит обещание дарения в будущем.

Напомним, что дарение между коммерческими организациями запрещено (ст. 575 ГК РФ). Исключением выступают обычные подарки, то есть стоимостью не более 3000 рублей.

В свою очередь предметом договора проката может быть только движимое имущество (п. 1 ст. 626 ГК РФ).

В зависимости от вида имущества установлены разные сроки, в течение которых участники долевой собственности вправе воспользоваться своим правом преимущественной покупки. Вот эти сроки: по недвижимому имуществу – в течение месяца, по движимому – в течение 10 дней со дня извещения (п. 2 ст. 250 ГК РФ).

Это важно

Недвижимостью признается только такое жилое изолированное помещение, которое пригодно именно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п. 2 ст. 15 ЖК РФ).

В статье 130 Гражданского кодекса приведен один из ключевых критериев отнесения имущества к недвижимому – прочная (прежде всего физическая) связь с землей. Его суть заключается в следующем: если объект возможно переместить с одного места на другое без несоразмерного ущерба его назначению, он признается движимым имуществом. В этом случае прочная связь с землей отсутствует.

Вынесенный в заглавие вопрос – не пустой возглас. В судебной практике можно найти довольно много споров, когда физические лица или организации пытаются доказать, что принадлежащий им объект (пристройка, гараж, забор, строение, коммуникации и др.) является именно недвижимым имуществом. Ведь если суд признает возведенный объект движимым имуществом, последствия такого решения наверняка выльются в значительные финансовые затраты. Более того: зарегистрировать права на такое имущество невозможно, а если уже зарегистрированы – суд признает регистрацию недействительной. Раз имущество движимое, значит, принять решение о его сносе или переносе значительно проще. И вместе с тем следует иметь в виду, что самовольной постройкой может быть признано только недвижимое имущество (п. 1 ст. 222 ГК РФ). Приведем два примера из судебной практики: схожих, но разных по последствиям.

Пример 1

Фундамент торгового павильона – ленточный, стеновые панели облегченные типа «сэндвич». Таким образом, признаки недвижимого имущества отсутствуют. Оснований для регистрации права собственности на торговый павильон и признания его самовольной постройкой нет (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20 апреля 2009 г. по делу № А38-1050/2008-15-87).

Пример 2

Согласно техническому паспорту, торговый павильон представляет собой здание с бетонным столбчатым фундаментом и имеет стены в виде трехслойных панелей по типу «сэндвич», перегородки из сборных панелей, односкатную железную крышу, дощатые, покрытые ДВП, линолеумом полы, металлопластиковые оконные проемы. Здание обеспечено центральным отоплением, водопроводом и канализацией. Следовательно, павильон прочно связан с землей. Перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. В связи с этим строение является недвижимым имуществом, признается самовольной постройкой и подлежит сносу (постановление ФАС Дальневосточного округа от 10 августа 2010 г. № Ф03-5467/2010 по делу № А04-8600/2009).

Имейте в виду: для отнесения объекта к недвижимому имуществу помимо прочной связи с землей необходимо, чтобы он был создан в установленном порядке как недвижимость с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил. Тем самым прочная связь с землей – лишь один из признаков, по которому объект можно отнести к недвижимости. Сюда можно добавить, например, еще один существенный критерий – наличие стационарных подведенных коммуникаций.

Наличие фундамента не может однозначно свидетельствовать о недвижимом характере имущества. Сходную позицию можно встретить и в решениях арбитражных судов. Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18 ноября 2008 г. № Ф04-7013/2008(15948-А46-9) по делу № А46-5563/2008 указано: наличие фундамента, на который установлен торговый павильон, не может служить основанием для отнесения данного павильона к недвижимому имуществу.

Вместе с тем в Градостроительном кодексе есть понятие «объект капитального строительства» (п. 10 ст. 1). Это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Заметим, что указанное понятие не тождественно понятию «объект недвижимости», хотя тоже не ограничивается критерием прочной связи с землей.

Не стоит забывать, что рано или поздно вторая часть Налогового кодекса будет дополнена главой о налоге на недвижимость, который заменит собой налог на имущество и земельный налог. В связи с этим вопрос о признании различных построек движимым либо недвижимым имуществом встанет более остро.

К сведению

Чтобы одному из супругов совершить сделку по распоряжению общим недвижимым имуществом (продать, обменять, подарить и др.), необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга (п. 3 ст. 35 ТК РФ). В отношении движимого имущества эта норма не применяется.

Правовой режим недвижимого имущества основан на необходимости обеспечить особую устойчивость прав на это имущество и установить специальный порядок распоряжения им. Поэтому право собственности и другие вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав (ЕГРП), который ведет Росреестр. На практике достаточно сделать первый шаг – подать документы на регистрацию.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – обязательное условие легализации прав на него. Более того: возникает право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество только с момента такой регистрации. Этот принцип закреплен статьей 219 Гражданского кодекса.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является основным нормативным документом, который определяет общие правила и порядок государственной регистрации. К данному закону следует обращаться, если необходимо произвести государственную регистрацию следующих видов недвижимого имущества и прав на него:

– предприятия как имущественного комплекса и сделок с ним;

– прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах;

– прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков;

– прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах;

– права общей собственности на недвижимое имущество;

– права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества;

– договоров участия в долевом строительстве и прав участников долевого строительства на объекты долевого строительства;

– права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

– права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества;

– права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства;

– аренды недвижимого имущества;

– сервитутов (право ограниченного пользования чужим земельным участком);

– прав на недвижимое имущество, установленных решением суда, арбитражного или третейского суда;

– ипотеки;

– любых прав на недвижимое имущество, связанных с распоряжением им на условиях доверительного управления или опеки;

– права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю;

– прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него.

Правовое регулирование государственной регистрации недвижимого имущества не ограничено указанным законом. Например, в отношении воздушных судов действует отдельный Федеральный закон от 14 марта 2009 г. № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними». Вопросам государственной регистрации посвящена отдельная глава в Федеральном законе от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Порядок государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов регламентируют различные кодексы (Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта), а также иные законы и ведомственные приказы.

Таким образом, государственной регистрации подлежит не только право собственности на недвижимость, но и другие права (хозяйственное ведение, оперативное управление, пожизненно наследуемое владение, постоянное пользование, ипотека, аренда и др.), а также ограничения этих прав (сервитуты), их возникновение, переход и прекращение.

Внимание

Нормы о самовольной постройке (ст. 222 ГК РФ) применяются исключительно к объектам, отвечающим признакам недвижимого имущества.

От государственной регистрации недвижимого имущества и прав на него следует отличать учет некоторых видов такого имущества. В данном случае речь идет о техническом учете жилищного фонда (БТИ), а также учете других объектов капитального строительства и отдельно федерального имущества по Положению об учете федерального имущества (утв. постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447).

Не лишним будет расставить все точки над «i» в отношении транспортных средств. Многие считают, что автомобиль – недвижимое имущество. Это не так. Все транспортные средства относятся к движимым вещам (кроме воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов). В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» сказано: допуск транспортных средств для участия в дорожном движении осуществляется путем регистрации транспортных средств в ГИБДД и выдачи соответствующих документов (свидетельства о регистрации, регистрационных знаков и др.). Это касается и автомобилей, и мотоциклов, и прицепов и пр.

Внимание

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ). А именно – с момента внесения соответствующей записи в ЕГРП.

Дата публикации 18.03.2020

Вопрос аудитору

Бюджетное медицинское учреждение приобрело санитарный автомобиль за счет собственных средств. Можно ли не учитывать его как особо ценное имущество, а учесть на счете 210135310 и не производить расчеты с учредителем?

Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу определен постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 (далее — Постановление № 538). Перечни особо ценного движимого имущества (далее — ОЦДИ) бюджетных учреждений определяют органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя (п. 3 Постановления № 538).

В состав ОЦДИ включается движимое имущество при соблюдении следующих условий (п. 4 Постановления № 538):

    • имущество удовлетворяет ценовым критериям, установленным на уровне публично-правового образования;
    • без этого имущества бюджетному учреждению будет сложно выполнять основные уставные виды деятельности;
    • имущество отнесено уполномоченным органом власти к определенному виду ОЦДИ.

Вид деятельности, в рамках которого имущество поступило в учреждение, для отнесения движимого имущества к особо ценному значения не имеет.

Имуществом, которое приобретено бюджетным учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности (КФО 2), учреждение распоряжается самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ). При этом показатель счета 2 210 06 000 в отношении такого имущества формироваться не должен (письмо Минфина России от 22.10.2015 № 02-07-10/60698). По мнению специалистов Минфина России, при ведении перечня можно вести обособленно два раздела — ОЦДИ, которым бюджетное учреждение распоряжается самостоятельно, и ОЦДИ, которым бюджетное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.

В соответствии с п. 238 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, счет 210 06 «Расчеты с учредителем» предназначен для учета расчетов с органом власти, выполняющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения.

В то же время п. 116 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, предусмотрено, что операции по счету 210 06 оформляются в случае принятия к учету или выбытия недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником средств. Поскольку в рассматриваемой ситуации санитарный автомобиль приобретен за счет собственных средств учреждения, отражать расчеты с учредителем на счете 210 06 не требуется.

Таким образом, санитарный автомобиль, приобретенный за счет собственных средств, должен быть учтен в качестве ОЦДИ, если он удовлетворяет ценовым или иным критериям отнесения к ОЦДИ. При этом необходимо утверждение учредителя. В ином случае санитарный автомобиль принимается к учету на счет 101 35.

По имуществу, которое приобретено по КФО 2, расчеты с учредителем на счете 210 06 не отражаются. Иными словами, учет имущества в составе ОЦДИ не всегда влечет необходимость учета расчетов с учредителем на счете 210 06.

В Налоговом кодексе РФ нет определения для понятий «движимое имущество» и «недвижимое имущество». За их трактовкой принято обращаться к ст. 130 ГК РФ «Недвижимые и движимые вещи». Однако ошибка в определении статуса имущества может привести к нарушениям при уплате налогов — ведь движимое имущество с 1 января 2019 года не облагается налогом на имущество. В случае путаницы налогоплательщику может грозить уплата недоимки и споры с ФНС.

Рассказываем, как отличить движимое от недвижимого — и что делать, если неправильный статус вещи все-таки закрался в декларацию по налогу на имущество организации.

Объект недвижимости — это исключительно правовая категория, которой соответствует определенная совокупность признаков.

Что относится к недвижимости в соответствии с ГК РФ

По ст. 130 и 133.1 ГК РФ, к недвижимости относятся:

1) объекты в силу своих природных свойств (признаков) (абз. 2 п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25), а именно:

1.1) земельные участки (части земной поверхности, имеющие индивидуальные характеристики);

1.2) объекты, прочно связанные с земельными участками — то есть, по сути, все, что находится под и/или над земельным участком и прочно связано с ним, в том числе:

— участки недр;

— здания и сооружения;

— жилые и нежилые помещения в них;

— предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если их границы описаны в порядке, установленном законодательством о государственном кадастровом учете;

2) некоторые (в том числе и движимые) объекты в силу прямого указания закона — то есть когда они подчинены правовому режиму недвижимых вещей:

2.1) воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты;

2.2) единый недвижимый комплекс, который представляет собой совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически (в том числе железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др.) либо расположенных на одном земельном участке, если в ЕГРН зарегистрировано право собственности на совокупность этих объектов в целом как на одну недвижимую вещь (ст. 133.1 ГК РФ).

Есть три основных признака, по которым вещь относится к недвижимому имуществу.

Как определить движимое и недвижимое имущество?

Государственные, муниципальные предприятия – это не только обеспечение из бюджета, но еще и обилие требований, обязательств, отчетности.

В частности, именно у таких юрлиц на первый план выходит понятие «особо ценное движимое имущество».

Обуславливается тем, что муниципальные, госучреждения, предприятия не обладают собственным имуществом, а лишь распоряжаются тем, что закрепляется. В юрнауке это именуют правом оперативного управления.

Если обратить внимание на второй пункт 298-й статьи ГК, можно найти ряд ограничений, накладываемых на распоряжение имуществом. Они налагаются на автономные учреждения, вынуждая их предварительно согласовывать операции с собственником. Подобные ограничения распространяются на два класса: особо ценное движимое имущество, недвижимость.

В равной степени ограничения распространяются на имущество, доставшееся предприятию от собственника, и на купленное юрлицом из финансовых резервов, предоставленных собственником. А вот если некоторый объект вошел в перечень особо ценного движимого имущества, тогда предприятие вправе распоряжаться им так, чтобы получать выгоду.

С одной стороны, возможность существовать на бюджетные деньги существенно упрощает выживаемость предприятия в условиях рыночной конкуренции.

В то же время обилие бумажек буквально душит любую инициативу.

В частности, сильно ограничивает возможности учреждения невозможность по своему усмотрению быстро и эффективно использовать имеющееся в распоряжении юридического лица особо ценное движимое имущество.

Исходя из законов, перечень особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения включает все позиции, оцениваемые в сумму 200-500 тысяч российских рублей. Для расчета берут стоимость баланса. В некоторых ситуациях ограничительной величиной, планкой выбирают стоимость, установленную фед. органами госвласти, являющейся учредителем предприятия.

Если некоторое имущество под указанное условие не подпадает, но считается жизненно необходимым для предприятия (автономного, от бюджета), если оно нужно ради ведения уставной деятельности, а отсутствие затруднит работу юрлица, его можно назвать особо ценным движимым имуществом учреждения. Сюда же причисляют позиции, подпадающие под первый пункт декларированного правительственного Порядка под регистрационным номером 538.

А кто распоряжается собственностью на свое усмотрение? Для начала – разнообразные автономные предприятия, приобретшие на собственные деньги некоторые позиции, в том числе классифицируемые как особо ценное движимое имущество. Также юрлица могут на свое усмотрение распоряжаться прочим имуществом, не классифицируемым как особо ценное – и не важно, чьими усилиями оно появилось на предприятии.

Согласно материальному фактору различия движимости и недвижимости выражаются в следующем:

  1. Движимое имущество можно без проблем двигать и перемещать, никак его, при этом не изменяя и не нанося ему урон. Перенос недвижимости связан, как правило, с большими затратами и восстановлением в последующем имущества в исходное состояние.
  2. Уникальность недвижимого имущества. Конечно этот критерий может относиться и к некоторым движимым вещам, но это случается достаточно редко, в то время как каждый объект недвижимости уникален. Например, две одинаковые квартиры в одном и том же доме, построенные по одному проекту, всё равно будут разные. Каждая из них имеет свой особый адрес, который отличает её от остальных объектов. Движимое же имущество, как правило, выпускается сериями, и одна вещь может быть заменена второй точно такой же без особых проблем.
  3. Юридический критерий. Этот признак до сих пор вызывает споры и не является однозначным. Речь идёт о государственной регистрации собственности. По этому признаку недвижимое имущество в своем большинстве подлежит государственной регистрации, а движимое имущество – нет.

Ещё одной причиной возникновения споров является перевозимое из-за границы имущество, так как критерии отнесения вещи к движимости или недвижимости могут кардинально отличаться в законодательстве разных стран. В связи с этим ст.1025 ГК поясняет, что отнесение вещи к тому или иному типу имущества происходит на основании законов страны пребывания имущества. При перевозке объекта права той страны, которую он покидает прекращаются при пересечении границы.

Перечень недвижимого имущества гораздо уже чем движимого. Основными объектами недвижимости являются:

  1. Земля и земельные участки.
  2. Различные здания, постройки и сооружения, стоящие на земле: дом, квартира, хозяйственные построй, промышленные сооружения и т.д. Объекты незавершённого строительства также относятся к недвижимости. При этом не имеет значения кто является владельцем имущества, физическое или юридическое лицо.
  3. Недра земли.
  4. Крупные воздушные и морские суда (о страховании водного транспорта можно прочитать тут).
  5. Суда внутреннего плавания.
  6. Космические корабли и объекты.

В 2006 году из числа недвижимости были исключены леса, многолетние насаждения и отдельные водные объекты.

Список движимого имущества можно продолжать очень долго, к нему относится всё, что не включено в недвижимость:

  1. Деньги;
  2. Ценные бумаги и акции;
  3. Мебель;
  4. Техника;
  5. Автомобили;
  6. Драгоценности и т.д.

О том, что относится к движимому и недвижимому имуществу — расскажет юрист в видео ниже:

Такой комплекс регистрируется в государственных органах как один объект недвижимости, что значительно упрощает и сокращает процесс оформления бумаг при его отчуждении. В то же время недвижимый комплекс в последующем воспринимается как единая вещь и не может быть разделён на части. Это может стать проблемой при совместной собственности нескольких человек на единый объект.

Письмо от 01.10.2018 № БС-4-21/[email protected]

Движимое имущество — это имущество, вещи, не относящиеся к недвижимости, имеющие самостоятельное предназначение, с которых не платится налог на недвижимость, включая деньги и ценные бумаги (ст.130 ГК РФ).

Важно помнить, п. 6 ст. 3 НК, что каждый должен точно знать, какие налоги обязан платить, поэтому критерии движимого и недвижимого имущества должны быть четкими и понятными.

Движимые вещи не имеют прочной связи с землей, поэтому их можно перемещать без несоразмерного ущерба назначению. К примеру, почти все транспортные средства, оборудование — это движимое имущество. Однако некоторые вещи, очевидно движимые в силу своих физических свойств, являются недвижимостью по закону. Например, это подлежащие госрегистрации морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

Иногда определить, является объект движимым или недвижимым, трудно. В таких случаях вопрос обычно решает суд. При этом нередко проводится экспертиза.

Например, рекламные конструкции признаются движимым имуществом, несмотря на то что связаны с земельным участком. Такие конструкции устанавливаются на определенный срок и демонтируются (перемещаются) без несоразмерного ущерба назначению их как технических средств (см. судебную практику).

По своей сути, природным свойствам движимое имущество отличается от недвижимого тем, что оно:

  • не имеет прочной связи с землей;
  • не всегда индивидуально определено (зерно, стулья и т.д.). Недвижимость всегда определена четко (например, у здания есть в том числе адрес, кадастровый номер и технические характеристики — площадь, этажность и др.).

При решении вопроса о том, относится ли объект к недвижимости, суд в том числе выявляет его природные свойства (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ №1 (2016)).

От того, движим объект или нет, может зависеть, к примеру, необходимость согласия собственника на совершение сделки с ним, форма договора. Поэтому не полагайтесь только на выписку из ЕГРН, оценивайте признаки объекта. Ошибка может привести к признанию сделки недействительной. То, что объект зарегистрирован в ЕГРН, не означает, что он действительно является недвижимостью (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2012 №3809/12).

Кроме того, от правильной квалификации объекта зависит то, какие нормы законодательства должны применяться к соответствующим отношениям.

В правовом регулировании можно выделить, в частности, следующие отличия:

  • движимое имущество по общему правилу не требует государственной регистрации. Вещные права на недвижимость, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение нужно регистрировать (п. 1 ст. 131 ГК РФ);
  • требования к форме сделок с движимым имуществом менее строгие. Обычно для них нужна простая письменная форма. В то же время для большинства сделок с недвижимостью предусмотрена письменная форма в виде одного документа. Несоблюдение этого требования влечет недействительность договора. Например, это справедливо для купли-продажи или аренды недвижимого имущества (ст. 550, п. 1 ст. 651 ГК РФ);
  • по местонахождению недвижимости, в отличие от движимого имущества, определяется место исполнения некоторых обязательств (п. 1 ст. 316 ГК РФ);
  • залог движимого имущества регистрировать не нужно. Залог недвижимого имущества (ипотека) подлежит регистрации в ЕГРН (ст. 19 Закона об ипотеке);
  • срок приобретательской давности для движимого имущества — 5 лет, а для недвижимости — 15 лет (п. 1 ст. 234 ГК РФ);
  • споры о правах на недвижимость рассматривают суды по месту ее нахождения (исключительная подсудность) (ч. 1 ст. 38 АПК РФ, ч. 1 ст. 30 ГПК РФ). И это нельзя изменить.

Что бы сделать вывод на данный счет, внимание надо обратить на предназначение спорных объектов. Они нужны не для обслуживания здания, а для производства готовой продукции или обслуживания производственного процесса, к примеру: производственную линию, транспортер и систему защиты от пожаров к «машинам и оборудованию» согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ).

Общие критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу определены Постановлением № 538. На основании этого документа в каждом ведомстве, субъекте РФ, муниципальном образовании для подведомственных учреждений установлены свои порядки, которыми, в частности, определены стоимостные критерии имущества и конкретные виды имущества, относящегося к ОЦДИ, а также порядок формирования перечня ОЦДИ.

Так, перечень ОЦДИ федеральных государственных автономных учреждений, подведомственных Минспорту, установлен Приказом Минспорта РФ от 02.02.2017 № 61. В данный перечень включаются следующие категории имущества:

  1. Вычислительная техника.

  2. Информационное оборудование.

  3. Машины и иное оборудование.

  4. Оборудование систем связи.

  5. Оргтехника.

  6. Производственный и хозяйственный инвентарь.

  7. Средства измерения и управления.

  8. Транспортные средства.

Этим же приказом утверждена форма, по которой составляется перечень ОЦДИ учреждениями, подведомственными Минспорту. В ней выделены:

  • имущество, балансовая стоимость которого превышает 500 000 руб.;

  • иное движимое имущество, без которого осуществление федеральным государственным бюджетным (автономным) учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено;

  • имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Ведение перечней ОЦДИ производится учреждениями на основании сведений бухгалтерского учета о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии) (п. 5 Порядка № 538).

По общим правилам решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение (п. 4 ст. 3 Федерального закона № 174-ФЗ).

При этом необходимо обратить внимание на разъяснения Минфина, приведенные в Письме от 18.11.2011 № 02-03-10/5026: если ОЦДИ приобретено за счет собственных средств и используется учреждением для выполнения государственного (муниципального) задания, учредителем может быть рассмотрен вопрос о его закреплении за учреждением. Закрепление имущества за учреждением осуществляется по решению учредителя, принятому в порядке, установленном законодательством РФ. Таким имуществом учреждение без согласия собственника уже не вправе распоряжаться. Примером тому является случай, когда при изменении типа бюджетного учреждения – получателя бюджетных средств на автономное учреждение – получателя субсидий имущество, приобретенное за счет приносящей доход деятельности, закреплялось за учреждением и включалось в перечень ОЦДИ.

Отметим также, что Постановление № 538 не содержит ограничений для отнесения имущества автономных учреждений, приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доходы деятельности, к категории ОЦДИ уже после изменения типа. Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина РФ от 13.01.2020 № 02-07-10/668, от 07.05.2019 № 02-07-05/33148, от 31.08.2017 № 02-06-10/56069. Таким образом, имущество, приобретенное за счет собственных средств, может быть отнесено к категории ОЦДИ (включено в перечень ОЦДИ) исходя из стоимостного или иного критерия в зависимости от того, какой порядок установлен учредителем учреждения.

Таким имуществом (приобретенным за счет приносящей доход деятельности, включенным в перечень ОЦДИ, но не закрепленным за учреждением в установленном порядке) учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Согласно Письму Минфина РФ № 02-06-10/56069 учреждение при ведении перечня ОЦДИ может предусмотреть обособленно вести в нем два раздела:

  1. ОЦДИ, которым учреждение распоряжается самостоятельно.

  2. ОЦДИ, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.

Организация Категория собственности особой ценности Документ, определяющий категорию ценного имущества
Федеральные автономные, бюджетные организации Балансовая цена

200 т. р. – 500 т. р.

Федеральный аппарат госвласти, обладающий полномочиями учредителя, и выполняющий его функции
Бюджетные организации субъекта России, автономные организации, сформированные на основе имущества, которое относится к собственности субъекта Балансовая цена

50 т. р. – 500 т. р.

Высший исполнительный аппарат государственной власти субъекта России
50 т. р. – 500 т. р.

Балансовая цена определена правовым нормативным документом высшего исполнительного аппарата государственной власти России

Государственные аппараты России, наделенные полномочиями учредителя, выполняющие его функции
Муниципальные бюджетные организации, автономные организации, сформированные на основе имущества, являющегося муниципальной собственностью Цена приобретения

50 т. р. – 200 т. р.

Местные органы власти
50 т. р. – 200 т. р.

Балансовая стоимость определена нормативным правовым документом местными органами управления

Местные власти самоуправления с полномочиями учредителя, исполняющий соответствующие функции

Перечень особо ценного имущества

Бокс, в котором стоит автомобиль, это не простое помещение – его по праву можно считать объектом недвижимости, особенно, в том случае, если постройка построена стандартным образом – залит фундамент, сделана кирпичная кладка. Нельзя отнести к недвижимому имуществу гараж, сделанный из металла, поскольку он является переносным.

Необходимо знать, к какому типу имущества принадлежит гараж – движимому или недвижимому, поскольку от этого зависит, нужно ли оформлять объект в собственность или нет.

В качестве гаража – хранилища для автомобиля могут быть использованы:

  • металлические конструкции, размещенные на определенной территории, например, неподалеку от частного дома, дачи, жилого комплекса;
  • контейнеры — «ракушки»;
  • находящиеся в ведении садово – гаражного кооператива боксы;
  • постройки, имеющие фундамент и прочные стены;
  • другие здания, которые могут быть использованы для хранения автомобиля, например, подземные помещения в многоэтажных домах.

Недвижимостью будет считаться лишь тот объект, который имеет фундамент и не может быть перемещен на другое место. Металлический переносной гараж не будет считаться недвижимым имуществом.

Основные характеристики недвижимого объекта:

Необходимость дифференциации собственности обусловлена нюансами законодательства — правила владения, приобретения, реализации допустимы для одного вида, но неприемлемы для другого. Особенности имущества также применяются при процессах в суде, погашении налоговых обязательств, разделе и так далее.

Принадлежность объекта к определенному виду устанавливает:

  • требуется ли госрегистрация;
  • как представить его в бухучете, в том числе налоговом;
  • как вычислить амортизацию;
  • как формировать уставной фонд организаций;
  • в каком порядке осуществлять сделки или иные правовые действия (наследование, удержание за долги и так далее).

Таблица 2. Сравнение движимого и недвижимого имущества

Недвижимость Движимая собственность
Преимущественно требуется госрегистрация, в том числе при сделках В основном случае госрегистрация не применяется
Наличие установленного адреса местонахождения Не привязана к определенным координатам местоположения, легко и без ущерба перемещается
Приобретательная давность (право на владение по истечении длительного времени добросовестного использования имущества) насчитывает 15 лет (ст.234 ГК РФ) Приобретательная давность — 5 лет
Преимущественно подлежит имущественному взносу В большинстве случаев налог не удерживается

ВНИМАНИЕ! Определению принадлежности объекта к одному из видов имущества способствуют акты муниципальных образований по капитальному строительству.

Инструкция по сдаче гаража в аренду:

  1. В первую очередь следует найти того, кто захочет снять гараж. Для поиска арендатора можно подать объявление в газеты, пустить рекламу бегущей строкой, расклеить объявления по району.
  2. Необходимо определиться с ценой. Можно пригласить независимого оценщика недвижимости.
  3. После того, как покупатель найден, необходимо обговорить условия, назвать цену, составить предварительный договор, проверить документы.
  4. Следует определиться, кто будет оплачивать счета за электроэнергию, на какой срок планируется сдача в аренду. Обе стороны указывают в договоре свои реквизиты и контактные данные.
  5. Каждая из сторон подписывает оба экземпляра и хранит свой до тех пор, пока не будет прекращено действие договора и не истечет срок аренды.
  6. Если арендодатель не берет оплату вперед, в соглашении должно быть отмечено, каким способом будет перечисляться оплата.
  7. Если в гараже находится ценное имущество, его необходимо убрать или спрятать, чтобы в дальнейшем не предъявлять претензии к арендатору.
  8. Согласно российскому законодательству, граждане обязаны уплачивать подоходный налог в размере 13%, а поскольку сдача гаража внаем считается способом получения дополнительного дохода, собственнику следует посетить ФНС, чтобы в последствии не получить огромный штраф.
  9. Декларация о доходах заполняется в отделении налоговой один раз в год.

Чтобы не возникло никаких проблем, рекомендуется сдавать гараж на законных основаниях, уплачивая налоги и правильно оформляя документы. Неприятностей лучше избегать, в особенности, если гражданин не может себе позволить расплачиваться впоследствии с государством, выплачивая штрафы в размере, во много раз превышающем размер самого налога.

Движимое имущество — это любая вещь, которая находится в собственности, но не отнесена законом к недвижимости. К движимому имуществу не относятся стационарные строения, а также земельные участки. Все остальные объекты налогообложения признаются движимыми.

Согласно норм ст. 379 НК РФ налоговым периодом для уплаты этого платежа является год. Соответственно, налог на движимое имущество платится один раз в год. В ст. 374 НК РФ (п. 4.2) идет речь о том, что объекты ДИ, которые были переданы в порядке обычного использования и управления федеральным исполнительным органам и исполняющими оборонную функцию, не будут признаваться как объекты обложения налогом.

Что такое движимое имущество определение

Обязанность предоставлять декларацию с данными по налогу на ДИ закреплена в статье 386 НК РФ. Организации обязаны подавать документ до 30.03 года, следующего за отчетным периодом. Декларация состоит из титульной страницы и 2-х разделов.

Налогоплательщик размещает на заглавной странице декларации по форме КНД 1152026 такие данные:

  • идентификационный номер;
  • код КПП;
  • номер страницы;
  • данные налогового органа;
  • отчетный период;
  • код региона;
  • название организации;
  • ОПФ компании;
  • количество листов декларации;
  • паспортные и контактные данные лица, которое сдает документ в налоговую инспекцию;
  • дата сдачи документа.

В первом разделе налогоплательщик заполняет суммы налога, которые необходимо внести в бюджет. Цифры указываются в рос. рублях. Детальная информация в разделе предоставляется в таком виде:

  • ОКТМО по каждому из объектов;
  • величина налога;
  • объем льготы.

Во втором разделе декларации приводится сам расчет налоговых платежей. Здесь важно указать стоимость имущества компании (движимого) по состоянию на 1 число каждого месяца. Также в этом разделе налогоплательщик должен указать такие данные:

  • код вида имущества;
  • код ОКТМО;
  • среднегодовую стоимость (данные за каждый месяц делятся на 12);
  • налоговую базу;
  • цену принятого на баланс имущества;
  • общая сумма налога;
  • размер налоговой льготы.

За неуплату налога на движимое имущество – штраф. Об этом расскажет данный видеоролик:

Правила стандартного расчета налога приведены в ст. 382 НК РФ. Сначала бухгалтер должен определить объекты налогообложения. Затем анализируется возможность применения льготных режимов и определяется налоговая база (среднегодовая стоимость имущества). Определяется ставка налога (данные есть в статьях Налогового кодекса). Для расчета налога используются следующие формулы:

Налог с продажи движимого имущества уплачивается как налог на прибыль, то есть этот вопрос не касается этой темы. При аренде имущества налог не уплачивается, так как имущество находилось на балансе другой организации.

Классификация имущества предполагает разделение на движимое и недвижимое. Несмотря на очевидность терминов, на практике эти понятия не всегда просто отличить. Однако, есть определенная разница, позволяющая понимать, что относится к движимому имуществу, а что к недвижимому.

Разобраться в нюансах вопроса помогут знания Гражданского кодекса и других нормативных документов, определяющих правовой статус имущества.

Необходимость классификации связана с требованиями и особенностями законодательства. Такой подход позволяет выстроить взаимоотношения между различными субъектами РФ и государством. Правила, установленные для владения, продажи или покупки одного типа имущества, могут быть неприемлемы к другому.

Понимание этих особенностей и различий, пригодится не только при продаже или покупке, но и при судебных разбирательствах, разделе имущества при разводе, уплате налогов.

Определение имущественного статуса объекта позволяют определить:

  • нужна ли госрегистрация;
  • как отразить затраты, связанные с объектом в бухгалтерской документации и при налоговом учете;
  • как рассчитывать амортизацию.

Различия в правовом статусе имущества сказываются на процедуре приобретения ли передаче собственности.

Действуют особые правила осуществления сделок, вхождения в право наследования, взыскании задолженностей, связанных с предметов собственности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *