Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права на недвижимое имущество подлежащие гос. регистрации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Написать комментарий
Права, сделки и ограничения, подлежащие регистрации
- Новая статья на сайте: «Новая программа от Сбербанка «СберПремьер»: особенности и условия», 15.05.2021
- Новая статья на сайте: «Банковский вклад: что такое, виды, обязанности банка, права вкладчиков», 11.05.2021
- Новая статья в разделе «Блог», 08.05.2021
- Зачем оформляется закладная на квартиру при ипотеке и какие возможности она предоставляет банку
- Вклады в Сбербанке: какие бывают, как выбрать, можно ли открыть через Сбербанк Онлайн
- За нарушение ПДД на железнодорожном переезде оштрафуют в 5 раз больше с 1 мая 2021 года
Для регистрации права заявителям необходимо представить документы, которые будут являться основанием для проведения процессуальных мероприятий:
- договоры, содержащие условия сделок;
- судебные решения;
- правоустанавливающие документы на объект недвижимости;
- документы, удостоверяющие полномочия сторон;
- платежное поручение на оплату госпошлины.
Составление договора, подтверждающего факт совершения сделки, требует учета не только договоренностей сторон, но и положений нормативных актов.
Аналогичная система органов создана в каждом субъекте РФ, при этом сеть Многофункциональных центров в настоящее время доступна для граждан практически каждого районного центра страны. Найти необходимую информацию о порядке обращения, необходимых документах или требуемых госпошлин можно найти на официальном портале госуслуг либо на сайте Росреестра.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:
Абзац 2 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, — земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
ограничения (обременения) — наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, ареста имущества и других); (в ред. Федеральных законов от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ)
сервитут — право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения;
Абзац 6 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
регистрационный округ — территория, на которой осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости (далее также — орган по государственной регистрации; орган, осуществляющий государственную регистрацию прав). (в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — государственная регистрация прав) — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
2. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — Единый государственный реестр прав).
3. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
4. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ)
5. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд. (в ред. Федерального закона от 02.10.2007 N 225-ФЗ)
1. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия — безвозмездное пользование (ссуда). (в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом. (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 196-ФЗ)
2. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, иные лица в предусмотренных федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, — с другой. (в ред. Федеральных законов от 21.12.2009 N 334-ФЗ, от 23.07.2013 N 250-ФЗ, от 29.06.2015 N 183-ФЗ)
1. Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
2. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества и государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества проводятся в течение десяти рабочих дней со дня приема соответствующих заявлений и других необходимых для государственной регистрации права, перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества документов, если иные сроки не установлены федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 343-ФЗ, от 23.07.2013 N 250-ФЗ, от 22.12.2014 N 447-ФЗ)
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины. (в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ)
В иных случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за государственную регистрацию возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества взимается государственная пошлина в размере, равном половине установленного размера государственной пошлины за государственную регистрацию прав. (в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ)
3. Право собственности на недвижимое имущество, приобретаемое в силу приобретательной давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке.
1. Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
2. Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела правоустанавливающих документов, открываемые на каждый объект недвижимости, и книги учета документов, содержащие данные о принятых на регистрацию документах. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ)
Абзацы 3 — 7 — Утратили силу (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ)
3. Разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре государственным учетным номером, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации и присвоенным этому объекту недвижимого имущества при осуществлении в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» его государственного учета (далее — кадастровый номер). (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
Дело правоустанавливающих документов идентифицируется тем же номером, что и соответствующий раздел Единого государственного реестра прав.
В случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»). (в ред. Федерального закона от 09.06.2003 N 69-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
4. Абзац 1 — Утратил силу (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ)
Если разделы Единого государственного реестра прав, документы, хранящиеся в делах правоустанавливающих документов, и книги учета документов признаны вещественными доказательствами по уголовному делу, их выемка осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. После вступления приговора в законную силу либо по истечении срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела суд или орган дознания, следователь должны возвратить указанные разделы и документы в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав. (в ред. Федеральных законов от 09.06.2003 N 69-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), от 24.07.2007 N 214-ФЗ)
5. Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, порядок и сроки хранения разделов Единого государственного реестра прав, состав номера регистрации определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ)
1. Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления. Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе. Форма заявления о государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату заявления о государственной регистрации прав в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. С заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки в границах земель лесного фонда обращается орган государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации по предоставлению лесных участков в границах земель лесного фонда. (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 251-ФЗ)
В случае, если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, нотариус может совершить нотариальное действие по подаче заявления о государственной регистрации права. Если права возникают на основании судебного акта или осуществляются в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», государственная регистрация прав может быть осуществлена по требованию судебного пристава-исполнителя. (в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 405-ФЗ, от 21.12.2013 N 379-ФЗ, от 13.07.2015 N 251-ФЗ)
При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя. Убытки, возникшие в результате приостановления государственной регистрации прав, несет уклоняющаяся сторона. (в ред. Федеральных законов от 09.06.2003 N 69-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ)
Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 09.06.2003 N 69-ФЗ)
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица, если иное не установлено федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 09.06.2003 N 69-ФЗ, от 08.05.2009 N 93-ФЗ)
Изменения в Закон о государственной регистрации недвижимости по пунктам
Для каких объектов необходима обязательная государственная регистрация недвижимости? Недвижимым имуществом, право на которое необходимо зарегистрировать может быть представлено:
Земельными участками;
— участками недр;
— обособленными объектами;
— любыми объектами, связанными с землей настолько, что перемещение без нанесения им несоразмерного ущерба не представляется возможным;
— нежилыми и жилыми помещениями;
— зданиями и сооружениями;
— предприятиями, выступающими в статусе имущественных комплексов;
— лесами и многолетними насаждениями;
— кондоминиумами и т.д.
Регистрация права на недвижимость производится при участии собственников указанного имущества и обладателей других прав на него, если такие права подлежат государственной регистрации. В качестве таких обладателей прав могут выступать:
Граждане РФ;
— лица без гражданства и иностранные граждане;
— иностранные и российские юридические лица;
— иностранные государства;
— международные организации;
— Российская Федерация и ее субъекты;
— муниципальные образования.
Также непременными участниками данного процесса являются представители органов, посредством которых осуществляется государственная регистрация прав на недвижимость и сделки с ним.
Процедуре государственной регистрации подлежат:
Вещественные права лица на объект недвижимости, право собственности и хозяйственного ведения;
— ипотека (залог недвижимости);
— право оперативного управления;
— право пожизненного наследуемого владения;
— право бессрочного пользования земельным участком;
— аренда недвижимого имущества;
— передача недвижимости в доверительное управление;
— аресты;
— сервитуты;
— другие запрещения и ограничения, которые устанавливаются действующим законодательством.
Именно регистрация недвижимости представляет собой единственное доказательство того, что у собственника существует зарегистрированное право на определенный объект.
К слову, его можно оспорить только в судебном порядке.
В статье 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отмечается, что регистрация собственности на недвижимость включает в себя прохождение следующих этапов:
1. Подача документов, которые необходимы для проведения государственной регистрации прав.
С этой целью необходимо обратиться в Федеральную регистрационную службу, территориальные органы либо их обособленные подразделения, в которых осуществляется регистрация недвижимости. Документы для проведения этой процедуры выглядят следующим образом:
Заявление о государственной регистрации объекта недвижимости;
— документ, удостоверяющий личность заявителя;
— доверенность, заверенная нотариусом (если заявитель выступает в статусе доверенного лица;
— другие документы.
Список документов может меняться в зависимости от условий регистрации и других параметров. Владельцу недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации, желательно заранее получить информацию о том, какие документы необходимо предоставить в Федеральную регистрационную службу.
2. Проверка законности сделки и проведение правовой экспертизы принятых документов.
3. Установление факта отсутствия противоречий между уже зарегистрированными и заявленными правами на конкретный объект, определение других оснований, посредством которых регистрация сделок с недвижимостью может быть приостановлена или прекращена.
4. Внесение записей в ЕГРП.
ЕГРП или Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним включает в себя:
Книги учета документов;
— записи об объектах недвижимости, правах, правообладателях, прекращенных или существующих ограничениях и т.д.;
— правоустанавливающие документы.
ЕГРП – это государственный информационный ресурс, в котором содержатся сведения о прекращенных либо существующих правах на объекты недвижимости, а также данные о таких объектах.
Организация оборота прав, которые были зарегистрированы в ЕГРП, осуществляется посредством применения положений государственного кадастра недвижимости.
Государственный кадастр недвижимости представляет собой свод сведений и правил об объектах недвижимого имущества. Именно он является федеральным государственным информационным ресурсом. В процессе учета каждый объект недвижимости получает уникальные характеристики, посредством которых осуществляется его экономическая и качественная оценка. Также в процессе учета ему присваивается номер, который впоследствии заносят в кадастр объектов недвижимости.
Организация государственного кадастра недвижимости – это задача, которую выполняет Федеральное агентство кадастра недвижимости . Именно эта структура обладает полномочиями для кадастровой оценки объектов. Кроме того, именно в его территориальный орган обычно подается заявление о постановке объекта недвижимости на учет с включением его в кадастр. Существует множество причин, по которым создается и ведется Федеральный кадастр недвижимости. В основном, все они касаются вопросов владения, пользования и распоряжения объектами недвижимого имущества. Конечно же, регистрация права на недвижимость также невозможна без занесения объекта в кадастр.
Возвращаясь к ЕГРП, следует сказать, что сведения, которые в нем содержатся, являются общедоступными и открытыми. Всегда можно получить выписку из ЕГРП, которая подтверждает отсутствие или наличие зарегистрированного права собственности на недвижимость. Обычно в выписке из ЕГРП содержится следующая информация:
Описание объекта;
— данные о правообладателе-собственнике;
— наличие или отсутствие зарегистрированных прав на недвижимость;
— возможные ограничения и т.д.
Получить выписку из ЕГРП можно, обратившись с запросом в Росреестр. Это можно сделать, используя следующие способы:
Личное обращение (для этого необходимо предъявить удостоверение личности и написать заявление в письменной форме);
— по почте (в этом случае по почте следует отправить нотариально заверенное заявление в письменном виде с прилагаемыми копиями документов);
— по электронной почте (оформить запрос можно в форме электронного документа с цифровой подписью).
В течение 5 рабочих дней территориальное подразделение Росреестра предоставляет заявителю требуемую информацию либо выдает ему отказ в письменной форме, который можно обжаловать в суде.
5. Оформление правоустанавливающих документов и выдача удостоверений, подтверждающих тот факт, что государственная регистрация недвижимости и права на нее была проведена.
Регистрация недвижимости часто проходит долго, и это обусловлено сложностями, возникающими именно в процессе сбора и подачи документов. Но что касается самой процедуры, то, как правило, государственная регистрация собственности на недвижимость должна быть проведена в течение 1 месяца.
Важно знать, что собственнику могут отказать в государственной регистрации права на недвижимость по следующим причинам:
Предоставление ложных сведений;
— неправильное оформление документов или предоставление неполного пакета документации;
— возникновение сомнений в подлинности документов у регистратора;
— наличие запрета или ареста, наложенного на регистрируемый объект недвижимого имущества и т.д.
О��каз в государственной регистрации всегда можно обжаловать в арбитражном суде.
В числе документов для государственной регистрации значится и квитанция об уплате государственной пошлины. Этот платеж взимается в обязательном порядке. Размер государственной пошлины за регистрацию недвижимости определяется Налоговым Кодексом РФ и составляет 1000 и 1500 рублей для физических и юридических лиц соответственно. В зависимости от вида недвижимости размер пошлины за регистрацию может меняться.
Если вы планируете осуществлять предпринимательскую деятельность в течение длительного периода времени, значит, вам потребуется специальное помещение для этих целей. Его можно арендовать или получить в собственность. В последнем случае происходит переход права собственности, и это означает, что оно должно быть зарегистрировано в соответствующем органе. И помните, что если вы не купили, а самостоятельно построили помещение, регистрация права на недвижимость такого типа также необходима.
Основное отличие регистрации недвижимости юридическими лицами от подобных действий со стороны физических лиц состоит в том, что все документы, которые заявитель подает для регистрации, должны быть заверены не только его подписью, но и печатью.
После процедуры регистрации предприниматель или его представитель должен получить кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества. При учете изменения недвижимости или части объекта орган кадастрового учета выдает кадастровую выписку с содержащимися в ней новыми сведениями об имуществе. Снятие объекта с учета предполагает, что предприниматель получит кадастровую выписку, в которой содержится информация о снятии недвижимости с учета.
Если предприниматель получает отказ в проведении регистрации объекта недвижимости, он всегда может обжаловать его в судебном порядке.
Если физическое лицо приобретает в собственность жилое либо нежилое помещение, важно проверить всю информацию относительно данного объекта недвижимости. Для этого можно использовать выписку из ЕГРП. Так появляется возможность определить, является ли собственником данного объекта конкретный человек, существуют ли ограничения на распоряжение недвижимостью и т.д. Что касается собственника помещения, то он может предъявить свидетельство о государственной регистрации, но вполне возможно, что сам объект, например, будет заложен. В свою очередь, государственный кадастр недвижимости содержит более достоверную информацию об объекте недвижимости и правами, связанными с ним.
Согласно ст. 131 ГК РФ и ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав осуществляется в едином государственном реестре (далее — ЕГРН) единственным органом, который занимается государственной регистрацией прав недвижимости — Росреестром.
Регистрация права на земельный участок делится на: регистрацию прав на земельные участки для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Регистрация права собственности имеет большое практическое значение для правообладателя — существование зарегистрированного права могут подтвердить только сведения о праве, включенные в ЕГРН.
Только с этого момента правообладатель имеет полное право владения, пользования, распоряжения недвижимым объектом.
Согласно ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» существует целый ряд случаев, при которых правообладатель обязан осуществить государственную регистрацию права.
Среди них законодатель называет акты органов государственной власти или органов местного самоуправления, фиксирующие возникновение, изменение и прекращение прав в отношении недвижимого имущества.
В законе также указываются сделки, совершенные в отношении недвижимого имущества, свидетельство о праве на наследство, вступившие в силу судебные решения, межевой или технический план, созданный в результате кадастровых работ на объекте и др.
Таким образом, появление любых документов, устанавливающих наличие, возникновение, изменение и прекращение прав на недвижимость, обязывает собственника объекта осуществить государственную регистрацию права.
Успешно завершенные объекты
За более чем 10 летнюю практику кадастровых работ на частных землевладениях на территории РФ — мы осуществили регистрацию прав собственности не одну сотню раз.
Проработав множество ситуаций мы знаем как обойти большинство сложностей, сделав процедуру регистрации максимально легкой для нашего заказчика
На практике для регистрации права собственности на недвижимый объект правообладателю или его представителю необходимо обратиться в территориальное подразделение Росреестра, в многофункциональный центр (далее – МФЦ) в своем городе или отправить заявление о регистрации права собственности почтой (письмо с объявленной ценностью).
Наиболее простой способ – зарегистрировать право через МФЦ. К электронным документам обязательно прикладывается усиленная квалифицированная электронная подпись.
Лицо обязано составить соответствующее заявление и приложить к заявлению следующие документы:
- Заявление о регистрации прав на недвижимое имущество;
- Документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя;
- Документ, подтверждающий полномочия представителя (доверенность);
- Квитанция об уплате государственной пошлины (для ф.л. – 1 000 рублей, для ю.л. – 22 000 рублей);
- Договор купли-продажи, дарения объекта или иной документ, подтверждающий возникновение, изменение и прекращение прав на объект;
- Свидетельство о праве на наследство.
Срок осуществления услуги составляет 9 рабочих дней со дня приема заявления (регистрация права собственности без кадастрового учета).
Статья 9. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, образованная Указом Президента РФ N 1847 от 25.12.2008 «О Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии» (до 30.12.2008 — Федеральная регистрационная служба, а территориальные органы по субъектам РФ — Управление Федеральной регистрационной службы). Деятельность Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации и основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и других нормативно-правовых актах Российской Федерации.
Абзац 2 пункта 1 настоящей статьи определяет общие особенности регистрации протяженных объектов недвижимого имущества и объектов, расположенных в нескольких регистрационных округах (например, автомобильные и железные дороги, предприятия как имущественные комплексы, линии электропередач и др.), которые подлежат государственной регистрации в центральном аппарате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Однако текст статьи делает ссылку на то, что по инициативе заявителя допускается государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, включенные в состав автомобильной дороги и расположенные на территориях более одного регистрационного округа в любом территориальном органе, через который проходит протяженный объект.
В пункте 2 настоящей статьи законодатель делает акцент на то, что структура регистрирующих органов определяется центральным аппаратом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации.
Пункт 3 устанавливает перечень юридически значимых действий, относящихся к компетенции Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
1. Установление регистрирующим органом:
— права Заявителя на представление документов в целях государственной регистрации;
— правового статуса объекта недвижимости, права на который подлежат
— наличия правопритязаний третьих лиц.
2. Осуществление действий, связанных с государственной регистрацией прав и перехода прав собственности на недвижимое имущество и выдача правоподтверждающих документов.
3. Выдача информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) о зарегистрированных правах в виде выписок из ЕГРП.
4. Постановка на учет объектов недвижимого имущества не являющихся чьей-либо собственностью (бесхозяйных объектов);
5. Выдача архивных копий правоустанавливающих документов, поданных на государственную регистрацию.
Пункт 4 комментируемой статьи особо подчеркивает узкоспециализированную направленность деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Статья 2. Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — государственная регистрация прав) — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Обязательность государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, ограничений этих прав, их возникновения, перехода и прекращения впервые была установлена с введением в действие части первой ГК РФ 1 января 1995 г. (ст. 131).
Регистрация права собственности на квартиру
Компания «Стар-Сервис» выполнит оформление недвижимости любого типа – земельные участки, промышленные объекты, здания, отдельные помещения, частные дома и квартиры, а также объектов, которые еще не введены в эксплуатацию и находятся на этапе строительства. Согласно букве Закона РФ, все договора должны проходить обязательную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации Росреестра. Мы поможем расторгнуть, изменить, подтвердить или зарегистрировать собственность на различные объекты недвижимости путем правильного оформления документов.
Типовыми услугами, которые востребованы нашими клиентами являются:
- Оформление и сопровождение сделок с земельными участками;
- Правильное сопровождение сделок с использованием залогового имущества;
- Формирование достаточного пакета документов для регистрации в Управлении Росреестра;
- Регистрация перехода недвижимости (дарение, договор мены, купля/продажа);
- Договоры аренды с различными условиями.
Юридическое сопровождение ваших сделок с недвижимостью заключается в полноценной консультации специалистов по вашему вопросу до заключения договоров, проведение экспертизы документов на проверку их подлинности и правильности оформления, подготовка полного пакета документов для быстрой регистрации с любыми объектами, оперативная подача всех материалов в Управление Росреестра, предоставление результата клиенту.
Центр регистрации недвижимости «Стар-Сервис» возьмет на себя обязанности по защите интересов своих клиентов. Регистрация права собственности – очень затянутый и запутанный процесс, требующий внимания со стороны оформителя. Более того, регулярные поправки в законодательстве могут привести неподготовленного человека к срыву планов, дополнительным финансовым расходам.
Обращаясь в узкоспециализированную компанию, вы обезопасите себя от ошибок при оформлении договоров, заявлений и прочих документов, которые могут поставить под удар проведение сделок с недвижимостью.
Наша команда состоит из опытных юристов, кадастровых инженеров, специалистов в области строительства. Мы защитим все ваши сделки, сделаем процесс оформления права собственности простым, удобным, быстрым. Комплексный подход позволит, сотрудничая с одной компанией, получить помощь при регистрации недвижимого имущества, в кадастровом учете, проведении инвентаризации, правовом анализе документов различного типа.
Узнай всё про недвижимость
от 10 минут!
Онлайн — сервис для получения информации об
объектах недвижимости из Росреестра
Выписка из ЕГРН?
С 1 января 2017 года, на основании закона №218-ФЗ, объединили ЕГРП (Единый Государственный Реестр Прав) и ГКН (Государственный Кадастр Недвижимости), вместо выписки из ЕГРП, теперь будет выписка из ЕГРН (Единый Государственный Реестр Недвижимости). Если раньше вы заказывали выписку или кадастровый паспорт (кадастровую выписку), то теперь вы получите два документа в одном.
Что я узнаю из Выписки ЕГРП (ЕГРН)?
Выписка из ЕГРН (ЕГРП) онлайн в городе Москва поможет узнать кто собственник объекта недвижимости, и их количество. Так же вы узнаете:
- Ограничения, аресты, обременения;
- Дату регистрации права собственности;
- Кадастровая стоимость;
- Точный адрес;
- Площадь;
- Назначение объекта недвижимости;
- Местоположение;
- План (если есть).
Посмотреть образец
Точно укажите адрес или кадастровый номер объекта недвижимости. Наш сервис в реальном времени покажет все записи в базе Росреестра соответствующие вашему запросу. Внимательно проверьте все данные, укажите почту и телефон, далее перейдите к оплате.
Оплата заявки осуществляется посредством сервиса WalletOne, любым удобным для вас способом. Обратите внимание, что в зависимости от способа оплаты WalletOne взимает дополнительную комиссию.
После получения сведений об оплате, специалисты нашего сервиса формируют соответствующий запрос в Россреестр. Время ответа официального сервиса в зависимости от его нагрузки, в среднем составляет от 10 минут до 2 часов.
Сразу после получения ответа от официальной базы Росреестра на указанный вами адрес электронной почты вам придет файл и смс оповещение на ваш мобильный телефон.
1. Государственная регистрация представляет собой юридическое признание государством факта наличия прав на имущество, а также факта ограничения или обременения имущественных прав. Таким образом, государственной регистрации подлежат:
— права, определяющие принадлежность отдельных видов имущества тому или иному субъекту;
— ограничения имущественных прав;
— обременения прав на имущество.
Органом, осуществляющим государственную регистрацию, является Росреестр, который обеспечивает:
1) проверку наличия правовых оснований для государственной регистрации, наличия всех документов, необходимых для государственной регистрации, соответствия этих документов требованиям федерального законодательства, а также соответствие всем иным требованиям федерального законодательства о государственной регистрации;
2) открытость и достоверность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то есть возможность доступа к этим сведениям и их соответствие действительности.
Данные Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним должны однозначно идентифицировать права на имущество, а также ограничения и обременения имущественных прав.
2. Моментом возникновения, прекращения и изменения прав на имущество является внесение соответствующих об этом сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку наличие в указанном реестре данных сведений является единственным доказательством факта существования прав на имущество.
3. Отдельные сделки, подлежащие государственной регистрации и являющиеся основанием возникновения, изменения или прекращения прав на имущество, подлежат нотариальному удостоверению, то есть совершению на них удостоверительной надписи, подтверждающей ее законность и наличие у ее сторон права на ее заключение.
Государственная регистрация сделок, предполагающих возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, осуществляется на основании заявления от каждого из субъектов конкретной сделки (с целью подтверждения добровольности заключения такой сделки каждым из ее субъектов). Если сделка подлежит нотариальному удостоверению, то государственная регистрация сделки может быть осуществлена по заявлению нотариуса, поскольку нотариус обеспечивает нотариальное удостоверение этой сделки, следовательно, он может подтвердить в Росреестре факт ее совершения.
4. Право на имущество может возникнуть в силу обстоятельств, предусмотренных в законе. Например, в случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди. В этом случае государственная регистрация права на имущество осуществляется только по заявлению того лица, в отношении которого наступают правовые последствия в виде приобретения ими, изменения или прекращения прав на имущество. В случае с имуществом умерших реабилитированных лиц государственная регистрация прав на имущество осуществляется только по заявлению наследников по закону первой очереди.
В то же время законодательство может предоставить право подачи заявления любым иным лицам.
5. На Росреестр (в связи с обращением к нему заинтересованных лиц с заявлением о государственной регистрации) возлагаются следующие обязанности:
1) проверить полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации (в частности, проверить наличие у него документа, удостоверяющего личность, документы, подтверждающие наличие полномочий на представительство интересов (доверенность, выписка из протокола общего собрания уполномоченного органа, судебный акт и т.п.));
2) проверить правовую обоснованность оснований для государственной регистрации — наличие юридических фактов для государственной регистрации в соответствии с законодательством;
3) проверить иные предусмотренные законом обстоятельства и документы (например, наличие нотариального удостоверения сделки, представление заявителем всех документов, требуемых в соответствии с законодательством);
4) проверить соответствие заключенной сделки законодательству (в случае, если она подлежит нотариальному удостоверению, и на основании этой сделки возникает, изменяется или прекращается право на имущество).
6. Право на имущество, зарегистрированное в реестре, может быть оспорено в судебном порядке в рамках искового производства или в рамках производства по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти. При этом в случае обжалования, до того как в судебном порядке не будет установлен законный (действительный) обладатель права на имущество, таким обладателем будет считаться тот, кто в качестве правообладателя указан в реестре.
Следует учесть, что если лицо, участвующее в деле, знало либо должно было знать о том, что в реестре содержатся сведения, не соответствующие действительности, то оно не имеет права использовать эти сведения как какое-либо доказательство. То есть ссылаться на эти сведения в целях разрешения дела по существу в свою пользу. При этом сам факт того, что такое лицо знало либо должно было знать о таких сведениях, также требует доказательства.
7. В случае возникновения спора о праве на имущество, зарегистрированного в реестре, в реестр может быть внесена отметка о наличии спора о праве либо о возражении какого-либо лица относительно уже зарегистрированного права на имущество. Такая отметка указывается в выписке из реестра, в которой в отдельных графах «Правопритязания» и «Заявленные в судебном порядке права требования» отмечаются факты об оспаривании прав в судебном порядке (при наличии) или о наличии правопритязаний.
Регистрация собственности в 2021 году
- Статья 8. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей
- Статья 9. Осуществление гражданских прав
- Статья 10. Пределы осуществления гражданских прав
- Статья 11. Судебная защита гражданских прав
- Статья 12. Способы защиты гражданских прав
- Статья 13. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления
- Статья 14. Самозащита гражданских прав
- Статья 15. Возмещение убытков
- Статья 16. Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления
- Статья 16.1. Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления
- Часть первая гражданского кодекса. Часть первая гражданского кодекса
- Раздел I. Общие положения
- Подраздел 1. Основные положения
- Глава 1. Гражданское законодательство
- Глава 2. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав
- Подраздел 2. Лица
- Глава 3. Граждане (физические лица)
- Глава 4. Юридические лица
- Параграф 1. Основные положения
- Параграф 2. Коммерческие корпоративные организации
- Параграф 4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- Параграф 6. Некоммерческие корпоративные организации
- Параграф 7. Некоммерческие унитарные организации
- Глава 5. Участие российской федерации, субъектов российской федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством
- Подраздел 3. Объекты гражданских прав
- Глава 6. Общие положения
- Глава 7. Ценные бумаги
- Параграф 1. Общие положения
- Параграф 2. Документарные ценные бумаги
- Параграф 3. Бездокументарные ценные бумаги
- Глава 8. Нематериальные блага и их защита
- Подраздел 4. Сделки. решения собраний. представительство
- Глава 9. Сделки
- Параграф 1. Понятие, виды и форма сделок
- Параграф 2. Недействительность сделок
- Глава 9.1. Решения собраний
- Глава 10. Представительство. доверенность
- Подраздел 5. Сроки. исковая давность
- Глава 11. Исчисление сроков
- Глава 12. Исковая давность
- Раздел II. Право собственности и другие вещные права
- Глава 13. Общие положения
- Глава 14. Приобретение права собственности
- Глава 15. Прекращение права собственности
- Глава 16. Общая собственность
- Глава 17. Право собственности и другие вещные
- Глава 18. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения
- Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления
- Глава 20. Защита права собственности и других вещных прав
- Раздел III. Общая часть обязательственного права
- Подраздел 1. Общие положения об обязательствах
- Глава 21. Понятие обязательства
- Глава 22. Исполнение обязательств
- Глава 23. Обеспечение исполнения обязательств
- Параграф 1. Общие положения
- Параграф 2. Неустойка
- Параграф 3. Залог
- Параграф 4. Удержание вещи
- Параграф 5. Поручительство
- Параграф 6. Независимая гарантия
- Параграф 7. Задаток
- Параграф 8. Обеспечительный платеж
- Глава 24. Перемена лиц в обязательстве
- Параграф 1. Переход прав кредитора к другому лицу
- Параграф 2. Перевод долга
- Глава 25. Ответственность за нарушение обязательств
- Глава 26. Прекращение обязательств
- земельные участки;
- недра;
- объекты, относящиеся к земле, перемещение которых без нанесения им вреда невозможно (такие, как капитальные строения – жилой дом, хозяйственные постройки).
Под понятие недвижимого имущества, подлежащего регистрации, подпадают:
Ограничения или обременение – это создание условий, ущемляющих права лиц на действия с тем или иным объектом. К ним относятся и часто применяются: сервитут, аренда, доверительное управление, арест, кредитное обязательство, концессионное соглашение и ряд других.
Основанием для регистрации служит статья 131 ГК РФ, Конституция РФ, а весь порядок изложен в Федеральном законе о регистрации прав на недвижимое имущество от 21 июля 1997г №122 –ФЗ.
Осуществляя регистрацию прав для физического или юридического лица на недвижимость и сделки с ней – государство подтверждает и признает возникновение прав или условий на это имущество, предусмотренных ГК РФ. Это могут быть ограничение в правах, утрата прав или их переход другим лицам.
Основной свод правил – база деятельности в регистрации прав, прописан в первой главе ФЗ -№122, и предусмотрен ст.131 ГК РФ.
Наиболее важными из них являются:
- Наличие единственного реестра прав, где используется одна база данных, что упрощает контроль, учет, и позволяет качественно вести техническую документацию.
- Регистрация объектов, долей, прав на недвижимость проводится в обязательном порядке и отражается в реестре. Случаи, когда права возникли до появления и вступления в силу настоящего закона – относятся к исключениям. Подтверждением в такой ситуации становятся документы БТИ, выданные местными органами власти, договоры купли — продажи, заверенные нотариусом. (ст.4 ФЗ)
- Согласно ст.7 ФЗ о регистрации прав на недвижимое имущество, сведения о регистрации хранятся в открытом доступе. Каждый желающий может по мере необходимости, составить запрос, направить его в органы власти для получения нужной справки.
Федеральный закон от 21.07.97 N 122-ФЗ
Для того, чтобы осуществить регистрацию права, либо его передачу, нужно подготовить подтверждающие документы о возникновении на то оснований. Если нет такого опыта, то лучше воспользоваться юридическими услугами специалистов практиков по этому вопросу. Этим вы сэкономите время, здоровье и деньги. Походы по различным ведомствам с целью добыть нужную справку, составить правильно запрос – затянутся на длительное время.
Подготовьте основные документы, необходимые для регистрации прав на недвижимость. Сроки предоставления документов строгих рамок не имеют. Предполагается, что лицо — владелец, заинтересовано в скорейшей передаче своей собственности, а лицо приобретатель – в оформлении всех документов. То есть, сами участники имеют непосредственный интерес в краткости и быстроте процедуры оформления.
Росреестр – это федеральный орган уполномоченный осуществлять государственную регистрацию. Оформить сделку можно в любом его представительстве. Альтернативой ему служит многофункциональный центр по приему документов.
Для проведения сделок нужны такие документы:
- Личные паспорта участников процесса.
- Договор купли – продажи, либо иное соглашение (в 3-х экземплярах)
- Чек, подтверждающий, что госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество уплачена.
- Кадастровый паспорт.
- Расписки или иные документы, доказывающие проведение денежных расчетов между участниками.
Срок регистрации определен 10-ю днями с момента подачи бумаг в Росреестр или через МФЦ.
Предусмотрено установленным порядком наличие двух результатов:
- Регистрация – подтверждением является свидетельство.
- Или отказ в ней – письменное уведомление с указанием причины.
В 2016 году вступили в силу изменения относительно подтверждающих документов, в частности свидетельств. Их заменили справки, именуемые выпиской из ЕГРП. Для надежности лучше запросить подтверждение сведений свежей выпиской, так как старая бумага уже не актуальна.
Если вам отказали в регистрации, нужно изучить мотивы отказа. Они должны соответствовать основаниям ст.20 ФЗ № 122, где предусмотрены причины, являющиеся нарушением нормативных требований.
Отказ может быть обжалован заявителем в суде, где по нему будет принято соответствующее решение, вплоть до отмены отказа. Выдача документов проводится в Росреестре и в МФЦ.
Государственная регистрация недвижимого имущества — это необходимая процедура, которая защищает права собственника от посягательств, делает сделку с недвижимостью безопасной для всех сторон участников. Учитывает и соблюдает интересы всех заинтересованных лиц.
Прежде чем зарегистрировать права собственности необходимо:
- зарегистрировать сам объект недвижимости, признать факт его физического существования, описать его характеристики и расположение на земельном участке — то есть осуществить кадастровый учет
- установить права на объект недвижимости и описать их в право устанавливающем документе
и только потом
- зарегистрировать права в государственной регистрационной службе — Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая подтвердить законное наличие права, внесет запись о праве в ЕГРН — Единый государственный реестр недвижимости и будет сохранять эти данные
Регистрация перехода права к новому собственнику осуществляется Росреестром на основании заявления собственника или по решению суда.
Поэтому важно покупателю вместе с продавцом подать заявления в Росреестр одновременно.
Если договор отчуждения удостоверен нотариусом, для регистрации права собственности на на приобретателя достаточно только его заявления о регистрации права собственности.
Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ И СДЕЛОК С НЕЙ
Зарегистрировать нужно право собственности и другие вещные права на недвижимость, их возникновение, переход и прекращение, а также ограничения прав (п. 1 ст. 131 ГК РФ, ч. 6 ст. 1 Закона о госрегистрации недвижимости).
Зарегистрировать права на объект недвижимости вы сможете только после его постановки на кадастровый учет. Если ваш объект на учет не поставлен, то процедура постановки на учет и госрегистрации будет проводиться одновременно. Это следует из ч. 4 ст. 14 названного Закона.
Госрегистрация прав на недвижимость проводится на основании заявления. Оно оформляется от имени каждого заявителя на каждый объект недвижимости (ч. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации недвижимости).
Заявление должно быть подготовлено по утвержденной форме и в соответствии с установленными требованиями. Однако при личном обращении его может оформить специалист, принимающий документы.
Если вы будете оформлять заявление самостоятельно, рекомендуем воспользоваться отдельным материалом.
К заявлению о госрегистрации прав на недвижимость нужно приложить комплект необходимых документов. В него входят в первую очередь правоустанавливающие документы и документы, подтверждающие личность и полномочия заявителя, а также иные документы (ч. 4 ст. 18 Закона о госрегистрации недвижимости).
Сроки проведения регистрации установлены в ч. 1 ст. 16 Закона о госрегистрации недвижимости. Они составляют, в частности:
Ситуация | Срок проведения регистрации, если документы представлены | |
в офисы и приемные Росреестра или Кадастровой палаты | через МФЦ | |
Регистрация прав | 7 рабочих дней | 9 рабочих дней |
Регистрация на основании нотариально удостоверенной сделки | 3 рабочих дня | 5 рабочих дней |
Регистрация на основании нотариально удостоверенной сделки при подаче в электронном виде | в течение следующего рабочего дня | – |
Одновременное проведение кадастрового учета и госрегистрации прав | 10 рабочих дней | 12 рабочих дней |
Учитывайте, что при выявлении соответствующих оснований госрегистрация приостанавливается.
Госрегистрация возникновения или перехода прав на недвижимость подтверждается выпиской из ЕГРН ( ч. 1 ст. 28 Закона о госрегистрации недвижимости).
Если право, ограничение или обременение было зарегистрировано на основании договора, на нем совершается специальная регистрационная надпись.
Получить такие документы может руководитель организации или представитель по нотариально удостоверенной доверенности, если в ней предусмотрены полномочия на их получение ( ч. 14 ст. 29 Закона о госрегистрации недвижимости).
Документы выдаются способом, указанным в заявлении. Отметим, что получение документов путем курьерской доставки осуществляется за плату (ч. 20 ст. 29 Закона о госрегистрации недвижимости). Порядок такой доставки и размеры платы за нее утверждены Приказом Минэкономразвития России от 31.05.2016 N 337.
Если госрегистрация была проведена по заявлению нотариуса, то документы выдаются нотариусу или его работнику ( ч. 16 ст. 29 Закона о госрегистрации недвижимости).
16. Пугачев Е. П. Критерии и условия применения исков о признании права на объект недвижимости отсутствующим // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2012. № 11. С. 103-108.
17. Тужилова-Орданская Е. М. Проблемы защиты прав на недвижимость в гражданском праве России: Монография. М.: Буквовед, 2007. 448 с.
Legal value of the state registration of rights to real estate Novgorodova Ya.
Правовое значение государственной регистрации прав на недвижимое
имущество Новгородова Я. Ю.
Новгородова Ярослава Юрьевна /Novgorodova Yaroslava — магистрант, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Южно-Уральский государственный университет Национальный исследовательский университет, г. Челябинск
Аннотация: в статье рассматривается вопрос определения правового значения государственной регистрации прав на недвижимость. Анализируется законодательство РФ, регулирующее государственную регистрацию прав на недвижимость. Рассматриваются различные мнения ученых-юристов по данному вопросу.
Abstract: the article deals with the question of determining the right value of the state registration of rights to real estate. We analyze the legislation of the Russian Federation governing the state registration of rights to real estate. Different views of legal scholars on this matter.
Ключевые слова: недвижимое имущество, государственная регистрация прав на недвижимость, основание возникновения права на недвижимость.
Keywords: real estate, state registration of real property rights, the foundation of the emergence of the right to property.
Правовой режим недвижимого имущества основан на необходимости обеспечения особой устойчивости прав на это имущество, установления специального порядка распоряжения им [3, с. 87]. Специфика этого режима заключается в переходе вещного права на недвижимость другому лицу с момента государственной регистрации [9, с. 75], которая в силу закона является единственным доказательством наличия такого права.
Законодательное закрепление указанных положений означает следующее — до тех пор, пока в судебном порядке не оспорено зарегистрированное право, во всех гражданских правоотношениях действует принцип его незыблемости [10, с. 132].
Законодатель придает записи о праве большее значение, чем его фактическому существованию [4, с. 183]. С точки зрения законодателя, государственная регистрация выполняет роль юридического факта, с которым связано возникновение, изменение, обременение, а также прекращение вещного права на недвижимость. Нормы, закрепленные в п. 2 ст. 8, ст. 219, п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) устанавливают, что права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Отсюда следует, что государственной регистрации придается правоустанавливающее значение, так как с ней (регистрацией) закон связывает момент заключения договора (п. 3 ст. 433 ГК) или условие действительности сделки (п. 1 ст. 165 ГК) [2, с. 25]. Вместе с тем, в ряде исключительных случаев, специально предусмотренных в законе, регистрация прав на недвижимое имущество может иметь правоподтверждающее значение [11, с. 41].
Такова позиция законодателя. Тем не менее, вопрос определения правого значения государственной регистрации в теории юридической науки является спорным и рассматривается учеными-юристами по-разному. Во многом это связано именно с тем, что нормы законодательства, регулирующие вопросы государственной регистрации недвижимости не всегда однозначны, что приводит к их внутренней противоречивости.
Так, согласно ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат
государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Гражданский кодекс РФ в качестве самостоятельного основания возникновения, изменения, прекращения гражданских прав и обязанностей называет судебное решение (пп. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ).
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8.1 ГК РФ).
С 1 января 2017 года государственный кадастровый учет и регистрация прав на недвижимое имущество осуществляются в соответствии с федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации).
Согласно ч. 5 ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Процедуры учета объектов недвижимости и регистрация прав на них осуществляются одним органом – Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальными органами.
Переход права на недвижимость нужно зарегистрировать, если заключен договор купли-продажи, мены, дарения либо другой договор об отчуждении недвижимости.
Заявление и документы можно подать удобным для вас способом. Проведенная регистрация подтверждается выпиской из ЕГРН и регистрационной надписью на договоре.
Для регистрации перехода права нужно заполнить заявление, подготовить комплект документов и подать их на регистрацию.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом № 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 218-ФЗ порядке.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие документы:
- документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
- документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- иные документы, предусмотренные Законом № 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Размер госпошлин регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации (гл. 25.3), его можно посмотреть заранее в любом открытом источнике. Однако рекомендуется на месте уточнить у специалиста, какую точно сумму и в какой пропорции участники сделки должны уплатить.
Законодательство постоянно претерпевает изменения, в связи с чем привычный размер стандартной госпошлины за ту или иную процедуру может изменяться.
С марта 2013 года была отменена необходимость государственной регистрации договора купли-продажи жилой недвижимости, соответственно, пошлина в этом случае взимается только за регистрацию перехода права собственности.
Квитанцию об оплате пошлины заявитель предоставляет, если сам сочтет нужным. Закон не требует включения данного документа в общий пакет (п. 7 ст. 18 закона №218-ФЗ).