Завещание ленина как похоронить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Завещание ленина как похоронить». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В последние дни в России вновь заговорили о дальнейшей судьбе Мавзолея Ленина. Поводом для этого стал конкурс, объявленный Союзом архитекторов России.

«Cтартовал приём заявок на Всероссийский конкурс на лучшую концепцию по ре-использованию Мавзолея В. И. Ленина на Красной площади. Творческое состязание получило статус специального проекта в рамках фестиваля „Зодчество“, который в этом году пройдет с 11 по 13 ноября в ВК „Гостиный двор“ под девизом „Вечность“. Дедлайн регистрации — 19 октября, — говорится в сообщении, опубликованном на сайте организации. — Приём заявок осуществляется до 19 октября. Лучшие работы будут экспонироваться с 11 по 13 ноября в рамках XXVIII Международного архитектурного фестиваля „Зодчество“ на площадке Выставочного комплекса „Гостиный двор“, а в заключительный день события, 13 ноября, будут объявлены победители конкурса… Цель конкурса — создать банк идей по ре-использованию Мавзолея — безусловного шедевра архитектуры ХХ века… Участникам конкурса предлагается разработать фор-эскиз проекта ре-использования Мавзолея В. И. Ленина на Красной площади в Москве в качестве музея, посвященного его проектированию и строительству, а также организовать маршрут, связующий здание на улице Воздвиженка с Мавзолеем на Красной площади. Другие идеи ре-использования Мавзолея не только допускаются, но и приветствуются».

История большой лжи. Просил ли Ленин похоронить себя рядом с матерью?

В Положении о конкурсе заявляется: «Нахождение Вождя Великой Октябрьской Социалистической Революции В. И. Ленина в Мавзолее на Красной площади в Москве, в самом сердце страны, осознавшей исторические ошибки прошлого, входит в противоречие с современными представлениями о фиксации „вечной памяти“ и является нарушением русской православной традиции, а также воли самого Вождя… Есть свидетельства волеизъявления В. И. Ленина быть кремированным (воспоминания В. Д. Бонч-Бруевича) и похороненным на Волковском кладбище (воспоминания Н. К. Крупской). По мнению большинства историков, решение мумифицировать тело вождя для его сохранения в вечности в Мавзолее на Красной площади принадлежит И.В. Сталину, культ личности которого был развенчан сразу после его кончины еще в середине прошлого столетия. Совершенно очевидно, что в будущем тело В. И. Ленина будет предано земле в соответствии с его пожеланием и русской православной традицией».

С главой Союза архитекторов России можно поспорить. Ибо в основу своей аргументации он кладет не просто сомнительные тезисы, а утверждения, многократно опровергнутые документально.

Владимир Ленин умер 21 января 1924 года в 18 часов 50 минут в усадьбе Горки Подольского уезда Московской губернии после тяжелой продолжительной болезни. В 22 часа в Кремле специальная комиссия наметила первые мероприятия по организации похорон, а в 2 часа 15 минут ночи состоялся экстренный пленум ЦК партии. В 3 часа 30 минут состоялось заседание Президиума ЦИК СССР для выбора членов комиссии по организации похорон Ленина. В неё вошли Клим Ворошилов, Владимир Бонч-Бруевич, Вячеслав Молотов и назначенный председателем комиссии Феликс Дзержинский.

23 января гроб с телом Ленина был доставлен на Павелецкий вокзал Москвы. Местом прощания с вождем стал Колонный зал Дома Союзов.

Почти сразу комиссия по организации похорон столкнулась с проблемой — из регионов приходили телеграммы с просьбой продлить прощание, так как не все желающие могли успеть приехать к установленному сроку. Местом захоронения был выбран некрополь у Кремлевской стены, где к тому времени уже были похоронены красногвардейцы, погибшие во время революционных боев, а также известные деятели революции, среди которых особо выделялся умерший в 1919 году от испанского гриппа Яков Свердлов.

Ну а что же с волей самого Ленина, который якобы хотел быть похороненным рядом с могилой матери?

Впервые о «завещании Ленина» заговорили в 1989 году. Можно указать трех человек, которые могут претендовать на приоритет — писатель и журналист Юрий Карякин, режиссер Марк Захаров и политик Анатолий Собчак.

2 июня 1989 года на заседании I Cъезда народных депутатов СССР Юрий Карякин заявил: «Еще в детстве я узнал один тихий, почти абсолютно забытый нами факт. Сам Ленин хотел быть похороненным возле могилы своей матери на Волковском кладбище в Петербурге. Естественно, Надежда Константиновна и Мария Ильинична, сестра его, хотели того же. Ни его, ни их не послушали… Была попрана не только последняя политическая воля Ленина, но была попрана его последняя личная человеческая воля. Конечно, во имя Ленина же».

Эти слова очень быстро стали рассматриваться истиной в последней инстанции — ну не могут же столь уважаемые люди один за другим лгать.

Однако вот что тот же Карякин заявлял в интервью газете «Смена»: «Так и сказал (проверьте стенограмму) — о тихой, шепотной легенде, ходившей в старобольшевистских кругах: мол, Ленин хотел, чтобы его похоронили там. Ни больше, ни меньше… Хотя на днях прочитал в какой-то газете: последнее слово завещания Ленина не выполнено. Неправда, документов таких нет».

Миф о завещании Ленина похоронить его на Волковском кладбище

Племянница Ленина Ольга Ульянова отрицала то, что завещание было: «Такого документа нет и быть не могло, в нашей семье также никогда не было разговоров на эту тему. Владимир Ильич умер в достаточно молодом возрасте — в 53 года и, естественно, думал больше о жизни, чем о смерти. К тому же, учитывая историческую эпоху, в которой жил Ленин, его натуру, характер истинного революционера, уверена, он бы и не стал писать завещание на эту тему. Владимир Ильич был очень скромным человеком, который меньше всего заботился о себе. Скорее всего, он оставил бы завещание стране, народу — как строить совершенное государство».

Зато есть документ, который полностью закрывает вопрос с завещанием. В 1997 году, когда тема захоронения была поднята в очередной раз, администрация президента Ельцина отправила запрос в Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (бывший Центральный партийный архив).

Выданная в ответ на запрос архивная справка гласит: «В РЦХИДНИ не имеется ни одного документа Ленина или его близких и родственников относительно „последней воли“ Ленина быть захороненным на определенном российском (московском или петербургском) кладбище… В письме к дочери Инессы Арманд Надежда Константиновна Крупская писала: «Его надо похоронить с товарищами; вместе под Красной (Кремлевской) стеной пусть лежат» (Реквизиты письма: РЦХИДНИ, ф. 12, оп. 2, д. 254, л. 7 об.».

Что касается воли Крупской. Обратимся к воспоминаниям Бонч-Бруевича: «Надежда Константиновна, с которой я интимно беседовал по этому вопросу, была против мумификации Владимира Ильича. Но идея сохранения облика Владимира Ильича столь захватила всех, что была признана крайне необходимой, нужной для миллионов пролетариата, и всем стало казаться, что всякие личные соображения, всякие сомнения нужно оставить и присоединиться к общему желанию».

То есть категорического отрицания захоронения Ленина в Мавзолее у Крупской не было. Секретарь Надежды Константиновны Вера Дридзо вспоминала, что Крупская приходила в Мавзолей нечасто, но регулярно. Она выбирала моменты, когда в усыпальнице никого не было, и подолгу оставалась рядом с любимым человеком. При последнем ее визите присутствовал профессор Борис Збарский, вспоминавший потом о словах Крупской: «Борис Ильич, — сказала Надежда Константиновна, — он все такой же, а я так старею».

К слову, Надежда Константиновна похоронена в Кремлевской стене, то есть рядом с Мавзолеем. По какой-то причине, говоря о необходимости похоронить Ленина рядом с матерью, забывают о жене.

В последние дни в России вновь заговорили о дальнейшей судьбе Мавзолея Ленина. Поводом для этого стал конкурс, объявленный Союзом архитекторов России.

«Cтартовал приём заявок на Всероссийский конкурс на лучшую концепцию по ре-использованию Мавзолея В. И. Ленина на Красной площади. Творческое состязание получило статус специального проекта в рамках фестиваля „Зодчество“, который в этом году пройдет с 11 по 13 ноября в ВК „Гостиный двор“ под девизом „Вечность“. Дедлайн регистрации — 19 октября, — говорится в сообщении, опубликованном на сайте организации. — Приём заявок осуществляется до 19 октября. Лучшие работы будут экспонироваться с 11 по 13 ноября в рамках XXVIII Международного архитектурного фестиваля „Зодчество“ на площадке Выставочного комплекса „Гостиный двор“, а в заключительный день события, 13 ноября, будут объявлены победители конкурса… Цель конкурса — создать банк идей по ре-использованию Мавзолея — безусловного шедевра архитектуры ХХ века… Участникам конкурса предлагается разработать фор-эскиз проекта ре-использования Мавзолея В. И. Ленина на Красной площади в Москве в качестве музея, посвященного его проектированию и строительству, а также организовать маршрут, связующий здание на улице Воздвиженка с Мавзолеем на Красной площади. Другие идеи ре-использования Мавзолея не только допускаются, но и приветствуются».

На данный момент Мавзолей на Красной площади является усыпальницей основателя Советского государства Владимира Ленина. Однако в Союзе архитекторов России убеждены, что так будет не всегда.

В Положении о конкурсе заявляется: «Нахождение Вождя Великой Октябрьской Социалистической Революции В. И. Ленина в Мавзолее на Красной площади в Москве, в самом сердце страны, осознавшей исторические ошибки прошлого, входит в противоречие с современными представлениями о фиксации „вечной памяти“ и является нарушением русской православной традиции, а также воли самого Вождя… Есть свидетельства волеизъявления В. И. Ленина быть кремированным (воспоминания В. Д. Бонч-Бруевича) и похороненным на Волковском кладбище (воспоминания Н. К. Крупской). По мнению большинства историков, решение мумифицировать тело вождя для его сохранения в вечности в Мавзолее на Красной площади принадлежит И.В. Сталину, культ личности которого был развенчан сразу после его кончины еще в середине прошлого столетия. Совершенно очевидно, что в будущем тело В. И. Ленина будет предано земле в соответствии с его пожеланием и русской православной традицией».

Таким образом, архитекторы решили озаботиться судьбой Мавзолея после того, как Ленин будет захоронен, указывая при этом на волю самого советского лидера.

Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков в беседе с ТАСС отверг политическую составляющую конкурса: «Мы, Союз архитекторов, являемся творческой организацией, мы не занимаемся политикой и не занимаемся тем более экстремизмом. Объявили мы конкурс творческий — на использование Мавзолея в будущем, вернее даже — создание банка творческих идей, концептуальных идей, как можно будет использовать Мавзолей, допустим, через 50 лет… Для того чтобы избежать всяческих трактований типа «снести Мавзолей, раз вынуто оттуда тело Ленина», мы делаем упреждающий шаг, чтобы показать населению России, что Мавзолей можно использовать, не надо двери заколачивать и не надо тем более его сносить».

В интервью «МК» Шумаков повторяет: «Мы не предлагаем экстремистских идей вроде выноса Ленина из Мавзолея. Пускай лежит столько, сколько хочется… Но! Рано или поздно этот вынос состоится. Сам Ленин завещал похоронить его на Волковском кладбище в Петербурге, рядом с мамой. Об этом есть несколько свидетельств — и его соратников, и Крупской, и Бонч-Бруевича. Лет через 50, а может, через пять, а может, через пять дней перезахоронение случится. Нужно подготовить банк идей для освободившегося помещения… Мы не раскалываем общество».

Предложения о том, чтобы сохранить тело Ленина, стали поступать с мест и поначалу не имели какой-то конкретики. Медики сообщили, что такая процедура теоретически возможна. Дискуссия на сей счет была оживленной. Предложение поддержали Дзержинский, Молотов, Красин, Муралов. Против высказывались Троцкий, Бонч-Бруевич, Ворошилов. Крупская дала разрешение на временное сохранение тела, попросив вернуться к окончательному решению этого вопроса позже.

В первый деревянный Мавзолей тело Ленина поместили 27 января 1924 года. На тот момент никто точно не мог знать, сколь успешными будут усилия ученых, поэтому ни о каком сохранении тела на протяжении десятилетий речь не шла. В мае 1924 года лаборатория под руководством Владимира Воробьева и Бориса Збарского представила плоды своих усилий по долговременному бальзамированию на суд делегатов XIII съезда партии. Затем на Ильича смогли посмотреть делегаты 5-го конгресса Коминтерна. Эффект оказался потрясающим — Ленин выглядел как живой.

Собственно, успехи Воробьева и Збарского сделали возможным строительство гранитного Мавзолея, о судьбе которого ныне печется Союз архитекторов России. Он был построен к 1930 году.

Ну а что же с волей самого Ленина, который якобы хотел быть похороненным рядом с могилой матери?

Впервые о «завещании Ленина» заговорили в 1989 году. Можно указать трех человек, которые могут претендовать на приоритет — писатель и журналист Юрий Карякин, режиссер Марк Захаров и политик Анатолий Собчак.

2 июня 1989 года на заседании I Cъезда народных депутатов СССР Юрий Карякин заявил: «Еще в детстве я узнал один тихий, почти абсолютно забытый нами факт. Сам Ленин хотел быть похороненным возле могилы своей матери на Волковском кладбище в Петербурге. Естественно, Надежда Константиновна и Мария Ильинична, сестра его, хотели того же. Ни его, ни их не послушали… Была попрана не только последняя политическая воля Ленина, но была попрана его последняя личная человеческая воля. Конечно, во имя Ленина же».

Эти слова очень быстро стали рассматриваться истиной в последней инстанции — ну не могут же столь уважаемые люди один за другим лгать.

Однако вот что тот же Карякин заявлял в интервью газете «Смена»: «Так и сказал (проверьте стенограмму) — о тихой, шепотной легенде, ходившей в старобольшевистских кругах: мол, Ленин хотел, чтобы его похоронили там. Ни больше, ни меньше… Хотя на днях прочитал в какой-то газете: последнее слово завещания Ленина не выполнено. Неправда, документов таких нет».

Но нет, гражданин Карякин в 1989 году говорил не о некоей легенде, а именно о факте существования последней воли Ленина.

Племянница Ленина Ольга Ульянова отрицала то, что завещание было: «Такого документа нет и быть не могло, в нашей семье также никогда не было разговоров на эту тему. Владимир Ильич умер в достаточно молодом возрасте — в 53 года и, естественно, думал больше о жизни, чем о смерти. К тому же, учитывая историческую эпоху, в которой жил Ленин, его натуру, характер истинного революционера, уверена, он бы и не стал писать завещание на эту тему. Владимир Ильич был очень скромным человеком, который меньше всего заботился о себе. Скорее всего, он оставил бы завещание стране, народу — как строить совершенное государство».

Зато есть документ, который полностью закрывает вопрос с завещанием. В 1997 году, когда тема захоронения была поднята в очередной раз, администрация президента Ельцина отправила запрос в Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (бывший Центральный партийный архив).

Выданная в ответ на запрос архивная справка гласит: «В РЦХИДНИ не имеется ни одного документа Ленина или его близких и родственников относительно „последней воли“ Ленина быть захороненным на определенном российском (московском или петербургском) кладбище… В письме к дочери Инессы Арманд Надежда Константиновна Крупская писала: «Его надо похоронить с товарищами; вместе под Красной (Кремлевской) стеной пусть лежат» (Реквизиты письма: РЦХИДНИ, ф. 12, оп. 2, д. 254, л. 7 об.».

Итак, никакой «воли вождя», на которую ссылается Союз архитекторов России, в действительности не было.

Что касается воли Крупской. Обратимся к воспоминаниям Бонч-Бруевича: «Надежда Константиновна, с которой я интимно беседовал по этому вопросу, была против мумификации Владимира Ильича. Но идея сохранения облика Владимира Ильича столь захватила всех, что была признана крайне необходимой, нужной для миллионов пролетариата, и всем стало казаться, что всякие личные соображения, всякие сомнения нужно оставить и присоединиться к общему желанию».

То есть категорического отрицания захоронения Ленина в Мавзолее у Крупской не было. Секретарь Надежды Константиновны Вера Дридзо вспоминала, что Крупская приходила в Мавзолей нечасто, но регулярно. Она выбирала моменты, когда в усыпальнице никого не было, и подолгу оставалась рядом с любимым человеком. При последнем ее визите присутствовал профессор Борис Збарский, вспоминавший потом о словах Крупской: «Борис Ильич, — сказала Надежда Константиновна, — он все такой же, а я так старею».

К слову, Надежда Константиновна похоронена в Кремлевской стене, то есть рядом с Мавзолеем. По какой-то причине, говоря о необходимости похоронить Ленина рядом с матерью, забывают о жене.

Где на самом деле Ленин завещал себя похоронить

По результатам опроса, который провела партия «Единая Россия», только 43% респондентов желают перезахоронения Ленина, большинство хочет, чтобы все оставалось, как и раньше. Правда согласно данным Фонда общественного мнения, 61% опрошенных высказался за то, чтобы Ленина перезахоронили. В целом в российском обществе наблюдается паритет мнений насчет судьбы тела Владимира Ильича. Именно это и сдерживает власти к принятию решения о перезахоронении вождя революции.

По словам представителей КПРФ, эта тема является инструментом для определенных политических сил, чтобы провоцировать коммунистов. Геннадий Зюганов по этому вопросу высказался так: «Заявления о гробокопательстве, от кого бы ни исходили, мы рассматриваем как абсолютно провокационные. Те, кто покушается на светлые имена основателей государства, покушаются на стабильность в стране. Это провокация против российской государственности».
В ответ оппоненты коммунистов в шутку замечают, что «из мавзолея вынесут Ленина, а хоронить придется КПРФ». По мнению сторонников перезахоронения Ленина, с одной стороны этот шаг позволит нанести политический удар по КПРФ, с другой – прекратить столетний раздор, который вызывает мумифицированное тело вождя.
В обществе дискутируют не только о Ленине, но и о судьбе захоронений у Кремлевской стены, которых бы не было без мавзолея. Часто звучит мнение, что кладбище в центре города – это нонсенс, некрополь должен быть перенесен. В случае, если все-таки положительно разрешится инициатива по захоронению тела Ленина, очевидно, что следующей повесткой станет вопрос о ликвидации этого мемориального кладбища. Некоторые политические деятели всерьез опасаются, не запустит ли все это процесс декоммунизации, который охватил соседнюю Украину?

Владимир Ленин скончался 21 января 1924 года. Организацией похорон занималась специально созданная комиссия под руководством Дзержинского. Первоначально церемония была назначена на 24 января – похороны, вероятно, предполагалось провести по «скромному сценарию»: вынос тела из Дома Союзов, митинг на Красной площади и процедура погребения у Кремлевской стены, перед могилой Свердлова. Но этот вариант был отвергнут, скорее всего, по причине того, что к этой дате не успевали «подтянуться» делегаты из дальних регионов и большинства республик. Тогда же появилось новое предложение: назначить похороны на субботу, 26 января. Вечером 21 января были разосланы телеграммы с сообщением о смерти Ленина и установленной на 26 датой похорон. Но 24 января стало понятно, что к этой дате не будет подготовлено место захоронения: работы затрудняла не только мерзлая земля, но и коммуникации, в том числе якобы обнаруженные подземные помещения и ходы, которые пришлось заделывать. Был установлен новый срок обустройства склепа – не позднее 18.00 26 января, а новую дату похорон перенесли на 27.

На протяжении всего 1923 года газеты отчитывались о состоянии здоровья Ленина, создавая новый миф о вожде, который стойко сражается с недугом: читает газеты, интересуется политикой, охотится. Известно, что Ленин пережил ряд инсультов: первый превратил 52-летнего Ильича в инвалида, третий – убил. В последние месяцы жизни Ленин почти не говорил, не мог читать, а его «охота» выглядела как прогулки в инвалидном кресле. Практически сразу после смерти тело Ленина вскрыли, чтобы определить причину смерти. После тщательного изучения мозга установили — кровоизлияние. Трудящимся объявили: «дорогой вождь умер потому, что не щадил своих сил и не знал отдыха в работе». В дни траура пресса всячески подчеркивала жертвенность Ленина, «великого страдальца». Это было еще одной составляющей мифа: Ленин, действительно, много работал, но он был и достаточно внимателен к себе и своему здоровью, не курил, и, как говорится, не злоупотреблял. Практически сразу после смерти Ленина появилась версия, что вождя отравили по приказу Сталина, тем более, что не были сделаны анализы, которые позволили бы обнаружить в организме следы яда. Предполагали, что другой причиной смерти мог стать сифилис – препараты в то время были примитивными, а порой, и опасными, а венерические болезни в ряде случаев, действительно, могут провоцировать инсульт, но симптомы вождя, а также посмертное вскрытие опровергли эти домыслы.

В первом публичном бюллетене, который был обнародован сразу после вскрытия, содержалось только краткое изложение причин смерти. Но уже 25 января появились «официальные результаты вскрытия» с многочисленными подробностями. Кроме детального описания мозга, были приведены результаты исследования кожи, вплоть до указания каждого шрама и повреждения, описывалось сердце и указывался его точный размер, состояние желудка, почек и остальных органов. Британский журналист, руководитель московского отделения Нью-Йорк Таймс Уолтер Дюранти удивлялся, что на русских подобная детализация не произвела удручающего впечатления, напротив, «умерший вождь являлся объектом такого пристального интереса, что публика желала знать о нем все». Однако есть сведения, что у беспартийной московской интеллигенции отчет вызвал «потрясенное недоумение» и в нем увидели характерный для большевиков сугубо материалистический подход к природе человеке. У такой детальной анатомии и акцентах, смещенных на неизбежность смерти, могла быть и другая причина – врачи, «не сумевшие» спасти пациента, просто-напросто пытались себя обезопасить.

Ленин захоронен по всем правилам

То, что никакого завещания не было, подтверждала и племянница вождя, Ольга Дмитриевна Ульянова. Она же уверяла, что никогда ни от кого из родни не слышала о желании вождя быть похороненным рядом с матерью.

Религиовед Денис Батарчук сказал Лайфу, что вряд ли, несмотря на религиозные взгляды и неверие в Бога, вождь мирового пролетариата хотел бы после смерти быть мумифицированным.

Известный священник РПЦ Дмитрий Смирнов сказал Лайфу, что вопросы об отпевании такого человека в православном храме кощунственны с точки зрения верующего человека, поскольку Ленин не любил Россию и не желал ей добра. Это доказывают история, разгром церквей, репрессии и убийства представителей духовенства.

По мнению историка РПЦ, пожелавшего остаться неизвестным, разговоры о захоронении тела Ленина напоминают сейчас национальную игру, но через некоторое время она закончится — с уходом эпохи и людей, которые пока не готовы её отпустить.

Семья Ульяновых в праздники посещала Тихвинский храм, приглашала настоятеля храма Виктора Боголюбова в дом исполнять требы. Мария Александровна иногда посещала лютеранскую церковь.

Много позже Ленин, отвечая на вопрос анкеты Всероссийской переписи членов РКП(б) «Если вы неверующий, то с какого возраста?», заявил: «С 16 лет».

По воспоминаниям Крупской, он сорвал с шеи крест в пятом классе гимназии после того, как один из педагогов, сетуя о том, что молодёжь мало ходит в храмы, сказал: «Сечь надо».

Религию Ленин считал проявлением ума и воображения людей. При личной встрече со священниками был вежлив, за глаза писал бескомпромиссное: «Всякая религиозная идея… есть невыразимейшая мерзость» (из письма Ленина Максиму Горькому. Написано 13 ноября 1913 года в Кракове. Напечатано 2 марта 1924 года в 51-м номере «Правды»).

2 февраля 1918 года Ленин положил начало разгрому храмов, подписав декрет Совнаркома «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».

Ярым противником идеи о вечном хранении Ленина был Троцкий. Все же большинство проголосовало за то, чтоб выставить гроб с покойником на всеобщее обозрение. Но как это можно осуществить?

Ленина решили заморозить в надежде на то, что он когда-нибудь, в решающий для народа момент, все-таки восстанет. За границей даже закупили дорогое криогенное оборудование. Но вовремя одумались. Дело в том, что в 20-е годы перебои с электричеством были нормой, а в одно из таких отключений тело Ленина могло бы потерять всякий вид. Тогда и возникла идея о бальзамировании, которая, согласно мнению большинства историков, принадлежала Сталину.

Спустя более чем 60 лет появилась версия о последней воле Ленина. Он якобы не раз говорил перед смертью о том, где хочет быть похоронен. Автор версии — историк Аким Арутюнов. Тему захоронения Ленина поднял в 1988 году и публицист Юрий Карякин, который утверждал, что Надежда Крупская и Мария Ульянов выступали против бальзамирования, но их никто не послушал.

Арутюнов в доказательство теории о некоем завещании приводил слова хозяйки петербургской квартиры, где некоторое время обитал Ленин с Крупской. Женщина якобы подслушала их разговор, а шел он о грядущей смерти и о Волковском кладбище. Стоит сказать, что методы, которые Арутюнов использовал в работе с источниками, его коллеги нередко подвергали жесткой критике.

Ильич заждался. Когда и как можно похоронить тело Ленина

С конца мая 1922 года лечащие врачи Ленина В. В. Крамер, В. М. Кожевников и В. П. Осипов вели дневник наблюдения за состоянием пациента, сохранившийся в РГАСПИ в виде толстой папки в дерматиновой обложке коричневого цвета объёмом 410 страниц формата А4. В нём содержится информация о том, как пациент себя чувствовал, что ел, с кем встречался[2].

Этот дневник был одним из оснований, позволивших усомниться в авторстве Ленина относительно статей и записок, составивших так называемое «Завещание». Авторство статьи «К вопросу о национальностях или об «автономизации»» было засвидетельствовано исключительно противоречивыми сообщениями работников ленинского секретариата (Л. А. Фотиевой, М. А Володичевой) и Л. Д. Троцкого, сделанными после резкого ухудшения состояния здоровья Владимира Ильича, когда он окончательно утратил дар речи и не мог ни подтвердить, ни опровергнуть эти свидетельства, указывает исследователь Ленинского завещания В.А. Сахаров. Следующие «диктовки» («характеристики»), датированные 24—25 декабря 1922 года, в ЦК РКП(б) в конце мая 1923 года передала Н. К. Крупская, при этом не рассматривавшая представленный текст как секретное «Письмо к съезду». Летом 1923 года было обнародовано «письмо Ильича о секретаре» («диктовка» от 4 января 1923 года)[3].

Предположительно, болезнь В. И. Ленина была вызвана сильной перегруженностью и последствиями покушения 30 августа 1918 года. По крайней мере, на эти причины ссылается авторитетный исследователь данного вопроса хирург Ю. М. Лопухин[4]. Также имели место утверждения о нейроваскулярной форме сифилиса как причине кровоизлияния в мозг: Ленину проводили лечение мышьяксодержащими препаратами по поводу менинговаскулярной формы сифилиса[5][6]. Однако в заключении патологоанатомов сифилис подтверждён не был. Лечащий врач семьи Ульяновых Ф. А. Гетье с причиной смерти был согласен (причиной смерти указывалось кровоизлияние в мозг вследствие приёма мышьяксодержащих препаратов на фоне атеросклероза[7]), тогда как формулировка причин заболевания вызывала у него возражения.

Документы, касающиеся болезни и смерти Ленина, по просьбе племянницы Ленина О. Д. Ульяновой продолжают, в нарушение законодательства, оставаться засекреченными как минимум до 2024 года[8].

Исследователь Николай Зенкевич в своей работе «Вожди и сподвижники» цитирует архивную спецполитсводку ОГПУ, обобщавшую для руководства страны реакцию населения на смерть Ленина, и возникшие в связи с этим слухи. Общим местом для них были не соответствующие действительности сообщения об арестах одними партийными лидерами других. Слухи усугублялись тем, что на момент смерти Ленина Троцкий был болен и находился на лечении в Сухуми[12].

В этих слухах утверждалось, в частности, что Троцкий якобы требовал от Дзержинского отменить постановление о высылке из Москвы биржевиков, или что Троцкий в действительности не болен, а «ранен в живот» Калининым (другой вариант — ранен Зиновьевым). В городе Димитрове появились слухи, что Съезд Советов якобы отправил Троцкого в отставку как еврея, в Орехово-Зуевском уезде слухи объявляли, что Троцкий якобы является владельцем нескольких фабрик.

В Московской губернии появились слухи о том, что Ленин якобы умер уже шесть месяцев назад, и всё это время хранился в замороженном виде.

В Нижегородской губернии настроение рабочих в связи со смертью Ленина описано как подавленное, служащих — как безразличное. Большинство заводов постановили отчислить полдневной заработок на траурные венки.

Среди рабочих Иваново-Вознесенской губернии настроение «крайне подавленное».

В Иркутской губернии зафиксированы слухи о том, что Ленин якобы жив и уехал за границу вместе с Троцким, и о том, что в Москве якобы расстреляна демонстрация безработных и прошёл еврейский погром. В Томской губернии — что в местную тюрьму якобы привезли Троцкого и Преображенского.

В Белоруссии появились слухи о том, что якобы Преображенский, Сапронов и Троцкий уже арестованы, причём у Троцкого при его аресте нашлось множество ценностей. Настроение населения в Белоруссии описано как подавленное, население ожидает раскола в верхах и новой интервенции поляков.

В Смоленской губернии слухи сообщали, что «Троцкий послал убийц, чтобы стать на место Ленина», сам был арестован и сбежал. В связи с этим торговцы начали опасаться, что «Троцкий уничтожит НЭП»; в некоторых церквах даже отслужили молебны о «поминовении новопреставленного раба Божьего Владимира». Среди крестьян появились слухи, что «вместо Ленина председателем Совнаркома будет Троцкий», некоторые крестьяне, проезжая мимо зданий с вывешенными портретами Ленина, крестились, и желали ему царствия небесного. 27 января 1924 года на траурную демонстрацию в Смоленске собралось 30 тыс. чел., «были плачущие».

В феврале 1924 года ОГПУ зафиксировало появление во Владивостоке слухов о том, что якобы в Москве произошёл переворот, после которого Троцкий бежал в Турцию. В Харбине началось массовое производство портретов великого князя Николая Николаевича, который якобы формирует в Сербии армию в 250 тыс. человек против большевиков. В Нижегородской губернии рабочие массово подавали заявления о вступлении в партию. В Тверской губернии служили панихиды по Ленину при большом стечении верующих. В Башкирии настроение тяжёлое, ожидается развал партии и новая война.

4 февраля в Белоруссии появились новые слухи о том, что Ленин якобы уже умер три месяца назад, и вместо него в Колонном зале выставлена фигура из воска (вариант: Ленин бежал в Крым или за границу). Польское население смерть Ленина «встретило с радостью».

Сосланные в город Николаевск «антисоветские элементы» направили Калинину телеграмму соболезнования.

В Симбирской губернии смерть Ленина вызвала среди рабочих «глубокое сожаление», среди крестьян — «сожаление».

В Тверской губернии появились слухи, что Ленина якобы отравил Троцкий за то, что Ленин собирался отменить налоги с крестьян и торговцев.

Советское руководство озаботилось судьбой тела Ленина на случай его кончины ещё при жизни вождя: осенью 1923 года состоялось заседание Политбюро (в составе Сталина, Троцкого, Бухарина, Калинина, Каменева и Рыкова), на котором Сталин сообщил, что здоровье Ленина весьма ухудшилось, возможен летальный исход. В связи с этим Сталин объявил, что существует предложение «некоторых товарищей из провинции» в случае смерти Ленина подвергнуть его тело бальзамированию[9]:158-159.

Версия Троцкого

Троцкий так вспоминал это заседание Политбюро[17]:

  • Когда товарищ Сталин договорил до конца свою речь, тогда только мне стало понятным, куда клонят эти сначала непонятные рассуждения и указания, что Ленин — русский человек и его надо хоронить по-русски. По-русски, по канонам Русской православной церкви, угодники делались мощами. По-видимому, нам, партии революционного марксизма, советуют идти в ту же сторону — сохранить тело Ленина. Прежде были мощи Сергия Радонежского и Серафима Саровского, теперь хотят их заменить мощами Владимира Ильича. Я очень хотел бы знать, кто эти товарищи в провинции, которые, по словам Сталина, предлагают с помощью современной науки бальзамировать останки Ленина и создать из них мощи. Я бы им сказал, что с наукой марксизма они не имеют ничего общего.

  • Против этой идеи высказались Троцкий (назвавший, по некоторым данным, эту идею «безумием»[18]), Каменев (осудивший её как «поповство») и Бухарин (высказавшийся против попыток «возвеличить прах»)[9]:159. Однако после смерти Ленина никто из них открыто против бальзамирования уже не высказывался[9]:162.

    Версия Арча Гетти

    Советолог Арч Гетти, изучив протоколы Комиссии по захоронению Ленина, пишет в книге «Практика сталинизма»[19]:

  • Прежде всего, Сталин, видимо, практически не имел отношения к решению о постоянной демонстрации ленинских останков. Он не входил в комиссию по организации похорон под председательством Ф. Э. Дзержинского, которая принимала такие решения, а его подручный К. Е. Ворошилов, член комиссии, яростно противился этой идее. Сталин являлся членом Политбюро, которое, оказывается, утверждало все рекомендации комиссии, но, кажется, активной роли в принятии решения не играл. По слухам, возникшим через несколько десятилетий (в 1960-е гг.), он заговорил о мумифицировании Ленина ещё до смерти последнего и якобы выдвинул это предложение на неофициальном совещании членов Политбюро в 1923 г., где против него резко выступил Троцкий. Эта история выглядит весьма неправдоподобно. Мысль, что такой осторожный политический тактик, как Сталин, будет открыто предлагать способ распорядиться телом Ильича, пока тот ещё жив, да ещё в присутствии своего главного соперника Троцкого, почти смешна. Верховные руководители сочли бы обсуждение подобного вопроса при жизни своего драгоценного Ленина непростительным оскорблением, и Сталин точно не подставился бы так, на радость Троцкому.

  • Тайны похорон В.Ленина

    При мавзолее с 26 марта 1924 года существует лаборатория по сохранению тела Ленина. Профессор анатомии Владимир Воробьёв и биохимик Борис Збарский предложили способ долговременного бальзамирования[13]. Чтобы осуществить задуманное, мавзолей закрыли и устроили в нём опытную лабораторию[6]. Научно-исследовательская лаборатория была открыта при мавзолее в 1939 году[149]. Она числилась в составе Минздрава СССР. Изначально руководителями лаборатории являлись академики Воробьёв и Збарский. После смерти Воробьёва с 1934 по 1952 год лабораторией руководил Збарский[7].

    В феврале 1945-го, ещё в Тюмени, учёные лаборатории провели эксперимент по сохранению тела, в результате которого на левой ступне был повреждён небольшой участок кожи. По возвращении в Москву, лабораторию расширили и создали специальный банк с экспериментальными телами — это были неизвестные погибшие или умершие, которых никто не разыскивал, на них проводились значительные бальзамические эксперименты[7]. В этом же году лаборатории предоставили здание бывшей школы на Садово-Кудринской улице. Одновременно ей увеличили комплекс задач[150]. Каждые пять лет специальная комиссия осматривала тело Ленина. С помощью многолетних опытов учёные добились стабилизации тканей — изменения стали практически неуловимыми при современных способах контроля[151].

    Лаборатория занималась бальзамированием тел важных политических деятелей других стран: в 1949 году было обработано тело генерального секретаря ЦК БКП Георгия Димитрова, в 1952-м — тело председателя Народного совета министров МНР Хорлогийна Чойбалсана (но его бальзамизация была частичной, по приказу Иосифа Сталина процесс прервали, Чойбалсана похоронили в закрытом саркофаге в Улан-Баторе[7]), в 1953-м — тело руководителя компартии Чехословакии Клемента Готвальда (его тело находилось в мавзолее девять лет, до 1962 года)[7].

    Попытки осквернить Мавзолей Ленина и Кремлёвскую стену фиксировались с 1920-х годов: хулиганы бросали «коктейли Молотова», чернила, тушь, занимались другими видами вандализма. Саркофаг Владимира Ленина неоднократно пытались разбить и прострелить, а также взорвать[124].

    С 1924 по 1991 год охраной занимались комендатура мавзолея, наряд Краснознамённого Кремлёвского полка и Отдел милиции по охране общественного порядка на Красной площади ГУВД Москвы. В комендатуре Кремля находился небольшой музей предметов, тайком заносимых на Красную площадь и в мавзолей: ножи, трубы, оружие, взрывчатка и многое другое[124].

    В марте 1934-го рабочий одного из совхозов Московской области Митрофан Никитин намеревался выстрелить в тело Ленина, но был остановлен сотрудниками охраны. Никитин застрелился на месте. После обыска у него обнаружили письмо для правительства и партии:

    Первое предложение перезахоронить тело Ленина прозвучало в 1989 году. На Съезде народных депутатов СССР депутат Юрий Карякин заявил, что Ленин хотел быть похороненным на кладбище рядом с могилой матери. Но в РЦХИДНИ не отыскали ни одного документа, в котором родственники Ленина упоминали о его «последней воле»[166][35]. По словам Ольги Ульяновой, утверждения Карякина выдуманы, ни родственники, ни соратники Ленина не ставили вопрос о захоронении вождя[167].

    Движение за перезахоронение разрасталось. Были заявления, что Ленина похоронили не по-христиански, а мавзолей — «зловещий зиккурат, с помощью которого Ленин питается энергией русского народа», и что использование мавзолеев свойственно исключительно диким культурам. При этом сторонники последнего мифа игнорируют тот факт, что во Франции в мавзолее хранятся останки Наполеона, в Эстонии — забальзамированное тело генерал-фельдмаршала Михаила Барклай-де-Толли, в мавзолее Нью-Йорка — тело генерала и президента США Улисса Гранта, в соборе Кракова в саркофаге покоится маршал Юзеф Пилсудский[166]. Также появилась идея сжечь тело, а ёмкость с прахом затопить в Марианской впадине[166]. Основной мотив желающих перезахоронить тело Ленина: он — военный преступник, ленинизм — тоталитарная идеология, а мавзолей — проявление ленинизма[166].

    21 апреля 1989 года Марк Захаров сказал, что Ленина пора простить и захоронить по-человечески. Позже он называл Ленина государственным преступником, которого необходимо судить[166].

    По мнению иностранных журналистов, проходившие мимо мавзолея люди испытывали неловкость и недоумение, ведь исторический цикл коммунизма закончился и эта идеология мертва. Поэтому Владимира Ленина надо похоронить рядом с родными, а Мавзолей Ленина превратить в мемориал жертв революции[170].

    В октябре 1993 года мэр Москвы Юрий Лужков представил проект указа президента «О восстановлении исторического облика Красной площади г. Москвы»[171], в приложении к проекту говорилось:

  • Происшедшие в Москве 2-4 октября события вынуждают нас обратиться к Ельцину Б. Н. с просьбой решить вопрос о перезахоронении тела В. И. Ленина и свыше 400 человек, покоящихся у Кремлёвской стены[172].

  • В 1993 году президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов предложил перенести мавзолей в столицу республики Элисту и был готов выделить для этого миллион долларов[41][173].

    22 апреля 1994 года депутат Валерия Новодворская организовала пикет под лозунгом «Похороним дело и тело Ленина». Она была задержана и сделала заявление, что подаст в суд на сотрудников милиции за «воскрешение сталинских методов поддержания порядка»[174]. А в 1996-м один из главных идеологов перестройки Александр Яковлев на личные средства издал брошюру о необходимости провести суд над большевизмом.

  • Почему нужен такой суд? Да потому что Ленин все ещё лежит в Мавзолее почитаемый, вся страна усеяна памятниками ему. А ведь он преступник. Идеология насилия, идеология люмпенов не умерла. Трудно с таким грузом быстро двигаться дальше. Я не говорю, что всяк и каждый должен покаяться, падать на колени. Нет. Надо просто осознать, понять, от чего мы ушли. Вот 7 ноября мы все по-прежнему отмечаем праздник, переименовали его в День согласия и примирения. Я предлагал переименовать его в День скорби и покаяния. В этот день семьи не должны ходить на демонстрации, пусть уж лучше сидят дома. Этот день нужен для того, чтобы граждане вспомнили о тех своих родственниках, которые погибли из-за войн и репрессий. И просто выпили за них рюмочку. А больше ничего и не надо[175].

  • 14 марта 1997 года Борис Ельцин предложил похоронить Ленина «…как он и завещал, рядом с матерью в Санкт-Петербурге», несмотря на отсутствие существования подобного завещания[176]. 17 марта 1997 года на заседании Государственной думы заявления Ельцина о перезахоронении были названы противоправными и приравнены к вандализму. 6 июня того же года Борис Ельцин повторил идею на заседании Совета по культуре и искусству в Санкт-Петербурге. В газете «Правда» от 11 июня было опубликовано опровержение РЦХИДНИ существования завещания Ленина с упоминанием похорон на кладбище рядом с родными[177].

    • Культ личности Ленина
    • Мавзолей
    • Пантеон (Москва)
    • Некрополь у Кремлёвской стены
    • Зиккурат
    • Оссуарий
    • Памятник-мавзолей В. И. Ленину (Челябинск)

    В последние дни в России вновь заговорили о дальнейшей судьбе Мавзолея Ленина. Поводом для этого стал конкурс, объявленный Союзом архитекторов России.

    «Cтартовал приём заявок на Всероссийский конкурс на лучшую концепцию по ре-использованию Мавзолея В. И. Ленина на Красной площади. Творческое состязание получило статус специального проекта в рамках фестиваля „Зодчество“, который в этом году пройдет с 11 по 13 ноября в ВК „Гостиный двор“ под девизом „Вечность“. Дедлайн регистрации — 19 октября, — говорится в сообщении, опубликованном на сайте организации. — Приём заявок осуществляется до 19 октября. Лучшие работы будут экспонироваться с 11 по 13 ноября в рамках XXVIII Международного архитектурного фестиваля „Зодчество“ на площадке Выставочного комплекса „Гостиный двор“, а в заключительный день события, 13 ноября, будут объявлены победители конкурса… Цель конкурса — создать банк идей по ре-использованию Мавзолея — безусловного шедевра архитектуры ХХ века… Участникам конкурса предлагается разработать фор-эскиз проекта ре-использования Мавзолея В. И. Ленина на Красной площади в Москве в качестве музея, посвященного его проектированию и строительству, а также организовать маршрут, связующий здание на улице Воздвиженка с Мавзолеем на Красной площади. Другие идеи ре-использования Мавзолея не только допускаются, но и приветствуются».

    На данный момент Мавзолей на Красной площади является усыпальницей основателя Советского государства Владимира Ленина. Однако в Союзе архитекторов России убеждены, что так будет не всегда.

    В Положении о конкурсе заявляется: «Нахождение Вождя Великой Октябрьской Социалистической Революции В. И. Ленина в Мавзолее на Красной площади в Москве, в самом сердце страны, осознавшей исторические ошибки прошлого, входит в противоречие с современными представлениями о фиксации „вечной памяти“ и является нарушением русской православной традиции, а также воли самого Вождя… Есть свидетельства волеизъявления В. И. Ленина быть кремированным (воспоминания В. Д. Бонч-Бруевича) и похороненным на Волковском кладбище (воспоминания Н. К. Крупской). По мнению большинства историков, решение мумифицировать тело вождя для его сохранения в вечности в Мавзолее на Красной площади принадлежит И.В. Сталину, культ личности которого был развенчан сразу после его кончины еще в середине прошлого столетия. Совершенно очевидно, что в будущем тело В. И. Ленина будет предано земле в соответствии с его пожеланием и русской православной традицией».

    Таким образом, архитекторы решили озаботиться судьбой Мавзолея после того, как Ленин будет захоронен, указывая при этом на волю самого советского лидера.

    Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков в беседе с ТАСС отверг политическую составляющую конкурса: «Мы, Союз архитекторов, являемся творческой организацией, мы не занимаемся политикой и не занимаемся тем более экстремизмом. Объявили мы конкурс творческий — на использование Мавзолея в будущем, вернее даже — создание банка творческих идей, концептуальных идей, как можно будет использовать Мавзолей, допустим, через 50 лет… Для того чтобы избежать всяческих трактований типа «снести Мавзолей, раз вынуто оттуда тело Ленина», мы делаем упреждающий шаг, чтобы показать населению России, что Мавзолей можно использовать, не надо двери заколачивать и не надо тем более его сносить».

    В интервью «МК» Шумаков повторяет: «Мы не предлагаем экстремистских идей вроде выноса Ленина из Мавзолея. Пускай лежит столько, сколько хочется… Но! Рано или поздно этот вынос состоится. Сам Ленин завещал похоронить его на Волковском кладбище в Петербурге, рядом с мамой. Об этом есть несколько свидетельств — и его соратников, и Крупской, и Бонч-Бруевича. Лет через 50, а может, через пять, а может, через пять дней перезахоронение случится. Нужно подготовить банк идей для освободившегося помещения… Мы не раскалываем общество».

    С главой Союза архитекторов России можно поспорить. Ибо в основу своей аргументации он кладет не просто сомнительные тезисы, а утверждения, многократно опровергнутые документально.

    Владимир Ленин умер 21 января 1924 года в 18 часов 50 минут в усадьбе Горки Подольского уезда Московской губернии после тяжелой продолжительной болезни. В 22 часа в Кремле специальная комиссия наметила первые мероприятия по организации похорон, а в 2 часа 15 минут ночи состоялся экстренный пленум ЦК партии. В 3 часа 30 минут состоялось заседание Президиума ЦИК СССР для выбора членов комиссии по организации похорон Ленина. В неё вошли Клим Ворошилов, Владимир Бонч-Бруевич, Вячеслав Молотов и назначенный председателем комиссии Феликс Дзержинский.

    23 января гроб с телом Ленина был доставлен на Павелецкий вокзал Москвы. Местом прощания с вождем стал Колонный зал Дома Союзов.

    Почти сразу комиссия по организации похорон столкнулась с проблемой — из регионов приходили телеграммы с просьбой продлить прощание, так как не все желающие могли успеть приехать к установленному сроку. Местом захоронения был выбран некрополь у Кремлевской стены, где к тому времени уже были похоронены красногвардейцы, погибшие во время революционных боев, а также известные деятели революции, среди которых особо выделялся умерший в 1919 году от испанского гриппа Яков Свердлов.

    Большевики не придумали чего-то нового — кладбища у кремлевских стен существовали в течение нескольких столетий.

    Предложения о том, чтобы сохранить тело Ленина, стали поступать с мест и поначалу не имели какой-то конкретики. Медики сообщили, что такая процедура теоретически возможна. Дискуссия на сей счет была оживленной. Предложение поддержали Дзержинский, Молотов, Красин, Муралов. Против высказывались Троцкий, Бонч-Бруевич, Ворошилов. Крупская дала разрешение на временное сохранение тела, попросив вернуться к окончательному решению этого вопроса позже.

    В первый деревянный Мавзолей тело Ленина поместили 27 января 1924 года. На тот момент никто точно не мог знать, сколь успешными будут усилия ученых, поэтому ни о каком сохранении тела на протяжении десятилетий речь не шла. В мае 1924 года лаборатория под руководством Владимира Воробьева и Бориса Збарского представила плоды своих усилий по долговременному бальзамированию на суд делегатов XIII съезда партии. Затем на Ильича смогли посмотреть делегаты 5-го конгресса Коминтерна. Эффект оказался потрясающим — Ленин выглядел как живой.

    Собственно, успехи Воробьева и Збарского сделали возможным строительство гранитного Мавзолея, о судьбе которого ныне печется Союз архитекторов России. Он был построен к 1930 году.

    Ну а что же с волей самого Ленина, который якобы хотел быть похороненным рядом с могилой матери?

    Впервые о «завещании Ленина» заговорили в 1989 году. Можно указать трех человек, которые могут претендовать на приоритет — писатель и журналист Юрий Карякин, режиссер Марк Захаров и политик Анатолий Собчак.

    2 июня 1989 года на заседании I Cъезда народных депутатов СССР Юрий Карякин заявил: «Еще в детстве я узнал один тихий, почти абсолютно забытый нами факт. Сам Ленин хотел быть похороненным возле могилы своей матери на Волковском кладбище в Петербурге. Естественно, Надежда Константиновна и Мария Ильинична, сестра его, хотели того же. Ни его, ни их не послушали… Была попрана не только последняя политическая воля Ленина, но была попрана его последняя личная человеческая воля. Конечно, во имя Ленина же».

    Эти слова очень быстро стали рассматриваться истиной в последней инстанции — ну не могут же столь уважаемые люди один за другим лгать.

    Однако вот что тот же Карякин заявлял в интервью газете «Смена»: «Так и сказал (проверьте стенограмму) — о тихой, шепотной легенде, ходившей в старобольшевистских кругах: мол, Ленин хотел, чтобы его похоронили там. Ни больше, ни меньше… Хотя на днях прочитал в какой-то газете: последнее слово завещания Ленина не выполнено. Неправда, документов таких нет».

    Но нет, гражданин Карякин в 1989 году говорил не о некоей легенде, а именно о факте существования последней воли Ленина.

    Завещание Ленина или хоронить Ильича стали задолго до его смерти

    Племянница Ленина Ольга Ульянова отрицала то, что завещание было: «Такого документа нет и быть не могло, в нашей семье также никогда не было разговоров на эту тему. Владимир Ильич умер в достаточно молодом возрасте — в 53 года и, естественно, думал больше о жизни, чем о смерти. К тому же, учитывая историческую эпоху, в которой жил Ленин, его натуру, характер истинного революционера, уверена, он бы и не стал писать завещание на эту тему. Владимир Ильич был очень скромным человеком, который меньше всего заботился о себе. Скорее всего, он оставил бы завещание стране, народу — как строить совершенное государство».

    Зато есть документ, который полностью закрывает вопрос с завещанием. В 1997 году, когда тема захоронения была поднята в очередной раз, администрация президента Ельцина отправила запрос в Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (бывший Центральный партийный архив).

    Выданная в ответ на запрос архивная справка гласит: «В РЦХИДНИ не имеется ни одного документа Ленина или его близких и родственников относительно „последней воли“ Ленина быть захороненным на определенном российском (московском или петербургском) кладбище… В письме к дочери Инессы Арманд Надежда Константиновна Крупская писала: «Его надо похоронить с товарищами; вместе под Красной (Кремлевской) стеной пусть лежат» (Реквизиты письма: РЦХИДНИ, ф. 12, оп. 2, д. 254, л. 7 об.».

    Итак, никакой «воли вождя», на которую ссылается Союз архитекторов России, в действительности не было.

    Что касается воли Крупской. Обратимся к воспоминаниям Бонч-Бруевича: «Надежда Константиновна, с которой я интимно беседовал по этому вопросу, была против мумификации Владимира Ильича. Но идея сохранения облика Владимира Ильича столь захватила всех, что была признана крайне необходимой, нужной для миллионов пролетариата, и всем стало казаться, что всякие личные соображения, всякие сомнения нужно оставить и присоединиться к общему желанию».

    То есть категорического отрицания захоронения Ленина в Мавзолее у Крупской не было. Секретарь Надежды Константиновны Вера Дридзо вспоминала, что Крупская приходила в Мавзолей нечасто, но регулярно. Она выбирала моменты, когда в усыпальнице никого не было, и подолгу оставалась рядом с любимым человеком. При последнем ее визите присутствовал профессор Борис Збарский, вспоминавший потом о словах Крупской: «Борис Ильич, — сказала Надежда Константиновна, — он все такой же, а я так старею».

    К слову, Надежда Константиновна похоронена в Кремлевской стене, то есть рядом с Мавзолеем. По какой-то причине, говоря о необходимости похоронить Ленина рядом с матерью, забывают о жене.

    Этот термин не следует путать с «Политическим завещанием Ленина», термином, используемым в ленинизме для обозначения набора писем и статей, продиктованных Лениным во время его болезни, о том, как продолжать строительство Советского государства. Традиционно в него вошли следующие произведения:

    В письме содержится критика советского правительства в его нынешнем виде. Он предупреждал об опасностях, которые он предвидел, и вносил предложения на будущее. Некоторые из этих предложений включали увеличение размера Центрального комитета партии , наделение Госплана законодательными полномочиями и изменение национальной политики, которую проводил Сталин.

    Сталина и Троцкого критиковали:

    Патриарх Тихон о Ленине и мавзолее

    Историк Стивен Коткин в своей биографии Сталина утверждает, что к ленинскому авторству Завета «следует относиться [] с осторожностью», и предполагает, что его, скорее всего, написала Надежда Крупская. Коткин указал, что предполагаемые диктовки не были зарегистрированы секретариатом Ленина в обычном порядке в то время, когда они якобы давались; что они были напечатаны, без стенографических или стенографических оригиналов в архивах, и что Ленин их не подписывал; что к предполагаемым датам диктовок Ленин утратил большую часть своей речи после серии небольших ударов 15-16 декабря 1922 года, что ставит под сомнение его способность диктовать что-либо столь же подробное и понятное, как Завет, и что диктовка, якобы данная в декабре 1922 года, подозрительно откликается на дебаты, имевшие место на XII съезде партии в апреле 1923 года.

    Однако эта точка зрения не получила широкого распространения. Завещание было признано подлинным подавляющим большинством историков, включая Э. Х. Карра , Исаака Дойчера , Дмитрия Волкогонова , Вадима Роговина и Олега Хлевнюка . Заявления Коткина также были отклонены Ричардом Пайпсом вскоре после их публикации.

    Останки Ленина сполна испытали на себе последствия квазирелигиозного коммунистического культа, пережив несколько покушений.

    Первое и, пожалуй, самое «идейное» покушение на тело Ленина произошло 19 марта 1934 года. Сорокашестилетний работник совхоза «Прогресс» Митрофан Никитин застрелился прямо у гроба вождя революции и оставил предсмертную записку с безбожной критикой советской власти. В 1959 году брошенный в саркофаг молоток разбил стекло, а разлетевшиеся осколки порезали кожу на руках и лице Ильича.

    Первого сентября 1973 года в Траурный зал вместе с другими посетителями проник террорист, впоследствии объявленный душевнобольным. Сработавшее взрывное устройство не повредило саркофаг, но находящаяся в тот момент в зале супружеская пара погибла, были ранены школьники и сотрудники службы безопасности. В 1990 году ранее судимый мужчина бросил на пол усыпальницы банки с зажигательной смесью.

    Один из свежих случаев покушения, правда, неудавшегося, произошел летом 2016 года, когда полиция задержала на Красной площади 54-летнего мужчину, специально приехавшего в столицу из Ростовской области «разобраться» с Лениным. При себе горе-террорист имел лезвие от топора, при помощи которого, вероятно, и собирался «закрыть мавзолей и разбудить мертвых».

    С наступлением 90-х усыпальница Ильича вступила в новый период своей истории. В 1990 году ЮНЕСКО включила мавзолей (но не находящееся в нем тело) в список объектов всемирного культурного наследия. А в августе 1991 года, в связи с нестабильной обстановкой в стране, тело Ленина, как и в 1941-м, готовили к возможной эвакуации — но вождь так и остался лежать на месте.

    С того же 1991 года началась долгая, продолжающаяся и по сей день, борьба за коммунистические мощи — и одновременно была запущена активная кампания за вынос Ленина из мавзолея. Сторонники ликвидации останков Ильича ссылались на некое завещание, в котором вождь революции будто бы просил похоронить его рядом с матерью. Историки, впрочем, уверяют, что такого письма никогда не существовало. В 1995 году указом президента России усыпальница вождя была признана объектом исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

    Дискуссия о выносе тела Ленина из 90-х плавно перекочевала в 2000-е. Все это время останки вождя благополучно лежали в мавзолее, все так же собирая толпы любопытствующих туристов. Впрочем, то и дело возобновляющиеся разговоры о необходимости захоронения Ленина — явление закономерное, ставшее следствием ревизии истории и в какой-то степени даже проявлением мести со стороны церкви, пострадавшей от антирелигиозных взглядов Ильича.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *