Закон жилищных вопрос военный

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон жилищных вопрос военный». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила признания военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях;

форму выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно;

форму акта приема-передачи жилого помещения.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 28, ст. 4210);

пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 г. № 201 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 11, ст. 1607);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № 900 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 512» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 36, ст. 5040);

пункт 46 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1540 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 2, ст. 368).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 ноября 2020 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

Жилье для военнослужащих: вопросы и ответы

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в целях организации работы федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее — федеральные органы):

а) по признанию военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее — военнослужащие), нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) по приему заявлений о признании нуждающимися в жилых помещениях;

в) по ведению списка (реестра) нуждающихся в жилых помещениях и внесению в него данных о военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (далее — учет), и членах их семей;

г) по проверке данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях.

2. Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченными органами федеральных органов (далее — уполномоченные органы).

3. В случае гибели (смерти) военнослужащих действие настоящих Правил распространяется на лиц, указанных в абзаце первом пункта 31 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

4. Военнослужащие, имеющие в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» право на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства, а также члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в заявлении о признании нуждающимся в жилом помещении, подаваемом по форме согласно приложению, указывают избранное место жительства (наименование субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается).

5. В целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту прохождения военной службы, а при наличии права на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства — по избранному месту жительства.

6. Для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган заявление о признании нуждающимся в жилом помещении, к которому прилагаются следующие документы:

копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), копии свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста, и документов о регистрации по месту жительства детей, не достигших 14-летнего возраста, а в случае, если дети усыновлены (удочерены), — копии свидетельства об усыновлении (удочерении) либо решения суда об усыновлении (удочерении);

копии свидетельств о заключении (расторжении) брака — при состоянии в браке (расторжении брака);

выписки из домовых книг (поквартирные карточки), копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления;

копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, сведения о ведомственной принадлежности которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации составляют государственную тайну, к заявлениям о признании нуждающимися в жилых помещениях, кроме документов, указанных в абзацах втором — пятом настоящего пункта, также прилагают документы, указанные в абзацах третьем и четвертом пункта 7 настоящих Правил. Перечень документов, которые необходимо представить военнослужащим в соответствии с абзацем четвертым пункта 7 настоящих Правил, определяется федеральными органами.

В случае если по обстоятельствам, не зависящим от военнослужащего, документы, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта и абзаце четвертом пункта 7 настоящих Правил, не могут быть получены (представлены), военнослужащий представляет документы, свидетельствующие о невозможности их получения (представления).

Копии документов должны быть представлены с предъявлением подлинника либо удостоверены в нотариальном или ином установленном законодательством Российской Федерации порядке.


Правительство РФ обновило порядок признания военнослужащих-контрактников нуждающимися в жилых помещениях. Также утверждены формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно и акта приема-передачи объекта.

Уточнено, какие документы потребуются. Урегулированы вопросы проверки данных по учету.

Прежний порядок утратил силу.

Постановление вступает в силу с 1 ноября 2020 г.

Рассмотрим пакет требуемых документов:

  • заявка установленной формы для получения полагаемой субсидии;
  • паспорт РФ каждого члена семьи+копии;
  • свидетельство о рождении детей (до 18-ти лет);
  • подтверждение воинского стажа (справка из воинчасти);
  • подтверждение законности брака супругов+копии;
  • иные документы, которые могут указать на наличие второстепенных льгот или пособий.

На рассмотрение поданного заявления полагается в среднем от 20 до 30 дней.

Предоставление жилищной субсидии регулируется законодательством России. Какими законными постановлениями и указами устанавливаются правила предоставления пособий служивым:

Нужно соблюдать установленный порядок действий, чтобы получить полагаемые средства и приобрести долгожданные квадратные метры.

В первую очередь, военный должен подать рапорт (заявление), указывающее на желание получить ссуду, причину и цель использования.

После чего, в порядке очереди, выполнить следующие действия:

В любом банке РФ оформить личный банковский (расчетный) счет На который позже будут переведены средства
При подаче всех остальных документов Вложить информацию о расчетном счете и заполненное заявление, на перевод средств на данный счет
После получения капитала, исполнить свое прямое обязательство Купить или построить жилье

Не имеет значения, на каком рынке будет проведена покупка — на первичном или вторичном, главное чтобы все устраивало служивого и его семью.

Четкое понимание и соблюдение требуемых условий, прописывается в указе Минобороны РФ №510 и ст. 15 РФ «О статусе военнослужащих».

Что имеется в виду:

Служебный контракт служивого Действует с 1998 г., военной комиссией он был признан, как сильно нуждающийся в улучшении жилищных условий
Сослуживец был уволен в запас (по состоянию здоровья или по возрасту) Но насчитывает более 10-летнего стажа непрерывной службы. По-прежнему относится к числу острой необходимости по жилполщади
Те военные, которые прослужили более 20 лет За все это время проживали в служебном помещении

Для расчета положенной субсидии военному гражданину, независимо от типа приобретения жилья (постройка нового или покупка готового), учитывается три влияющих фактора:

Положенная площадь на военнослужащего гражданина В том числе для его семьи
Учитывается себестоимость жилого метра Учитывается средний коэффициент (Кс) от показателя стоимости квадратного метра жилплощади по РФ
При расчете Также берется во внимание показатель в виде коэффициентного числа за общий стаж служивого

Положенный размер жилой площади на одного военного равняется 33 кв. м., согласно нормативам правительства РФ.

Если во внимание берутся члены его семьи, то площадь увеличивается в значениях:

42 кв. м. Полагается семье из 2-х человек
о 18 кв. м. Прибавляется при составе семьи от 3-х человек и более

Как пояснил руководитель Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ Сергей Пирогов, в 2017 году жильём обеспечены более 103 тыс. военнослужащих и их семей, в том числе 13 тыс. человек приобрели жильё с использованием ипотечного кредитования.

При этом С. Пирогов отметил, что с 2024 года предполагается обеспечение военнослужащих жильём только с использованием НИС.

Ошибка 1. При достижении военнослужащему 45 лет кредит по ипотеке будет погашен государством только в том случае, если на момент достижения указанного возраста будет осуществляться последний платеж по кредиту. Остаток кредита после увольнения в связи с достижением предельного возраста будет осуществляться самим военнослужащим.

Ошибка 2. При приобретении жилья с использованием жилищного сертификата выбрать место жительства в любом субъекте РФ возможно только при увольнении с военной службы по основаниям, указанным в законе о военнослужащих.

Вопрос 1. Мы с супругой военнослужащие и нам положена жилищная субсидия, есть ребенок, но брак официально не зарегистрирован, мы оба имеем право на получение компенсации за жилье?

Ответ: Если брак официально зарегистрирован, то воспользоваться льготой вправе только один из супругов. В вашем случае право на получение субсидии сохраняется за каждым. Размер компенсируемой площади по нормативам будет компенсироваться с учётом наличия детей.

Вопрос 2. Проходя службу, я приобрел квартиру по военной ипотеке, сейчас в звании майора решил досрочно уволиться по состоянию здоровья. Кредит полностью не погашен. Продолжит ли Минобороны выплачивать ежемесячные платежи?

Ответ: В случае, если участник НИС увольняется по состоянию здоровья и стаж службы составляет 10 и более лет, он вправе воспользоваться дополнительными накоплениями.

Выплата производится федеральным органом исполнительной власти по месту прохождения службы (расположения воинской части). При этом негодность к службе должна быть подтверждена медицинским заключением.

Прежде чем получить право на материальную помощь и квартиру для военного служащего по контракту, ему необходимо в установленный порядок оформить соответствующий сертификат. Этот документ является именным свидетельством, дающим право получить квартиру с помощью безвозмездной государственной льготы.

В сертификате указывается не только фамилия, имя и отчество получателя, но и сумма субсидии, а также регион, в котором военнослужащий намерен приобрести квартиру в собственность. Передать сертификат кому-либо невозможно и получить его можно лишь один единственный раз.

Право на получение самого сертификата предоставляется лицам, срок воинской службы которых как минимум десять лет. При этом обязательным требованием является отсутствие личной жилой недвижимости. К категории граждан нуждающихся в социальной помощи относятся:

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

  • Семьи военных, которые проживают в помещении с общей площадью на одного человека не достигающей установленного минимума;
  • Лица, проживающие в аварийных зданиях и условиях, которые не отвечают санитарным и техническим требованиям;
  • Военнослужащие, проживающие в общежитии;
  • Военные и их семьи, которые вынуждены проживать на одной жилплощади с другими семьями без родственных связей.

​​жилищная субсидия для военнослужащих: расчет выплат, правила получения

Не стоит забывать и о том, что служащие по контракту имеют право получить временную служебную и бесплатную квартиру.

Служебное жильё Социальное жильё
Муниципальная или ведомственная квартира. Также это может быть комната в общежитии.

Располагается такое жилье в военном городке. Приватизировать служебную квартиру нельзя, поскольку она считается временным местом жительства.

После увольнения военнослужащий и его семья обязаны освободить такую жилплощадь в течение трех месяцем. Получить служебную квартиру можно в порядке очереди

Бесплатная квартира с заключением договора социального найма.

Правила получения предусматривают выдачу такой недвижимости только тем, кто официально признан нуждающимся и внесён в специальный реестр Министерства обороны. При этом обязателен срок службы не меньше десяти лет.

Минус такого варианта заключается в том, что в очереди можно стоять не один год, а приватизировать социальное жилье можно лишь по решению суда

Предоставление жилья военнослужащим в собственность без каких-либо дальнейших конфликтов и сложностей возможно при участии в программе накопительной ипотеки. По закону она положена каждому контрактнику с выслугой от десяти лет и при соблюдении всех требований дают её без препирательств.

Последние изменения в законодательстве могли быть не отображены в данной статье, в связи с этим статья могла утратить юридическую актуальность. В случае возникновения вопросов обязательно обратитесь за бесплатной консультацией к нашему юристу через форму ниже.

Субсидия – одноразовая выплата. Ее выдают на покупку жилья в готовом или строящемся доме.

В 2014 году для военных была введена новая форма субсидирования. Ее размер теперь зависит не только от выслуги, но и от состава семьи.

Исходя из собственных предпочтений, военный может купить квартиру, как в провинции, так и в столице. При этом нет привязки к локации.

Получив субсидию, человек сам решает, где ему стоит купить жилье в Санкт-Петербурге или Минусинске.

Есть два главных основания, по которым определяется, предоставят помещение от бюджета или нет.

Первое – в какой ситуации положено. Служебное жилье – это место временного проживания на новом месте службы, если у самого гражданина нет подходящих помещений, где бы он мог остановиться. Когда гражданин самостоятельно от своего имени не снимает жилплощадь или не обладает ей на праве собственности – семье попросту негде жить. Такому военнослужащему положено получение служебного жилья.

Установлены следующие правила обеспечения жильем семей военных:

  • По срокам обеспечения военнослужащих жильем – в течение трех месяцев с момента прибытия в новый населенный пункт.
  • Площадь квартиры рассчитывается исходя из нормы 18 квадратных метров на одного члена семьи.

Важно! Размер помещения, предоставляемого военному, менее указанной нормы предоставления служебного жилья возможен только при наличии согласия военнослужащего и при условии отсутствия подходящей жилплощади. Также взамен квартиры могут дать комнату общежития или помещение маневренного фонда – также с согласия получателя.

Таким образом, сколько положено военнослужащему квадратных метров служебного жилья – теоретически (по закону) не менее 18 на одного члена семьи, но на практике это может быть меньшая площадь.

Дают ли квартиру военнослужащим по контракту: как получить квартиру

Следующий шаг порядка предоставления военнослужащим служебного жилья – непосредственно подписание договора найма и фактическое обеспечение семьи служебным жильем. Когда ДЖО МО получает сведения о наличии подходящей квартиры, он отправляет гражданину-заявителю соответствующее уведомление в течение 3 суток.

На уведомление военнослужащий направляет документы (варианты):

  • военнослужащий направляет согласие (срок на ответ 5 дней с даты получения под расписку);
  • военнослужащий отправляет отказ от помещения (срок на ответ 5 дней);
  • если никакой ответ не направлен, Департамент в течение 10 дней перераспределяет помещение следующему очереднику.

При этом если гражданин-заявитель откажется, то основание, причина отказа должны быть мотивированными. Например:

  • предоставленная квартира по площади не отвечает нормативам;
  • квартира не отвечает санитарным нормам.

Последствия, если отказаться от служебного жилья, следующие: гражданин-заявитель продолжит снимать арендованную квартиру и получать компенсацию вместе с ежемесячным денежным довольствием. Дисциплинарной ответственности при мотивированном отказе от жилья не установлено.

Непосредственно в договоре найма прописываются все члены семьи нанимателя. Именно на основании соглашения они могут временно проживать на указанной территории, пользоваться ею. Договор является срочным – заключается на срок до окончания службы.

Когда закончится служба в этой части – автоматически прекратится и договор найма, а служебное жилье подлежит сдаче военнослужащим. Как сдать служебную квартиру – прописывается в соглашении. Если этого не сделать, проживание в данном помещении сочтут самовольным захватом.

Приватизация служебного жилья невозможна.

О расторжении договора найма – блок-схема ниже.

Если по закону предоставление жилплощади положено многим военнослужащим, то на практике ее передают не всегда. Для защиты прав семьи гражданин-заявитель может обратиться с жалобой к компетентному прокурору или с иском суд. Для этого необходимо получить официальный письменный отказ Департамента, подготовить жалобу (иск) и направить их соответствующему учреждению.

Если квартиру не предоставляют по причине ее фактического отсутствия, то реальным выходом из ситуации может стать получение компенсации за наем жилого помещения собственными силами.

Кроме служебных площадей российское законодательство предоставляет военнослужащим ряд дополнительных возможностей по решению жилищного вопроса.

При получении постоянного места проживания используются следующие основные процедуры оформления:

  • в частную собственность военнослужащего;
  • по договору найма, не ограниченного сроком службы на определенной территории.

Отличие такой недвижимости от служебной в том, что срок договора о предоставлении не ограничен, но и обязанности предоставить вариант подходящего помещения для проживания в течение 3 месяцев у государства нет. Порядок предоставления также включает подачу заявления, постановку военнослужащего в очередь и передачу впоследствии квартиры по договору.

Государственный жилищный сертификат сегодня – это реальная возможность получить государственную поддержку на приобретение квартиры или дома. Средства по сертификату можно направить на покупку квартиры или первый взнос по ипотеке. Срок реализации сертификата ограничен – 2 месяца на предоставление в банк и 9 на покупку недвижимости.

Данная система предоставляет возможность военнослужащим приобрести квартиру полностью за счет бюджетных средств. Наличие собственной жилплощади не является препятствием к участию в НИС. Для начала участия следует подать рапорт командиру части. В части также можно узнать актуальную информацию и требующийся пакет документов по НИС.

Особенности получения военной ипотеки

Объём субсидии не является фиксированным и зависит от нескольких факторов. К таковым относятся регион, где приобретается жильё, состав семьи военнослужащего, звание, продолжительность службы в войсках и некоторые другие. Более подробно об этом будет рассказано ниже.

Для решения вопроса жилищного обеспечения военнослужащих, согласно реестра расходных обязательств к законопроекту в 2021 году планируется выделение бюджетных ассигнований на строительство и приобретение жилых помещений для постоянного проживания военнослужащих федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба в размере 1,13 млрд. рублей. За счет указанных средств, планируется получить 3 763 жилых помещения общей площадью 236 656 кв. метров.

Внимание

При этом военнослужащий имеет право отказаться от предоставляемого жилья, если оно не подходит ему или членам его семьи по каким-то причинам и продолжить ожидать предоставления жилья лучшего качества. Например, у офицера семья, состоящая из жены и двоих детей, а им предлагают комнату в общежитии – от таких условий, которые ухудшают социальные нормы проживания, военнослужащий вправе отказаться. Как приватизировать ведомственное жильё? Довольно часто люди, которые имеют не достаточно ясное понимание сути проблемы, считают, что государство передаёт военнослужащему и его семье служебное жильё в полную собственность.

Однако, это не так. Ведомственное жилье – это собственность Министерства Обороны РФ, поэтому оно предоставляется ВРЕМЕННО. И после окончания службы ведомственная квартира сдаётся, таким образом приватизировать служебную жилплощадь нельзя.

Приобрести жилплощадь можно за наличные либо использовать ипотечное кредитование, оформить в собственность или по договору социального найма. Порядок предоставления жилищной субсидии военнослужащим в 2021 Граждане, попадающие под действие закона о военной субсидии, могут заняться ее оформлением. Первоначально следует получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий. После этого получателю необходимо:

  1. Открыть банковский счет для перечисления субсидии и взять его реквизиты.
  2. Обратиться в уполномоченные органы Минобороны, занимающиеся жилищным вопросом, с письменным заявлением и приложенной справкой (договором) из банка об открытии счета. Стоит отметить, что заявление о предоставлении жилищной субсидии подписывается всеми членами семьи (за несовершеннолетних подпись ставит законный представитель).
  3. Ожидание решения.

Размер субсидии высчитывается индивидуально

Для того, что бы выделить размер денежной помощи, необходимо умножить между собой площадь, полагающеюся гражданину, стоимость квадратного метра и повышающий фактор – коэффициент.

Первый фактор определяется исходя из норм и правил жилищного законодательства и зависит от количества человек, которые являются семьей. Второй элемент определяется в зависимости от стоимости жилья в соответствующем субъекте федерации. Третий элемент по сути своей – это срок пребывания на службе гражданина. Рассчитывается он начиная с 10 лет. Например, при службе от 10 до 16 лет, коэффициент будет равен одной целой и восьми десятым.

Потратить сумму, предоставленную в качестве государственной поддержки, можно только на покупку жилья. Для этого они вносятся на специально созданный счет с которого и можно осуществлять перевод.

Эти деньги можно уплатить в качестве взноса по ипотеке или по другому кредитному договору, направленному на покупку жилого помещения.

В том случае, если гражданин своими умышленными действиями пытается направить деньги на другие цели, то в этом случае он может быть привлечен к ответственности, так как это расценивается как мошенничество.

На данные деньги можно не только купить готовую квартиру, но и вложиться в строительство жилого дома или покупку земли под жилье.

Условия участия в военной ипотеке

  1. Категория «Граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления»
  2. Категория «Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица»
  3. Категория «Граждане, признанные установленным порядком вынужденными переселенцами»
  4. Категория «Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»
  5. Общепрограммные вопросы
  1. Правительством Хабаровского края подтверждена потребность в субвенциях на обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы в объеме 81 851 083,05 рублей (в том числе, на исполнение заключенных государственных контрактов на долевое строительство квартир). В настоящее время представлены счета на оплату заключенных госконтрактов на общую сумму федеральных ассигнований — 1,5 млн. рублей. В марте 2014 г. ожидаются платежи в размере 7 млн. рублей. При нарушении срока и порядка оплаты цены госконтракта краю будет выставлена неустойка.
  2. Возможность возврата средств из федерального бюджета в бюджет региона, направленных на исполнение судебных решений по улучшению жилищных условий граждан, уволенных с военной службы, в связи с не поступлением средств из федерального бюджета на реализацию полномочий.
  3. В соответствии с требованиями бюджетного законодательства Волгоградской областью произведен возврат неиспользованного по состоянию на 01 января 2014 г. остатка субвенции, предоставленной из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на цели обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц в сумме 7495,1 тыс. рублей. Данные средства необходимы для реализации жилищных прав 5 семей, одной из которых уже выдано гарантийное письмо о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на сумму 1278,2 тыс. рублей.
  4. Будут ли дополнительно выделяться средства на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, подавших исковые заявления в судебные инстанции, в случае вынесения положительных судебных решений?
  5. Расчет в дополнительной потребности на военнослужащих, восстановленных в списках уволенных с военной службы, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 г.
  6. В 2012г. Министерством архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми завершена работа по предоставлению единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы (службы) и приравненных к ним лицам, в рамках Закона Республики Коми от 01.03.2011 г. № 19-РЗ и постановления Правительства Республики Коми от 29.04.2011 г. № 182, принятых в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 г. № 342 «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» (далее — Федеральный закон). Единовременные денежные выплаты в 2011-2012 гг. были предоставлены всем категориям граждан, уволенным с военной службы, и приравненным к ним лицам, определенных Федеральным законом, состоящим на учете нуждающихся в органах местного самоуправления Республики Коми и включенными в списки граждан, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, выбравших обеспечение жилым помещением в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В 2013-2014г.г. средства федерального бюджета для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), Республике Коми не выделялись. Считаем необходимым рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего действия Закона Республики Коми от 01.03.2011 г. № 19-РЗ (нормативных правовых актов субъектов, принятых во исполнение Федерального закона) или о признании их утратившими силу в связи с завершением реализации мероприятий, предусмотренных Законом Республики Коми от 01.03.2011 г. № 19-РЗ в полном объеме.

Можно ли снять с жилищного учета гражданина, уволенного с военной службы (службы), ранее имевшего регистрацию в Воронежской области, а потом выехавшего на другое место жительства?

Перечень оснований, дающих право органам местного самоуправления снять гражданина, уволенного с военной службы (службы), с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, установлен положениями пункта 26 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054. Граждане данной категории могут быть сняты с учета в случае:

а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий;

в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства;

г) решения жилищной проблемы;

д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 Правил;

е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.

Учитывая, что очередник снялся с регистрационного учета и выехал на новое место жительства, то имеются все необходимые правовые основания для снятия его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета. При этом обращаем внимание, что в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в соответствии с требованиями постановления Конституционного Суда Российской Федерации от __ октября 2011 г. № 21-П, граждане данной категории могут претендовать на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета по новому месту жительства в другом субъекте Российской Федерации.


  1. С целью обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, Хабаровским краем осуществлено строительство жилых помещений. В связи с тем, что строительство жилья носит долгосрочный характер (более 1,5 лет) в настоящее время в крае отсутствует потребность в квартирах, построенных для данных граждан (граждане сняты с учета, изменился состав семьи и т.д.). Возможно ли предоставление построенных квартир другим категориям граждан, полномочия по обеспечению жильем которых, относится к ведения Правительства Российской Федерации (дети-сироты, ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды и ветераны боевых действий)?
  2. Что делать с гражданами, уволенными с военной службы (службы), отказавшимися от предложенных жилых помещений, по избранному месту жительства, которые соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих»? Что делать с жилыми помещениями, приобретенными по установленным нормам для граждан, которые отказались от предоставляемого жилого помещения?

Порядок приобретения квартиры через военную ипотеку

Факт совместного проживания является одним из требований, которым должны соответствовать граждане при признании их членами семьи гражданина, уволенного с военной службы.


Гражданин проживает в жилом помещении, находящемся в федеральной собственности. Совместно с ним, кроме прямых родственников, зарегистрированы и постоянно проживают внуки, внучки, другие лица (иные лица). Гражданин готов дать обязательство о сдаче и освобождении занимаемого жилого помещения после приобретения жилого помещения за счет бюджетных средств. Есть ли необходимость признания в судебном порядке иных лиц членами семьи гражданина?

Вызывает сомнение легитимность данного обязательства, так как на практике оно может с большой долей вероятности не выполнено. Внуки (внучки) не участвовали в составе семьи гражданина, уволенного с военной службы, при расчете положенного ему норматива общей площади жилья (в случае, если они не были признаны его членами семьи в судебном порядке).


117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» четко определяет те категории военнослужащих, которые могут участвовать в НИС, а также временные рамки, в которые права участников должны быть реализованы (3 года со дня вступления в НИС). Кроме того, установлены полномочные ведомства, отвечающие за функционирование военной ипотеки.

ФЗ 117 «О накопительно-ипотечной системе…» определяет порядок и регламент распоряжения средствами, выделяемыми по программе. В законодательном порядке установлены источники, из которых формируются накопления на индивидуальном счете. Закон разъясняет права и обязанности всех участников НИС, а также права членов семьи погибших участников.

На весь период службы военного по контракту государство берёт на себя обязательство обеспечить его крышей над головой, а в перспективе — помочь ему в приобретении собственной квартиры. Эта обязанность и порядок её исполнения прописаны в ряде нормативных актов разного уровня — федеральных законах, постановлениях Правительства РФ и внутриведомственных документах Министерства обороны РФ и других федеральных силовых ведомств.

Суть военной ипотеки такая — по истечении первого контракта, стандартный срок которого — три года, военнослужащий становится участником накопительной ипотечной системы. На его имя в системе открывается лицевой счёт, на который государство зачисляет по 280 тыс. рублей в год. После 10 лет службы военный получает право воспользоваться своими накоплениями. Купить жильё в ипотеку он вправе как по месту службы, так и в любом другом регионе по своему выбору. Предельная сумма военной ипотеки в 2019 году равна 2,465 млн рублей. Но по согласованию с банком можно взять и больше, только разницу доплатить из собственных средств.

Обеспечение военнослужащих жильём в СССР производилось на основании Постановления Совета Министров СССР от 17.02.1981 года №193. По этому Постановлению военнослужащие, наравне с другими гражданами, получали жилую площадь из специального жилого фонда.

При этом для сверхсрочников обеспечение квартирами производилось только при условии прохождения ими действительной военной службы сроком не менее 20 лет. А за лицами, уволенными при стаже в 25 лет и более, сохранялось право на занимаемую ими жилую площадь.

Закон гарантирует военнослужащим право на получение служебного жилья или постоянного жилья одним из способов:

  • оформление в собственность бесплатно в порядке очереди;
  • по договору социального найма;
  • с помощью жилищной субсидии;
  • военная ипотека.

Выбор того или иного способа получения жилья зависит от продолжительности и даты начала военной службы.


Любому военнослужащему-контрактнику и его семье должны бесплатно предоставить служебное жилье в течение трех месяцев с момента переезда в населенный пункт, где у военного нет своей квартиры. Однако в данном случае квартира предоставляется во временное пользование. После окончания службы или перевода в другое место помещение придется освободить в течение 3 месяцев.


Если военнослужащему не было предоставлено служебное жилье в течение 3 месяцев с момента прибытия на место прохождения службы, он имеет право на компенсацию арендной платы.

Выплата денежной компенсации за аренду жилых помещений военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно через бухгалтерию воинской части, где он проходит службу, на основании приказа командира воинской части (начальника организации).


Государство оплатит только ту часть стоимости жилья, которая соответствует нормам предоставления жилплощади, то есть не более 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.


Какие категории военнослужащих имеют право на дополнительную площадь?

Право на дополнительную площадь (от 15 до 25 кв. метров) имеют:

  • военнослужащие в воинском звании полковник или выше, проходящие службу или уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе или по состоянию здоровья;
  • командиры воинских частей;
  • военнослужащие, имеющие почетное звание;
  • военнослужащие, являющиеся преподавателями военного вуза или военной кафедры при государственном вузе;
  • военнослужащие, являющиеся научными работниками и имеющие ученую степень или ученое звание.

С 2014 года в России действует еще одна форма обеспечения военнослужащих жильем — государственная жилищная субсидия. Это безналичная социальная выплата, предназначенная военнослужащим в целях приобретения или строительства жилья, которую также называют Единовременной денежной выплатой (ЕДВ). У такой формы поддержки есть большой плюс: военнослужащий сам может выбрать жилье для покупки в любом регионе России (вне зависимости от места службы) или вложить деньги в строительство дома.

На получение жилищной субсидии имеют право следующие категории граждан, признанные нуждающимися в жилье:

  • военнослужащие, заключившие контракт до 1 января 1998 года;
  • военнослужащие, находящиеся на военной службе более 20 лет;
  • военнослужащие, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с сокращением (после 10 лет службы);
  • семья военнослужащего, погибшего после увольнения со службы.

Жилищная субсидия предоставляется в порядке очереди. Ее размер зависит от военного стажа, заслуг военнослужащего и количества членов семьи, в среднем — 6,2 млн рублей.

Вместе с субсидией можно использовать собственные средства, материнский (семейный) капитал и/или ипотечный кредит или заем. Можно выбрать любое жилье- коттедж, дом, квартиру как на первичном, так и на вторичном рынке, практически любых параметров — в зависимости от размера субсидии.


Любое служебное жилье, предоставляемое офицеру (или прапорщику), входит в состав специализированного жилищного фонда, относящегося к военному ведомству. Гражданин, заключивший контракт о прохождении службы, имеет право на обеспечение отдельной служебной квартирой, частным домом или комнатой в общежитии. Выделяемые для временного размещения военнослужащих и их семей помещения должны быть пригодны для проживания. К примеру, не разрешается размещать несколько семей военнослужащих в одной служебной квартире. Предоставляется обычно жилое помещение на территории того района, в котором офицер (или прапорщик) проходит службу, но если отсутствует возможность обеспечить военнослужащего служебным жильем по месту нахождения части, то командир (начальник) должен разместить своего подчиненного в расположенном близко населенном пункте. Обеспечивается офицер (или прапорщик) жилым помещением в трехмесячный срок со дня своего приезда.

Площадь предоставляемого служебного жилья должна соответствовать нормам обеспечения, установленным законодательством. В настоящее время на одного человека данная величина равна 18 квадратным метрам (для бессемейного военнослужащего норматив может быть увеличен вдвое). В случаях, когда выполнить это требования не представляется возможным, гражданин, прибывший для прохождения службы, может быть размещен вместе с семьей в пригодном для кратковременного проживания помещении меньшей площади или в помещении маневренного фонда, но исключительно с согласия самого военнослужащего.

На получение жилья из служебного фонда военного ведомства имеют право претендовать следующие категории военнослужащих:

  1. офицеры (или прапорщики), которые заключили контракт до января 1998 года;
  2. граждане, получившие назначение на должности после получения образования в военных профессиональных образовательных учреждениях;
  3. офицеры, которые заключили свой первый контракт после января 1998 года;
  4. прапорщики, сержанты и матросы, заключившие контракт после 1998 года;
  5. военнослужащие, являющиеся участниками ипотечной системы обеспечения жильем (но до момента приобретения или получения ими квартиры для постоянного проживания);
  6. граждане, проходящие военную службу в военных городках закрытого типа.

Вышеуказанный перечень является исчерпывающим, военнослужащие, которые в него включены не были (граждане, проходящие службу по призыву, граждане иностранных государств) служебным жильем военного ведомства не обеспечиваются.

“Как получить служебное жилье военному, если уже есть квартира по военной ипотеке? Знаем, что мало шансов, и все-таки”.

Для понимания того, как сейчас может решаться вопрос с получением служебного жилья, когда уже имеется жилье по военной ипотеке, приводим позицию законодательства и судебную практику за последнее время по этому вопросу.

До 2020 года “служебку” давали, если жилье по военной ипотеке расположено не по месту службы.

Раньше те, кто занимается “выдачей” служебного жилья, считали, что если военнослужащий приобретает жилье по программе военной ипотеки по месту службы, “служебка” ему уже не положена. Если военный приобретал жилье в другом регионе или на такой удаленности, что невозможно своевременно прибыть к месту службы, то служебное жилье оставляли.

В декабре 2020 года появилась позиция Суда — не давать “служебку”, если уже есть жилье по военной ипотеке.

Верховный Суд установил, что одновременное предоставление жилья по двум основаниям приводит к сверхнормативному обеспечению жильем, что законом не допускается (определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2020 года № 208-КГ 18-19). Позиция Суда такая: реализовав право на жилье посредством приобретения жилья по военной ипотеке, вы уже не имеете право на обеспечение “служебкой” по месту военной службы.

В апреле 2020 года появилась другая позиция по данному вопросу. Комитет Государственной Думы по обороне, отвечая на обращение участника накопительно-ипотечной системы обеспечения жилищного обеспечения военнослужащих (№ 3.14-14/405 от 17.04.2019), выразил свою точку зрения:

В системе действующих правовых норм наличие жилых помещений в собственности или по договору социального найма в населенных пунктах, отличных от места службы, а также выделение государством денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений не является основанием для отказа в предоставлении служебного жилого помещения по месту службы.

Реализация военнослужащим одной из форм жилищного обеспечения (получение жилья для постоянного проживания, реализация прав участника накопительно-ипотечной системы) не должна являться препятствием для реализации других прав в области жилищного обеспечения, в том числе права на получение служебного жилья. Иное толкование правовых норм, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, направлено не на защиту жилищных прав военнослужащих, а на неверное понимание принципа баланса интересов личности и государства.

Такая позиция расходится с позицией Суда.

В июле 2020 года появился документ, по которому на “служебку” могут претендовать те военные, чье жилье по военной ипотеке находится не по месту службы и не в близлежащем населенном пункте.

Руководством Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации были утверждены Методические рекомендации по организации учета военнослужащих (сотрудников, гражданских служащих, работников), не обеспеченных жилыми помещениями.

Документом определено, что реализация НИС не по месту службы и не в близлежащем населенном пункте сохраняет право на служебное жилье для военнослужащих ведомства.

Определены и критерии отнесения населенного пункта к категории близлежащего:

  • населенные пункты, расположенные на удалении не более 20 километров от границ населенного пункта, в котором военнослужащий проходит военную службу, при наличии круглогодичных маршрутов регулярных перевозок любыми видами общественного транспорта городского, пригородного и междугородного сообщения (кроме такси) — для воинских частей (организаций), за исключением воинских частей (организаций), дислоцированных в гг. Москва и Санкт-Петербург;
  • населенные пункты, расположенные на удалении не более 40 километров от МКАД или КАД, при наличии круглогодичных маршрутов регулярных перевозок любыми видами общественного транспорта городского, пригородного и междугородного сообщения (кроме такси) — для воинских частей (организаций), дислоцированных в гг. Москва и Санкт-Петербург.

Как видите, одновременно существуют разные позиции по данному вопросу, поэтому есть неопределенность подходов ведомств к обеспечению служебным жильем участников программы военной ипотеки. Можем рекомендовать встать на учет военнослужащих, нуждающихся в получении служебного жилья, если жилье по военной ипотеке вы приобрели не по месту службы и не в близлежащем населенном пункте.

Порядок действий для получения военнослужащим жилья определен в постановлении Правительства РФ от 29.06.2011 № 512.

В этом документе речь идет о порядке, в котором военнослужащего (гражданина РФ) могут признать нуждающимся в жилом помещении, и предоставить жилье в собственность бесплатно. К постановлению прилагаются “Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации” и “Правила предоставления военнослужащим — гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно”.

Решение о принятии на учет (об отказе в принятии на учет) военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий принимается:

  • центральной жилищной комиссией Росгвардии,
  • центральными жилищными комиссиями управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии,
  • жилищными комиссиями территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии, иных организаций войск национальной гвардии Российской Федерации по месту прохождения ими военной службы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *