Приватизация квартир в оперативном управлении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация квартир в оперативном управлении». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Муниципальным жильем признается принадлежащее администрации муниципального образования помещение, являющееся ее собственностью и входящее в состав жилого фонда. Между муниципалитетом и основным съемщиком заключается соглашение о социальном найме.

Принадлежащие муниципалитету квартиры предоставляются:

  • лицам, стесненным в жилищных условиях, которым требуется расширить жилплощади в связи с прибавлением в семье;
  • сотрудникам муниципальных учреждений (учителям, медицинским работникам, служащим администрации);
  • сиротам;
  • малоимущим;
  • живущим в аварийном старом доме (узнайте, как производится признание дома аварийным);
  • лицам, имеющим заболевания, исключающие возможность совместного проживания (перечень утвержден Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н);
  • льготным категориям граждан (ветеранам, инвалидам, пострадавшим на АЭС в Чернобыле);
  • лицам, имеющим площадь меньше утвержденной нормы.

Каждый субъект РФ самостоятельно определяет величину нормы, учитываемой при расчете размера предоставляемой площади по договору социального найма. Как правило, общепринятый средний размер площади на одного человека составляет 18 кв. м.

Приватизация жилого помещения находящегося в оперативном управлении

Жилой фонд, принадлежащий государственным предприятиям и муниципальным учреждениям, закреплен за ними на праве оперативного управления либо находится в их хозяйственном ведении.

Статьей 6 Закона о приватизации № 4199-1 предусмотрено, что передача жилья производится госорганом или муниципалитетом, наделенным полномочиями владельцем недвижимости.

Рассмотрением обращений и принятием заявлений о проведении процедуры безвозмездной передачи жилищного помещения в собственность занимаются:

  • специализированный отдел администрации населенного пункта или района (если жилье принадлежит муниципалитету);
  • Комитет или Департамент жилищной политики (если недвижимость является собственностью региона или государства).

Подать бумаги можно любым доступным способом:

  • в отделение «Мои документы» многофункциональных центров;
  • онлайн через портал Госуслуг;
  • лично посетив жилищный отдел администрации.

Заявителями могут стать граждане РФ, за которыми сохранено право пользования жильем. От имени недееспособных граждан или малолетних детей в их интересах вправе опекуны и родители.

Самостоятельно подать бумаге вправе несовершеннолетние, которым исполнилось 14 лет. При этом требуется обязательного согласования (разрешения) родителей.

Форма заявления законодательно не утверждена, документ составляется в письменном виде произвольно либо заполняется принятый в администрации бланк.

Административным регламентом, принятым в регионе, устанавливающим процесс предоставления муниципальной жилплощади, также утверждается шаблон обращения.

Документ можно напечатать на компьютере или написать от руки. Текст должен содержать:

  • наименование уполномоченного органа;
  • точное местонахождение квартиры;
  • информацию о квартиросъемщике и живущих родственниках (ФИО, место проживания, паспортные реквизиты);
  • согласие родных на приватизацию;
  • список участников процедуры;
  • отказ от приобретения муниципальной квартиры во владение;
  • технические параметры квартиры;
  • подпись заявителя и прописанных лиц;
  • дату составления.

Скачать образец заявления.

Любое лицо старше 14 лет, имеющее постоянную прописку, полномочно изъявить желание не участвовать в процедуре. До наступления совершеннолетия отказ допускается с согласия родителей.

Оказаться от процесса приватизации могут также лица, отсутствующие по месту регистрации в силу уважительных причин (вахтовики, военнослужащие, осужденные).

Обязательными участниками приватизации являются малолетние дети и недееспособные граждане. Отказ ребенка принимается при одобрении органов опеки.

Могут не оформлять отказ проживающие с квартиросъемщиком лица, потерявшие право на приватизацию или прежде участвующие в приобретении муниципальной жилой площади.

Приватизация квартиры в оперативном управлении

Лицо, отказавшееся от своей доли, имеет все основания пребывать в квартире и продолжать оставаться в ней прописанным, даже при продаже недвижимости.

Вас может заинтересовать: как оформить куплю-продажу квартиры.

Доля распределяется между участниками приватизации. Если по каким-либо причинам, в том числе в связи с заявленным отказом, родственники квартиросъемщика не приняли участия в процедуре оформления недвижимости, они вправе рассчитывать на предоставление жилья себе в будущем по такой программе.

Такие лица не являются сторонами сделки купли-продажи отчуждаемой недвижимости и не могут рассчитывать на получение компенсации от продажи доли.

Муниципальное жилье после подписания соглашения о приватизации. Процедура оформления приватизации производится в течение 60 календарных дней. Названый срок начинает течь с момента подачи заявления.

По итогам рассмотрения обращения и после проведения проверки представленных бумаг муниципальный орган принимает одно из двух решений:

  1. Подписать соглашение о передаче недвижимого имущества квартиросъемщику.
  2. Отказать в удовлетворении заявления.

Сторонами договора выступают администрация и лица, постоянно пребывающие в квартире, принадлежащей муниципалитету.

В соглашении необходимо прописать все существенные условия:

  • полное наименование административного органа и реквизиты собственника гражданина;
  • размер доли каждого из участников сделки;
  • технические и индивидуальные характеристики квартиры;
  • права и обязанности владельцев собственности;
  • факт безвозмездной передачи имущества;
  • основания предоставления квартиры во владение.

Договор подписывают все лица, принявшие участие в процедуре, с одной стороны, и представитель муниципалитета либо жилищного органа, наделенный полномочиями на подписание соглашения, с другой.

Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст. 6 названного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками этих жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В 2006 г. произошли важные изменения: во-первых, ФЗ от 30.06.2006 № 93-ФЗ срок приватизации жилых помещений был продлен до 1 марта 2010 г., а во-вторых, постановлением от 15.06.2006 № 6-П Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ запрет на приватизацию жилья для граждан, получивших его после 1 марта 2006 г. Иначе говоря, в настоящее время этим правом пользуются все граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма.

Приватизировать квартиру или комнату могут только граждане России, причем необходимо согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, включая несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Жилые помещения могут быть переданы в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц (в том числе несовершеннолетних).

Нашей клиентке фактически было безосновательно отказано в заключении договора приватизации занимаемой ей более 18 лет квартиры, при этом отказ даже не был материализован на бумаге, а был облечен лишь в устную форму.

ФАС России от 10.02.2010 N 67 сделки по продаже федерального недвижимого имущества осуществляются путем продажи федерального недвижимого имущества на аукционе, организатором которого выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон о государственных и муниципальных предприятиях) имущество унитарного предприятия формируется, в том числе, за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.
На балансе казенного учреждения числится объект недвижимости — квартира, переданная учреждению в оперативное управление. Квартиросъемщик приватизировал квартиру, учреждение списывает квартиру с баланса. По данному объекту начислена амортизация в размере 78% от балансовой стоимости. Дополнительных решений по пересмотру амортизации ни в учреждении, ни в органе, осуществляющем функции и полномочия собственника данного имущества, не принималось. Как отразить в учете казенного учреждения данное списание?

В самом Законе о приватизации нет положений, раскрывающих понятия «аварийные жилые помещения», «общежития», «закрытые военные городки», «служебные жилые помещения». Квартира относится к федеральной собственности и принадлежит на праве оперативного управления Министерству обороны РФ, что подтверждается выпиской из домовой книги и справкой БТИ.

Приватизировать государственное жилье совершеннолетний гражданин имеет право только один раз. Ребенок, участвовавший в приватизации в возрасте до 18 лет, может приватизировать другое жилье еще раз после совершеннолетия. Согласно ст. 2 указанного Закона приватизации государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственного и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственного или муниципальное имущество).

Иных условий для проведения приватизации закон не содержит. Нередко на практике встречаются случаи, когда управляющие компании не дают приватизировать жилье, если имеется задолженность по оплате коммунальных услуг. Однако указанная практика является незаконной.
Какие права Ты имеешь в сфере приватизации жилья, что это такое, каковы ее последствия, какие существуют условия для приватизации жилья, какое жилье нельзя приватизировать и некоторые другие вопросы приватизации.

После приватизации жилое помещение переходит в собственность лиц, которые участвуют в приватизации. Подтверждением права собственности является свидетельство о регистрации права собственности и договора передачи зарегистрированного в установленном порядке. Приватизацией жилья называется бесплатная передача в собственность граждан РФ занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Приватизация проводится только на добровольной основе, до 1 марта 2013 г. — безвозмездно.

Начиная с 1 марта 2005 г. данный перечень включал все жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма. То есть право на приватизацию занимаемого жилья было сохранено только для граждан, которые на указанную дату уже имели жилые помещения. Для них в соответствии со ст. 2 Вводного закона был установлен конкретный срок окончания приватизации жилья – 1 января 2007 г.

Закона о государственных и муниципальных предприятиях государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества муниципального предприятия.

Кроме того, ст. 2 Вводного закона предоставлено право собственникам жилищного фонда или уполномоченным ими органам, а также предприятиям, учреждениям, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и жилых помещений учреждений социальной защиты населения. Иными словами, граждане, занимающие указанные жилые помещения, не вправе требовать в обязательном порядке положительного решения данного вопроса. Однако закон не исключает возможности принятия таких решений.
На балансе казенного учреждения числится объект недвижимости — квартира, переданная учреждению в оперативное управление. Квартиросъемщик приватизировал квартиру, учреждение списывает квартиру с баланса. По данному объекту начислена амортизация в размере 78% от балансовой стоимости. Дополнительных решений по пересмотру амортизации ни в учреждении, ни в органе, осуществляющем функции и полномочия собственника данного имущества, не принималось.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Как приватизировать квартиру находящуюся в оперативном управлении.

Правовой основой для приватизации в РФ служит ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г.
Таким образом, для приватизации жилья необходимо согласие всех проживающих (зарегистрированных) в квартире граждан, в том числе детей с 14 лет.

В соответствии со ст.2 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», истица, как лицо, которому спорное жилое помещение принадлежит на праве социального найма, вправе приватизировать его на условиях, установленных названным законом.
В соответствии со ст. 4 Закона о приватизации не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г., а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Правительства Российской Федерации от 06.06.2003 N 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия». Истице на праве социального найма с 12 февраля 1996 года принадлежит квартира № 76 дома № 42 по ул. Петровской в г. Новосибирске (далее: спорная квартира), что подтверждается прилагаемыми к исковому заявлению ордером от 13 февраля 1996 года № 867978, выданным Администрацией Калининского района г. Новосибирска и выпиской из домовой книги.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Под определением “приватизация жилья” подразумевается факт передачи жилой недвижимости, которая до этого принадлежала муниципалитету гражданам России, которые живут в ней по соглашению социального найма.

По завершению оформления всей необходимой документации граждане являются полноправными собственниками. Иными словами, им предоставляется полное право распоряжаться квартирой по своему желанию.

В приватизации есть свои достоинства и недостатки.

К недостаткам принято относить:

  • обязательность в уплате имущественного налога;
  • наличие регулярных взносов на капитальный ремонт дома.

Если говорить о преимуществах, то ими выступают стандартные права собственника. Можно завещать жилье, передавать в дар, продавать и так далее.

Помимо этого собственники приватизированной недвижимости могут самостоятельно принимать решение относительно того, кого можно прописать в жилплощади, а кого нет.

Получить в частную собственность муниципальную недвижимость могут исключительно граждане России. Причем само право на приватизацию является однократным.

В случае повторного обращения относительно передачи прав из муниципальной собственности в частную, заявителю будет предоставлен отказ.

Владельцами недвижимости могут быть не только совершеннолетние, но и несовершеннолетние проживающие.

Несовершеннолетние дети в возрасте от 14 до 18 лет в 2020 году подписывают согласие либо же отказ от процедуры приватизации исключительно в присутствии законных представителей – родителей либо опекунов.

Приватизация служебного жилья: миф или реальность?

Главным нормативным актом по этому вопросу является Федеральный закон № 1541-1, в котором отображаются основные правила участия в процедуре.

Из дополнительных выделяют:

  • Федеральный закон № 122 – отображает алгоритм приватизации и перечень основной документации;
  • ЖК РФ № 60-63 – порядок оформления договора о приватизации;
  • ЖК РФ № 51-52 – отображает различные нюансы по этому вопросу.

Перечень не является исчерпывающим, однако в них отображены все основные сведения, которые позволят в кратчайшие сроки оформить в право собственности муниципальную недвижимость.

  • Лишение родительских прав (ситуация, угрожающая жизни и благополучию несовершеннолетних граждан).
  • Использование жилплощади не по назначению.
  • Порча жилого помещения вместе с отказом оплачивать ущерб.
  • Периодические нарушения, которые были зарегистрированы участковым.
  • Постоянные жалобы соседей.
  • Завершение срока договора о социальном найме.
  1. Военнослужащие в запасе.
  2. Многодетные семьи (3 ребенка и более).
  3. Ветераны войны и труда.
  4. Некоторые категории инвалидов.
  5. Малоимущие (чей прожиточный минимум не достигает определенной границы, прописанной в федеральном законе).
  6. Сироты.
  7. Родственники погибших в боевых действиях.

10 Июн 2020 lawurist7 1389
Поделитесь записью

    Похожие записи
  • Нужна ли трудовая книжка ликвидаторам чернобыльской аэс для получения льготы пенсионерам
  • Может Ли Суд Отменить Камисионый Збор У Судебных Пристовав Инвалиду 2гр
  • Какие льготы положены пенсионерам ветеранам труда в архзангенльске
  • Какие льготы положены ветерану труда по калужской обл ульяновского района

Приватизация недвижимости несет под собой различные нюансы. В зависимости от того, о чем именно идет речь, следует знать некоторые особенности.

Граждане, которые проживают в муниципальной недвижимости, по праву считаются нанимателями. При этом владельцем выступает муниципальное образование.

Одновременно с этим, законодательством РФ допускается возможность приватизации такого жилья. Для этих целей достаточно будет получить только разрешение от собственника муниципальной жилплощади.

Принимать участие в приватизации могут только те граждане и члены их семей, которые проживают в недвижимости и оформили найм по социальному соглашению. Причем они не должны были принимать в подобном процессе ранее участия.

Не имеют законного права принимать участия в подобной процедуре и те граждане, которые проживают в недвижимости на безвозмездной основе.

Главным основанием для приватизации служебной квартиры является согласие собственника. Все остальные факторы зачастую не играют особой роли и остаются на совести владельца помещения. По усредненным данным, потенциальные собственники квартиры обязаны соответствовать следующим требованиям:

  • Они должны заключить договор найма данного помещения с собственником-предприятием.
  • Жильцы или жилец, который заключил договор найма должен проработать в данной компании не менее 10 лет. И столько же он должен прожить в квартире. Следует учитывать, что эта норма нигде не закреплена и формально, не обязательна к исполнению. Однако компании, которая все же пойдет на приватизацию, важно, чтобы сотрудник, оформивший недвижимость в собственность, продолжал успешно трудиться.
  • Бесплатная приватизация возможна только один раз в жизни, потому важно, чтобы сотрудник компании ранее в ней не участвовал. С другой стороны, так как помещение принадлежит непосредственно предприятию, его можно просто подарить жильцу, благодаря чему право на приватизацию не будет использовано.

Исходя из стати 4 закона «О приватизации», право на приватизацию служебного жилья имеют только те лица, которые обитают в помещениях, относящихся к жилищному фонду совхозов или аналогичных сельскохозяйственных предприятий, при условии, что они располагаются в сельской местности. Сюда же относятся сходные по назначению квартиры, которые принадлежат стационарным организациям, занимающимся социальной защитой населения.

В любом случае, именно собственники решают, смогут ли жильцы реализовать свои права на приватизацию или нет.

Договор найма служебного жилья заключается между работником и работодателем, будь то компания или государственная структура. Основные положения, исходя из ЖК РФ:

  • Договор заключается на добровольной основе. Работодатель не может принудить работника его заключить. Верно и обратное, работник не имеет права требовать предоставления отдельного места жительства, если договоренность об этом не была достигнута ранее и не была зафиксирована в других документах.
  • Наниматель служебного жилья не имеет права сдавать его третьим лицами или обменивать. Следует учитывать, что обычно в договоре прописываются все потенциальные жильцы, начиная непосредственно с работника и заканчивая членами его семьи.
  • Договор заключается исключительно в письменной форме и заверяется подписями сторон. Нотариальное заверение не требуется.
  • Договор расторгается в случае увольнения.
  • Работодатель не обязан регистрировать жильцов служебного помещения.

Приватизировать служебную квартиру можно двумя способами:

  1. Получить разрешение наймодателя на подобную процедуру, при условии, что помещение относится к тем, которые вообще можно приватизировать (основное требование – находятся в сельской местности).
  2. Превратить служебную квартиру в муниципальную и потом приватизировать на общих основаниях. Это также возможно только с разрешения наймодателя. Такую систему можно использовать в том случае, если помещение расположено не в сельской местности.

Вне зависимости от выбранного/доступного варианта, общая процедура приватизации, за исключением обязательного требования разрешения от наймодателя, полностью соответствует обычной.

Чтобы заявка на приватизацию не была отклонена, нужно подготовить следующий пакет документов:

  • Паспорта всех жильцов.
  • Доверенность на представителя (если требуется).
  • Свидетельство о рождении несовершеннолетних лиц (если они проживают в помещении и у них еще нет паспорта).
  • Разрешение из органов опеки о приватизации (при условии проживания в служебной квартире лиц, не достигших совершеннолетия).
  • Согласия всех жильцов, включая сюда детей в возрасте от 14 лет и старше.
  • Разрешение на приватизацию от собственника квартиры.
  • Техпаспорт БТИ.
  • Справка о том, что лица ранее не участвовали в приватизации.
  • Отказ от участия в приватизации (если требуется).
  • Выписка со счета о том, что по квартире нет задолженности.

Если не учитывать возможные требования работодателя, то единственным видом расходов на приватизацию будет оплата госпошлины за регистрацию права собственности. Это всего 200 рублей.

Также могут потребоваться услуги нотариуса по составлению и заверению доверенности и/или отказа от приватизации (от 200 до 2000 рублей в зависимости от региона проживания). Так как документы на руках у собственника, отдельно их заказывать и тратить на это деньги не нужно.


Оплачивать приватизированную квартиру можно в рассрочку до 40 лет при условии внесения первоначального взноса в размере не меньше 10% подлежащей оплате суммы.[*] пункт 1 статьи 144 Жилищного кодекса Республики Беларусь

Стоимость приватизированной в рассрочку квартиры не меняется, поэтому в случае инфляции производить оплату в рассрочку выгоднее, чем при единовременной оплате.

До момента полной оплаты жилое помещение будет находиться в залоге, а также нельзя будет произвести его отчуждение Например, продать, подарить, обменять.[*] пункт 5 статья 458 Гражданского кодекса Республики Беларусь и пункт 1 статьи 144 Жилищного кодекса Республики Беларусь

Для оплаты граждане могут использовать именные приватизационные чеки «Жилье».[*] статья 143 Жилищного кодекса Республики Беларусь Чеки «Жилье» начислялись по 1 июля 1999 года и должны были быть перерегистрированы в ОАО «АСБ Беларусбанк» до 1 января 2007 года. После 1 января 2006 года могут использоваться только перерегистрированные чеки «Жилье».[*] Декрет Президента Республики Беларусь от 07.06.2005 № 6 «Об упорядочении обращения и использования именных приватизационных чеков «Жилье»

Стоимость приватизации определяется комиссиями исполкомов или организаций, за которыми закреплено жилье. В качестве стоимости приватизируемой квартиры принимается ее оценочная стоимость. Оценочная стоимость определяется путем умножения его действительной стоимости Действительная стоимость — стоимость новых зданий и сооружений в текущих ценах, действующих на дату оценки с учетом стоимостной величины физического износа на коэффициенты потребительских качеств жилого помещения по формуле: Ос Оценочная стоимость жилого помещения = Дд Действительная стоимость жилого помещения, в котором не проводилась реконструкция(Ддр Действительная стоимость жилого помещения, в котором проводилась реконструкция) х Кп Произведение коэффициентов потребительских качеств жилого помещения [*] Постановление Совета министров Республики Беларусь 28 мая 2013 г. № 421 «Об утверждении положения об определении стоимости объектов приватизации»

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий). (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Как приватизировать жильё, находящееся в оперативном управлении

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

2) природных ресурсов;

3) государственного и муниципального жилищного фонда;

4) государственного резерва;

5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций; (в ред. Федерального закона от 18.06.2005 N 60-ФЗ)

8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

Подпункт 8 пункта 2 статьи 3 применяется к правоотношениям, возникающим после дня официального опубликования Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;

11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;

12) акций акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьями 84.2, 84.7 и 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий; (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 68-ФЗ)

1. Законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

1. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением: (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений; (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), и которые не осуществляют раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 01.07.2017 N 155-ФЗ, от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

Абзац пятый — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

Понятие «контролирующее лицо» используется в том же значении, что и в статье 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Понятия «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец» используются в значениях, указанных в статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». (в ред. Федерального закона от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков. (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

2. Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.

Абзац 2 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

3. Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью не могут являться покупателями своих акций, своих долей в уставных капиталах, приватизируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

4. В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законное право на его приобретение, соответствующая сделка является ничтожной. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

1. Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации:

1) представляет Президенту Российской Федерации для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, включающего в себя:

федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее — стратегические предприятия);

акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее — стратегические акционерные общества); (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

2) представляет Президенту Российской Федерации предложения о внесении в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ изменений, касающихся:

состава федеральных государственных унитарных предприятий из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации (преобразования в акционерные общества); (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

необходимости и степени участия Российской Федерации в акционерных обществах из числа стратегических акционерных обществ, в том числе для последующей приватизации акций указанных акционерных обществ; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

3) утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период; (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ)

4) представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;

5) издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;

6) руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

7) принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

8) осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества;

8.1) принимает решение об утверждении перечня юридических лиц для организации от имени собственника продажи приватизируемого государственного или муниципального имущества и (или) осуществления функций продавца такого имущества; (в ред. Федеральных законов от 31.05.2010 N 106-ФЗ, от 01.04.2019 N 45-ФЗ)

8.2) устанавливает для целей настоящего Федерального закона дополнительные требования к операторам электронных площадок, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и функционированию электронных площадок; (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ)

9) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

Правительство Российской Федерации вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

Стандартный перечень документов для приватизации жилья:

  • Паспорта всех участников процесса, свидетельства о рождении детей.
  • Договор социального найма.
  • Ордер (при наличии). Если ордер утерян, следует взять копию распоряжения о предоставлении квартиры в городском архиве.
  • Справка о неучастии в приватизации для всех членов семьи (БТИ) – нужна, если гражданин менял место прописки с 1991 года.
  • Согласие на приватизацию от всех зарегистрированных в квартире лиц. Дети от 14 до 18 лет ставят подпись в присутствии родителей (опекунов), от лица детей до 14 лет подают заявление родители.
  • Выписка из домовой книги за период с 21 июля 1991 года.
  • Заявление на приватизацию.

Скачать заявление на приватизацию муниципальной квартиры (образец/бланк)

Скачать образец заполнения заявления

Когда речь идет о приватизации служебной квартиры, возникает множество вопросов, по разрешению которых существует достаточно сложная и неоднозначная судебная практика. Однако приватизировать служебную квартиру, которая была передана на баланс муниципальным органам, а часто и оформлялась в качестве служебной с определенными нарушениями норм законодательства, можно путем разрешения судебных споров.

В соответствии с действующим законодательством, указанное жилье (служебное) может приватизироваться, однако правовых оснований, установленных законом, для этого совсем не много.

Закон РФ от 04.07.1991 года № 1541 «О приватизации жилищного фонда в РФ» установил запрет на приватизацию служебных помещений. Этим законом предоставляется право собственникам жилищного фонда принимать соответствующие решения о предоставлении права приватизации служебных помещений (квартир), которые относятся к жилищному фонду, а также квартир и жилых помещений, которые закреплены за предприятиями или учреждениями на правах оперативного управления или хозяйственного ведения.

В судебной практике достаточно важным является вопрос о том, какие помещения имеют статус служебных, что, как следствие, ограничивает права граждан, проживающих в них, на приватизацию жилья. Верховным Судом дано разъяснение по этому поводу. Согласно Положению о госучете жилищного фонда в РФ (Постановление Правительства РФ от 13.10.97 г. № 1301) госучету подлежат жилые дома, общежития, гостиницы, приюты, служебные жилые помещения и т.д., пригодные для проживания.

Определением Конституционного суда № 119-0 от 18.04.2006 года было определено, что право на приватизацию в Федеральном законе должно быть обеспечено возможностью соблюдения соответствующих гарантий граждан при передаче имущества в собственность открытых акционерных обществ. К таким гарантиям относят закрепленные Конституцией России права на жилье, которые позволяют гражданам по своему усмотрению и в своих интересах приватизировать жилье.

Из всего вышеизложенного и основываясь на существующей судебной практике, можно сделать вывод о том, что при передаче служебного жилья в собственность коммерческих организаций не ограничивается право граждан, проживающих в них, на приватизацию данного жилого помещения (Положение ст. 19 ЖК РФ). А переход права собственности из государственной и муниципальной в собственность коммерческих организации не влечет за собой расторжение или изменение договора найма жилого помещения (квартиры). В этом случае формальный фактор того, что это помещение в документах о регистрации указано как служебное, на практике не ограничивает прав граждан на его приватизацию.

Подтверждением вышеуказанной правовой позиции может служить решение суда по делу № 33-9579 от 26.08.2010 г. Сутью судебного спора является отказ ОАО РЖД предоставить квартиру проживающему в нем гражданину Пархоменко Е.Ю. в собственность в порядке приватизации. В обосновании своего отказа представитель ответчика по делу ОАО заявил, что в данную квартиру истец был вселен как в служебную и поэтому в соответствии с нормами жилищного законодательства у него отсутствует право получить квартиру в собственность в порядке приватизации.

Однако, как заявил истец, квартира была предоставлена ему на условиях социального найма, и он не был уведомлен о том, что квартира имела статус служебного жилья.

Из материалов судебного производства следует, что данное жилое помещение зарегистрировано за ОАО Российские железные дороги, о чем в ЕГР прав на недвижимое имущество внесена соответствующая запись.

По вопросу о признании права на приватизацию служебного жилого помещения

Приватизировать служебную комнату, дом или квартиру законом не позволено. Однако можно пойти другим путем — получить одобрение владельца на приватизационную процедуру. В таком случае существуют шансы на удовлетворительный результат. Ст. 4 ФЗ №1541-1 прямо указывает, что собственник специализированной жилплощади вправе позволить жителям оформить такое имущество в частную собственность. Кроме правообладателя решение о передаче недвижимости может принять:

  • уполномоченная организация;
  • предприятия, выполняющие функции хозяйственного ведения относительно интересующей недвижимости;
  • учреждения, которые занимаются оперативным управлением имущественных спецфондов.

Однако в любом случае без одобрения законного хозяина объекта не обойтись. Давать или не давать разрешение — право, а не обязанность распорядителя. Именно потому на практике возникает много спорных моментов относительно оформления в собственность служебных жилых помещений.

Еще одна возможность для служащих получить собственное жилье — зафиксировать потерю квартирой статуса специализированной недвижимости. Это происходит, когда жилье передают муниципальному или государственному унитарному предприятию. При таких обстоятельствах с проживающими гражданами заключают не просто договор найма, а подписывают соглашение о социальном найме. Поскольку недвижимость перестает считаться ведомственной, то по ней становится возможным инициирование приватизационной процедуры в общем порядке.

Приватизировать жилье, которое находится на балансе министерства, федеральной службы или другой организации, можно, выполнив несколько последовательных стадий. Первый шаг — четко установить статус занимаемого жилища. Для этого нужно обратиться с запросом в Росреестр или БТИ. Заявление о предоставлении официальной информации нужно отправить и собственнику помещения. В полученной выписке необходимо найти сведения о дате регистрации недвижимости в качестве специализированной. Если день регистрирования наступил раньше дня заселения субъекта, применяются правила, предусмотренные для служебного жилища. Возможна и противоположная ситуация. Квартира выделена семейству в связи с трудоустройством одного из членов, однако недвижимость фактически внесена в базу как муниципальная собственность. При таких обстоятельствах жильцы вправе беспрепятственно приватизировать жилье.

Следующий этап — передача заявления владельцу с просьбой дать согласие на осуществление приватизационной процедуры. Если решение положительное, можно приступать к оформлению. В случае отказа необходимо требовать письменный документ с указанием оснований и аргументации принятого решения.

Какие дальнейшие действия заинтересованной стороны после получения согласия на приватизацию от собственника недвижимого имущества?

Если ведомство или предприятие-распорядитель согласилось на безвозмездное отчуждение квартиры, между сторонами заключается договор. Соглашение подлежит регистрации в местном управлении Росреестра. Новый правообладатель получает выписку, подтверждающую переход собственности.

В соответствии с жилищным законодательством, служебным является жилье, которое предоставляется человеку на период действия трудового договора. При этом собственником помещения является работодатель.

Если трудовые отношения будут прекращены, работнику потребуется выселиться из занимаемой жилплощади. Из этого правила есть и исключения. Так, например, работодатель не вправе выселить сотрудника и/или его семью, если в процессе выполнения служебных обязанностей он был травмирован, получил увечья или погиб.

Помимо понятия «служебное жилье», есть такой термин как «ведомственная жилплощадь». Это не одно и то же. Как правило, ведомственное жилье принадлежит государству и временно находится в оперативном управлении какого-либо учреждения.

Чтобы оформить служебное жилье в собственность, нужно получить разрешение от собственника. Приватизация будет возможна только в том случае, когда работодатель не против исключения квартиры из своего жилищного фонда.

Алгоритм приватизации будет следующим:

  1. Получение разрешения собственника. Оформляется в письменной форме.
  2. Оформление технической и кадастровой документации в БТИ.
  3. Сбор документов.
  4. Подача заявления в МФЦ или жилищном отделе муниципалитета.

Помимо кадастровой и технической документации для оформления потребуется предоставить:

  • договор о найме служебного жилья;
  • общегражданские паспорта прописанных лиц;
  • письменное согласие прописанных лиц на проведение приватизации, заверенное нотариально;
  • ордер на квартиру, если есть;
  • выписки из домовых книг с мест проживания членов семьи с 1991 года.

Если в приватизации будет отказано, такое решение обосновывается и оформляется письменно. В дальнейшем этот документ может стать основанием для обращения в суд.

Добиться положительного решения крайне сложно. В судебной практике гораздо больше решений не в пользу сотрудников, желающих оформить жилье в собственность.

Дело в том, что в законодательстве отсутствую какие-либо нормативные акты, указывающие на то, что работодатели обязаны передавать служебные квартиры в собственность муниципалитета для дальнейшей приватизации физическими лицами. Чаще всего решения в свою пользу добиваются граждане, отработавшие на предприятии или в учреждении практически до пенсии, и не имеющие другого места для проживания, кроме служебного жилья.

Из этого можно сделать вывод, что аргумент о количестве отработанных лет, судом особенно принимается во внимание. Рекомендуем обязательно указывать срок работы в исковом заявлении.

Не следует намеренно завышать срок работы. Обман обязательно раскроется в процессе судебного разбирательства и иск не будет удовлетворен. Еще одна распространенная причина отказа – нарушение условий эксплуатации служебного жилого помещения.

Если суд принял положительное решение, но собственник не передает права на квартиру в муниципалитет, то есть не дает свое согласие на отчуждение жилого объекта из своего фонда, следует обратиться в органы повторно. При наличии соответствующего решения суда работодателя обяжут передать права на имущество в местную администрацию.

Итак, чтобы приватизация служебного жилья произошла успешно, требуется его передача в собственность муниципалитета. Этого не произойдет без согласия на то работодателя-собственника или без соответствующего решения суда.

Шансов приватизировать служебное жилье больше у тех работников, трудовой стаж которых на этом предприятии или в этом учреждении превышает 10 лет. Но в любом случае согласие собственника необходимо.

При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос юристу в специальном окне.

Приватизация служебного жилья – простая процедура, если собственник не имеет ничего против. После получения его согласия процесс происходит по стандарту. Итогом рассмотрения будет выдача выписки из ЕГРН, подтверждающей право собственности гражданина на квартиру.

Если же собственник категорически против, то единственный выход – обращение в суд. Однако положительного решения удается добиться редко. Для этого нужно, чтобы у истца не было иного жилья и был внушительный трудовой стаж в этом учреждении.

Служебными являются жилые помещения, представляемые служащим организаций на основании договоров найма.

Жилье бывает двух видов:

  • которое принадлежит непосредственно предприятию;
  • которое принадлежит государству, а предприятие только управляет им (ведомственное).

В первом случае решение о возможности или невозможности приватизации принимает руководство предприятия единолично, во втором – работодатель будет являться лишь посредником между вами и фактическим владельцем, поэтому согласие будет получить намного сложнее.

Согласно действующему законодательству, по окончанию действия договора, квартиранты должны добровольно покинуть помещение.

Исключение составляют:

  • близкие родственники погибших или пропавших без вести сотрудников МЧС, МВД и прочих силовых структур;
  • близкие родственники сотрудников погибших на при выполнении трудовых обязанностей на территории работодателя;
  • граждане, вышедшие на пенсию по старости во время работы на предприятии, предоставившем квартиру;
  • инвалиды первой и второй группы, потерявшие трудоспособность по вине работодателя;
  • малоимущие.

Эти категории не могут быть выселены из ведомственного жилья даже принудительно, правда и приватизировать его без согласия владельца они не смогут.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.