Недвижимое имущество в бюджете учет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Недвижимое имущество в бюджете учет». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Стандартом предусмотрено отражение в составе объектов основных средств (на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства») материальных ценностей независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенных для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета, являющихся активами в соответствии с критериями, установленными СГС «Концептуальные основы».

Учет недвижимого имущества в бюджетном учреждении

При переходе на применение СГС «Основные средства» в 2018 году субъектам учета необходимо выявить объекты бухгалтерского учета, подлежащие согласно Стандарту отражению в бухучете на соответствующих балансовых счетах, ранее не признававшиеся в составе основных средств и (или) отражавшиеся на забалансовом учете (объекты основных средств, признаваемые при первом применении Стандарта).

Согласно пункту 57 СГС «Основные средства» объекты бухучета, подлежащие отражению на соответствующих балансовых счетах, ранее не признававшиеся таковыми в составе ОС и (или) отражавшиеся на забалансовом учете, признаются субъектом учета в составе ОС (отражаются в бухучете на соответствующих балансовых счетах) по их первоначальной стоимости.

В целях определения стоимости объектов ОС, признаваемых при первом применении Стандарта (их первоначальной стоимости) пунктом 58 СГС «Основные средства» предусмотрены упрощенные, единообразно применяемые правила определения стоимостных оценок объектов недвижимости (зданий, сооружений), которые до даты первого применения Стандарта не учитывались в составе основных средств.

Согласно пунктам 15, 19 СГС «Основные средства» балансовая стоимость ОС, являющихся объектами недвижимости (соответствующих критериям активов), используемых субъектом учета на праве оперативного управления, полученных (созданных) за счет средств бюджетов (средств бюджетных (автономных) учреждений), является их первоначальная стоимость, определенная в сумме фактически произведенных капитальных вложений с учетом последующих изменений в результате достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), замещения (частичной замены в рамках капитального ремонта в целях реконструкции, технического перевооружения, модернизации) объекта или его составной части, а также переоценки объектов ОС.

Учреждения могут сдавать в аренду нежилые помещения, принадлежащие им на праве оперативного управления, при соблюдении определенных условий. Это следует из нормы Гражданского кодекса.

Статья 298 ГК РФ «Распоряжение имуществом учреждения» предоставляет право учреждениям осуществлять приносящую доходы деятельность, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям.

Так как собственником недвижимого имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, является учредитель, то только с его согласия учреждения могут распоряжаться имуществом:

  • бюджетным и автономным учреждениям согласие собственника имущества требуется на распоряжение недвижимым и особо ценным движимым имуществом (п. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ);
  • автономные учреждения не нуждаются в согласии собственника на распоряжение недвижимым имуществом, приобретенным на средства от приносящей доход деятельности (п. 2 ст. 298 ГК РФ);
  • казенным учреждениям на распоряжение имуществом требуется согласия собственника всегда (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Перечисленные нормы можно применять при передаче имущества в аренду. Следовательно, чтобы сдать в аренду помещение, учреждению необходимо получить разрешение учредителя. И выполнить еще одно условие: отразить такую деятельность в своих учредительных документах.

На основании статьи 298 ГК РФ доходы, полученные от сдачи в аренду зданий и помещений, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного и автономного учреждения.

Доходы, полученные от такой деятельности казенного учреждения, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Классификация объекта учета аренды для целей бухгалтерского учета относится к сфере профессионального суждения бухгалтера. Стандарт «Аренда» для начала предлагает бухгалтеру определить, к какому типу арендных отношений относится заключенный учреждением договор аренды. Предусмотрена следующая классификация объектов учета аренды:

  • Объекты учета операционной аренды.
  • Объекты учета финансовой (неоперационной) аренды.

Сдаваемое в аренду помещение отнесем к операционной аренде, если:

  • срок пользования имущества меньше и несопоставим с оставшимся сроком полезного использования передаваемого в пользование имущества, указанным при его предоставлении. Например, сдаете в аренду здание на три года, а после окончания договора аренды срок его полезного использования — 25 лет;
  • на дату подписания договора аренды общая сумма арендной платы ниже и несопоставима со справедливой стоимостью передаваемого в пользование имущества на дату классификации объектов учета аренды. Например, по договору аренды тира общая сумма платежей за три года составит 360 000 ₽, а справедливая, т.е. рыночная стоимость этого здания — 20 млн ₽.

Перечисленные признаки по отдельности или вместе являются основанием для классификации объектов учета аренды в качестве объектов учета операционной аренды.

Продолжим пример.

Информация о здании тира, переданного в пользование в 2017 году, отражалась на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» по балансовой стоимости здания. В соответствии с СГС «Аренда» учет здания у арендодателя по договору операционной аренды на забалансовом счете 25 следует продолжить.

Операции по учету, которые возникают ежемесячно в период действия договора аренды:

  1. Признаны доходы по операционной аренде доходами текущего финансового года (в сумме ежемесячного платежа):
    Дебет 2 401 40 121 Кредит 2 401 10 121
  2. Начислен НДС по доходам от сдачи имущества в аренду:
    Дебет 2 401 10 121 Кредит 2 303 04 730
  3. Начислены коммунальные расходы по сданному в аренду имуществу:
    Дебет 2 401 20 223 Кредит 2 302 23 730
  4. Начислены доходы от возмещения коммунальных услуг (по условным арендным платежам):
    Дебет 2 205 35 560 Кредит 2 401 10 135
  5. Получены денежные средства за аренду тира:
    Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 21 660
  6. Получены денежные средства на компенсацию коммунальных расходов:
    Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 35 660
  • Дайджест изменений за апрель. Новое по НДС и НДФЛ
  • КОСГУ и КВР в 2021 году для бюджетных учреждений
  • Главные новости марта для бухгалтера бюджетной сферы
  • Как развивается современный бухучет и чего ждать от 2021 года
  • Бюджетный учет: курсы повышения квалификации для бухгалтеров
  • 5 главных изменений за февраль. Обзор для бухгалтера бюджетной сферы

На практике встречаются ситуации, когда учреждение получает от другого учреждения, подведомственного тому же учредителю, по договору безвозмездного бессрочного пользования имущество.

Пунктом 10 ФСБУ «Аренда» установлено, что операции с имуществом при закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за субъектами учета с целью выполнения ими возложенных на них полномочий не рассматриваются как объекты учета аренды — положения Стандарта «Аренда» при отражении указанных операций (фактов хозяйственной жизни) не применяются.

У принимающей стороны объекты, полученные в безвозмездное бессрочное пользование, учитываются в 2018 году в том же порядке, в каком они учитывались и в 2017 году.

В завершение хочется отметить, что реформа в бухучете бюджетной сферы и все сопутствующие изменения связаны со сменой ключевой задачи. Принцип представления информации в учете кардинально меняется. Определяющей становится не юридическая, а экономическая трактовка фактов хозяйственной жизни. Тем самым методология учета сближается с подходами, принятыми в международных стандартах финансовой отчетности.

Государственные учреждения стали первопроходцами в использовании бухгалтерского стандарта «Аренда». Возможно, за ним будет принят похожий стандарт и для коммерческих организаций.

Недвижимое имущество входит в состав ОС. Это:

  • здания, сооружения;
  • многолетние насаждения (кустарники и деревья);
  • участки;
  • объекты природопользования;
  • прочие объекты, согласно ГК РФ (ст. 130), являющиеся недвижимостью и требующие госрегистрации.

Проводки синтетического учета аналогичны уже приведенным для ОС. Аналитический учет организовывают таким способом, чтобы различать движимые и недвижимые ОС. Некоторые категории недвижимого имущества не амортизируются: земля, объекты природопользования. Недвижимое имущество обязательно должно быть поставлено на государственный учет (ст. 131 ГК РФ, ФЗ №218 от 13/07/15 г.).

Процедура госрегистрации и постановка на бухгалтерский учет объектов недвижимости не связаны между собой. До завершения регистрации можно отразить недвижимое имущество проводкой Дт 01 Кт 08, открыв по счету 01 отдельный субсчет, например, «ОС с незарегистрированным правом собственности», а затем перевести его на другой субсчет внутренней проводкой по 01.

  1. Движимое и недвижимое имущество, поименованное согласно ГК РФ, в бухгалтерском учете отражается на различных счетах.
  2. Оба вида имущества могут фиксироваться на сч. 01 БУ, в аналитическом учете их нужно разделять. Земля и объекты природопользования, относящиеся к недвижимости, не амортизируются.
  3. Иное движимое имущество (ТМЦ, акции, деньги, НМА) учитывается в бухучете в соответствии с Планом счетов. Применяются счета БУ по видам ценностей.
  4. Момент отражения в бухгалтерском учете недвижимости не зависит от даты ее госрегистрации.

Светлана Сивец прокомментировала новые правила учета для государственных учреждений

Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 января 2011 г.

Регистрационный N 19593

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424), пунктов 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; N 5, ст. 411) и в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бюджетного учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) казенными учреждениями, государственными академиями наук, иными юридическими лицами, осуществляющими согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, приказываю:

1. Утвердить План счетов бюджетного учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики субъекта учета, начиная с 2011 года.

4. Положения настоящего приказа применяются к бюджетным учреждениям до принятия федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления с учетом положений частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291) в отношении бюджетных учреждений решения о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Заместитель

Председателя Правительства Российской Федерации —

Министр финансов Российской Федерации

А. Кудрин

Приложение N 2 к Приказу

  1. движимое имущество организаций (с налогового периода 2019 года);
  2. земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  3. имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;
  4. объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  5. ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
  6. ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  7. космические объекты;
  8. суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  9. (с 2020 года) суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»;
  10. (с 2020 года) воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».

Движимое и недвижимое имущество в бухгалтерском учете

^К началу страницы

Отчетный период Квартал Полугодие 9 месяцев Налоговый период Год

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

^К началу страницы

Федеральные льготы Региональные льготы

От исполнения обязанности уплатить налог на имущество организаций и авансовые платежи по налогу на имущество организаций за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года освобождаются:

  • организации, включенные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
  • организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих меры поддержки с учетом введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;
  • централизованные религиозные организации, религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций, социально ориентированные некоммерческие организации, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций.

От уплаты налога на имущество организаций освобождаются:

\r\n\r\n

В случае со зданиями, строениями, сооружениями и помещениями правильно определить инвентарный объект бывает непросто. И здесь важно ориентироваться на несколько правил:

\r\n\r\n

    \r\n\t
  • инвентарная единица — это отдельно стоящее здание или целый комплекс построек, возведенных на едином фундаменте, которые выполняют одну или несколько общих функций;
  • \r\n\t

  • примыкающие здания с разными функциями — это разные объекты;
  • \r\n\t

  • если вспомогательные строения обеспечивают эксплуатацию основного здания, они считаются его частью;
  • \r\n\t

  • всевозможные надворные постройки, заборы и иные сооружения, которые обеспечивают работу нескольких зданий или имеют самостоятельное назначение (гараж, летняя кухня), учитываются как отдельные объекты.
  • \r\n

\r\n\r\n

Например, отдельно стоящая баня — это строение с самостоятельным назначением, отдельный объект учета. А вот помещение для хозяйственного инвентаря сотрудников учреждения является вспомогательным, обеспечивает эксплуатацию конкретного здания, поэтому бухучет не выделяет его как самостоятельное помещение.

\r\n\r\n

Каждому вновь поступившему объекту бухгалтер присваивает индивидуальный инвентарный номер. Он сохраняется на протяжении всего срока эксплуатации здания/помещения данным учреждением. Структуру номеров, логику их присвоения объектам учреждение вправе придумать самостоятельно.

\r\n\r\n

Группы объектов недвижимости по их назначению определяет Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). Предназначенные для проживания человека здания/помещения разных типов считаются жилыми. Нежилые объекты — это административные, промышленные, обслуживающие здания, в том числе гаражи и складские помещения. В этом бюджетный учет ничем не отличается от учета в коммерческих предприятиях.

\r\n\r\n

В случае со зданиями, строениями, сооружениями и помещениями правильно определить инвентарный объект бывает непросто. И здесь важно ориентироваться на несколько правил:

  • инвентарная единица — это отдельно стоящее здание или целый комплекс построек, возведенных на едином фундаменте, которые выполняют одну или несколько общих функций;
  • примыкающие здания с разными функциями — это разные объекты;
  • если вспомогательные строения обеспечивают эксплуатацию основного здания, они считаются его частью;
  • всевозможные надворные постройки, заборы и иные сооружения, которые обеспечивают работу нескольких зданий или имеют самостоятельное назначение (гараж, летняя кухня), учитываются как отдельные объекты.

Например, отдельно стоящая баня — это строение с самостоятельным назначением, отдельный объект учета. А вот помещение для хозяйственного инвентаря сотрудников учреждения является вспомогательным, обеспечивает эксплуатацию конкретного здания, поэтому бухучет не выделяет его как самостоятельное помещение.

Каждому вновь поступившему объекту бухгалтер присваивает индивидуальный инвентарный номер. Он сохраняется на протяжении всего срока эксплуатации здания/помещения данным учреждением. Структуру номеров, логику их присвоения объектам учреждение вправе придумать самостоятельно.

Группы объектов недвижимости по их назначению определяет Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). Предназначенные для проживания человека здания/помещения разных типов считаются жилыми. Нежилые объекты — это административные, промышленные, обслуживающие здания, в том числе гаражи и складские помещения. В этом бюджетный учет ничем не отличается от учета в коммерческих предприятиях.

Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Регистрации подлежат:

  • право собственности,
  • право хозяйственного ведения,
  • право оперативного управления,
  • право пожизненного наследуемого владения,
  • право постоянного пользования,
  • ипотека,
  • сервитуты.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Проверка регистрации движимого и недвижимого имущества бюджетного учреждения

Для учета суммы капитальных вложений в объекты недвижимости применяется счет 106 11 «Вложения в основные средства — недвижимое имущество учреждения».
До возникновения соответствующего права на объект недвижимости сумма произведенных капитальных вложений в объеме фактических затрат учреждения учитывается на счете Х 106 11 000 «Вложения в основные средства — недвижимое имущество учреждения».

В бухгалтерском (бюджетном) учете операции по безвозмездному получению объекта недвижимости, права на который подлежат госрегистрации, отражаются следующим образом:

  • Увеличение счета 01 — отражен объект недвижимости до момента госрегистрации права на забалансе;
  • Дебет КРБ Х.101.1Х.310 Кредит КДБ Х.401.10.180, Х.401.10.151, Х.401.10.152, Х.304.04.310 — после государственной регистрации права объект недвижимости принят к учету в состав основных средств ( п. 7 Инструкции № 162н, п. 9 Инструкции № 174н, п. 9 Инструкции № 183н);
  • Уменьшение счета 01 — списана стоимость объекта недвижимости с забалансового учета после его госрегистрации.

УЧЕТ ОБЪЕКТОВ ИМУЩЕСТВА БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

О. В. ЛЕВИНА, О. В. МОНАКО, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

В статье рассмотрен порядок учета объектов учета основных средств бюджетной организации, приводится корреспонденция счетов. Дается обоснование принятия окончательного решения о порядке учета объектов имущества в соответствии с заключением профильной комиссии учреждения с учетом их профессионального суждения и соответствующей технической документации.

Ключевые слова: бюджетная организация, учет основных средств, группа амортизации, государственный контракт, вновь созданные объекты основных средств

В бюджетной организации в составе основных средств числятся инвентаризационные объекты, поставленные на учет в Росимуществе. В рамках государственного контракта проводятся работы по реконструкции и модернизации данных объектов, устанавливается новое оборудование в помещении и за пределами здания, оформляются технические паспорта. Вновь созданные объекты ставятся на учет в Росимуществе, им присваиваются отдельные реестровые номера федерального имущества. Рассмотрим порядок учета объектов имущества.

Пример. В бюджетной организации в составе основных средств на учете числится инвентаризационный объект «Котельная». Данный объект принят к учету 01.12.1992, группа амортизации 10 (свыше 30лет), ОКОФ11 4527391 «Котельная отопительная и отопительно-производственная».

Здание котельной поставлено на учет в Росимуществе 28.05.2008. В 2009 г. производились работы по реконструкции и модернизации объекта «Котельная» в рамках государственного контракта, установлено новое оборудование в помещении, и построен объект «Труба дымовая» за пределами здания котельной взамен старой. Отдельный объект основных средств «Труба дымовая» был

принят к учету 25.12.2009, его стоимость составила 2 млн 506тыс. руб. ОКОФ был определен как 12 2811284 — «Трубы дымовые», объект отнесен к 6-й группе амортизации (от 10 до 15 лет).

По состоянию на 01.04.2010 был оформлен технический паспорт здания «Котельная», в котором отдельно числится «Труба дымовая». Объект «Труба дымовая» был поставлен на учет в Росимуществе 21.06.2010, и ему был присвоен отдельный реестровый номер федерального имущества.

Кадастровый паспорт здания котельной датирован 27.03.2012, в примечании которого указано, что в состав котельной входит труба дымовая (Литер: Д) площадью застройки 3,1 м2.

В повторном свидетельстве о государственной регистрации права, выданном 14.05.2012, объект права указан следующим образом: Котельная. Литер: Д, Д1. Этажность: 1, 2. Площадь: общая 446,1 м2. Литер: д. Площадь: 3,1 м2 застройки. (Литер: Д — «Труба дымовая»).

На основании свидетельства о государственной регистрации внесено изменение в карту учета имущества «Котельной» в связи с добавлением площади 3,1 кв. м, при этом стоимость объекта «Котельная» не изменилась.

Обращение в Росимущество с просьбой об исключении из реестра федерального имущества объекта «Труба дымовая» осталось неудовлетворенным.

Должна ли бюджетная организация в учете объединить два инвентарных объекта на основании свидетельства о государственной регистрации?

Если должна, то каким образом поступить с суммами амортизации, накопленной по объекту «Труба дымовая», так как там отличная от котельной группа (нужно ли делать перерасчет с начала введения в эксплуатацию данного объекта)?

Какие основания предоставить в Росимущес-тво для исключения «Трубы дымовой» из реестра федерального имущества?

Наши сотрудники помогут внести недвижимость в единый государственный реестр, чтобы вы могли выполнять сделки с ней. Мы изучим ваш случай, соберем недостающие документы и предложим консультацию. Обращайтесь к нам, чтобы поручить оформление права собственности профессионалам.

Наши преимущества:

  • Большой опыт деятельности с оформлением недвижимости.
  • Штат квалифицированных сотрудников для работы над вашей задачей.
  • Быстрое разрешение сложностей с объектом.
  • Гарантия отличного результата работ.
  • Полноценное юридическое сопровождение процесса.

Чтобы воспользоваться услугой и пройти процедуру по 218 ФЗ О государственной регистрации недвижимости, оставьте онлайн-заявку на нашем сайте.

Подать заявку на услугу

Бюджетный учет имущества, находящегося в пользовании

Бюджетный учет основных средств имеет сложную структуру счетов и их кодирования. Однако инструкции, перечисленные в статье, содержат подробные разъяснения и перечни возможных проводок, которые могут помочь бухгалтеру. Ведение бюджетного учета основных средств строго регламентировано. Все движения ОС должны быть оформлены первичными документами и отражены в учете бухгалтерскими проводками.

Согласно статье 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные статьей 607 «Объекты аренды» ГК РФ.

Согласно пункту 2 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н, данный стандарт применяется с 2018 года при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей не только по договору аренды (имущественного найма), а также по договору безвозмездного пользования.

Стандарт «Аренда» изменил порядок отражения объектов учета аренды как ссудодателем, так и ссудополучателем.

Ранее полученные от балансодержателя (собственника) имущества в безвозмездное пользование объекты движимого и недвижимого имущества учитывались ссудополучателем на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником), и под инвентарным (учетным) номером, присвоенным объекту балансодержателем (собственником) (п.п. 333, 334 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

Согласно пункту 20 стандарта «Аренда», объект учета операционной аренды (право пользования активом) отражается пользователем (арендатором) в составе нефинансовых активов (НФА) как самостоятельный объект бухгалтерского учета.

Первоначальное признание объекта учета операционной аренды (право пользования активом) производится на дату классификации объектов учета аренды в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования с одновременным отражением арендных обязательств пользователя (арендатора) (кредиторской задолженности по аренде).

В соответствии с пунктом 26 стандарта «Аренда» объекты учета аренды, возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования, отражаются ссудополучателем в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен, как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях.

Объекты учета операционной аренды на льготных условиях (право пользования активом) ссудополучателем отражаются с учетом следующих положений пункта 27.1 стандарта «Аренда».

Выдержка из документа

«Объект учета операционной аренды на льготных условиях — право пользования активом, признается в бухгалтерском учете по справедливой стоимости арендных платежей.

Разница между суммой арендных платежей и суммой справедливой стоимости арендных платежей признается отложенными доходами (доходами будущих периодов) от предоставления права пользования активом и подлежит обособлению на счетах Рабочего плана счетов субъекта учета.

В течение срока пользования имуществом отложенные доходы от предоставления права пользования активом, а также амортизация права пользования активом равномерно (ежемесячно) признаются в составе финансового результата текущего периода с обособлением на соответствующих счетах аналитического учета Рабочего плана счетов субъекта учета.»

В соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 8 Стандарта «Аренда»:

Выдержка из документа

«Объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование, классифицируются для целей настоящего Стандарта в качестве объектов учета аренды.»

Таким образом, при получении государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование ссудополучатель — государственное (муниципальное) учреждение — должен отражать объекты учета в соответствии с положениями Стандарта «Аренда».

При этом следует отметить, что не каждый договор безвозмездного пользования подлежит отражению в соответствии со стандартом «Аренда».

Согласно пункту 3 стандарта «Аренда», его положения применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н. Согласно пункту 41 Стандарта «Концептуальные основы»:

Выдержка из документа

Имущество, полученное субъектом учета от собственника (учредителя), за исключением денежных средств и эквивалентов, для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, признается для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности вкладом собственника (учредителя).

Важно отметить, что в соответствии с пунктом 43 стандарта «Концептуальные основы» для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, за исключением поступлений, связанных с вкладами собственника (учредителя).

При этом, как подчеркивают методологи Минфина России, стандарт «Аренда» применяется при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, порождающих возникновение доходов (письма Минфина России от 22.11.2018 № 02-07-10/84404, 27.09.2018 № 02-07-10/69410, от 19.09.2018 № 02-07-10/67168, от 14.09.2018 № 02-07-10/66285 и др.).

Таким образом, безвозмездное получение государственным (муниципальным) учреждением движимого и недвижимого имущества от собственника (учредителя) не является доходом ссудополучателя, объектов учета аренды не возникает (положения СГС «Аренда» не применяются). Но если имущество получено от бюджета другого уровня, объекты учета должны квалифицироваться согласно стандарту «Аренда». Стандарт «Аренда» не применяется и в случаях, когда имущество передается учреждению в безвозмездное пользование на основании соответствующего закона, нормативного акта. Так, Минфин России в письме от 22.11.2018 № 02-07-10/84404 разъяснил:

Выдержка из документа

«Согласно пункту 6 статьи 48 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ „О полиции» субъекты транспортной инфраструктуры предоставляют на безвозмездной основе территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и метрополитенах, служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи.

…экономическая сущность хозяйственных операций, возникающих при предоставлении субъектами транспортной инфраструктуры имущества (услуг) территориальным органам и подразделениям полиции согласно Федеральному закону № 3-ФЗ, не связана с целями извлечения выгод (доходов), в связи с чем в рамках указанных отношений, по мнению Департамента, объектов учета аренды на льготных условиях не возникает (положения СГС „Аренда» не применяются)».

Аналогичная позиция высказана в письмах Минфина России:

Потребность в исследовании налогообложения имущества бюджетных учреждений обусловлена необходимостью рационализации использования имущества, находящихся в их собственности.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.

Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма дохода государства.

Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налог на имущество является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому его, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, необходимо рассматривать отдельно. К тому же налог на имущество предприятий занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты.

Существующий механизм начисления и взимания имущественных налогов в большей степени служит фискальным целям, нежели задачам общеэкономического характера, и имеет массу недостатков, которые затрудняют эффективное использование земель имущества. Налог на имущество предприятий не стимулирует внедрение новых технологий, инвестиции в модернизацию основных фондов.

Все это свидетельствует об актуальности темы данной работы.

Целью данной работы является теоретическое обоснование системы налогообложения имущества в Российской Федерации. Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие основные задачи:

· исследовать теоретические основы налогообложения имущества, выявить экономическую сущность налога на имущество;

· исследовать современное состояние налогообложения имущества на примере расчетно-кассового центра, обозначить необходимость оптимизации налогообложения;

1. Особенности исчисления и уплаты налога на имущество бюджетными организациями

Для определения сущности имущественного налогообложения в Российской Федерации следует обратиться к истории формирования российской налоговой системы.

При построении налоговой системы предусматривалось, что имущественные налоги должны были относиться к ведению региональных и местных органов власти и, соответственно, быть одними из существенных источников формирования доходной базы региональных и местных бюджетов.

Данный подход обуславливался тем, что вышеуказанные органы власти могли реально обеспечивать эффективный контроль за накопленным имуществом, полнотой учета и сбора имущественных налогов, оценивать необходимость предоставления налоговых льгот.

В первую очередь, такая доходообразующая роль отводилась налогу на имущество предприятий.

При введении указанного налога преследовалось несколько целей: создать у организаций заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества и стимулировать эффективное использование имущества, находящегося у них на балансе.

Налог на имущество организаций

Заполняя налоговую декларацию или авансовый расчет по налогу на имущество организаций, следует иметь в виду, что согласно ст. 374 НК РФ объектом налогообложения являются только основные средства (движимое и недвижимое имущество), находящиеся на балансе налогоплательщика, в том числе находящиеся на балансе бюджетной организации на праве оперативного управления

При этом к недвижимому имуществу для целей налогообложения относятся объекты основных средств, определенные ст.

130 ГК РФ, а именно земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ под движимым имуществом подразумеваются вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги.

Однако для целей налога на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается движимое имущество как вещи, не относящиеся к недвижимости и учитываемые на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Признание основных средств объектом обложения налогом на имущество организаций определяется наличием их нахождения на балансе организации в соответствии с требованиями бухгалтерского учета.

Согласно п. 2 ст. 8 Закона №129‑ФЗ имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Таким образом, на балансе организации в зависимости от имеющихся у организации прав на основные средства (движимое и недвижимое имущество) отражаются:

· основные средства, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);

· основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);

· основные средства, полученные организацией в аренду;

· основные средства, полученные организацией в безвозмездное пользование;

· основные средства, полученные организацией в доверительное управление.

Прежде всего, необходимо отметить, что, как и любой другой налоговый сбор, отчисления за владение организациями имущества регулируются Налоговым Кодексом страны, а также законами, принятыми субъектами Российской Федерации на региональном уровне.

Ими также устанавливается перечень субъектов налоговых правоотношений, которые обязаны выплачивать в бюджет страны искомый сбор. К ним относятся следующие категории.

Категория 1. Организации, находящиеся на общем режиме налогообложения. Этот вид сбора средств подразумевает полноту ведения компанией бухгалтерского учёта, а также производится выплата всех налоговых отчислений общей направленности:

  • налог на прибыль;
  • добавленную стоимость;
  • имущество;
  • взносы в фонды, отвечающие за страхование и т.д.

В эту категорию входят и отдельные подразделения организаций, работающие с индивидуальным балансом и имеющие на нем те средства, которые подлежат признанию в роли объектов обложения искомым налоговым сбором.

Категория 2. Компании на специализированных режимах налогообложения:

  • упрощенной системе налогообложения – подходит для средних по размеру компаний, со штатом менее ста человек, полутора миллионами дохода и аналогичной по величине остаточной стоимости, при этом освобождает фирму от полной уплаты всех обязательных налоговых разновидностей;
  • единый налог на вмененный доход – также заменяет три основных, полагающихся к уплате организациями, разновидности налогов, при этом не играет роли доход, реально полученный компанией, ведь исчисление налога ведется по вмененной величине.

Облагается налогом имущественного плана непосредственно недвижимость, принадлежащая компаниям. В эту категорию не входят лишь находящиеся во владении:

  • земельные территории;
  • природные богатства;
  • льготные наименования.

Что выступает в роли объекта налогообложения

При этом в зависимости от того, на какой системе обложения налогами работает компания, будет отличаться и сбор с имущества. Так, для функционирующей на общей системе налогообложения фирмы выплата будет производиться в отношении недвижимых объектов:

  • находящихся на ее балансе, играющих роль средств из основной категории;
  • не входящих в состав основных средств, учет бухгалтерский по которым также не производится.

Компании, выбравшие в качестве режимов упрощенную систему и единый налог на вмененный доход, вносят отчисления в тех случаях, когда являются собственниками объектов недвижимости из определенного в 378 статье Налогового Кодекса перечня:

  • торговыми площадями в виде центров или отдельными помещениями внутри них;
  • не учитывающейся в категории основных средств баланса согласно учету бухгалтерии недвижимостью, предназначенной для проживания.

Таблица 1. Счета, используемые для ведения учета по имущественным налоговым начислениям

Дебетовый счетКредитовый счет Какая производится проводкаВеличина проводкиПодтверждающий документ
91-2 68 Данная проводка предполагает начисление суммы имущественного налога Размер начисленной суммы Справка из бухгалтерии, заполненный декларационный бланк по налогу на имущество компании
68 51 Производится перечисление начисленной ранее суммы сбора Размер начисленной суммы Любой платежный документ, полученный в результате совершения денежного перевода

Как записывать бухгалтерские проводки

Прежде всего, необходимо определить объем суммы, которая в дальнейшем подлежит переводу в бюджет страны. Для этого используют формулу:

А=В*С : 100%

Где «А» – величина налогового сбора, «В» – оценка фондов в денежном эквиваленте, «С» – ставка по искомой разновидности начисления.

При отсутствии кадастровой стоимости используется среднегодовая цена всех фондов из категории основных средств, которые находятся в собственности у организации. Чтобы ее вычислить, необходимо использовать следующую формулу:

(А+В) : 13

Где «А» — величина всех денежных средств на первый день месячного периода, «В» — величина средств на последний день месячного периода.

Величину имущественного налога вычисляют целых четыре раза за календарные двенадцать месяцев, то есть за отчетный период, однако его удержание производится по закону лишь один раз в конце года.

Все остальные разы производится удержание платежа авансового характера, при этом необходимо в обязательном порядке вести учет имущества, которое от сбора освобождается, с той целью, чтобы оно не было включено в расчет и не нарушило имеющиеся данные.

Обязанность по внесению налоговых отчислений по находящемуся во владении имуществу лежит на компаниях, работающих на множестве разновидностей систем обложения налогами. Согласно принятой в компании политике ведения бухгалтерского учета производится и отражение совершаемых операций, согласно которым начисляется в государственную казну имущественный налог.

Как отражаются операции по налогу на имущество

Всего записано проводок в бухгалтерском учете может быть две.

  1. Как сказано в положениях по бухгалтерскому учету, расходы компании, не определяемые как затраты по стандартным для компании видам деятельности, проводятся по счету под номером 91, носящему наименований расходов прочих.
  2. Расходы общепринятые, определенные Министерством Финансов России в письме 2005 года, отражаются согласно соответствующим правилам, действующим для данной категории затрат.

Итак, в зависимости от первого или второго вида, определенного для каждой компании индивидуально, будут использоваться проводки следующих видов.

А) Если расходы относятся к категории прочих, то «дебетовый счет 91 кредитовый счет 68»;

Б) Если расходы относятся к обычным, произведенным по стандартной деятельности, то:

  • для торговой деятельности будет выбран счет дебетовый под номером 20, а также 26, 23, 25, а кредитовый 68;
  • для компаний, занимающихся торговлей, дебетовый счет 44, кредитовый 68.

Заносится налог в бюджет страны каждый квартал, если только законодательные акты субъекта РФ ранее не отменили стандартные периоды предоставления отчетности.

Начисление суммы налога с имущества и авансовых платежей отражается на счете расчетов по налогам и сборам №68.

Поскольку правила бухгалтерского учета налога на имущество законодательством не установлены, организации вправе самостоятельно выбрать метод учета, закрепив его в своей учетной политике.

Существует два варианта отражения в учете начисленных сумм налога:

  • Министерство финансов в своем письме рекомендует использовать 26 счет — счет общехозяйственных расходов, и отражать начисление налога с имущества к уплате следующей проводкой:

Дебет счета 26 и кредит счета 68 на субсчете расчетов по налогу на имущество.

    Но поскольку письмо Минфина не носит нормативно-правовой характер, юридические лица вправе использовать второй вариант, который был закреплен ранее в инструкции Госналогслужбы России. При втором варианте используется счет прочих расходов 91.2.

Начисление сумм налога записывают по дебету счета 91.2 и кредиту 68 счета.

Факт перечисления сумм, причитающихся к оплате налога с имущества предприятия, отражается в бухгалтерском учете оборотами с дебета счета 68, субсчет по учету имущественного налога и кредиту счета 51.

В учетной политике, кроме того, необходимо отразить момент учета расходов.

Если бухгалтерский учет налога на имущество происходит по методу отгрузки, то расходы по налогу отражаются последним днем отчетного (налогового) периода.

Расчет налога с имущества организаций (налогооблагаемой базы) налогоплательщиком производится самостоятельно.

В налогооблагаемую базу для исчисления налога включается все недвижимое имущество и объекты движимого имущества, принятые к учету в составе ОС до 2013 года.

Движимое имущество будет учитываться в базе для расчета налога до момента полной амортизации или выбытия. Объекты движимого имущества принятые к учету с 1 января 2013 г. в базе для начисления налога на имущество предприятий не учитываются.

Расчет суммы налога на имущество производится, отталкиваясь от средней стоимости имущества (ОС) за отчетный период.

Если в 2013 году на балансе предприятия объектов недвижимости нет, а числится лишь движимое имущество, принятое к учету с начала 2013 года, то такое имущество в расчет и отчет не включается, сам отчет не сдается, так как обязанности по уплате имущественного налога не возникает.

За разъяснениями по вопросам расчета и учета налогообложения имущества обращайтесь в специализированные организации. Квалифицированные сотрудники ответят на возникшие вопросы, помогут с выбором метода учета.

Платить за имущество при его наличии будут компании, которые применяют следующие режимы:

  • основной режим налогообложения (ОСНО);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Примечание от автора! При этом фирмы с УНС и ЕНВД считают налог исключительно за недвижимое имущество на балансе, то есть здания.

Обладателям ОСНО не так повезло. Они облагают как недвижимые, так и движимые основные средства с учетом льгот, если таковые предусмотрены ст. 381 Налогового Кодекса РФ.

Налог на имущество принято относить к региональным. Это означает, что для каждого региона России предусмотрена своя ставка, которая может отличаться в зависимости от территориального расположения предприятий, но не должна превышать 2,2% от среднегодовой стоимости, установленных на федеральном уровне. Поэтому при расчете размера платежа необходимо уточнить свою ставку в местном законодательстве.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете начисление и уплату налога на имущество учитывайте на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к счету 68 откройте субсчет «Расчеты по налогу на имущество». Дополнительно ознакомьтесь, что облагается налогом на имущество организаций.

Ситуация: в состав каких расходов в бухгалтерском учете включить начисленную сумму налога на имущество?

Порядок бухгалтерского учета начисленных сумм налога на имущество законодательно не установлен. На практике используются два варианта:

  • включение налога в состав прочих расходов (такой порядок раньше был предусмотрен пунктом 11 Инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. № 33);
  • включение налога в состав общехозяйственных расходов (такой порядок рекомендован в письме Минфина России от 19 марта 2008 г. № 03-05-05-01/16).

В первом случае начисление налога на имущество нужно отразить проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество»

– начислен налог на имущество.

Во втором случае в бухучете следует сделать запись:

Дебет 26 (44) Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество»

– начислен налог на имущество.

Поскольку в настоящее время этот вопрос не урегулирован, организация вправе самостоятельно выбрать вариант учета налога на имущество и закрепить его в приказе об учетной политике (п. 4, 7 ПБУ 1/2008).

Внимание: неправильное отражение начисленного и уплаченного налога на имущество в бухгалтерском учете является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Неправильное отражение начисленного и уплаченного налога на имущество в бухгалтерском учете признается грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.

Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Кроме того, за неправильный учет налога, который привел к искажению любой из строк бухгалтерской отчетности более чем на 10 процентов, по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 2000 до 3000 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ).

Бюджетный учет: как организовать учет зданий и помещений

Налогообложение имущества осуществляется исходя из его конкретно взятой стоимости.

Выделят четыре группы налогооблагаемого имущества, при этом у каждой свои правила расчета налога:

  1. Базой налогообложения является остаточная стоимость имущественного объекта, поскольку основные средства подвергаются амортизации;
  2. Недвижимое имущество, облагаемое по его кадастровой стоимости;
  3. Движимое имущество, которое поставлено на учет до 01 января 2013 года (мебель, автомобиль, оборудование). Облагается по тем же ставкам, что и недвижимое имущество;
  4. Движимое имущество, которое было введено в эксплуатацию после 01.01.2013 года.
Счет Дт Счет Кт Сумма проводки, руб. Описание проводки
Начисление налога на недвижимое имущество
91-2 68/ налог на имущ. 21 600,00 Начисление налога на имущество с одновременным списанием их на прочие расходы
20 (23,25,26) 68/ налог на имущ. 20 411,00 Начисление налога на имущества, что включено в затраты по обычному виду деятельности предприятия
44 68/ налог на имущ. 55 458,00 Начисление налога на имущества, что включено в затраты по продажам
68/ налог на имущ. 51 21 600,00 Перечисление налога на имущество
68/ налог на имущ. 91-2 7 590,00 Сторнирование надмерно уплаченного налога на имущество
99 68/прибыль 849,00 Увеличение сумма налога прибыль, что связано с повышением прибыльности на сумму занижения налога на имущество
Бухгалтерский учет движимого имущества, приобретенного до 01.01.2013 года
08-1 60 (67) 570 000,00 Приобретено оборудование по разливу молока
08-1 07 58 000,00 Монтаж купленного оборудования
01-2 08-1 628 000,00 Оборудование введено в эксплуатацию. Именно с этого момента идет начисление налога на имущество

Плательщиками налога на имущество признаются все юридические лица, в собственности которых находятся налогооблагаемые объекты. Чиновники предусмотрели послабления. Так, к примеру, компании, перешедшие на специальные режимы налогообложения, освобождены от уплаты имущественного сбора (ИС).

Однако и в данном правиле есть исключения. Предприятия и организации, применяющие специальные режимы, обязаны уплачивать ИС, если в их собственности есть особые виды имущества. Перечень данных категорий объектов основных средств утверждается органами законодательной власти субъектов РФ.

Так как ИС — это региональный налог, то власти субъекта вправе утвердить и отчетные периоды по фискальному платежу. Это значит, что налогоплательщики, помимо обязательного итогового платежа (уплачивается один раз в год по итогам налогового периода — года), могут перечислять авансовые расчеты в бюджет.

Узнать, какая периодичность платежей установлена в вашем регионе в 2020 году, можно на официальном сайте ФНС.

При начислении налога на имущество проводки должны быть отражены в бухгалтерском и налоговом учетах. Причем составление бухгалтерских записей имеет свои особенности. О них расскажем далее.

В 2013 году принят закон, согласно которому, в будущем недвижимое имущество будет оцениваться по кадастровой стоимости. Процесс этот постепенный, но уже начался с 2014 года в отдельных регионах и по отдельным видам недвижимости (офисная, торговая и проч.). Но уже в скором времени такой порядок будет внедрен на всей территории РФ.

Такой налог на имущество порядок расчета имеет прежний. Однако есть особенности переходного периода. Например, если кадастровая оценка произведена на все здание, а у организации во владении только его часть. Для расчета налоговой базы бухгалтеру надо будет сначала определить долю владения в общей площади здания (в процентах или дробях – не важно), а затем умножить полученный результат на сумму общей кадастровой стоимости.

Для некоторых видов организаций применяются льготы, освобождающие от уплаты налога на имущество (см. статью 381 НК РФ):

  • организация входит в свободную экономическую зону, принадлежит к религиозной сфере или уголовно-исполнительной системе;
  • «сколковцы», протезно-ортопедические предприятия, адвокатские и юридические консультации, государственных научные центры, управляющие компании инновационных НТЦ;
  • управляющие компании, участники, резиденты различных экономических зон;
  • производители фармацевтической продукции, общественные организации инвалидов.

Также от налога освобождены некоторые виды недвижимости: федеральные автодороги общего пользования, Б/у энергоэффективная недвижимость, недвижимость для добычи углеводородов.

Регионы могут устанавливать собственные льготы, уменьшать ставки и освобождать от уплаты налога (п. 2 ст. 372 НК РФ). В 2021 году дополнительные льготы могли получить арендодатели, которые дали отсрочку по арендным платежам своим арендаторам. Льгота заключается в уменьшении суммы налога. Уточняйте данные по льготам и ставкам в своем регионе на официальном сайте налоговой службы.

В связи с распространением COVID-19 ряд организаций освободили от уплаты налога и авансовых платежей за период владения недвижимостью с 1 апреля по 30 июня 2021 года.

Система рассчитает налог, подготовит платежку

«Бухгалтерия — удобная программа. Спасибо разработчикам. С Контуром работаю уже давно. И кадры удобно вести, никогда ничего не упустишь в начислении заработной платы. Налоги сами рассчитываются. Отчеты все вовремя попадают к адресату. Все обновляется в ногу со временем. Мне очень нравится, все удобно. А когда бывает что-то непонятно, можно позвонить — и вам всегда придут на помощь. Еще раз спасибо разработчикам».

Наталия Аббасова, бухгалтер, ст. Вешенская, Ростовская обл.

Учет недвижимости до госрегистрации

За предпринимателей налог рассчитывает налоговая служба и присылает им уведомление на уплату. Организации должны рассчитать налог самостоятельно. В бухгалтерском веб-сервисе Контур.Бухгалтерия вы можете сделать это автоматически.

  • Сначала нужно разобраться, какое имущество из имеющегося облагается налогом.
  • Далее, следует проверить, имеет ли организация право на льготы — данные о льготах содержатся в региональных законах.
  • Выяснить базу для исчисления налога.
  • Выяснить налоговые ставки, установленные в регионе.
  • Исчислить налог к уплате в бюджет.

Базой для исчисления налога на имущество может быть среднегодовая стоимость недвижимости или кадастровая стоимость. Отчего это зависит, разберем далее.

Базой для данного вида бюджетного платежа следует считать стоимость имущества, рассчитанную в среднем за год, и которое имеет все признаки объекта налогообложения. Такое имущество при этом учитывается по остаточной стоимости, отраженной соответствующим образом в бухгалтерском учете. Данный порядок определения базы и принцип, по которому производится расчет налога на имущество, должны быть закреплены в учетной политике.

Может случиться так, что для некоторых видов основных средств амортизационные начисления не производятся. В таких обстоятельствах стоимость объектов надо будет рассчитывать путем вычитания из первоначальной стоимости суммы износа, определяемой по нормам амортизационных отчислений.

  1. Движимое и недвижимое имущество, поименованное согласно ГК РФ, в бухгалтерском учете отражается на различных счетах.
  2. Оба вида имущества могут фиксироваться на сч. 01 БУ, в аналитическом учете их нужно разделять. Земля и объекты природопользования, относящиеся к недвижимости, не амортизируются.
  3. Иное движимое имущество (ТМЦ, акции, деньги, НМА) учитывается в бухучете в соответствии с Планом счетов. Применяются счета БУ по видам ценностей.
  4. Момент отражения в бухгалтерском учете недвижимости не зависит от даты ее госрегистрации.

Как и все объекты нефинансовых активов, недвижимое имущество принимается к учету по первоначальной (фактической) стоимости.

Первоначальной стоимостью недвижимого имущества признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание) с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено НК РФ) (п. 23 Инструкции N 157н).

Но здесь есть некоторые нюансы. В частности, первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Если недвижимое имущество получено по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, его первоначальной стоимостью признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением в целях исполнения обязательств по договору. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах учреждение обычно определяет стоимость аналогичных ценностей. При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением, стоимость недвижимого имущества, полученного учреждением по указанным договорам, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретается аналогичное имущество (п. 24 Инструкции N 157н).

В случае получения недвижимого имущества по договору дарения первоначальной (фактической) стоимостью признается его текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с его доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования (п. 25 Инструкции N 157н).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *