Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Завещание оптинского старца феодора». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Слава старца Федора Кузьмича была вызвана не только его подвижничеством, но и легендой том, что внезапная смерть императора Александра I в Таганроге была инсценирована. Народная молва утверждала, что замученный совестью за причастность к убийству отца, Павла I, император не умер, а тайно покинул двор и отправился инкогнито в Киев, чтобы «жить во Христе и давать советы теперешнему государю Николаю Павловичу для лучшего управления государством». На основании этой легенды быстро распространился слух о том, что загадочный старец Федор Кузьмич и есть не кто иной, как удалившийся от мира Александр I.
Первое упоминание о Федоре Кузьмиче датировано 4 сентября 1836 года, когда он был задержан в Пермской губернии. На его спине были следы от ударов кнутом, документов он при себе не имел, так что, негодный по возрасту для солдатской службы, задержанный за бродяжничество был приговорен к ссылке в Сибирь. Прожив пять лет при Краснореченском винокуренном заводе в уединенной келье, Федор Кузьмич странствовал по деревням Мариинского уезда, просвещая местную детвору. К тому времени старец уже начал ассоциироваться в народе с императором Александром. Последующие 10 лет старец прожил в селе Зерцалы Белоярской станицы, а затем обосновался под Томском. В келью Федора Кузьмича начал наведываться епископ Иркутский Афанасий и епископ Томский Порфирий. Ряд исследователей утверждает даже, что в зашифрованной переписке с Федором Кузьмичом состоял сам Николай I. Навещал старца, среди прочих, и Лев Толстой. Писатель, правда, впоследствии отрицал, что старец и Александр I одно лицо.
Сам же Федор Кузьмич никогда не давал прямых ответов о своем происхождении, в то же время давая немало поводов для того, чтобы слухи укрепились. Например, особо отмечал день памяти Александра Невского – небесного покровителя покойного императора, рассказывал о войне 1812 года, вспоминал Аракчеева, Кутузова и Суворова.
После смерти старца в 1864 году вера в его царское происхождение только укрепилась. Жители села Зерцалы утверждали, что у них хранятся якобы оставленные старцем Киево-Печерский образ Богородицы и бумажный вензель в виде буквы «А» с короной над ней. А благодаря купцу Семену Хромову, у которого Федор Кузьмич жил последние годы, стали известны загадочные записки подвижника, которые тот якобы передал ему перед смертью. Первая записка имела следующие зашифрованные записи: «Видишили накакое васъ бѣзсловесие счастие слово изнѣсе» и «Но егда убо а молчатъ п нѣвозвѣщаютъ». Вторая записка состояла из цифр и букв и содержала информацию о дате и месте ссылки Федора Кузьмича. Различные расшифровки записок говорят как против, так и за версию о происхождении старца. Так, например, исследователь В.В. Барятинский расшифровал записки так: «Видишь ли, на какое молчание вас обрекло ваше счастье и ваше слово»; «Но когда Александр молчит, то Павел не возвещает» (то есть, когда Александр хранит молчание, его не терзают угрызения совести из-за убийства отца); «Я скрываю тебя, Александр, как страус, прячущий свою голову под крыло». В то же время заключение графологической экспертизы, выполненной по приказу великого князя Николая Михайловича, отрицало, что записки написаны рукой Александра I. С 1909 года подлинники записок считаются пропавшими.
Окончательно ответить на вопрос, имел ли старец Феодор какое-либо отношение к императору Александру, историки до сих пор так и не смогли. Никаких подлинных документов, содержащих сведения о Федоре Кузьмиче, за исключением материалов дела об аресте и ссылке в Сибирь, не сохранилось, а дошедшая до нас история болезни императора Александра, воспоминания его окружения и ряд официальных документов, подтверждающих его кончину Таганроге, значительно подрывают веру в легенду о старце. В то же время ни в советский период, ни сегодня серьезной научной проверки, способной подтвердить или опровергнуть легенду о Федоре Кузьмиче, не проводилось. Среди альтернативных версий о происхождении загадочного старца существует предположение, что подвижник, по церковному благословению, принял на себя искупление грехов покойного Александра I, чем и объяснялись некоторые особенности его поведения. В частности, этим можно объяснить и его возможные слова о том, что его «уже отпели».
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 |
чт, 6 мая
23 апреля ст. ст.
- Кто-нибудь пишет сам?
- Создание сносок в файлах epub в редакторе Sigil
- Лингвистический анализ
- Эльдорадо. Золото и кокаин (Кирилл Бенедиктов)
- Хочу удалить залитую книгу из библиотеки.
- V508291 Легендарный механик
- Обсуждение жанров библиотеки
Завещание старца Федора Кузьмича: что в нем было странного
- Моей мамы больше нет
- ПеписИны
- Шеф-редактор начала статью о полиции с цитаты писателя Андрея Ангелова
- Жанры библиотеки CoolLib для FictionBookEditor
- Жанры CoolLib для MyHomeLib и FBDMaker
- Доверяй и проверяй
- CoolLib
- Отпуск для мамы
- В.Шебзухов «Наездница» Читает Лера Борисова
- В.Шебзухов «Алина» читает Спиридонова Саша
- Преподобные отцы Оптиной: краткие жизнеописания и наставления
- Первый — «Смиренный Лев» (1768-1841 гг.)
- Полезные материалы
- Старец Макарий (1788-1860 гг.)
- Схиархимандрит Моисей (1782–1862 гг.)
- Схиигумен Антоний (1795 – 1865 гг.)
- Иеросхимонах Иларион (1805–1873 гг.), миссионер и духовник
- Батюшка Амвросий (1812-1891 гг.)
- Старец Анатолий (1824-1894 гг.)
- Схиархимандрит Исаакий (1810-1894 гг.)
- Старец Иосиф (1837-1911 гг.)
- Старец Варсонофий (1845-1913 гг.)
- Старец Анатолий «младший» (1855-1922 гг.)
- Последний старец Нектарий (1853-1928 гг.)
- Преподобный Никон (1888-1931 гг.)
- Архимандрит Исаакий (1865-1938 гг.)
- День памяти
- Иконы
- В чем помогают преподобные отцы молящимся им
- Монастырь Введенская Богородичная Оптина Пустынь: история, где находится
- Поучения и советы
- О христианской жизни
- О терпении скорбей и болезней
- Предсказания о России и последних временах
- Оптина и интеллигенция
- Есть ли сейчас старцы?
- Похожие статьи
Вернулся он в 1829 г., уже схимником Львом. С этого времени 61-летний о. Лев – братский духовник. Ему приходилось постоянно терпеть гонения: выселяли из кельи, запрещали носить схиму, писали доносы. И при этом к о. Льву потоком шли люди. Записаны несколько томов его чудес – от прозорливости до изгнания бесов.
Из поучений:
«Кто дела свои чувствует по Бозе, тому и здесь недурно, и там хорошо».
Полное житие прп. Льва (Наголкина).
Оптинские старцы при жизни духовно окормляли людей на пути ко спасению, продолжают делать это и поныне. Им молятся:
- об укреплении веры;
- о даровании покаяния;
- о выборе жизненного пути;
- о душевном и телесном здравии.
О чтении акафиста Оптинским старцам.
В XIX – начале XX в. в монастырь часто ехали представители образованного сословия. Здесь бывали братья Киреевские, философ Константин Леонтьев (впоследствии монах Климент), Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, П.И.Чайковский, браться Аксаковы, А.С. Хомяков, историк С.М.Соловьев, великий князь Константин Романов (известен как поэт под псевдонимом «К.Р.») и многие другие.
Монастырь тогда играл для интеллигенции миссионерскую роль. С XVIII в. оторванные от родных корней, получившие европейское образование представители интеллектуальной элиты пребывали в духовном вакууме. Духовные поиски привели к распространению оккультных практик, увлечению масонством. Пример живой святости, явленный оптинскими старцами, часто переворачивал весь мир российского интеллектуала.
Оптина пустынь находится примерно в 300 км от Москвы, недалеко от Козель-ска Калужской области. Прямого железнодорожного сообщения между Москвой и Козельском нет, поэтому лучше воспользоваться личным автотранспортом или присоединиться к нашей автобусной экскурсии. Профессионально подготовленные экскурсоводы помогут узнать много нового об истории Оптиной пустыни, а также разрешить вопросы, связанные с православным мировоззрением. В рамках поездки в Оптину пустынь с нами паломники могут посетить мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково и Казанскую Свято-Амвросиевскую женскую пустынь (Шамордино) в Калужской области.
На иконе «Собор Преподобных Оптинских старцев» традиционно изображаются 14 старцев: иеросхимонах Лев (Наголкин) 1768–1841, Иеросхимонах Макарий (Иванов) 1788–1860, Схиархимандрит Моисей (Путилов) 1782–1862, Схиигумен Антоний (Путилов) 1795–1865, Иеросхимонах Иларион (Пономарев) 1805–1873, Иеросхимонах Амвросий (Гренков) 1812–1891, Иеросхимонах Анатолий (Зерца-лов) 1824–1894, Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) 1810–1894, Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) 1837–1911, Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) 1845–1913, Иеросхимонах Анатолий (Потапов) 1855–1922, Иеросхимонах Нектарий Оп-тинский 1853–1928, Иеромонах Никон (Беляев) 1888–1931, Архимандрит Исаакий II (Бобраков) 1865–1938. Молитва старцев имеет благодатную силу, поэтому так важно для многих попасть в Оптину, чтоб поклониться святыням.
Канонизация собора Оптинских старцев состоялась в 1996 году. Это событие ознаменовало дальнейшее развитие Оптинской пустыни и приток большого числа паломников в последующие годы. Празднование памяти преподобных старцев Оп-тинских – 24 октября.
Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и испо-ведников 15 человек из числа тех, кто пострадал в годы репрессий XX века. А в 1993 году Россию потрясло убийство трех Оптинских монахов на Пасху: иеромо-наха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пуш-карева). Книга Нины Павловой «Пасха красная» повествует об этих событиях и чи-тается на одном дыхании.
Преподобный Амвросий – третий Оптинский старец, в миру – Александр Грен-ков (1812–1891), ставший преемником преподобных Льва и Макария Оптинских. Он оказал огромное влияние на духовное состояние общества XIX века. К молит-венному заступничеству иеросхимонаха Амвросия обращались люди, приезжаю-щие в Оптину при его жизни, продолжают они съезжаться к мощам иеросхимонаха Амвросия и сейчас. Рака с мощами старца Амвросия установлена во Введенском храме Оптиной пустыни. Среди тех, кто обращался к прeподобному за помощью и советом, были известнейшие люди того времени: например, сейчас опубликована переписка преподобного с Л. Н. Толстым и Ф. М. Достоевским. Именно святой старец Амвросий стал прототипом старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского.
Родился Александр, будущий Амвросий Оптинский, в многодетной благочес-тивой семье в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Отец его был поно-марем, а дед – священником. Воспитывали мальчика в атмосфере христианской строгости. Александр отличался бойким нравом и сообразительностью. При этом он никогда не был очень послушным. Мальчику легко давались науки и любое учение. Учителя прочили ему большую карьеру. В 1830–1836 годах он учился в Тамбовском духовном училище, которое окончил с отличием, затем была Тамбов-ская духовная академия. Выбор монашеского пути дался ему непросто: слишком крутым был жизненный поворот.
О даре прозорливости старца Амвросия ходят легенды. Он мог полунамеком указать человеку на его грех, сделать это тонко, невзначай, чем привести его к ис-креннему покаянию. Он понимал, с чем приехал страждущий до того, как тот об-ращался к нему с вопросом. Известны случаи, как он спасал людей от верной гибе-ли, когда те не помышляли еще об угрозе их жизни. Великие дары от Господа давались старцу за его смирение и величайшую любовь и внимание к людям. Иеросхимонах Амвросий прославлен на Поместном соборе 1988 года.
Преподобный Амвросий умел выслушать и дать совет каждому, кому это было нужно, проявить сострадание и духовное наставничество, чтобы поддержать того, кто сбился с пути. В своих наставлениях и проповедях говорил он очень просто. По собственным словам старца, он просил этой простоты у Господа много лет. Из-вестно огромное множество чудесных исцелений у мощей великого преподобного. Благодаря молитвенному заступничеству отца Амвросия перед Господом людям приходила помощь, открывались пути решения жизненных проблем, наступало прозрение. Духовное руководство в мире необходимо каждому: христианская муд-рость делает нас лучше, добрее и приближает к Господу. «Если хочешь иметь лю-бовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви», – говорил старец Амвросий.
Преподобный отче Амвросий, моли Бога о нас!
Сейчас в Оптиной Пустыни восемь действующих храмов. Из них Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский храмы в дневное время всегда от-крыты. Всем желающим благословляется доступ к святыням: почитаемым иконам и святым мощам преподобных старцев Оптинских:
Мощи преп. Нектария и Амвросия – во Введенском соборе;
Мощи преп. Исаакия І, Антония, Моисея – в Казанском храме;
Мощи преп. Льва, Илариона, Макария, Анатолия (Зерцалова), Анатолия (Потапова), Варсонофия, Иосифа – во Владимирском храме;
Мощи преп. Рафаила, исповедника – в Храме Преображения Господня.
В главном храме монастыря расположена особо почитаемая святыня – Казанская икона Божьей Матери.
Перенесение мощей Вмч. Феодора Стратилата
«Преподобне отче Амвросие, ты, имея дерзновение пред Господом, умоли Великодаровитого Владыку подать мне скорую помощь в борьбе с нечистой страстью.
Господи! Молитвами угодника Твоего, преподобного Амвросия, очисти мои уста, оцеломудри сердце и насыти его благоуханием Духа Твоего Святого, да отбежит от мене далече злая табачная страсть, туда, откуда пришла, во чрево адово. Аминь.»
«О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»
«О всечестный старче преславныя и дивныя Оптины пустыни, преподобне и богоносне отче наш Амвросие! Церкве нашея доброе украшение и благодатный светильниче, небесным светом всех озаряяй, красный и духовный плод России и всея подсолнечныя, души верных обильно услаждаяй и увеселяяй! Ныне с верою и трепетом припадаем пред цельбоносною ракою святых мощей твоих, ихже на утешение и помощь страждущим милостивно даровал еси, смиренно молим тя сердцем и усты, отче святый, яко всероссийскаго наставника и учителя благочестия, пастыря и врача душевных и телесных недуг наших: воззри на чад твоих, зело согрешающих в словесех и делех, и посети нас многою и святою своею любовию, еюже славно преуспел еси еще во дни земныя, наипаче по праведней твоей кончине, наставляя в правилех святых и богопросвещенных отцев, вразумляя нас в заповедех Христовых, в нихже добре поревновал еси до последняго часа твоея многотрудныя иноческия жизни; испроси нам, немощствующим душею и бедствующим в скорбех, благоприятное и спасительное время на покаяние, истинное исправление и обновление нашего жития, в немже мы, грешнии, осуетихомся умом и сердцем, предахом себе непотребным и лютым страстем, пороком и беззаконием, имже несть числа; приими убо, соблюди и покрый нас кровом твоея многия милости, низпосли нам благословение от Господа, да понесем благое иго Христово в долготерпении до конца дней наших, чающе будущаго живота и Царствия, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь и радость безконечная, изобильно проистекаемая от Единаго, Всесвятаго и Блаженнаго Источника безсмертия в Троице покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»
«О преподобне и богоносне отче наш Амвросие! Ты, поработати Господеви желая, зде вселился еси и неленостно во трудех, бдениих, молитвах и постех подвизался еси и был еси наставник монашествующим, всем же людям учитель ревностный. Ныне убо, по отшествии твоем от земных, Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения твоего, святую обитель сию, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, и всем людем твоим, с верою к раце мощей твоих припадающим, во благая прошения их исполнити. Испроси у милостиваго Господа нашего, да низпослет нам обилие благ земных, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит во веки веков. Аминь.»
(для келейного чтения)
«Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.»
Молитвы преподобного Антония Оптинского
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Мытарства преподобной Феодоры
«В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.»
В 1935 году могила святого была осквернена грабителями, охотившимися за ценностями. Достав гроб из разрытой могилы, вандалы сорвали крышку, оставив гроб с мощами прислоненным к стволу дерева. На утро колхозники, придя на кладбище, увидели останки преподобного, оставшиеся нетленными. Закрыв гроб, колхозники опустили его в могилу под пение «Трисвятого».
В 1987 году Оптину пустынь вернули православной церкви. Через пять лет на место захоронения Нектария прибыли монастырские насельники и, разрыв могилу, достали гроб старца. После открытия гробницы нетленные благоухающие мощи перенесли во Введенский храм.
Интерес святого старца не ограничивался изучением религиозной литературы. Нектарий много времени уделял знакомству со светскими книжными новинками, расспрашивал о процессе преподавания в школах, узнавал об интересах интеллигенции. Эти познания преподобный использовал для служения Господу и для пользы людей.
Беседуя с людьми, старец давал им очень мудрые советы. Вот некоторые из них:
- Никогда не осуждать близких. Как только придет мысль об осуждении, сразу обратиться к Господу, прося даровать возможность видеть свои согрешения и помочь удержаться от осуждения родного человека.
- Понуждать себя к любому делу. Даже чтобы съесть обед, нужно взять ложку, зачерпнуть суп и поднести ко рту. Ничего не делается мгновенно, ко всему нужно прикладывать усилия.
- Жизнь должна служить человеку, а не наоборот. Нельзя жертвовать своими желаниями во имя внешних обстоятельств. Иначе человек впадет в депрессию, так как перестанет видеть смысл жизни.
- Любые испытания, трудности, болезни, посылаемые Господом, принимать со смирением. Смирение и надежда на помощь Божью приблизят милосердие Отца Небесного. И наоборот, отчаяние и уныние отдалят от него.
- Жить следует, придерживаясь христианских заповедей. Любые мысли, слова и действия должны служить славе Божией и быть примером ближним.
Молитвы к Оптинскому старцу считаются одними из самых сильных. Молитвенные обращения к святому Нектарию помогают выйти из любой трудной жизненной ситуации, излечиться от тяжелого душевного и телесного заболевания.
Чаще всего к преподобному обращаются с молитвой от антихриста. Существует два варианта священного текста: краткая молитва и полная.
24 октября — Собор преподобных Оптинских старцев
Видим, что вам Премилосердый Господь Своим неизреченным милосердием и благостию даровал по вашим немощам и слабости выгодную квартиру, сухую и теплую. А что приключилось во время переносок, кои из каких вещей разбить и потерять, о сем мы малодушествовать не должны, но претерпевать со всяким благодушием и благодарением. Насчет кошки, что не попущением Божиим, а вражиим действом перебила стекла во образах и стащила с окна салфетки, с чем и сему не должно много удивляться – все сие событие попущено, дабы приобучить себя к спасительному терпению и благоназидательному упованию и дабы вспоминали слова блаженного и праведного мужа Иова многострадального, который при истреблении дома, детей и всего стяжания таковые произносил слова: «Господь даде, и Господь взяте» (Иов. 1:21). И паки к жене: »Аще благое от руки Господней восприяхом, злых ли не перетерпим« (Иов. 2:10). И мы, по обязанности нашей христианской и по заповеди апостольской, все должны терпеть, и благодушествовать, и квартирою быть довольной и благодарной. Об излишестве расходов по возможности должны мы стараться вести себя поаккуратней, о недостатке – уповать и благонадежным быть на Всеобщего Промыслителя Господа нашего Иисуса Христа, Промыслителя и Искупителя нашего!
И вот, предостопочтеннейшая о Господе сестра, известного мнимого старца ответные советы, согласующиеся с Божественным Писанием и преданиями святых отцев. Впредь при укорениях от другого человека прошу и молю от таковых язв предохранять себя, и, по преданию святых отец, себя укорять, и осуждать за свои недостатки. И это мне удивительно, как вас самомнение ослепило, и помрачило, и не дало вам ни мало. Вы, будучи, во-первых, не связаны супружеством, над собою всегдашним подчинением, во-вторых, не обременены обширным семейством детей и прислужницами разных нравов и знания, сами крайне тяготитесь не поредку в приемах. Итак, при помощи Всевышнего да положим благое начало нудиться ко творению заповедей Господних, которые только едины преданы Самим Спасителем для врачевания убогим душам нашим!
В дополнение, не соизволите ли и от нас, грешных, по вашей неограниченной вере благодушно выслушать совет, единственный полезный для души твоей. Первое – положи начало молиться за Авдот. Теор.; второе – при свидании понуди себя всячески со извинением поласковей обойтись с ней; третье – всячески старайся, простя поступок с вами, о нравственности ее и обхождении, как только возможно, с похвалою и добрым, и благоволительным благорасположением упоминать. И когда, при содействии Божией благодати за молитвы нашего всеобщего старца, батюшки отца Феодора, исполнишь наш недостойный совет, тогда ощутительно почувствуешь в душе плоды и во всех чувствах мир помыслов, радость, кротость, воздержание, долготерпение, сострадание и любовь ко всем! (Ср. Гал. 5:22–23). Слава Всемилостивому Господу, что облегчил Своим милосердием и благостию от гнусной и преужасной брани.
А что вы чувствовали во время моления, по вашему мнению, противоположность в чувствах, то сие вы чувствовали, потому что, когда делали поклонения, тело было в движении и в нем ощущали скоктания и брань, потому что ум мало спомоществовал, равно и душевные силы от слабости мало спомоществовали. А когда вы одним умом внимали и душевно ум в молитву вперяли, то вам Всемилостивый Господь пречувствительно спомоществовал.
Насчет духовника, о. Афанасия, я вам предоставляю на ваше чувствование сердца, а что он вас удостоил к причащению святых Христовых Таин, то вы сие с верою приимите и покойны будьте. А к совершенному откровению, когда вас события запутанностей устрашают, то я, прескверный, принуждать вас в совершенное доверие не смею.
Насчет вашей прохватки с Анною Дем., хотя и произошел непохвальный объяснительный разговор, но, может, сим не прекратится частность их посещений. Правда, что и не поредку бывает и противными частьми попустительными польза убогим душам нашим. Хотя я, окаянный, твердо помню, что вас просил, дабы всевозможно старались и нудили себя удерживаться от грубостей против Анн. Дем., – что ж делать, когда попустилось вам такое нетерпение.
23 сентября 1827 года.
Да предприимем мужественно терпение и предоставим, что за наши грехи и нерадение Премилосердый Господь попустил нам сие, дабы мы, слабые, приучали себя к мужественному терпению и к благонадежному на Премилосердаго Господа Бога непостыдному упованию! И я вас могу твердо уверить, что, ежели вы сие со благодушием потерпите, то вам Всемилостивый Господь невидимо пошлет со усугублением!
Просфору, крысой поврежденную, соизвольте без сомнения кушать, ежели кажется противно, то грызеное место ножом поочистите и крошки в Неву отошлите высыпать в воду.
Вы пребываете не чувствительны, и к молитве холодны, и леностию преодолеваемы. Но, слава Богу, и о сем, что, по крайней мере, сознаете свои немощи и ничтожество. А посему и должны о себе смиренномудрствовать и посмирней мечтать… А где смирение, там неподалеку и спасение!
Сестрице вашей со всеми ее детьми свидетельствуем сими малыми строками наше преиначувствительнейшее почтение с поклонением. Но, по нашему худому разумению и рассуждению, дом ей покупать отнюдь неполезно. Мы не помалу удивляемся ее таковому начинанию, и почитаем за попустительское искушение, и предчувствуем вред. И тщету описывать ни время, ни силы не позволяют, но когда преслушает, то мы чисты будем от крови ее приключающихся скорбей.
А что вы по убеждению духовника и с прискорбием получили за фланель деньги, то сего не хотелось бы слышать от вас, но с печалию слышим, что к самочинию и самосмышлению склонны. Но, яко от Господа, здравый разум, и рассуждение, и благодать, и милость Господа нашего Иисуса Христа по милосердию Всевышнего да руководствует вами.
18 октября 1827 года.
Вы изволите писать насчет вашего отлагательства к таинству исповеди и святому приобщению и что даже духовник казался вам страшен! Но однако Милосердный Всемогущий Господь изобличил томящего вас злокозненного врага, всевающего плевелы в вашу незлобивую душу, и показал вам явственно, что все мнения оказались ложными и непотребными. А потому положим начало при помощи Господней впредь не отлагать время за время, и день за день, но с усердием, и благоговением, и упованием да потщимся приступать почаще к святым и животворящим тайнам!
Вы уже на самом опыте в день приобщения святых и животворящих таинств чувствовали душевную отраду, довольно утешительную и прохладительную, трезвением и легкостию преисполненную! Но хотя на другой день и попустилось вам за суету излишнюю и рвение тягость, сон и прочее, то это многим от Господа попускается, дабы мы при содействии дарованной радости и утешений не облегчили себя от трудов деяний и тесноты. Смирением и помощию Всемогущего Господа позволено нам победить и посрамить прегордого Голиафа!
Вы объясняете, что не поредку, яко слабейшая в человецех, побеждаетесь от малодушия и навета. Но что делать… Когда сие и случится вам, яко человеку во время шествия по лествице добродетелей, иногда и поползнуться вышеозначенными страстьми. Но однако при помощи Божией и паки да восстанем раскаянием и познанием своих немощей и паки потецем со упованием и благонадежием на помощь Всемогущего Господа! И Аще паки иногда утесняемы от скорбей и молвы приходящей или других неприятных вин, то паки восстанем и потецем. И Премилосердый Господь, увидя твое таковое долготерпеливое тщательное течение, всячески отомстит соперникам, врагам твоим, борящим тя, и дарует вам сугубую благодать к совершенному побеждению мысленных и чувственных супостатов наших.
26 марта 1827(8-?) года.
Приятные ваши строки мы, ничтожные, имели удовольствие получить и читать, из коих видим, что вас отягощает и обременяет уныние и расслабление, которые вас отвлекают от душеназидательных занятий, а особенно от церковно-священнодейственных служений…
Но, как вы еще млады и неопытны в таковых вражиих нападениях на нас, хотящих сими крепкими исполинами наши души, связавши и пленивши, ввергнуть в свой погибельный ров, дерзаю напомнить твоей любви, яко дочери духовной, завещание св. апостола Павла, пишущего ко ефеской Церкви, глава 6: »Несть наша брань к плоти и крови, но к началам, и ко властям, и к миродержателям тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным. Сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день злый, и, вся содеявши, стати. Станете убо, препояшеся чресла ваши истиною, и оболкитеся в броню правды. И обувше нозе во уготование благовествования мира. Над всем же воспримите щит веры, в нем же возможете вся стрелы лукаваго разженыя угасити. И шлем спасения восприимите, и меч духовный, иже есть глагол Божий. Всякою молитвою молением молящеся на всяко время духом, и во всем бдяще во всяком терпении и молитве» (Еф. 6:12–18).
Вникнем, о предостопочтеннейшая, что нам заповедует учитель вселенной, св. апостол Павел, который повелевает с терпением принуждать себя к молитве и к занятиям руками, в уме держать меч духовный, иже есть глагол Божий, то есть творить молитву Иисусову устами. С помощию десницы Всевышнего понудим себя к сему вышеозначенному. Тогда благодатию Божиею вспомоществуемся и укрепляемся, возможем все стрелы вражие разрушить! То есть все исчезнет: леность, уныние и нерадение. – И воссияет усердие и тщание ко всему. К чтению аппетит почувствуешь достодолжный! А что вспоминаете не поредку здешнее ваше пребывание и удовольственное провождение времени с приятностным утешением, то вспоминайте – и на Всемилостиваго Господа и Бога уповайте, Который един силен и милосерд.
Писание ваше получили, из коего ясно видно, что малодушие ваше и нетерпение и поднесь обладает вами, от коего вы сами сокрушаетесь и прислужниц ваших во ожесточение приводите. И мы, непотребные, видя вашу таковую бедность душевную и телесную, не помалу соболезнуем сердцами своими о вашем положении. И хотя по всему непотребные, но дерзаем просить и молить Всещедраго и Великодаровитаго Господа, да ниспошлет на вас свыше Свое благодатное утверждение, терпение, самоукорение и смирение, дабы вам даровал положить начало благое с упованием на Его всемогущую помощь по Его святой воле пожить и Его святые и животворящие заповеди по возможности сил ваших творить. И Премилостивый Господь мира и любви да сохранит вас, и да утвердит, и да укрепит, и да покрыет от всех сетей и наветов вражиих, и да простит вам вся согрешения вольная и невольная.
Что вам попущением Божим попущена брань блудных помыслов, а особливо мечтаний бесовских, то о сем не удивляйтесь много, что таковую скаредность всезлобный враг в мечтах представляет! Но только, любимая моя дочь, знай, что сие попущение вам попустилось не просто, но за презорство. Видно, в мнениях своих других тайно осуждала и зазирала – а посему тайно и благодать Божия отходит неподалеку от нас и враг алчный, увидя нас беззащитных, отомщает нам и повергает в таковые безместные и скаредные помышления и воображения. Но мы, сим событием наказавшись и до изнеможения утомившись, яко уязвленные и израненные, прибегнем к всеистинному врачу душ и телес наших, Господу нашему Иисусу Христу, яко младенствующие и познавшие на самом опыте свою немощь и ничтожество. Да просим Всемилостиваго Бога, дабы Сам Он отомстит сопернику нашему, соблазнителю диаволу, за нас слабых и впадающих в его горестями наполненные сети.
А как вы по своему благорасположению и неограниченной вере к моему окаянству заблагорассудили вопросить меня, скудоумного, как себя предостерегать в таковых случаях, я, хотя и крайне недостаточен в таковых последствиях преподавать приличествующие советы, довольно уверен, что ваша вера, спомоществующая нашему недостоинству, может умилостивить Великодаровитаго Господа ниспослать свыше невидимо помощь и здравый разум, каким образом бодрствовать и охранять себя от вышеупомянутых соблазнительных помыслов и наругательных мечтаний бесовских!
Я вам уже сказал, что груб и неискусен, но вспомнил достоблаженного батюшку, покойного отца Феодора: он моей худости довольно пересказывал многие повести святых отцев, на Украине жительствующих во время старца его блаженного Онуфрия, а также и от начтения богодухновенных книг святых отец, из коих, сколько могу, при содействии благодати Господней вашей любви написать понуждаюсь. Во-первых, дочь моя, при помощи Божией должны всевозможно тщатися вины отсекать, то есть дабы только внимать себя и своему спасению. Когда кто к вам приидет и, по действу и наущению всеобщего врага, начнет вам произносить пустые слова и события, то вы, судя по значительности ее, ежели не можете сократить разговор, то должно стараться уши себе заложить или чтобы в одно ухо слово принимать, а в другое выпускать, – и мысленно просить Господа, дабы сохранить нас от такого яда душетлительного. Тогда так начнете поступать и в прочих подобных случаях, а ту, которая наполняла ваши уши душевредными повестями и суесловиями, мы обязаны, по заповеди Господней, любить и сожалеть, а произносимые нелепости презирать и ненавидеть до зела. И благостию Господнею даруется вам чувство охраняться от осуждения и памятовать св. пророка Давида: «От тайных моих очисти мя и от чуждих пощади раба твоего» (Пс. 18:13–14).
Итак, как выше сказано, когда от осуждения предохраняться начнем, то благодать Божия неотступно при нас пребудет и нечувствительно будет утверждать нас и охранять: невидимо отражать бесовские действия и мечтания, а внутри нас укреплять силы душевные, и действие молитвы воскрылять, и память смертную напоминать, и будущие мздовоздания, и вечные муки! Сими душевными чувствами поражаются и истребляются прилоги скверных помыслов.
Я почти уже и не имам, что вам рещи, потому сей союз только единому Богу возможно во единомыслии и единомудрии соединить, ими же весть своими неисследимыми судьбами, ее уврачевать, и благодушием вас одарить, и ей благое к достодолжному повиновению чувств даровать! Но только еще хоть мало потерпим и, по апостолу, задняя да забываем и с терпением тецем на предлежащий нам подвиг (Ср. Фил. 13:13–14). И точно, себя да почитаем достойными таковых скорбных попущений грех ради наших.
Мою болезнь должно равнодушно чувствовать, и хладнокровно слышать и принимать, и себя везде горячностию не увивать! Прошу вас быть покойною, равно и благодушною.
16 ноября 1830 года.
(Продолжение предыдущего рассказа)
Приехавши домой, сначала, под впечатлением всего виденного и слышанного, я была покойна духом; но потом чем дальше, тем труднее становилось мне. Страшная тоска напала на меня. Вспомнилось мне и предсказание Старца о ней; и я взялась за чтение Евангелия, но от наплыва мыслей даже не понимала — что читала. Страх чего то и кого то напал на меня. В душе ощущалась борьба. Воображалось, что ради послушания Старцу я добровольно разрушаю счастье дочери. Я разболелась душой. Днем ходила, как потерянная. Ночью одолевали меня страшные сны. Один из них особенно смутил меня, потому что сбылся, Потерпев немного, я написала Старцу, но неоткровенно, а поверхностно. Ответа не имела. В октябре, на короткое время и одна, выпросилась я у мужа поехать в Оптину, на что он согласился, хотя не совсем охотно. Приехавши в обитель, я пошла к Старцу. Вдруг стало мне стыдно, что я так скоро приехала опять. Вошедши к нему в келью, я сказала: «Батюшка! вы меня не прогоните?» На что получила ответ: «мы никого от себя не гоним». Он взял меня одну. И как только я осталась наедине с Старцем, какой-то мир душевный, забывчивость и вместе лень напали на меня. Все мои скорби показались мне таким пустяком, что стыдно было утруждать Батюшку откровением всего этого. Так я ему ровно почти ничего и не сказала, и не объяснила толком ничего, что незадолго пред тем испытывала. Получила только на все один ответ Старца: «ты его любила (жениха дочери), от того и искушение».
Вечером взошла к нему проститься. Батюшка лежал. Народу почти не было, и он был свободен. Я попросила его, чтобы он отпустил меня домой. Он сказал: «Бог благословит, — поезжай». Я попросила его научить меня молиться. Батюшка сказал: «молись так: Господи Иисусе Христе, помилуй нас троих, и сотвори в нас троих святую волю Свою. — Слышишь? — иначе не молись». — Опять это мне было сильно не по сердцу. Я молилась и просила всегда у Господа, — чего мне хотелось.
Вернувшись домой так, как потом — слыхала — говаривал сам Батюшка, — «с чем приехала, с тем и уехала», и не получив от Старца ни утешения, ни наставления за невысказанное мною ему смущение, я стала вдвое больше тосковать. К тому же и страх чего-то стал нападать на меня вдвое больше.
Видя меня такою изменившеюся и расстроенной, очень близкая ко мне особа, одна знавшая наши домашние дела, у которой моя дочь почти выросла на руках, стала меня смущать просьбой — разрешить ей хотя узнать (вопреки Старцевой заповеди «не узнавать»), что случилось с женихом моей дочери. — «Ну, положим, говорила она, вы уже считаете Старца за святого, и связаны его словом; а я то при чем тут? Наконец, мне ваша дочь также близка, и я хочу знать, что с ним сделалось». Искушение для меня было слишком велико. Я поддалась, — точно разум был отнят у меня, и сказала: «ну, делайте как хотите». Скоро я почувствовала и упрек совести. Ведь могла же я удержать ее своим несогласием, и она бы меня послушалась. Наконец, не все-ли это было равно, кто бы из нас ни написал, — она или я. Да и он хорошо это знал.
Наказание за непослушание Старцу не замедлило воспоследовать: Ответ был получен. Письмо было полно отчаяния: писали, — просили спасти от неминуемой ужасной смерти; для чего требовалась высылка порядочной суммы денег. Обращались с просьбой ко мне. Неопытная, доверчивая, непривыкшая к столкновению с разнородными людьми, я поверила, тронувшись безвыходным положением молодого человека. Но предварительно послала его письмо целиком к Старцу, прося у него благословения помочь находившемуся в беде, с вопросом впрочем, — как поступить. Батюшка ответил мне телеграммой, значения которой я тогда не поняла. Спрашивать еще, мне показалось, будет долго; побоялась, как-бы что не случилось с ним. Деньги наши — последние крохи были у нас на руках. Я спросила своих, — послать-ли, мои согласились. И я послала, не написав при этом почти ничего, в надежде, что сами догадаются уведомить меня в получении денег, и выслать обеспечение в них. Но этого ничего не было. Мне почувствовался обман. — Я поехала к Старцу, и, припав к нему, с раскаянием сказала: «простите Батюшка, я вам не поверила». С какою любовью и сожалением он обратился ко мне! — «От чего же ты мне не поверила? Впрочем, это вам всем полезно, — лучше будете разбирать людей».
Я осталась тогда около Старца пожить некоторое время, что-бы отдохнуть от всех передряг. Раз, я помню, меня позвали к нему утром. Но лишь только я стала на колени перед Батюшкой, как он встал и ушел в свою спаленку. Я как стояла на коленях, так и осталась подле его постельки в раздумье, — куда- же это Батюшка ушел. Старца долго не было. Наконец он вернулся, и подойдя ко мне, хлопнув меня по голове, сказал: «монашкой будешь, — только не спеши». Какая-то радость и вместе испуг почувствовались мною от слов Батюшки. Я не могла понять, как это может быть. Муж мой был жив, и еще дочь была на руках. — «Я боюсь», был мой глупый ответ Старцу. — «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх»*, сказал он мне из псалтири. Я же продолжала: «я и так, как стала ездить к вам, чего-то стала бояться: на меня нападает страх молиться; в темную комнату боюсь войти, — кто-то пугает .меня; книги мирской не могу читать, — всюду мне попадается против религии, и я вся смущаюсь; дала себе слово уж больше ничего не читать; прежде- же я этого ничего не замечала, и читала спокойно». «Это все у тебя искушение, — все скоро пройдет, сказал на слова мои Батюшка; читай три раза в день 90-й псалом: Живый в помощи Вышняго».
______________________
* Псал. ХIII, 5.
(Продолжение предыдущего рассказа. Чудесные случаи и изречения Старца Амвросия)
Дар исцеления у Батюшки был великий. С детства я страдала страшными головными болями, доводившими меня до крайнего изнеможения. Начинались они у меня предварительно разными болезненными явлениями; потом мучительная боль сосредоточивалась в каком-нибудь виске, и продолжалась она у меня иногда до трех суток. Пришедши раз к Старцу, едва живая от боли в виске, я тихо шепнула ему на общем благословении, что очень болит у меня висок. Он шибко стукнул меня по нем, и боль мгновенно прошла.
Еще, одну весну много было больных свинкой. Я приехала к Старцу готовиться. Это было великим постом. Со мною приехала из Перемышля одна барыня, которая и заболела свинкой; не смотря на это она все-таки ходила к Старцу. От нее ли, или сама по себе, и я заболела также. Опухоль охватила всю нижнюю часть лица и горла. Мучительная боль, жар и озноб сопровождали ее. Я пришла к Старцу, и показала ему свою опухшую челюсть. Батюшка пригнул мою голову себе в колени, и правой ручкой благословлял народ, а левой крепко жал мне опухоль. Когда я поднялась с колен, болезнь моя вся прошла, ни боли, ни опухоли не было.
Был и еще со мной чудодейственный случай. Сильно толкнули меня в народе в грудь, в давно болевшее место, которое доктора велели мне всячески беречь от ушиба, так как я едва избавилась от начинавшегося в сем месте рака. Грудь от ушиба у меня очень разболелась, стала пухнуть и колоть. Я пришла к Старцу, и, не указывая на больное место, просто рассказала ему, что со мной случилось. Батюшка-же сам, зная, что и где у меня болит, перекрестил мою больную грудь, и сказал: «зачем руки не держала вперед?» Это была правда. На мне был платок. Что бы он не свалился, я перегнула руки назад, меня и толкнули. Вскоре болезнь моя прошла.
Еще помню замечательную прозорливость Батюшки. Старец почему-то показался мне слаб, а я в этот день уезжала домой, и беспокоилась; и когда он подошел к двери, я сзади потихоньку перекрестила его. Вдруг Батюшка обернулся ко мне лицом, и пристально посмотрел на меня. А я уже опустила руку, и стояла так, притворившись, как будто ничего не сделала.
В последующий затем мой приезд народу было очень много, и я боялась за слабость Старца; потому и стала мысленно молиться так: «Господи Иисусе Христе, спаси Старца моего Иеросхимонаха Амвросия, и святыми его молитвами помилуй меня грешную.» Не знаю, сколько прошло времени в такой моей молитве. Но раз прибежала я к Старцу на благословение поздно вечером. Народ почти уже весь разошелся. Батюшка вышел в хибарку на общее благословение, и сел на диванчик. Я была подле него, и мысленно повторяла свою молитву. Он, подав мне свои ножки, сказал: «Переобуй меня.» И когда я наклонившись, надевала ему на ноги носочки, он на ухо мне сказал, отвечая на мою мысль: Един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус*.
______________________
* 1 Тим. II, 5.
______________________
Много припоминается мне разных случаев и не касавшихся меня*, доказывающих прозорливость Старца. Запишу самые выдающиеся.
______________________
*И посторонние примеры без сомнения не оставались без влияния на относившуюся к Старцу рассказчику.
Оставшись в Шамординской обители на неопределенное время, Батюшка О. Амвросий, и среди множества дел, не оставлял своих келейных правил. Так же, как и в Скиту, ежедневно выслушивал положенные молитвословия. Так же под праздники бывали у него в келье всенощные бдения, которые первое время служил он сам, т.е. произносил возгласы, и в свое время читал Евангелие, а сестры пели и читали положенное. — Чудные были эти минуты, замечают Шамординские очевидицы, когда на средину комнаты выходил согбенный Старец, в коротенькой мантии и епитрахили, с открытой седой головой, и каким то детски старческим слабым голосом читал внятно слова благовестия Христова, которых сам был ревностным исполнителем и проповедником. С жадностью ловили каждое, произносимое Старцем, слово беззаветно преданные ему, находившиеся при нем сестры; а некоторые за невозможностью пробраться в келию, где служилось бдение, залезали на чердак, чтобы хоть оттуда услышать неясно долетавшие до них звуки «дорогого Батюшки.» — Впрочем так было недолго. Болезненный Старец не в силах был сам служить. Для сего большею частью приезжал из Скита бывший его письмоводитель, иеромонах о. Венедикт.
Особенное благоговение всегда имел Старец Амвросий к Божией Матери, как к единой всемощной Предстательнице и Заступнице рода христианского пред Ее Сыном, Царем и Господом. Почему ни одного Богородичного праздника не пропускал он без того, чтобы не отправить пред Ее св. иконою келейного бдения. Конечно, здесь разумеются более нарочитые в св. Церкви празднества. — В 1890 году прислана была ему настоятельницею Волховского женского монастыря, Игумениею Илариею, особенная икона Божией Матери. Царица небесная представлена сидящею на облаках. Руки ее простерты на благословение. А внизу, среди травы и цветов, стоят и лежат ржаные снопы. Изображение Матери Божией собственно есть снимок с написанного Ее лика на иконе «Всех Святых,» находящейся в Волховском женском монастыре; а снопы ржаные написаны по желанию и назначению Старца Амвросия, который и дал этой иконе наименование «Спорительницы хлебов. » Горячие молитвы возносил Старец пред этою иконою; учил и понуждал молиться пред нею и собранных им в общине духовных чад своих. В последний же год своей жизни он делал снимки с этой иконы и раздавал и рассылал многим и из посторонних своих почитателей. А не задолго до последней своей болезни, в честь этой иконы, он составил особый припев к обычному Богородичному акафисту*. Припев этот сестры и пели но благословению Старца, когда в келии его читался акафист Божией Матери. Празднование этой иконе Старец заповедал своим чадам духовным 15 Октября. — И вот первым чудом милости Божией и заступления Царицы небесной, по молитвам благодатного Старца пред этою Ее святою иконою, можно считать то, что хотя последний год земной жизни его был вообще на Руси голодный, но в пределах Калужской епархии, и в частности около Шамординской общины хлеб родился. Затем, хотя рожь в это время была дорога, однако Старец, еще при жизни своей, успел столько ею запастись, что во весь этот год, и даже следующий за ним, в обители, не смотря на многочисленность ее насельниц, недостатка в хлебе не было. «Спорительница хлебов» помогла. — В следующее затем лето, уже по кончине Старца Амвросия, послушником Оптиной пустыни, Иваном Феодоровичем Ч — м из дворян, написанная им самим икона Божией Матери «Спорительницы хлебов» послана была в Пятницкую женскую общину Воронежской епархии. Там по случаю сильной засухи, грозившей неминуемым голодом, совершено было молебствие пред нею; после чего вскоре пошел дождь, и обитель с окрестностями спасена была от голода. По той же причине много нашлось почитателей Старца Амвросия, желавших иметь у себя эту икону**.
______________________
* Припев, составленный Старцем: «Радуйся Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея, и яви милосердие Твое».
** Сказывают еще, что весною 1897 г., или около сего, священник с. Озерского Перемышльского уезда приехал в Руднево, как приходский пастырь, и там, по случаю бездождия, служил на полях молебен Божией Матери, пред Ее св. иконою «Спорительницею хлебов», с акафистом, икосы которого заканчивались вышеупомянутым припевом. Во время служения молебна давно не бывший дождь стал накрапывать. Когда же после молебна отслужена была еще панихида но Старце Амвросии, дождь пролил.
Сей час мы видели, что Батюшка О. Амвросий начал уже сильно разнемогаться. Еще в конце Августа один посетитель, кандидат Московской духовной академии, Ф. И. Д — ий так писал о нем в своем письме к близкому ему человеку: «когда я вошел в комнату (старца) и — надо признаться — не без некоторого трепета и замирания сердца, то увидел маленького старичка (когда- то он был высок ростом) лет под восемьдесят, в простеньком теплом подряснике и в монашеской шапочке, сидящего в кресле, бледного и слабого до последней степени. Кожа едва облегает кости, нижняя губа трясется; так и думаешь, что он вот-вот сей час умрет. Если что живо в этом почти мертвом теле, так это глаза небольшие, светлокарего цвета, лучистые, добрые, наблюдательные и проницательные. В них будто сосредоточивается вся жизнь, и они представляют удивительный контраст с мертвенною бледностью лица и поразительною слабостью тела. Подлинно — дух бодр, плоть же немощна». — Батюшка, по обычаю своему с любовью принял посетителя, и не мало беседовал с ним; предрек ому службу в Польском крае; за тем говорил о Московской академии; вспоминал про добрейшего профессора Феодора Александровича Голубинского, и полюбопытствовал о том, остался ли кто из ого потомков. Наконец разговорились о высокопреосвященнейшем Московском Митрополите Филарете. Про него Старец Амвросий рассказал между прочим следующее: Когда прекратились его поездки в Петербург, он хотел отказаться от митрополии и проситься на покой. Но прежде чем принять такое важное решение, митрополит вызвал в Москву престарелого, и всеми уважаемого, настоятеля Песношского монастыря игумена Назария*, и высказал ему свое намерение. — «Что же вы, владыка святый, намерены делать на покое?» — спросил о. игумен митрополита. — «Конечно, ответил митрополит, в уединении беседовать с Богом, молиться». — «Ну, погодите, возразил о. Назарий, сперва побеседуйте с бесами, а потом видно будет». После такого разговора митрополит, как известно, не привел в исполнение своего намерения. — Так Старец, даже и в последние дни своего земного существования, был ко всем внимателен, ласков и любезен!
______________________
* Впоследствии Валаамский настоятель, проведший остаток дней своих и скончавшийся в Саровской пустыни Тамбовской губ.
Неоднократно Батюшка о. Амвросий говаривал близким своим: «вот целый век свой я все на народе, — так и умру», смиренно прибавляя к сему: «все вожусь с другими, а о себе-то Бог весть, когда придется подумать». — Действительно, так и пришлось Старцу умереть на народе, который неотступно теснился около двери его келии, не смотря на то, что он уже не мог ни слышат, ни говорить; а в самый час кончины Старец уже положительно окружен был народом. Но продолжим рассказ о последних часах его жизни.
10-е октября четверг. К утру этого дня силы Старца совсем оставили его. Он лежал без движения. Глаза опустились вниз, и остановились на какой-то точке, и уста перестали шевелиться. Пульс становился все слабее и слабее. Дыхание было редкое, но, но замечанию очевидца иеромонаха Иосифа, спокойное.
Видя, что Старец совсем приблизился к исходу, о. Иосиф поспешил отправиться в скит, чтобы взять оттуда хранившиеся в келии Старца для его погребения вещи, — мухояровую старую мантию, в которую он некогда был облечен при пострижении и власяницу, да еще холщовую рубашку Старца Макария, к которому Батюшка о. Амвросий, как выше сказано, во всю свою жизнь питал глубокую преданность и уважение. На этой рубашке была собственноручная надпись Старца Амвросия: «по смерти моей надеть на меня неотменно».
«В келию к Батюшке, добавляет в своих записках Г-жа ✳✳, я попала за 20 минут до его кончины. Знать, это случилось по воле Божией. Меня пропустила одна раба Божия. Старец все так же лежал, как и ночью. Дыхание становилось реже. Когда я вошла, на коленях подле него стоял о. Исаия. О. Феодор (по прочтении в последний раз в 11 часов дня канона Божией Матери на исход души) осенял Старца крестом. Остальные, присутствовавшие тут, монахини стояли кругом. Я поместилась в ногах». Как только кончили отходную, и Старец начал кончаться. Лицо стало покрываться мертвенною бледностью. Дыхание становилось все короче и короче. Наконец он сильно потянул в себя воздух. Минуты через две это повторилось. За тем, по замечанию Г-жи ✳✳, «Батюшка поднял правую ручку, сложив ее для крестного знамения, донес ее до лба, потом на грудь, на правое плечо, и донеся до левого, сильно стукнул об левое плечко, видно потому, что это ему стоило страшного усилия; и дыхание прекратилось. Потом он еще вздохнул в третий и последний раз»… Было ровно половина 12-го часа дня.
Долго еще стояли окружавшие одр мирно почившего Старца, боясь нарушить торжественную минуту разлучения праведной души с телом. Все находились как бы в оцепенении, не веря себе, и не понимая, что это сон или правда. Но святая душа его уже отлетела в иной мир, дабы предстать престолу Всевышнего в сиянии той любви, которою он полон был на земле. Светел и покоен был его старческий лик. Не земная улыбка озаряла его. «Мы тихо подошли, замечает Г-жа ✳✳, и поцеловали открытые еще теплые ножки Старца. За тем нас вывели».
Едва только все опомнились, как поднялся страшный вопль и рыдание. Услышав это смятение, находившиеся в соседних комнатах догадались, в чем дело; поняли, что то, о чем они боялись даже подумать, совершилось, и что уже все кончено. Весть о кончине Старца с быстротою молнии облетела весь монастырь, и раздирающие душу крики Шамординских насельниц слились в один какой-то общий ужасающий стон беспомощности и безнадежия. Теперь уже не у одной Г-жи ✳✳, как предрекал ей упокоившийся Старец, лились слезы рекой. — Недели за три до кончины Старца, человек Божий Гаврюша сделался уныл, и стал напевать: «со святыми упокой». А когда Старец скончался, он неутешно оплакивал его кончину, повторяя: «умру, умру!»* — Скоро впрочем первый взрыв страшного горя немного поутих, и перешел в более сосредоточенную скорбь.
______________________
* Скоро этот убогий придумал себе дело. Он подходил к каждому встречному с кружкой и просил «на монастырь», где он живет, т.е. на Шамординскую обитель. Некоторые от него слыхали: «буду собор строить».
Всю ночь с воскресенья на понедельник Шамординский храм был полон народа. Около гроба почившего Старца, как и прежде горело множество свечей, разливавших яркий праздничный свет на всю церковь. То и дело клубился фимиам, пелись панихиды; а в стороне продолжалось чтение псалтири. Почитатели Старца почти безостановочно прикладывались к гробу.
14-го в понедельник опять служилась соборная литургия с панихидой. Служил скитоначальник иеромонах Анатолий* — обедню с одною парою иеромонахов, а на панихиду к ним присоединилось еще несколько пар. По окончании панихиды и обычного прощания, уже в 11-м часу дня гроб поднят был руками сестер, поставлен на обычные монастырские носилки, и в преднесении св. икон и хоругвей сначала обнесен был вокруг церкви, а затем чрез монастырь, мимо настоятельского корпуса и заложенного Старцем каменного собора, где в то время стояло большое живописное распятие Спасителя, направился в свою родную Оптину пустынь. Святые же иконы, кроме одной вышеупомянутой Казанской и хоругви возвращены были назад. Для сестер общины настала теперь ужасно-тяжелая минута. Их дорогой любвеобильный Батюшка телом своим навсегда теперь покинул свое любимое детище, на которое им положено было столько сил и труда. Некоторые из них отправились сопровождать гроб. А оставшиеся со слезами, или с подавляемою гнетущею скорбью, следили за удаляющимся дорогим своим сокровищем. Жгучую свою скорбь они впрочем растворяли надеждой, что «родной Батюшка» не оставит их, — духом своим всегда пребудет с ними, и во всем будет помогать им. И это верно. Молитвы почившего неусыпным стражем охраняют созданную им обитель; и сам он как прежде, так и теперь является для обитательниц ее ангелом хранителем.
______________________
* Этот скитоначальник должен бы быть, после кончины старца Амвросия, главным старцем в обители; но Господь не судил ему долго пожить. Через два года с небольшим, после Старца Амвросия, и он преставился ко Господу.
______________________
Погода в этот день была ненастная. Холодный осенний ветер насквозь пронизывал путников; а непрерывный дождь, то стихая, то усиливаясь, совершенно растворил землю. Но ничто не могло попрепятствовать почитателям Старца выказать ему свое усердие. Гроб все время, до самой Оптиной пустыни, несли на руках попеременно то сестры общины, то Оптинские монахи, или и некоторые мирские лица, желавшие до самого конца доказать свою любовь и преданность к своему почившему наставнику. А был один в числе почитателей Старца, даже из именитых людей, который всю дорогу нес его гроб бессменно, переходя только во время остановок с одной стороны на другую. Тысячи народа, на протяжении более версты, шли и ехали за гробом. Шествие было медленное. Часто, не смотря на дождь и холод, останавливались для совершения заупокойных литий. К концу впрочем шествия, по случаю проливного дождя, литии служились уже на ходу без остановок. Когда подходили к лежащим па пути селам, перенесение останков Старца сопровождалось погребальным колокольным перезвоном. Священники в облачениях, с хоругвями и иконами, выходили на встречу из церквей. Выступали поселяне, молились, многие из них целовали гроб покойного, и затем присоединялись к сопровождавшим его. Таким образом, по мере приближения к Оптиной пустыни, толпа все росла и росла. Гроб почившего Старца бессменно, от Шамординской общины и до самой Оптиной пустыни, сопровождал в облачении один иеромонах Иларий, который во все время шествия служил и литии*. Замечательно, что горевшие свечи, с которыми несли тело покойного Старца, во все продолжение пути, не смотря на сильный дождь и ветер, не угасали.
______________________
* Напечатано было в некоторых статьях, что в лежащих па пути деревнях почти пред каждым домом служили литии, и гроб Старца сопровождали мирские священники; но все это неправда.
Тропарь, глас 3
По́стническими труды́ украси́вся,/ со ученики́ преподо́бнаго Паи́сия подвиза́лся еси́,/ от ни́хже ста́рчества благода́ть прии́м,/ сие́ во оби́тели О́птинстей насади́л еси́./ Те́мже, богоблаже́нне о́тче Льве́,/ я́ко име́яй дерзнове́ние ко Го́споду,/ моли́ от страсте́й на́с изба́вити// и спасти́ ду́ши на́ша.
Кондак, глас 6
Те́сным путе́м в житии́ твое́м ше́ствуя,/ на высоту́ доброде́телей возше́л еси́/ и, благода́ть па́стырства от Бо́га прии́м,/ слове́сныя о́вцы до́бре упа́сл еси́/ и ста́рчеству тве́рдое основа́ние/ во оби́тели О́птинстей положи́л еси́./ Те́мже ны́не, преподо́бне о́тче Льве́,/ предстоя́ Пресвяте́й Тро́ице,// моли́ спасти́ся благоче́стно тя́ почита́ющим.
- Школа молитвы
- Церковь, Государство и Общество
- ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ
- ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО
- ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО
- УЧАСТИЕ МИРЯН В ЖИЗНИ ЦЕРКВИ
- Уставные чтения (проповедь книги)
- Узкий путь в Царство Небесное
- СЛУЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ ХРИСТИАНКИ
- СИНОДИК ПРАВОСЛАВИЯ
- СИЛА ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ
- СВЯЩЕННАЯ БОРЬБА РПЦЗ С АПОСТАСИЕЙ
- Святоотеческое Училище Благочестия
- СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ
- СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ШАНХАЙСКИЙ И САН-ФРАНЦИССКИЙ
- СВЯТИТЕЛЬ АВЕРКИЙ (ТАУШЕВ)
- Святая Русь под омофором Богородицы
- РУССКИЙ ПАСТЫРЬ
- РУССКИЙ ИНОК
- РПЦЗ, ТРЕТИЙ РЕЙХ И ВОВ
- ПСАЛТИРЬ
- ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ
- ПРАВОСЛАВНЫЕ ОТВЕТЫ
- Православное Христиансто и современный мир
- Православное Христиансто и его враги
- Православная Христианская Семья
- ПРАВОСЛАВНАЯ ПОЭЗИЯ
- Православная Община
- Поучения Святых Отцов
- ПОСТНИЧЕСТВО
- ПАСХАЛИЯ И ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
- ПАСТЫРСКИЙ КРЕСТ
- Основная
- ОРУЖИЕ ПРАВДЫ
- О ПОКРОВИТЕЛЯ НАШЕГО ЦЕНТРА
- НОВОСТИ ИЗ ЖИЗНИ ЦЕРКВИ
- НОВОСТИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЕПАРХИИ
- Новомученики и исповедники Российские
- Неизвращенная история Православной Церкви
- НАШИ ИЗДАНИЯ
- МИТРОПОЛИТ ВИТАЛИЙ (УСТИНОВ)
- МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ)
- КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
- ИМЯБОЖИЕ — ДРЕВНЯЯ ЕРЕСЬ
- ЗАПАДНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ
- Законодательство РПЦЗ (ПРЦ)
- Живые образцы христианского совершенства
- ЕРЕСЬ СЕРГИАНСТВА (СЕРВИЛИЗМ)
- ЕПИСКОП ГРИГОРИЙ (ГРАББЕ)
- ДУХОВНЫЕ СТИХИ
- ДУХОВНАЯ БЕСЕДА
- ДОГМАТ ИСКУПЛЕНИЯ
- ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ВО ХРИСТЕ
- ГОЛОС РУССКОГО ПАСТЫРЯ
- Видео
- ВЕЛИКОЕ ТАИНСТВО ЕПИСКОПСТВА
- БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ТЕКСТЫ И УКАЗАНИЯ
- БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ
- Архиерейский Собор РПЦЗ 2016
- Архиерейский Собор ПРЦ/РПЦЗ 2017
- АРХИЕПИСКОП АНТОНИЙ (БАРТОШЕВИЧ)
- Апостасия последних времен
- АНГЕЛОЛОГИЯ
- Азбука православного христианина
- АГИОЛОГИЯ
- «ДУХОВНАЯ БРАНЬ». Свято-Афанасьевское издание
Преподобный Амвросий Оптинский
-
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
-
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
-
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
-
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!
По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II
Рождение — 26 сентября 1888 г.
Именины — 28 сентября
Мирские именины — 6 декабря
Постриг в мантию — 24 мая 1915 г.
Посвящение в сан иеродиакона — 10 апреля 1916 г.
Посвящение в сан иеромонаха — 3 ноября 1917 г.
Умер — 25 июня 1931 г.
Жизнеописание о. иеромонаха Никона (1888–1931 гг.) состоит из следующих частей: его дневника, который он писал, когда поступил в Оптину пустынь в течение трех лет (с 1907 по 1910 г.), и воспоминаний о нем его духовных детей. Сохранились также записи некоторых из его проповедей. Он умер еще совсем молодым в ссылке в 1931 г. от туберкулеза.
Вся недолгая жизнь о. иеромонаха Никона проникнута глубокой верой в Бога и непоколебимой преданностью Его воле при всех тяжелых обстоятельствах: и в монастыре, и в заключении, и в ссылке — и настолько поучительна, что мы сочли необходимым собрать о нем все имеющиеся сведения (далеко неполные), составляющие это жизнеописание.
Оптинский старец. Рассказ
Вчера я высказал мысль, что главный признак духовной жизни есть стремление к познанию истины. Я вдруг усомнился: а может быть, это не так? Но подумал и вижу, что сказал вчера правду.
В древности Сократ, ученейший философ, умирая, сказал: «Я знаю только то, что ничего не знаю».
Да, истина непостижима. В то время как приближаешься к ней, кажется, что удаляешься, по крайней мере, видишь ее все выше и выше над собой. Все слабее и ничтожнее кажется нам наш ум в сравнении с ней. Все это так.
Но Сократ жил до Рождества Христова, и ему истина, возвещенная Христом, была неизвестна. Для нас же она открыта. Да, нам указано, где ее искать. Она — во Христе Иисусе. Но все-таки она непостижима, мы можем только более или менее приблизиться к ней; сама же по себе истина никогда не откроется, если человек того не захочет.
Путь к познанию истины труден, очень труден, особенно для меня и для всех, подобных мне, грешников. И путь этот труден только сначала, потом он становится более приятным. Путь к познанию истины есть добродетель, любовь и жизнь по совести при вере в Бога. Трудно попасть на этот путь, ибо он требует самоотверженности, готовности на все, что бы там ни представилось. Смиренный человек может пойти по этому пути, а гордый не сможет. Вот этот-то путь к познанию истины и есть духовная жизнь человека, и человек, не идущий этим путем, мертв духовно.
У священника не был, потому что была всенощная. Говеть я начал. Был у обедни в Казанском соборе. Очень удобно, обедня там приблизительно в 10 часов. Служат порядочно. Очень хорошо вынимают просфоры. Завтра тоже надо к обедне. Надо молиться и молиться как можно больше и усерднее.
Я несколько раз собирался написать то, что пишу теперь. Когда мы с Ваней (братом) были в Оптиной пустыни и хотели поступать в число братии, именно тогда обстоятельства подошли так, что нам необходимо стало опять возвратиться в семью. Все монахи, которые постарше, советовали пожить еще в миру, а о. архимандрит прямо не хотел принять. Тогда мы решили ехать домой, но…
Он приказал нам зайти к нему проститься. Приходим. Он дал нам общие правила молитвы и жизни, но сначала благословил иконами. Его слово при благословении особенно запомнилось мне:
«Благословляю Вам, Николай Митрофанович, на радость родных и знакомых, и на пользу души Вашей». При этом он благословил меня маленькой иконой Божией Матери «Споручницы грешных». Не знаю почему, но это я даже решил записать.
Н. Беляев.
Прошлый год мы приехали сюда 24 февраля, а из Москвы выехали 23 февраля. Приехали сюда часа в четыре, была суббота. В воскресенье начиналась масленица.
Прожили в миру восемь месяцев, причем время от времени мы наведывались в Оптину.
Когда мы были здесь последний раз от 5 до 9 декабря, то выехали из Москвы 4 декабря, в день св. Варвары великомученицы, а возвратились 10 декабря в понедельник. Сразу с вокзала мы отправились в часовню Иверской Божией Матери, а оттуда — к владыке Трифону, а потом уже домой.
Когда мы были здесь 7 декабря, в день святителя Амвросия, в день, когда именинником бывает старец Амвросий, Батюшка решил нас принять. В этот день за обедней Евангелие, Апостол и запричастное пение псалмов говорили об отречении от мира. «Про вас это говорится»,— сказал о. Варсонофий и решил нас принять. Он нас благословил ехать домой, устраивать свои дела.
Когда все было готово, мы получили благословение Владыки: «Вы восходите на крест, поэтому я даю вам в благословение крестики, помогай вам Бог»,— и благословил нас крестиками.
Затем мы получили благословение и от мамы. Мама нас благословила иконами Покрова Пресвятой Богородицы. Мы отправились из Москвы 22-го и прибыли в Оптину 23 декабря, а утром 24 перебрались в свои келии. Здесь мы отслужили молебен, окропили келии святой водой. Таким образом, мы поступили в скит накануне Рождества Христова.
В прошлом году, когда я начал стремиться к жизни во Христе, я не читал никаких книг, а только Евангелие, которое и читал месяца два, да «Путь ко спасению» еп. Феофана.
2 февраля 1907 года я в первый раз хотел сознательно исповедоваться и причаститься Св. Христовых Таин, что и исполнил. Насколько это было искренно, я не знаю, знаю только, что было такое желание. Таким образом, начало мое было положено в день Сретения Господня.
Помоги мне, Господи, довести до конца то, что я начал.
Батюшка, видимо, ко мне расположен, даже очень добр и нежен. Несколько раз он утешал меня своими беседами и наставлениями. Спаси его Господи. Всего записать нет возможности, да я и не запомнил всего, а только отдельные наставления:
— Делайте все сами, что можете, старайтесь не пользоваться чужими услугами. В своей келье ничего съестного не держите, всегда аккуратно ходите к трапезе, ибо Господь благословляет скудную пищу и делает ее вкусною. Заметьте, что те монахи и послушники, которые не трапезовали со всеми, а брали пищу себе, хворали и даже умирали.
— В церковь ходите обязательно и всегда до начала, первыми старайтесь придти. Утреня — одно из самых трудных установлений монастырской жизни, зато и имеет великую силу… За пятисотницу держитесь, как за столп, в ней великая сила. Почему? Это тайна, это закон монашеской духовной жизни.
Пейте чай у себя, в келии, к другим не ходите, а будут звать,— отказывайтесь.
В келье же у себя пейте по три чашки. За трапезой кушайте досыта, но не до пресыщения. Пост и воздержание, необходимые впоследствии, для вас совсем необязательны.
Вчера вечером я быстро был оторван от дневника и пошел к Батюшке. Беседа шла очень долго, с 8 до 11 час. Батюшка много говорил хорошего, но где же все упомнить. Буду опять писать также кратко и отрывочно.
— «Краеугольный камень иноческого жития есть смирение». Смирение и послушание помогают приобрести различные добродетели, особенно в телесном отношении, но если есть гордость — все пропало. Так, с одной стороны, велик и гибелен порок — гордость, а с другой — спасительно смирение. «На кого воззрю? Только на кроткого и смиренного, трепещущего словес Моих»,— говорит Господь. А иночество есть великое безбрежное море, исчерпать или переплыть его невозможно.
Это не так понятно человеку, не вступающему на этот путь. Практика нужна. Перед вами огромная завеса, и вот она начинает с нижнего уголка чуть-чуть приподыматься. Вся мудрость земная, правда, которая имеет некоторый смысл и цель, главным образом, для достижения удобств в земной, плотской жизни, по сравнению с иночеством есть ничто, или, лучше сказать,— копейка по сравнению с миллиардом рублей.
Один известный мне человек, высоко образованный, получивший европейское образование, был в Московском Университете, и в Лондоне, и в Париже. Поступив в монастырь, он пишет своему мирскому другу, товарищу по учению, что он до сих пор ничего не понимал. Так дивно глубок смысл иночества, а назначение инока еще выше.
Св. ап. Павел говорит, что в будущей жизни будут различной степени блаженства: «Ина слава солнцу, ина слава луне, ина слава звездам, звезда бо от звезды разнствует во славе». Этих степеней миллиарды, говоря по человеческому разумению, неисчислимое количество, и инокам принадлежит первая. А схимонахи, конечно, достойно своего звания живущие, будут в числе «серафимов». Вот как велико назначение инока. Поэтому как должны мы благодарить Бога, что Он привел нас в скит!
Ни на минуту не подумайте, что вы сами пришли сюда. «Никто не может придти ко Мне, аще не Отец Мой Небесный привлечет его». От Бога нам дана свобода, и с вашей стороны было лишь свободное произволение. Вы только не противились, когда Он, взяв вас за руку, повел сюда. Господь спасает нас, а не мы спасаемся, но Он, Милосердный, спасает нас при нашем желании.
Итак, благодарите Бога. Вы сами видите, как много людей погибает в миру, сами поразмыслите теперь, за что оказал Господь вам такую милость, что привел вас сюда в монастырь, в наш укромный тихий скит. Да. Только при помощи Божией можно проходить этот тесный, скорбный путь.
На первый взгляд кажется, что есть какое-то противоречие: с одной стороны, этот путь исполнения заповедей Господних есть легкий и благой, а с другой — он тесный и прискорбный. Да, он тесен и прискорбен для тех, кто вступает на него или с принуждением без внутреннего расположения, или же из-за каких-либо иных целей, кроме спасения души. Для таких он тяжел. А для тех, которые становятся в ряд иноков с чистым желанием и намерением служить Господу Богу в духе и истине, он легок.
Вот и Вы, Николай Митрофанович, поживите здесь, если только Господь сподобит Вас такой милости, два-три года и увидите, какое блаженство — иноческое житие. Вы, может быть, уже заметили, как быстро летит здесь время. Пройдут годы, может быть, десятки лет, а Вам будет казаться, что Вы поступили сюда только вчера.
Я спросил однажды у одного инока, жившего в монастыре пятьдесят лет: «Долгим ли показалось вам время, прожитое в монастыре?» — «Нет,— отвечал он,— мне кажется, что я здесь 50 дней, а не 50 лет. Да и не 50 дней, а 50 минут».
Да, очень быстро летит время в монастыре…
Никого никогда в свою келью не пускайте без молитвы, пусть сначала пришедший произнесет молитву, и тогда только впустите его. Выходя и входя в свою келью, кладите четыре уставных поклона с молитвами, а вообще всегда навыкайте молитве Иисусовой. Если кого-либо встречаете из братии — всегда кланяйтесь первым, у иеромонаха берите благословение. Смиряйтесь, смиряйтесь, смиряйтесь.
Теперь читайте книги, пока нет послушания обыденного, потом некогда будет читать… От чтения книг окрепнет ваше произволение. Евангелие все тайнами повито. Одному оно, положим, открывается на 1/100 сантиметра, другому — на тысячу верст. Одному много, другому мало, и малого — одной сотой доли — ему достаточно для жизни. В жизни нашей действуют вера, надежда, любовь. Без них наше спасение невозможно.
В Евангелии обладателем веры является апостол Петр. «Ты еси Христос Сын Бога Живаго»,— исповедует он, когда все, за исключением апостолов, считали Христа человеком. Но и из апостолов он является представителем веры. Любовию обладает более других апостол и евангелист Иоанн Богослов. Представителем надежды является Иаков. Поэтому-то Христос, когда хотел показать Свою славу, преобразился именно перед этими учениками.
Я все стараюсь разъяснить и показать Вам, что такое иночество. Краеугольным камнем иночества есть смирение, как я уже сказал.
Между прочим, Батюшка рассказывал нам здесь про одного монаха, который обладал не только смирением, но и другими добродетелями: терпением и непрестанною молитвою, произносимою в сердце. Один монах, видя огненный столп от крыши трапезы, пришел в трапезу и увидел сего монаха всего в огне, стоящего на коленях и молящегося. Этого монаха, о. Феодота знает и помнит один скитский монах.— В Глинской пустыни недавно был рясофорный послушник о. Феодот. Он прежде был солдатом, и за его высокий рост и крепкое телосложение заставили его, когда он поступил в монастырь, носить дрова и воду в кухню. Так он до конца жизни и оставался на этом послушании. Был у всех в презрении, спал, где придется: когда на полу, когда на дровах. Никто не обращал на него внимания. Так он дожил лет до семидесяти.
- Чего не изрекал преподобный Серафим. К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве — Александр Стрижев
- Как выбрать православную книгу (советы цензора) — Алексий Плужников
- Рецензия на книгу Станислава Сенькина «Украденные мощи» — диакон Георгий Максимов
- О плевелах церковной литературы или роль лифчика в деле спасения — протоиерей Игорь Рябко
- «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения..» — о книге иеромонаха Трифона «Чудеса последнего времени» — иерей Алексий Плужников
- Когда православная книга бывает во вред. О книге о. Алексия Мороза «Исповедаю грех, батюшка» — Ирина Стрижова
- Не все молитвы одинаково душеполезны — иерей Максим Пляткин
- «Евангелие» от Вознесенской или просто плохая книга? — иерей Александр Пикалев
- Кот в мешке. Мешок без грифа — Оксана Гаркавенко
- «Горько признаваться, что отрок слабоват умом…» — Рецензия на книгу для детей Тимофея Веронина «Необыкновенное путешествие Серафимы» — Андрей Королев
- О книге Ангелины Малаховской «Чем объясняются целительные свойства святой воды, православной молитвы и крестного знамения?» — Александр Смирнов
- Размышления над книгой архимандрита Лазаря (Абашидзе) «Мучение любви» — игумен Петр Мещеринов