Завещание хамбо ламы итигэлова

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Завещание хамбо ламы итигэлова». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Бурятские буддисты уверены, что Хамбо Лама Итигэлов до сих пор жив! «Точнее, у нас есть два мнения по этому поводу, — признаётся Даши Батуев, хранитель Драгоценного и Неиссякаемого тела. — Одни считают, что Итигэлов достиг просветления, благословил своё тело и оставил его. В таком случае его душа сейчас может быть где угодно (в других мирах, рядом с Буддой), а здесь находится лишь её частица. Но большинство лам придерживаются второго мнения: они думают, что учитель погрузился в глубокую медитацию и пребывает в ней до сих пор. То есть вот уже на протяжении 86 лет».

Известно, что йоги, практикующие медитацию, стремятся достигнуть особого состояния просветления — самадхи. Это последняя, наивысшая ступень медитации: человек теряет представление о собственной индивидуальности, сливается с космосом, и его душа становится способна покидать бренное тело. Само тело снаружи кажется умершим: физиологиче ские процессы в нём резко замедляются, почти прекращаются (биологам это состояние известно как анабиоз), но находящийся в медитации йог способен их регулировать. А главное — его сознание остаётся при нём! Оно живо и функционирует, вот только проявляется совершенно неожиданно для нас, не подчиняясь законам логики. Бурятские ламы предполагают, что Итигэлов как раз по гружён в состояние самадхи, а сознание его проявляется в виде… посланий, которые он ежедневно передаёт хранителям своего тела. После молебна Итигэлов возвращается в Благословенный Дворец.

«Каждое утро после молебна главный хранитель, Бимба Лама, остаётся наедине с Итигэловым, — поясняет Даши Батуев. — Он медитирует на него около 30 минут, оценивая его состояние. И в это время получает информацию от него. Это могут быть различные мысли, сообщения, видения. Потом Бимба Лама пересказывает послание преподавателям Буддийского университета, и они пишут толкование. Могут 10 томов написать, но обычно пишут одну страницу». «Простите, но почему вы уверены, что это всё послания Итигэлова? Может, это образы и мысли, приходящие в голову хранителю?» — не удержался я от вопроса. «Я точно знаю, что это не мысли Бимба Ламы, — улыбается Даши. — Я давно с ним знаком, у него совсем другой словарный запас. Он иногда приносит от Итигэлова слова, которые сам не знает. Ему такие мысли и в голову не могут прийти».

При жизни Хамбо Итигэлов предсказал события 20-30 годов прошлого века

Буддистские власти Бурятии позволили изучить светским учёным феномен нетленного тела Пандита Хамбо Ламы XII. Экспертиза Академии наук несколько раз свидетельствовала, что структура белка тела Итигэлова соответствует структуре белка живого человека. Оно потеет, набирает в весе, у него мягкая, упругая кожа, сохранена подвижность пальцев рук и локтевых суставов, присутствуют глазные яблоки, внутренние органы целы и т.д. Оно выглядит, как тело человека, умершего не более двенадцати часов назад.

Так же были взяты образцы волос, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики — для сравнения брались аналогичные образцы у живых людей. Трупного запаха ни при вскрытии саркофага, ни сейчас нет. Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз.

На 1-й международной конференции «Глобальный Феномен XII Хамбо Ламы Итигэлова и проблема бессмертия» в 2006 году профессор, академик РАЕН, доктор технических наук университета «Дубна» Борис Большаков сообщил о результатах последних научных исследований, проведенных с использованием методов инфракрасной спектроскопии и ядерного магнитного резонанса. Ученые вновь засвидетельствовали, что структура белка тела Итигэлова соответствовала структуре белка живого человека. Таким образом, было еще раз официально подтверждено, что спустя 80 лет после смерти Итигэлова, все жизненные функции клеток его тела оставались активными, а ядра клеток — живыми и неповрежденными.

Профессор Б.Большаков признался, что он не знает «ни одного подобного, официально зарегистрированного судебно-медицинской экспертизой в государственном документе факта о жизни человека после его физической смерти. Не только в истории буддизма, но и в истории человечества вообще».

Однако к сожалению более свежих исследований на данную тему нет т.к. с января 2005 года все биомедицинские исследования тела Итигэлова были закрыты указом главы Буддийской традиционной сангхи России.

Вот собственно и всё, что я хотел бы вам рассказать на сегодняшний день. Что думаю по этому поводу лично я? Я думаю всегда стоит оставить вероятность того, что рядом с нами есть что то непознанное. Мне кажется люди очень сильно ошибаются, когда признают только то, что можно увидеть, измерять и потрогать. Когда отвергают всё непознанное, выходящее за рамки привычного мира цифр и фактов, где любой феномен может объяснить физика или математика.

А что вы думаете по этому поводу? Расскажите об этом в комментариях!

Согласно существующим источникам, Даши-Доржо Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы Добо (недалеко от современного улуса Оронгой Иволгинского района Республики Бурятия). Рано лишившись родителей, около пяти лет пас овец в местности Ошор Булак у Ринчина и Надмит Батобазаровых. С детства отличался целеустремлённым и независимым характером. В 15 лет дошёл до Анинского дацана (на территории современного Хоринского района), что в трёхстах километрах от его родных мест, где в течение 23 лет постигал буддийское учение.

Хамбо Лама скакал на коне по озеру, как по земле

В 1904 году Итигэлов стал шэрээтэ (настоятелем) Янгажинского дацана. Были возведены дуганы Чойра и Дэважин в целях совершения добродетели воинов, погибших во время русско-японской войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана. Итигэлов пожертвовал на строительство всё своё состояние – около 15 тысяч рублей. Положив начало строительству и явив пример, он собрал значительную сумму в виде пожертвований среди населения. Он приложил также большие усилия для просветительской и лечебной деятельности среди верующих и мирян.

Весной 1911 года в Тамчинском дацане из числа десяти претендентов Итигэлов был избран двенадцатым Пандито Хамбо-ламой буддистов Восточной Сибири. После начала Первой мировой войны по инициативе Пандито Хамбо-ламы в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», куда вошли 120 духовных и светских лиц. Общество собрало для помощи фронту 130 тысяч рублей, а также продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности, и постановило оборудовать в прифронтовой полосе лазарет на 30 тысяч рублей. В 1915 году Итигэлов, посетив все дацаны, организовал сбор средств. На собранные деньги были приобретены товары повседневной потребности и отправлены к Пасхе на действующий фронт и в госпитали. Кроме того, в прифронтовые госпитали были направлены эмчи-ламы (ламы, практикующие тибетскую медицину) во главе с Кенсуром (предыдущим Хамбо-ламой) Чойнзоном Иролтуевым.

В 1915 году Итигэлов был награждён высшей государственной наградой Монголии – Орденом Драгоценного жезла. В 1916 году за особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненых и павших, награждён российским орденом Святой Анны II степени.

В июле 1917 года на проходящем в Тамчинском дацане II Общебурятском съезде Итигэлов был избран его председателем. Вскоре после съезда, в связи с болезнью, Итигэлов сложил с себя полномочия Пандито Хамбо-ламы и в сентябре 1917 года вернулся в Янгажинский дацан.

По легенде, 15 июня 1927 года Итигэлов сел в позу лотоса, собрал учеников и дал им наставление: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет». Затем попросил их читать ради него «hуга Намши» – специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, Даши-Доржо Итигэлов, согласно буддийскому учению, ушёл в нирвану.

Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода.

Даши-Доржо Итигэлов был практиком высочайшего уровня. На основе сочинения Богдо Зонхавы «Дэмбэрэл Додба» он сделал всесторонний и качественный анализ Пустотности и достиг прямого постижения Пустоты – Великой реальности всех явлений. Он также создал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор». С 38 лет и до конца жизни по просьбе лам он написал более пятидесяти книг по буддизму.

Группа лам подняла тело Итигэлова в 1955-м – на два года раньше, чем он завещал. Процедура была вынужденной – сильнейший шторм в селе Зун Оронгой сорвал крыши, и глава буддийского духовенства решил провести необходимые обряды до названного срока. Группа лам во главе с XVII Пандита Хамбо ламой Лубсан-Нимой Дармаевым тайно от властей подняла саркофаг в местности Хухэ-Зурхэн с телом XII Пандита Хамбо Ламы Даша Доржо Итигэлова. Убедившись в неизменности его состояния, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан (ящик).

В 1973 году XIX Пандита Хамбо Лама Жамбал-Доржо Гомбоев с ламами Иволгинского дацана повторно осмотрели тело, и убедились в сохранности тела. К концу прошлого века все ученики Итигэлова умерли. Но сам он стал приходить во сне нынешнему главе Буддийской Сангхи.

Практически, постоянно около Учителя находится его главный смотритель Бимбо Лама, очень доброжелателен, но не особенно разговорчив, считая, что только после его ухода в иной мир можно будет обнародовать «его сокровенное». Тем не менее, он не скрывает – всегда держал в уме мысль, что нынешнему поколению лам необходимо вновь найти саркофаг Итигэлова и проверить состояние его тела. Он видел во сне свою встречу с великим Учителем. Обнаружение его послания только утвердило желание Бимба ламы. Он нашел человека, знавшего точно, где похоронен Учитель, – дедушку Амгалана Дабаева, 1914 года рождения. 7 сентября 2002 года он указал Аюшееву место захоронения в местности Хухэ-Зурхэн. Интересно, что Пандито Хамбо лама самостоятельно вышел к этому месту, дедушка подошел к нему другой дорогой.

Ламы получили согласие родственников на эксгумацию и 10 сентября откопали на глубине полутора метров короб с телом, засыпанный солью, с группой лам Иволгинского дацана в присутствии светских лиц (эксперты-криминалисты и др.). Лама Итигэлов все еще сидел в той же самой «позе лотос», которую он принял 75 лет назад, прежде чем войти в свою последнюю медитацию. Присутствовавший судмедэксперт, оглядев тело, отказался что-либо предпринимать с ним, поскольку никогда такого не видел. И попросил создать комиссию. Из «акта наружного осмотра эксгумированного трупа», подписанного 11 сентября тремя ведущими специалистами республиканского центра судмедэкспертизы: «Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от трупа не определялись… Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких-либо повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено».

25-й лунный день с элементом Дерево. Благоприятный день для людей, родившихся в год Тигра, Кролика, Обезьяны и Курицы; делать добрые дела, почитать три драгоценности, завершать начатое дело, надевать новые украшения, новую одежду, ставить закваску, а также проводить похороны и поминки. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Дракона, Овцы и Собаки; Устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников, повышать физическую нагрузку. Отправляться в дорогу – к новым беспокойствам. Стрижка волос – к ухудшению зрения, к усталости.

26-й лунный день с элементом Ветер. Благоприятный день для людей, родившихся в год Лошади, Овцы, Обезьяны и Курицы; Совершать добродетель, проводить обряды «даллга абаха», «жабтуй», устроить праздник, регистрировать брак, надевать новые украшения, новую одежду, составлять договор, брать обещание, встретиться с любимым человеком, копать землю. Отправляться в дорогу – к приумножению материального богатства. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Тигра и Кролика; Отдавать или продавать коров, лошадей, овец. Стрижка волос – к счастью, к достижению задуманного.

27-й лунный день с элементом Огонь. Благоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Тигра и Кролика; Делать добрые дела, совершать подношение дацану, проводить обряд «даллга абаха», устроить праздник, регистрировать брак, надевать новые украшения, новую одежду, ставить закваску, заказывать «табан харюулга», «жинсэриг», проводить похороны и поминки, судиться, для жёсткого решения некоторых вопросов. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Мыши и Свиньи; Устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников, приводить невестку, отдавать дочь в невесты. Отправляться в дорогу – к утратам и краже. Стрижка волос – к удаче, везению в делах.

Две цифры имели огромное значение для бурятского ламы, изумившего мир через 75 лет после своего ухода. Это, конечно, цифра 12, потому что он стал 12-м Хамбо Ламой, а 12-летний цикл в восточном календаре является основой. Тем более, что после вступления в должность новый Пандито Хамбо Лама Даша Доржо Итигэлов указал место, где были спрятаны личные вещи первого Пандито Хамбо Ламы – Дамбы Даржа Заяева! Для всех буддистов этот факт стал неопровержимым доказательством того, что 12-й Пандито Хамбо Лама является перерожденцем первого, и этим замыкает таинственный цикл. Этот замечательный человек прожил жизнь, наполненную удивительными событиями, оставил огромное научное наследство, а его уход стал загадкой для учёных-материалистов.

Родился Даша-Доржо Итигэлов в 1852 году, в местности Улзы Добо, что недалеко от современного села Оронгой. Он рано лишился родителей, поэтому с детства отличался самостоятельностью. Малолетний сирота около пяти лет пас овец в местности Ошор Булак. Когда юноше было всего 15 лет, он пешком отправился в Анинский дацан, потому что решил стать ламой.

Я помню, как Янжима Васильева, чей дед был племянником старшей сестры будущего Хамбо Ламы, рассказывала о семейном предании. Оказывается, Даша-Доржо ещё до путешествия в Анинский дацан говорил, что он станет Хамбо-ламой! И он ушёл, никого не спрашивая, и никто не обещал, что его примут в хувараки. Может, знал? Путь же предстоял далёкий – около 300 километров.

Кстати, Янжима Васильева в 2002 году создала информационный центр «Вместе с Итигэловым», а ещё через два года – институт Итигэлова. В апреле 2013 года этот институт посетил президент России Владимир Путин, который, как писали СМИ, «дважды в духовном уединении общался с Нетленным». О чём беседовал президент с Хамбо Ламой, нам никогда не узнать, но по свидетельству современников, Итигэлов умел заглядывать в будущее.

В 1898 году он, будучи уже зрелым человеком и учёным, вернулся на родину, в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы и начал преподавать буддийскую философию (чойра), одновременно исполняя обязанности гэсхы-ламы. В 1904 году Итигэлов стал шэрээтэ (настоятелем) Янгажинского дацана. При его попечении были возведены дуганы Чойра и Дэважин в целях совершения добродетели воинов, погибших во время русско-японской войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана. Итигэлов пожертвовал на строительство всё своё состояние — около 15 тысяч рублей. Положив начало строительству и явив пример, он собрал значительную сумму и от сельчан.

А весной 1911 года в Тамчинском дацане из числа десяти претендентов Итигэлов был избран двенадцатым Пандито Хамбо-ламой буддистов Восточной Сибири. И здесь нужно обратить внимание на 75-летние циклы.

Дело в том, что Даша-Доржо Итигэлов родился через 75 лет после смерти первого Хамбо-Ламы Дамбы Даржа Заяева, чьим

перерожденцем его признали буддисты. Ушёл в медитацию тяжело больной Хамбо-Лама в возрасте 75 лет, наказав ученикам вскрыть его могилу и посмотреть тело – тоже через 75 лет. Мы не знаем, в чём состояло значение этих циклов, просто обращаем на них внимание.

Помимо науки, 12-й Хамбо-Лама активно занимался общественной деятельностью, главным образом, благотворительностью. Во время первой мировой войны им было создано «Общебурятское общество», в которое вошли 120 духовных и светских лиц. Общество собрало для помощи фронту 130 тысяч рублей, огромные деньги по тем временам. Собирали также продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности.

В июле 1917 года, на проходящем в Тамчинском дацане II Общебурятском съезде, Итигэлов был избран его председателем. Вскоре после съезда, в связи с болезнью, Итигэлов сложил с себя полномочия Пандито Хамбо-ламы и в сентябре 1917 года вернулся в Янгажинский дацан. В воздухе пахло революцией, и Хамбо-Лама уже видел, что произойдёт. Однажды на дороге Даши-Доржо Итигэлов встретился с возвращающимся из Монголии Агваном Доржиевым. Рассказывают, что Итигэлов сказал Доржиеву: «Зря Вы сюда вернулись. Лучше бы Вы остались за границей. Скоро начнутся аресты лам. Попадёте к ним в руки — в живых они Вас не оставят». Агван Доржиев, стремившийся к диалогу с новой властью, в ответ спросил: «Почему не уезжаете сами?». Итигэлов ответил: «Меня они не успеют взять».

Действительно, вскоре начались репрессии, в ходе которых были убиты многие духовные лица, в том числе, буддийские ламы. Но Даша-Доржо Итигэлов ушёл раньше. 15 июня 1927 года он сел в позу лотоса, собрал учеников и дал им наставление: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет». Затем попросил их читать ради него специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в

состоянии медитации, Даша-Доржо Итигэлов, согласно буддийскому учению, ушёл в нирвану. Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода.

Возвращение Хамбо-Ламы вначале происходило в тайне. Согласно завещанию, в 1955 году группа лам во главе с XVII Пандито Хамбо-ламой Лубсан-Нимой Дармаевым тайно от властей подняла саркофаг в местности Хухэ-Зурхэн. Убедившись в неизменности состояния Хамбо-ламы, ламы провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили тело в бумхан. В 1973 году XIX Пандито Хамбо-лама Жамбал-Доржи Гомбоев с ламами также осмотрели Хамбо-ламу Итигэлова и убедились в сохранности тела.

А 7 сентября 2002 года, через 75 лет после ухода Учителя, восьмидесятилетний Амгалан Дабаевич Дабаев, житель улуса Гильбира, указал XXIV Пандито Хамбо-ламе Дамбе Аюшееву местонахождение Хамбо-ламы Итигэлова в местности Хухэ-Зурхэн. 10 сентября саркофаг вновь был поднят. Выполнив необходимые ритуальные действия, тело перенесли в Иволгинский дацан. 31 октября 2008 года был проведён обряд освящения Благословенного Дворца Хамбо-ламы Итигэлова. Нетленное тело Учителя было торжественно препровождено в храм. С тех пор нетленное тело Хамбо-Ламы представляет собой объект поклонения верующих и неразрешимую загадку для учёных.

Загадочное послание для всех жителей планеты Земля Хамбо-ламы Итигэлова

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 2010- 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 X

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

«В марте 1911 г. Итигэлов был избран ХII Пандито Хамбо Ламой — главой бурятских буддистов, — рассказывает Янжима Васильева. — А в феврале 1913 г. приглашён в Санкт-Петербург на празднование 300-летия Дома Романовых.

Делегация была удостоена личной аудиенции императора, на торжественном обеде от имени всех бурят Итигэлов произнёс поздравительную речь. Вообще буряты с большим уважением относились к русскому подданству, почитали самодержца как «белого царя», а императриц Елизавету Петровну и Екатерину Великую считали воплощениями Белой Тары — это одно из божеств буддийского пантеона (к слову, воплощением Белой Тары признали и Д. Медведева, когда он в 2009 г. посетил Иволгинский дацан. — Ред.). Во время Первой мировой войны Хамбо Лама Итигэлов собирал средства для поддержки фронта: солдатам отправляли одежду, обувь, табак, ягоды, сахар. В 1917 г. он оставил пост Хамбо Ламы по состоянию здоровья. Но есть мнение, что это было связано с отречением Николая II. Ведь Итигэлов присягал на верность этому человеку».

Фото 326

174

18063

Фото 16664

Фото 4671

4575

Пандито Хамбо Лама XII возглавлял буддийскую конфессию на бурятской территории на протяжении с 1911 по 1917 годы. Его образ является предметом поклонения не только бурятской ветви учения, но и всего буддистского сообщества в целом.

Это нетленный монах в Бурятии, который продолжает пребывать в состоянии медитации вот уже более 85 лет. Его жизнь, уход и возвращение окутаны тайной. Но давайте обо всем по порядку.

Существует версия, что причиной, по которой Итигэлову в 1917 году пришлось покинуть свой руководящий пост, стала болезнь.

Однако, согласно сохранившимся свидетельствам, он предвидел приход советской власти, предстоящие репрессии, гонения, разрушения, с которыми придется столкнуться последователям Будды и принял решение, отказавшись от поста, начать подготовку к своему предстоящему возрождению, продолжая просто служить в монастыре.

Достигнув 75 лет, Пандита Хамбо Лама XII Даши Доржо Итигэлов в день полной луны в июне 1927 года собрал учеников и, предварительно оставив им указания, погрузился в самадхи и достиг нирваны.

Уходя, Итигэлов заручился обещанием учеников, что те выполнят его последние прижизненные наставления. Указания касались того, каким образом следует распорядиться телом Учителя:

  • По достижении ламой уровня нирваны, необходимо было поместить его в саркофаг из кедрового дерева, сохранив привычную для медитации позу лотоса, и захоронить.
  • Обязанность учеников – периодически контролировать состояние тела ламы. Были названы конкретные даты в 57-м и в 73-м году прошлого века. Если, осматривая тело, были бы отмечены признаки тления плоти, тело нужно было придать огню.
  • Открыть кедровую усыпальницу необходимо было ровно спустя 75 лет. Именно через этот срок Великий лама назначил свое возвращение.

Захоронение проверялось по указанию главы буддийского движения того времени дважды, в 1955 и в 1973 годах. Каждый раз обнаруживалось отсутствие каких-либо изменений в состоянии Итигэлова.

По прошествии указанного срока, воля монаха исполнилась. В 2002 году, 10 сентября, после необходимых юридических процедур, состоялось извлечение из-под земли деревянного саркофага. К удивлению всех присутствующих, ожидавших увидеть нечто похожее на мумию монаха, обнаружилось, что лама продолжает оставаться в той же позе лотоса, как живой человек, который медитирует много лет.

В 15 лет этот мальчик уже чувствовал себя полноценным мужчиной, которому нужно определяться в жизни. Он решает оправиться в Анинский дацан – это буддийский монастырь в Бурятии, и посвятить свою жизнь изучению буддийский религии.

Старший настоятель монастыря определил ему стипендию, которую выплачивали жители близлежащих сел. Кстати, из-за того, что Даши Доржо Итигэлов был рожден в казачьем сословии, он обязан был заступить на военную службу, но можно было откупиться. И все те сельские жители выплачивали более 15 лет деньги, что Даши смог продолжить обучение.

За всю свою жизнь он добился больших результатов в обучении и защитил очень высокие духовные саны. Он также изучал тибетскую медицины и врачевал.

В 46 лет он возвращается в Янгажинский дацан и становится ламой и преподавателем по совместительству. А в пятидесятилетнем возрасте Ширээтэ и ведет очень активную общественную жизнь, тем более, что время было очень неспокойное.

В 1911 году Даши Доржо Итигэлов становится Пандито Хамбо-ламой 2. Его избрали из 10 претендентов.

«Странник вечности»: история жизни культового ламы Итигэлова

Известно, что 15 июню 1927 года Даши Джордо созвал своих учеников, чтобы дать им наставления. Они были таковы:

«Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет»

Затем он приказал им читать молитву, которую читают умершему человеку, а сам сел в позу лотоса и в прямом смысле ушел в нирвану.

Его похоронили в кедровом ящике в той же позе в какой он и был. А после его «самоотвода» началось время большевиков и буддизм в России был почти уничтожен. На месте храмов появились скотобойни, а реликвии разграбили.

Будущий глава буддистов Бурятии появился на свет в 1852 году в местности под названием Улзы-Добо. Итигэлов рано стал сиротой, поэтому, будучи еще маленьким мальчиком, он начал работать. Ему доверяли пасти овец.

Интересен тот факт, что Итигэлова никто не взял на воспитание. Буряты по традиции принимают в свой дом ребенка умерших родственников. Поэтому появилась история о том, что мальчик сразу появился на земле в возрасте пяти лет при таинственных обстоятельствах. Некоторые даже считают, что он неземного происхождения.

С раннего возраста Даши предвидел свой важный духовный путь. Он заявлял друзьям, что станет Хамбо-ламой, хотя те лишь смеялись над его словами.

Желая изучать буддизм, в 15 лет юноша уходит в Анинский дацан. Там он посвящает более 20 лет чтению священных текстов и общению с другими монахами. Итигэлов хорошо освоил тибетский язык и логику под руководством настоятеля А. Галдана.

Затем он приезжает в Янгажинский дацан, где несколько лет является штатным ламой. Он преподает философию юным ученикам. При этом будущий глава бурятских буддистов активно участвует в мирской жизни, ведя общественную деятельность. Мудрость и высокий авторитет среди духовенства и народа позволили ему стать депутатом Удинского округа.

К уникальным особенностям нетленного тела Итигэлова относятся:

  1. За 75 лет, проведенных в бумхане, тело так и осталось в позе лотоса. До сих пор оно удерживается самостоятельно в таком положении без специальных приспособлений;
  2. Его тело не гниет даже находясь в тепле;
  3. Структура белка казалось бы мертвого тела на самом деле точно такая же, как и у живого. Иногда ушедший в вечную медитацию духовный учитель потеет.

Получается, что тело ламы нельзя считать безжизненной мумией. Его состояние правильнее назвать глубочайшим анабиозом.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

БУРЯТСКОЕ ЧУДО ИЛИ ЗАГАДОЧНЫЙ ФЕНОМЕН ИТИГЕЛОВА Федотов А.А.1, Лаврецкая И.А.2

‘Федотов Артём Александрович — магистр истории, старший преподаватель;

2Лаврецкая Ирина Александровна — врач высшей категории, старший преподаватель, кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, историко-филологический факультет, Костанайский филиал Челябинский государственный университет, г. Костанай, Республика Казахстан

Аннотация: данная работа посвящена одному из самых загадочных феноменов в мире людей — жизни после смерти или тайне нетленных тел. Данный феномен изучен на примере нетленного тела Дашо Доржи Итигелова, которое находится в Иволгинском дацане в Бурятии. Цель данного исследования — попытаться объяснить с научной точки зрения феномен под названием сомати.

Ключевые слова: сомати, схимник, самоконсервация, медитация, буддизм.

У подножия хребта Хамар-Дабан в Бурятии, на степных просторах, рядом с городом Улан-Удэ находится центр буддийской культуры России — Иволгинский дацан. Разноцветный сверкающий на солнце храм видно издалека, поэтому проехать мимо просто невозможно. Здесь проводятся хуралы, посвященные важнейшим событиям буддийской истории, разнообразные ежедневные ритуалы, есть библиотека, гостиница, буддийский институт Даши Чойнхорлин, где в настоящее время проходят обучение 100 монахов, музей и оранжерея. Но знаменит Иволгинский дацан не только этим. В этом буддийском монастыре находится нетленное тело ламы Дашо Доржи Итигелова, которое не подвержено разложению. Итигелов ушел из жизни в 1927 г, а в 2002 г. его тело извлекли из кедрового гроба. В это невозможно поверить, но тело у монаха за 75 лет не разложилось и не претерпело никаких изменений. Более того, у схимника наблюдается потоотделение, растут волосы и ногти, суставы не потеряли гибкости, кожа на ощупь мягкая и теплая, глаза целы. За последние годы в Иволгинском дацане побывали десятки ученых, но дать хоть какое-то разумное объяснение данному феномену, никто не может.

«Сам факт появления Итигелова на земле является загадкой, а его судьба таит в себе много мистических тайн» — говорит руководитель проекта по изучению «феномена Итигелова», доктор исторических наук Галина Ершова [1, 1]. Согласно сохранившейся родословной, Даши Доржи Итигэлов родился в 1852 г. в Оронгое (нынешний Иволгинский район Бурятии). Он рано потерял родителей и воспитывался в чужой семье. В юные годы отличался тягой к знаниям и не раз заявлял, что в будущем непременно станет Хамба Ламой (главой буддийских лам). В 15 лет Итигэлов отправился на учебу в Анинский дацан, который славился высоким уровнем преподавания. Молодой человек поражал учителей пытливостью и способностью впитывать знания. За четыре года он достиг больших успехов в изучении буддийских священных книг, а также логики, математики, философии, истории, иностранных языков. В дальнейшие годы совершенствовал свои знания в Цугольском и Тамчинском дацанах. Известно, что Итигэлов не раз посещал буддийские храмы в Монголии и на Тибете, где изучал хранящиеся там древние фолианты, общался с ламами и совершенствовал медитативные практики.

Следует отметить, что глубочайшие знания и непререкаемый авторитет выделяли Итигелова среди других лам, поэтому его религиозная карьера стремительно развивалась. В марте 1911 г. он был избран на пост XII Пандито Хамбо-ламы — главы буддистов Восточной Сибири. Находясь на этом посту, Итигэлов отдал много сил устранению разногласий между главами различных дацанов, занимался активной просветительской деятельностью, способствовал изданию религиозной литературы для верующих и светской литературы для мирян. В годы I Мировой войны Итигэлов организовал сбор средств для российской армии и построил лазарет в прифронтовой полосе. За эти и другие заслуги Итигелов был удостоен высоких государственных наград. Император Николай II в 1913 г. лично пригласил Итигелова в столицу на торжества, посвященные 300-летию дома Романовых. В Санкт-Петербургском дацане лама совершил торжественный молебен во здравие и благополучие дома Романовых.

После окончания войны и до того момента, как лама ушел в нирвану, он занимался просветительской деятельностью и лечебной практикой. Он создал труды по буддийской

философии (их более 50), написал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор», оставил духовное завещание своим прихожанам, ученикам и потомкам. В 1917 г. Итигэлов покинул свой пост «по состоянию здоровья», но в последующие годы приложил все силы, чтобы не допустить притеснений верующих и гонений на буддийские храмы.

По воспоминаниям современников, Итигэлов мог легко читать мысли человека, обладал даром предвидения, магической способностью ходить по воде и за несколько минут преодолевать огромные расстояния. Например, во время встречи с ламой Агваном Доржиевым, который вернулся в Советскую Россию из Монголии в 1921 г., Итигэлов сказал: «Зря вы сюда вернулись. Лучше было бы остаться за границей. Уверяю вас, что совсем скоро начнутся аресты лам. Попадете в руки к чекистам — они в живых вас не оставят!» [5, 1]. Доржиев с недоверием отнесся к предостережению Итигелова и задал вопрос: «А вы почему не уезжаете за границу?». На это�� вопрос лама ответил: «Меня они не успеют взять».

Гунга-лама преподает буддийскую философию в институте при Иволгинском дацане. А еще он лекарь. Тибетскую медицину, которая в нашей стране проходит по разряду народного целительства, Гунга-лама изучал три года. Во время приема пациентов он не только изучает результаты ранее проведенных в официальных клиниках анализов, но может и сам продиагностировать — по пульсу, глазам и ушам. Утверждает, что не раз бывало: обнаруженную тибетским лекарем болезнь официальные медики находили через год-два.

Но при этом Гунга-лама сразу говорит: тибетская медицина вовсе не всесильна. В дацане не делают полостных операций, не занимаются переломами. СПИД, инфекционные, венерические и аллергические заболевания лечению поддаются плохо, и с ними лучше обращаться к официальным врачам.

— Очень хорошо лечатся болезни внутренних органов, например, заболевания почек, сердечно-сосудистые заболевания. После инфаркта можем помочь в зарубцевании, — рассказывает Гунга-лама.

Еще, по его словам, тибетская медицина неплохо справляется с мужским простатитом, импотенцией, а также женским бесплодием. Лекарь утверждает, что из 10 обратившихся женщин 5—6 излечиваются. Тибетская медицина может помочь и при гормональных нарушениях, и при спаечных процессах. Онкологические заболевания полностью излечить удается крайне редко, чаще получается продлить больному жизнь на несколько лет.

У каждого тибетского лекаря есть 50—60 постоянных составов лекарств, в которые входят не только травы, но и многие компоненты животного и минерального происхождения. В сложных случаях лекарства готовятся по индивидуальному рецепту. По словам Гунга-ламы, 80% сырья закупается в Китае, а 20% собирают в Бурятии.

В России тибетской медицине обучают только в двух институтах — в Иволгинском и Агинском дацанах. Чтобы распознать самозванцев и шарлатанов, Гунга-лама рекомендует спрашивать у тибетских врачей в крупных городах соответствующие дипломы. Коли возникли сомнения в подлинности документов — обратитесь в один из двух названных дацанов: там обязательно проверят, учился ли у них такой лекарь и может ли он практиковать. По словам Гунга-ламы, дацаны могут проверить и достоверность дипломов, выданных некоторыми иностранными буддийскими учебными заведениями.

Иволгинский дацан — это шесть храмов и здание оранжереи, в которой растет священное дерево Бодхи. Отросток его был привезен в Бурятию в 1970 году. Именно под сенью этого дерева Будда Шакьямуни достиг просветления. Дерево высотой метра два — особая разновидность фикуса, по-научному ficus religiosus.

Живут ламы вместе с 4—5 студентами открытого при дацане в 1991 году института в небольших деревенских домиках — очень скромно.

Есть мясо российским буддистам не воспрещается, что ламы объясняют простой житейской истиной: зимой под Улан-Удэ минус 40 градусов, на одних овощах не продержаться.

— Ламам можно жениться, если не был принят обет безбрачия. Человек берет такой обет для себя, — подчеркивает хамбо-лама Аюшеев, — чтобы иметь определенную внутреннюю свободу от многих житейских обязанностей. Чтобы посвятить свою жизнь Учению. Сегодня число таких молодых людей увеличивается, и нас это радует.

Полный курс обучения буддийской философии рассчитан на 16 лет. После первых пяти можно начать заниматься астрологией. Без знания философии невозможно понять, для чего вообще нужен гороскоп, в каких случаях с ним надо сверяться. Причем сами ламы заявляют, что гороскопом не пользуются. Объясняют это тем, что жить становится неинтересно.

Глава российских буддистов хамбо-лама Аюшеев сказал мне: «Я сам себе гороскоп не составлял. Если человек делает для себя гороскоп, он становится зомбированным. А это — удел слабых людей».

А через 15 минут добавил: «Мы без гороскопа не можем. Похороны любого человека зависят только от астролога. У нас человека не обязательно хоронят на третий день. Могут и через два дня, и через три, четыре или пять. Это определяют астрологи. Без них никто не женится — они называют день сватовства и свадьбы. Кстати, каждую неделю у буддистов есть день, опасный для жизни — в зависимости от года рождения». Даже день посещения парикмахерской определяет астролог.

Вот такая связь противоречий, которую простым смертным не понять. Втолковать мне сей парадокс хамбо-лама попытался так: знание астрологических предрасположенностей — это проявление бдительности, а не зависимости.

Аюр-лама, астролог Иволгинского дацана, себе гороскоп не составляет. У него такое объяснение:

— Ламе он не нужен. Лама идет вперед без страха. И должен принимать превратности судьбы. Если известно, что у человека могут быть неприятности, лама должен помочь. Для этого есть специальные обряды. Астрологический прогноз нельзя считать чем-то неизбежным.

— А вы неприятностей не опасаетесь?

— У меня их не будет. На мою жизнь звезды не влияют. Когда человек идет по духовному пути, его карма меняется. У меня несколько раз менялись линии на ладонях.

— А можно ли идти по духовному пути без специальных обрядов?

— Можно, но очень трудно.

По словам Аюр-ламы, астрология позволяет предсказать день смерти человека, только ему эту дату никогда не назовут. Ведь такое знание принесет только душевные муки. А задача ламы — избавлять человека от страданий: «Порой вредно знать будущее — человек начинает думать о плохой ситуации, тем самым притягивая ее. Лама же должен уберечь человека от неправильных шагов и помочь принять трудности с легкостью».

Астрологические прогнозы на всю жизнь, как правило, не составляют. Даже составление карты на год требует месяца работы. Обычно в дацан приходят с более конкретными вопросами: покупка-продажа квартиры или машины, смена работы или заключение брака. В последнем случае партнеров проверяют на астрологическую несовместимость. Но если она выявляется, люди сами принимают решение. Бывает, такая проблема возникает у пар, проживших вместе много лет. Тогда ламы проводят специальный обряд и в семье воцаряется согласие. Обряд надо повторять раз в три месяца, а иногда ежемесячно. По ситуации.

К гороскопам, публикуемым в газетах, в дацане относятся осторожно.

— Кто эти астрологи? Знают ли они буддийскую философию? Нет, мы к этим гороскопам не прислушиваемся, — замечает хамбо-лама Аюшеев.

— Счастья нет. В океане страдания нет ни одного счастливого человека.

— Карма — это долг. Судьба — это долг. Судьбу можно поменять, если отдашь все долги. Отцу и матери — за то, что дали возможность жить в этом теле; земле, где ты жил, дышал воздухом, ел из этой земли; тем близким, которые помогали при жизни; той школе, где получал образование. Всегда будешь должен той стране, где вырос, народу, где родился. Учение говорит: если сдал отца и мать в дом престарелых, будешь гореть в аду. Если скажешь, что никому не должен, — ты уже давно не буддист.

Буддизм в России

По оценкам главы российских буддистов хамбо-ламы Аюшеева, сегодня в России около 1 миллиона буддистов, 1 тысяча лам. Существует 30 дацанов, находящихся в основном в сельской местности, есть общины в крупных городах. Число неэтнических буддистов — не более 20 процентов.

Действуют два института по подготовке священнослужителей. Первоначальный курс обучения — 5 лет. Обучение на русском языке не ведется. Основные языки — тибетский и старомонгольская письменность.

Преподобный и нетленный Александр Свирский

Не проводя аналогий, следует отметить, что Русская православная церковь хранит необычные мощи святого преподобного Александра Свирского. Он скончался 30 августа 1533 года. Впервые его мощи были обретены в 1641 году, а после революции изъяты из Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря (Ленинградская область).

В 1998 году после длительных поисков в архивах они были обнаружены в музее Военно-медицинской академии. Во время идентификации ученые обратили внимание, что у преподобного «кожа весьма гладкая и эластичная; цвет кожи светлый, с желтовато-янтарным оттенком». Медики, принимавшие участие в обследовании, пришли к выводу, что «состояние плоти прп. Александра — его святых мощей находится вне известных закономерностей развития и дегенерации (распада) тканей человеческого организма». Особенно поражало нетление лица святого. То, что у обычного человека подвергается тлению в первую очередь, — мягкие ткани губ, носа и ушей — все не тронуто тлением.

После экспертизы мощи были переданы Церкви, и сразу же были зафиксированы факты мироточения. Было замечено, что интенсивность мироточения меняется в зависимости от того, кто служит, как молится народ, заполнен ли храм молящимися или любопытствующими людьми. Мироточение и благоухание были настолько сильными, что на этот запах цветочного меда слетались невесть откуда взявшиеся пчелы, они роились вокруг ступней преподобного, ползали по подоконнику, находящемуся рядом с ракой, и три пчелы даже попали в чашу с причастием — их пришлось спасать. Само миро потоками стекало по ступням преподобного, покрывая их при высыхании очередным блестящим маслянистым слоем. Миро стекает с верхнерасположенной ноги на нижнюю, при этом сама нижняя нога тоже обильно мироточит.

Раннее утро. Город в тумане или смоге. Ещё не понятно. Со мной, как верный оруженосец, девица-красавица Ольга. От вокзала до маршрутки прошли метров сто по городу. Тихо, пустынно, чистенько. Зашли по пути в гостиницу полюбопытствовать о наличии мест и возможности бронирования мест для группы. Несоответствие цены и качества номеров. Однако порадовала доброжелательность и открытость девушки, разговаривающей с нами.

Несмотря на 6 часов утра узнали о многих достопримечательностях Улан-Уде и окрестностях. Спасибо Вам добрые люди! Едем в маршрутке. Цель — Иволгинский дацан. Туман не рассеивается. Но через него видны: огромная голова Ленина (почему только голова?!), судостроительные и, видимо, погрузочные краны на берегу реки Селенга, пустынные площади и улицы.

Проехали через реку Селенгу. Начало и в конец моста, с обеих сторон, украшали быстроногие лани. Выехали за город. Постепенно маршрутка наполнялась людьми: сначала бабушки и мамы с малыми детками (ехали в детский сад), а потом спешащие на работу люди.

За окнами полусонные и нарядные шли (именно шли, а не спешили) школьники. Мальчики, все как один, в наглаженных костюмчиках. На девочках — нарядное, но строгое платье. В школу как на праздник! Кстати ландшафты здесь уже далеко не уральские, в отличие от Иркутска. Холмы, горы, степи. Пока ещё не пришло осознание что еду в дацан к нетленному Итигэлову.

Однако приятно, что путь открыт: зелёные светофоры, как будто бы ожидающие нас транспортные средства, разговорчивые, доброжелательные попутчики. Яркое солнце, приятны люди… Или может я и моя спутница Ольга протянули все эти события? Подобное притягивает подобное. Это скромно о нас, о хороших.

Нетленный старец. Жизнь и «смерть» Хамбо Ламы Итигэлова

Двери в дацан были открыты и от толпы на улице был лишь маленький «хвости». Поспешила во внутрь к Ольге. Очередь «сломалась». Как всегда появились те, кто по каким-то причинам считал, что очередь не его удел. Скорее всего это были местные. На них были надеты нарядные шелковые халаты с выбитым рисунком и вели они себя суетливо-деловито, оттесняя очередь без лишних разговоров и делая свои дела.

Надо отдать должное стоявшим в очереди: никто не возмущался. В руках у всех были цветные жертвенные шёлковые шарфы: жёлтые, синие, белые, красные. Каждый имеет свой смысл и назначение. Когда мы по рекомендации покупали эти шарфы, нам было сказано: желтый отдадите ламе, а синий заберете домой. Однако ламы, когда мы зашли, не было. И мы положили жёлтый, благодарственный шарф на первый столик.

Столик не простой: на столе стояла чашка с рисом, в ней лежала кисточка из ниток, эта кисточка была привязана к длинной веревочке, а веревочка тянулась в стеклянный, прозрачный саркофаг к ламе Итигэлову. Кто-то брал рисинку, кто-то прислонял шарфик и разные предметы к этой нити, кто-то просто держался рукой за эту нить или прислонял её ко лбу прося и моля о помощи, защите, исцелении.

Кстати чудесных случаев исцеления, сбывшихся просьб так много, что их перестали фиксировать. Стоять около лама можно сколько хочешь долго. Надо просто отойти в сторону от потока. Глаза лучше закрыть, чтобы не отвлекаться. Все свои просьбы и чаяния излагать мысленно. Есть вопросы — задавайте также мысленно. Терпеливо ждите ответа. Кому-то ответ идёт сразу, кому-то позднее…

Время шло незаметно. 40 минут пролетели как 10. Пройдя по часовой стрелке к выходу задержались наблюдая, как молодые бурятки, исполняя какой-то обряд, методично ложились во весь рост на заботливо постланные в храме ковры. Лежали 1-2 минуты, вставали и вновь ложились во весь рост навзничь. Очень хотелось сфотографировать сей ритуал, но удержалась от соблазна. Фотографировать нельзя.

При входе в храм лама громко, и как видно доходчиво, но на монгольском языке, рассказывал группе монгольских товарищей об Итигэлове, о священных шарфиках, о молитвенных барабанах (хурде). Все понимающие кивали. Все, кроме двоих, меня и Ольги. И тут лама, о чудо! Обратил свой взор на Ольгу и на чисто русском языке спросил: «Все понятно?». И теперь уже для нас, повторил все ещё раз на русском языке (поэтому я и знаю что он говорил монгольским товарищам).

При этом он брал в руки шарфики, говорил какие-то сокровенные строки и резким узлом завязывал их. Теперь шарфик содержал силу молитвы и становился целебным. Его следует держать дома как оберег от всякого рода неприятностей. При выходе из дацана, подглядела, что одна из прихожанок подала в руки ламе какие-то принесенные с собой предметы и тот, подержав предметы в руках, почитав над ними какие-то слова — вернул их прихожанке. Две секунды и я, также протянута ламе амулет-оберег на машину, которую я пока ещё не купила.

Согласно существующим источникам, Даши-Доржо Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы Добо (недалеко от современного улуса Оронгой Иволгинского района Республики Бурятия)[3]. Рано лишившись родителей, около пяти лет пас овец в местности Ошор Булак у Ринчина и Надмит Батобазаровых. С детства отличался целеустремлённым и независимым характером. В 15 лет дошёл до Анинского дацана (на территории современного Хоринского района), что в трёхстах километрах от его родных мест, где в течение 23 лет постигал буддийское учение.

Со второй половины 1880-х годов население Иркутского и Приамурского генерал-губернаторств привлекалось к всеобщей воинской повинности ограниченно. Но, поскольку Итигэлов был выходцем из казачьего сословия, он должен был нести воинскую повинность. Поэтому Хойто-ламахай Анинского дацана попросил жителей Ойбонта вносить за Итигэлова в государственную казну плату за освобождение от военной службы. Плата вносилась более 15 лет, и Итигэлов смог продолжить своё образование.

Постигая учение Будды, он успешно защитил звание гэбши, затем габжи. В последующие годы совершенствовал полученные знания в Цугольском и Тамчинском дацанах, получая фундаментальные знания по тибетской медицине.

В 1898 году вернулся на родину, в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы и начал преподавать буддийскую философию (чойра), одновременно исполняя обязанности гэсхы-ламы[4] Цогчен-дугана (соборного храма).

В 1904 году Итигэлов стал шэрээтэ (настоятелем) Янгажинского дацана. Были возведены дуганы Чойра и Дэважин в целях совершения добродетели воинов, погибших во время русско-японской войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана. Итигэлов пожертвовал на строительство всё своё состояние — около 15 тысяч рублей. Положив начало строительству и явив пример, он собрал значительную сумму в виде пожертвований среди населения. Он приложил также большие усилия для просветительской и лечебной деятельности среди верующих и мирян.

Весной 1911 года в Тамчинском дацане из числа десяти претендентов Итигэлов был избран двенадцатым Пандито Хамбо-ламой буддистов Восточной Сибири.

После начала Первой мировой войны по инициативе Пандито Хамбо-ламы в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», куда вошли 120 духовных и светских лиц. Общество собрало для помощи фронту 130 тысяч рублей, а также продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности, и постановило оборудовать в прифронтовой полосе лазарет на 30 тысяч рублей. В 1915 году Итигэлов, посетив все дацаны, организовал сбор средств. На собранные деньги были приобретены товары повседневной потребности и отправлены к Пасхе на действующий фронт и в госпитали. Кроме того, в прифронтовые госпитали были направлены эмчи-ламы (ламы, практикующие тибетскую медицину) во главе с Кенсуром (предыдущим Хамбо-ламой) Чойнзоном Иролтуевым.

В 1915 году Итигэлов был награждён высшей государственной наградой Монголии — Орденом Драгоценного жезла[5]. В 1916 году за особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненых и павших, награждён российским орденом Святой Анны II степени.

В июле 1917 года на проходящем в Тамчинском дацане II Общебурятском съезде Итигэлов был избран его председателем. Вскоре после съезда, в связи с болезнью, Итигэлов сложил с себя полномочия Пандито Хамбо-ламы и в сентябре 1917 года вернулся в Янгажинский дацан.

Однажды на дороге Даши-Доржо Итигэлов встретился с возвращающимся из Монголии Агваном Доржиевым, очевидно вскоре после монгольской революции 1921 года. По легенде, Итигэлов сказал Доржиеву: «Зря Вы сюда вернулись. Лучше бы Вы остались за границей. Скоро начнутся аресты лам. Попадёте к ним в руки — в живых они Вас не оставят». Агван Доржиев, стремившийся к диалогу с советской властью, в ответ спросил: «Почему не уезжаете сами?». Итигэлов ответил: «Меня они не успеют взять»[6].

По легенде, 15 июня 1927 года Итигэлов сел в позу лотоса, собрал учеников и дал им наставление: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет». Затем попросил их читать ради него «hуга Намши» — специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации Тукдам, Даши-Доржо Итигэлов, согласно буддийскому учению, ушёл в нирвану.

Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода.

Даши-Доржо Итигэлов — Пандито Хамбо-лама XII (то есть глава буддистов Бурятии). Он был признан перерождением Дамба-Доржо Заяева, первого Пандито Хамбо-ламы[3][4].

Согласно существующим источникам об Итигэлове, с большой степенью вероятности Даши-Доржо Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы Добо (сейчас это территория Оронгойской сельской администрации Иволгинского района Республики Бурятия)[5]. Рано лишившись родителей, оказался в местности Ошор Булак, где около пяти лет пас овец у Ринчина и Надмит Батобазаровых.

С детства Даши-Доржо Итигэлов отличался целеустремленным и независимым характером.
В 15 лет тайком добрался до Анинского дацана (Хоринский район Бурятии), что в трёхстах километрах от его родных мест.
Итигэлов учился в этом дацане 23 года.

Со второй половины 1880-х гг. население Иркутского и Приамурского генерал-губернаторств привлекалось к всеобщей воинской повинности ограниченно. Но, поскольку Даши-Доржо Итигэлов был выходцем из казачьего сословия, он должен был нести воинскую повинность. Поэтому Хойто-ламахай попросил жителей Ойбонта вносить за Итигэлова в государственную казну плату за освобождение от военной службы. Люди вносили эту плату более полутора десятков лет, и Итигэлов смог продолжать свое образование.

Постигая учение Будды, он успешно защитил звание гэбши, затем габжи и прославился учёностью. В последующие годы Даши-Доржо Итигэлов совершенствовал полученные знания в Цугольском и Тамчинском дацанах, получая фундаментальные знания по тибетской медицине.

В 1898 году Даши-Доржо вернулся на родину, в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы и начал преподавать буддийскую философию (чойра) хуваракам, одновременно исполняя обязанности гэсхы-ламы[6] Согшон-дугана.

По легенде, 15 июня 1927 года XII Пандито Хамбо-лама Даша-Доржо Итигэлов сел в позу лотоса и собрал учеников. Он дал им последние наставления: «Вы навестите и посмотрите мое тело через 30 лет». Затем попросил их читать ради него «hуга Намши» — специальную молитву-благопожелание для умершего.
Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, XII Пандито Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов якобы ушел в нирвану.

Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода.

XII Пандито Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов был практиком высочайшего уровня. На основе сочинения Богдо Зонхавы «Дэмбэрэл Додба» он сделал всесторонний и качественный анализ Пустотности и достиг прямого постижения Пустоты — Великой реальности всех явлений. Он также создал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор». С 38 лет и до конца жизни по просьбе лам он написал более пятидесяти книг по буддизму.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *