Решение жилищных вопросов работников

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Решение жилищных вопросов работников». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Крупные компании все чаще задумываются об эффективных способах мотивации сотрудников. Удержать ключевых специалистов, молодежь или тех, чьи профессиональные компетенции представляют для работодателя особую ценность, становится все труднее. Ведь решившись поменять место работы, люди все равно выберут высокую зарплату. При этом ни один социальный пакет не станет определяющим, особенно если человек вынужден снимать квартиру или его семья находится в стесненных жилищных условиях. Максимальную лояльность своему предприятию, по утверждению кадровых экспертов, выказывают те работники, кому работодатель помогает решить квартирный вопрос.

– Жилищные программы – чрезвычайно эффективный способ удержания сотрудников на длительный срок, – говорит директор по персоналу ОАО «РусГидро» Вадим Галка. – Возможность приобрести дом или квартиру для многих граждан – недостижимая мечта. Причина, и это ни для кого не секрет, в высокой стоимости российского жилья. Цена квадратного метра даже в небольших городах вполне может конкурировать с европейскими странами, а зарплаты специалистов на порядок ниже. Непомерно высоки в России и ставки по ипотечным кредитам. В результате позволить себе собственные жилищные программы для сотрудников могут немногие российские компании.

В РусГидро поступили дальновидно, приняв в 2007 году решение о необходимости внедрения в компании программы улучшения жилищных условий работников.

– Программа эта целевая и направлена в первую очередь на приоритетные группы работников: молодых специалистов, сотрудников, приглашенных на новое место работы и переехавших в связи с этим из других регионов, производственных специалистов, занимающих ключевые должности на предприятиях, – пояснила руководитель социальных программ департамента управления персоналом ОАО «РусГидро» Татьяна Курбангалиева. – Все кандидаты проходят тщательный отбор сначала в филиале, а потом в подразделениях исполнительного аппарата. Окончательное решение о включении их в программу принимает Председатель Правления Общества.

В Уфе продолжается решение жилищных вопросов работников сферы ЖКХ

Итак, кто же может претендовать на участие в жилищной программе компании? Помимо вхождения в вышеперечисленные группы, работник должен удовлетворять следующим требованиям: иметь стаж работы в Обществе не менее года и положительные оценки профессиональных, корпоративных, менеджерских качеств; добросовестно исполнять трудовые обязанности, соблюдать правила внутреннего распорядка и требования по охране и безопасности труда. Неисполнение одного или нескольких этих условий может значительно повлиять на мнение комиссии при включении кандидатуры работника в жилищную программу.

Самые распространенные формы поддержки компании при решении жилищного вопроса – это предоставление работникам целевого беспроцентного займа на полную или частичную стоимость приобретаемого жилья и компенсация затрат по выплате банкам процентов по ипотечному кредиту. Помимо этого компания может компенсировать сотруднику затраты на оформление и получение ипотечного кредита и дополнительные расходы по его оформлению, а также затраты по аренде жилья. В каждом конкретном случае комиссия по социальной политике филиала определяет, какая из форм поддержки того или иного специалиста является наиболее целесообразной. При принятии решения о выделении целевого беспроцентного займа на приобретение жилья учитываются такие факторы, как состав семьи сотрудника, метраж имеющейся в собственности квартиры, средняя цена квадратного метра в регионе, а также корпоративные нормы общей площади на семью работника.

Стоит отметить, что на сегодняшний день они выше социальных и составляют:

  • 40 м² общей площади на семью из одного человека;
  • 52 м² – на семью из двух человек;
  • 20 м² на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек.

В скором времени жилищная программа компании расширится. Одно из направлений, над которым сейчас работает департамент управления персоналом, – это обеспечение молодых специалистов служебным жильем. С такой инициативой представители РусГидро неоднократно выступали в совете Министерства энергетики по кадровому потенциалу в ТЭК. «Надеемся, что наши предложения будут услышаны и в скором времени появится эффективный механизм строительства служебных домов», – подчеркнул Вадим Галка.

Новой формой корпоративной поддержки также может стать рефинансирование ипотечных кредитов работников. А для того чтобы сотрудники научного и проектного комплекса компании могли принять участие в программе «ипотечное кредитование молодых ученых», РусГидро планирует сотрудничать с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию. Также будут разработаны специальные программы для мотивации будущих работников объектов дальнего Востока.

Оксана Танхилевич

Очевидно, первая инстанция, куда вам следует обратиться – это Управляющая компания (УК). Напишите туда подробное заявление с теми замечаниями, которые вас не устраивают и … ничего не произойдет. А вы на что надеялись?.. 🙂

В лучшем случае вам ответят письменно. Вероятно, там будет какая-то отписка, ссылка на законодательные акты, инструкции, упоминания о задолженностях злостных неплательщиков и прочие малоинтересные вещи. Но, скорее всего, ваша проблема не будет решена. Не суть важно почему так произойдет – может действительно нет средств, возможно нет желания тратиться на устранение мелочей, которые не устраивают сердобольного жильца – просто будьте к этому готовы. Для решения проблем свои заявления следует рассылать по определенному алгоритму. Ниже поясню.

У вас может возникнуть вопрос: зачем же тратить время на бесполезную жалобу в УК, если это столь безнадежно? Отвечу: обратиться туда нужно. Письма в УК мало результативны, но часто необходимы как повод для последующей переписки с более авторитетными структурами, которые имеют больше компетенций в решении жилищных вопросов. При обращении в некоторые ведомства их служащие обоснованно выясняют: была ли с вашей стороны попытка привлечь к устранению замечаний того, кто по долгу службы должен это делать? К примеру, таковы теперь требования Роспотребнадзора при работе с обращениями граждан: первичную жалобу следует направить непосредственно той организации, к которой вы имеете претензии.

Само обращение составляется в простой письменной форме, но для регистрации и рассмотрения оно обязательно должно содержать:

  • Наименование организации
  • Название должности руководителя, которому адресовано заявление либо его фамилия с инициалами
  • Фамилия, имя, отчество заявителя
  • Почтовый адрес автора для отправки ответа
  • Суть обращения
  • Дата
  • Живая подпись заявителя

Куда обратиться с жалобой на ЖКХ: самый действенный способ

Поскольку Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) ответственна за контроль естественных монополий, то вполне уместно обратиться с ходатайством о проверке тарифов на услуги управляющей компанией.

Для обращения в эту инстанцию нет необходимости предварительно переписываться с УК, поскольку одна из прямых обязанностей ФАС – это рассмотрение жалоб на действия или бездействие уполномоченного органа, организаций и т.д.

Как уже отметил выше, перед обращением в Роспотребнадзор вам понадобится письменно обратиться в управляющую компанию и терпеливо ждать ее ответа в течение 30 дней. После этого ваше обращение в Роспотребнадзор будет рассмотрено, но при условии, что вы представите доказательства своего обращения в УК. То есть, приложите копию почтового уведомления об отправке либо копию жалобы с отметкой о ее принятии ответственным работником УК. В своем письме поясните, что вы обратились в управляющую компанию, но, по фактичесчкой ситуации:

  • Меры не приняты
  • Ответ не получен
  • Ответ компании вас не удовлетворил

В случае получения ответа УК, желательно вооружиться справочной юридической литературой или обратиться к профессиональному юристу за консультацией о возможных нарушениях в действиях обслуживающей организации. Ссылки на конкретные законодательные акты помогут придать действиям работников Роспотребнадзора нужное направление и принять к организации эффективные меры воздействия. Если этим моментом не озаботиться всерьез велика вероятность того, что Федеральная служба ответит стандартной отпиской.

  • Новая статья на сайте: «Новая программа от Сбербанка «СберПремьер»: особенности и условия», 15.05.2021
  • Новая статья на сайте: «Банковский вклад: что такое, виды, обязанности банка, права вкладчиков», 11.05.2021
  • Новая статья в разделе «Блог», 08.05.2021
  • Зачем оформляется закладная на квартиру при ипотеке и какие возможности она предоставляет банку
  • Вклады в Сбербанке: какие бывают, как выбрать, можно ли открыть через Сбербанк Онлайн
  • За нарушение ПДД на железнодорожном переезде оштрафуют в 5 раз больше с 1 мая 2021 года

Раздел 3. Схема и вид решения жилищного вопроса работника

  • Раздел объектов недвижимости между совладельцами и определение доли каждого;
  • Неправомерное заселение граждан на жилой площади;
  • Нарушение установленных правил пользования жилыми помещениями, размещение производственного оборудования в квартире или частном доме;
  • Конфликты с коммунальными организациями по вопросам недобросовестного выполнения работ. В эту категорию попадают споры, связанные с отсутствием отопления и горячей воды, неправомерным поднятием тарифов, ошибками в расчетах коммунальных платежей;
  • Перевод объектов недвижимости из нежилого фонда в жилой или наоборот;
  • Продление договора аренды;
  • Заселение или выселение граждан;
  • Снос аварийных зданий и дальнейшее расселение жильцов.

Согласно действующему законодательству жилищные споры можно рассматривать в административном или судебном порядке. Ни в одном нормативном правовом акте четко не указывается, какие категории дел находятся в судебной юрисдикции. Именно поэтому при выборе способа защиты прав заявителя юристы ориентируются на собственный опыт и практику рассмотрения подобных споров.

В последние годы на стадии досудебного урегулирования принято решать подобные категории дел:

  • Использование жилой площади не по прямому назначению;
  • Проведение самопроизвольной перепланировки;
  • Перевод из жилого фонда в нежилой без соответствующих разрешений от местных властей;
  • Признание помещения негодным к проживанию по причине незавершенного или некачественно проведенного ремонта.

Если ваша проблема относится к одной из вышеперечисленных категорий, необходимо уведомить жилищную инспекцию и действовать по следующему алгоритму:

  • Уведомить местную администрацию о возникшем жилищном споре;
  • Получить письменное подтверждение о том, что ваше обращение принято и зафиксировано должным образом;
  • Подготовить протокол, копии иска и иные документы, проверить их соответствие действующим правовым нормам;
  • Дождаться рассмотрения дела представителями инспекции;
  • Получить письменное решение на руки.

Если вынесенное решение не решает конфликт или кажется вам незаконным и несправедливым, можно самостоятельно обратиться в суд.

При рассмотрении дел в судебном порядке важно своевременно подать заявление и не пропустить срок исковой давности. Для большинства конфликтных ситуаций этот срок ограничивается тремя годами. Споры, связанные с дарением недвижимости, можно рассматривать в течение года, случаи заключения сделок под угрозой насилия, мошеннические действия в жилищной сфере – в течение пяти лет.

Многих интересует вопрос: можно ли при наличии веских доказательств обойтись без рассмотрения дела в суде? Не тратить время, не уплачивать госпошлину. Законодательство допускает решение жилищных споров без суда. Чаще всего это происходит, когда в качестве ответчика выступает близкий родственник, у истца отсутствует желание обращаться в суд, а конфликт касается качества выполненных работ. Взаимное согласие сторон на переговоры – повод решить конфликт быстро и без судебных тяжб.

Каждый случай рассматривается специалистов индивидуально, но мы постараемся разобрать наиболее типовые ситуации, которые встречаются в практике работы специалистов нашей компании.

Довольно распространенная проблема, ущерб от которой может исчисляться сотнями тысяч рублей. Конфликт неизбежен, но, если вторая сторона готова идти на переговоры и погасить причиненный ущерб, можно решить вопрос в досудебном порядке. Если договориться мирно не удалось, привлекайте грамотного адвоката, который поможет оценить причиненный ущерб и правильно составить исковое заявление в суд. Помните, что вы можете потребовать не только восстановление квартиры, но и компенсацию морального вреда.

Вопросы и ответы по жилищному праву

При покупке жилья иногда обнаруживается, что в квартире или доме остались прописанные жильцы или предыдущие владельцы. Решить эту проблему можно в судебном порядке, ведь одно только наличие документа, подтверждающее ваше право собственности, является веским аргументом для суда.

Иногда выселение требуется, если жильцы нарушают комфорт и интересы соседей, мешая совместному проживанию. Несоблюдение санитарных норм, шум, нарушение правопорядка – это серьезные причины для выселения через суд.

Еще один повод выселить человека – наличие у него внушительной задолженности по коммунальным платежам. Обычно в таких ситуациях местные власти принимают решение о переселении в квартиру меньшей площади. Разница в цене между объектами недвижимости идет на погашение долга.

Сложность жилищных споров в том, что правильное решение не всегда лежит на поверхности, а очевидные на первый взгляд выводы ошибочны. Даже опытный юрист не делает прогнозы до ознакомления с документами и изучения ситуации. Своевременная консультация поможет избежать ошибок, правильно сформулировать требования и разрешить конфликт с минимальными последствиями.

При определении доли недвижимого имущества нужны знание и понимание жилищного законодательства. Жилье в такой форме собственности разделяют по предварительному соглашению сторон, или на основании принятого решения суда. Если выделение доли в квартире невозможно без нанесения серьезного ущерба, то в процессе жилищного спора предполагают вариант возмещения стоимости, которая равноценна требуемой части.

Чтобы гарантировать выделение доли в квартире по праву наследования нужно обращаться к юристам. Жилищный адвокат проведет всесторонний анализ документов, определит права человека на часть квартиры и порекомендует, как действовать в дальнейшем – нотариально оформить отказ, получить документы на право собственности или стребовать денежный эквивалент.

Жилищные правоотношения возникают при подписании договора о найме жилья. Арендодатель при наличии таковых не может продать, подарить или передать в наследство – все эти действия нарушают подписанный с арендатором договор. Прекращение жилищных правоотношений может произойти при следующих факторах:

  • смерть арендатора;
  • порча и непригодность к проживанию;
  • несоответствие общих условий проживания;
  • завершение срока действия договора;
  • предварительный разрыв по соглашению сторон.

После расторжения договора все права и обязанности сторон аннулируются. Когда есть проблемы с жилищными правоотношениями юр консультация с адвокатом может помочь решить ряд спорных вопросов:

  • признать право пользоваться жилым помещением
  • отменить противозаконный акт об отказе
  • обжаловать отказ о вселении родственников
  • оспорить разрыв жилищных правоотношений.

ГК РФ Статья 453 п.1, п. 2, п. 3:

  1. При изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде.
  2. При расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
  3. В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке — с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.

По нормам, прописанным в ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имеет право сдавать помещение в аренду юридическим организациям только после переквалификации такого имущества в нежилое.

Смена целевого назначения объекта с точки зрения правового статуса проходит с учетом положений ЖК РФ и норм законодательства о градостроительной деятельности. Для изменения этих данных нужно обратиться в соответствующие государственные структуры и подать необходимую документацию.

В процессе подготовки документов, оформления заявления и его подачи, может возникать большое количество вопросов по юриспруденции, решить которые самостоятельно не получится. Для упрощения лучше обратиться за жилищной консультацией к юристам, которые помогут бесплатно:

  • подготовить документы;
  • оформить заявление по нормам;
  • получить требуемые согласования;
  • зарегистрировать изменения в соответствующем реестре.

Перевод в нежилой фонд не регламентирован в законодательстве по точному порядку действий. Поэтому такие вопросы решают, основываясь на региональных нормативных актах. Сформировать алгоритм действий для квартиры или дома при смене правового статуса жилого помещения в нежилое, можно при поддержке жилищного юриста.

Правовое решение жилищных споров

Согласно конституционному праву, жилье гарантированно каждому гражданину. Но, присутствуют пункты, по которым допускается лишение отдельных лиц прав на проживание и пользование имущества. Выселение из квартиры и снятие с регистрационного учета кого-либо допускается исключительно на основании судебного постановления.

ЖК РФ Ст.84 – Выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма:

Выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, производится в судебном порядке:

  1. с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма;
  2. с предоставлением других жилых помещений по договорам социального найма;
  3. без предоставления других жилых помещений.

Когда грозит судебное выселение, рекомендуют обращаться к юристам, которые разбираются с проблемами по ЖК. Консультация по жилищным делам поможет урегулировать взаимоотношения, защитить право на проживание, оградить себя от нарушений собственных интересов со стороны соседей.

Перепланировка помещений предполагает обязательное юридическое оформление изменений с внесением данных в реестры. Если не будет предварительного согласования с дополнением проектной документацией и разрешением, то могут возникать поводы для ряда законодательных последствий:

  • штрафы;
  • лишение прав на продажу;
  • административная и уголовная ответственность.

Самостоятельно разрешить такую проблему сложно, так как необходимо подготовить обширный перечень документации для получения разрешения и согласования перепланировки в соответствующих органах. Для ускорения процесса лучше получить консультацию жилищного юриста.

Людей, которые относятся к категории военнослужащих, можно назвать отделенной группой граждан, имеющих дополнительные послабления и права на социальную помощь со стороны государства. Жилищные вопросы касательно представителей этой профессии рассматривать исключительно с точки зрения правовых норм для военных, потому за юридическим разъяснением обращаются к консультации военнослужащих.

В процессе общения с военным юристом можно уточнить условия получения служебного жилья военнослужащим. Специалист также расскажет про тонкости имущественного права при получении наследства, дарственной на квартиру или ее продаже. Бесплатную помощь военнослужащим могут оказать юристы сайта.

В первую очередь это выделенные для группы лиц жилые объекты, которые используются временно. Квартирантами выступают разные категории граждан. Например, преподаватели, медики, военнослужащие, представители правоохранительных органов.


  • Квартира в многоквартирном жилом доме;
  • Частный дом для проживания;
  • Комната в общежитии.

Для проживания по закону выделяется недвижимость из общегосударственного либо муниципального жилищного фонда.


Консультация юриста по жилищному праву

Сказать надо о тех гражданах, которые не могут быть выселены из служебного помещения. Причем выселение может состояться только в том случае, если им предоставляется альтернативное и соразмерное жилье взамен. Без предоставления альтернативной квартиры даже по окончании трудовых отношений нельзя выселить:

  • Граждан, получивших статус инвалидов после того, как они получили травмы в результате военных конфликтов и противостояний либо ставших таковыми по причине контузий и травм, полученных при выполнении своих обязанностей, заданий или наличия профессионального заболевания;
  • Членов семьи граждан, проживающих по договору социального найма являющихся участниками ВОВ, семьи военных и партизан, павших либо пропавших без вести при обороне СССР или же при исполнении иных заданий относительно несения службы в армии;
  • Граждан с инвалидностью из числа служащих начальствующего и рядового звена Министерства МВД, МЧС, Государственной противопожарной службы, которые получили данный статус из-за ранений, контузий, и иных травм, полученных в ходе несения службы и военной обязанности;
  • Граждан, которые трудились в организации, на предприятии или в учреждении, которым на основании трудового договора была выделена служебная квартира. При этом трудовой стаж непрерывного характера должен быть не меньше десяти календарных лет;
  • Лиц, которые были освобождены от занимаемой должности и в силу этого им было положено жилое помещение, но они не прекратили сотрудничество со своим работодателем;
  • Граждан, которые были уволены по причине прекращения деятельности компании (ликвидации) или прекративших сотрудничество с работодателем по причине сокращения численности штата;
  • Членов семьи умершего лица, которым была выделена жилая квартира либо дом для проживания, одиноких граждан с которыми вместе проживают малолетние дети, инвалиды труда первой и второй группы.

Как видно данный список достаточно обширный и в него включены незащищенные категории населения, которые не смогут самостоятельно обеспечить себя жильем после выселения.


Вопрос о выселении граждан решает организация, с которой у проживающих был заключен договор. Решение о выселении не заставляет наймодателя предоставлять альтернативное жилое помещение гражданам для проживания, даже если у арендатора есть иная свободная площадь, особенно когда были прекращены трудовые отношения.

В законодательстве нашей страны был относительно недавно внесены ряд правок, которые касались вступления в силу обновленных положений Жилого кодекса в 2005 году. Если граждане ранее числились на учету по улучшению жилищных условий, то тогда их не могут выгонять из квартиры без предоставления другой площади. Такое положение прописано в статье №13 ФЗ №189 от 29 декабря 2014 года. В остальных случаях лица обязаны покинуть жилое помещение, если не имеются основания, обозначенные выше в статье.

Порядок выселения из служебного помещения не регламентирован, и он устанавливается следующим образом: очередь владелец квартиры или уполномоченная компания должны направить официальную записку арендаторам с требованием освободить объект в установленный период. Затем всё будет завесить от обстоятельств отношений между нанимателей и наймодателем.


Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает такое понятие, как расторжение договора найма. Поводом может служить соглашение сторон, воля собственника, желание самого нанимателя. Это может быть осуществлено при нарушении определенных правовых норм. В частности, при нарушении покоя соседей, при приведении помещения в негодность, пользовании жилым объектов в иных целях, нежели те, которые были определены ранее. Прекращается наем квартиры при физической утрате самого помещения или же при переходе ее к другому собственнику, с которым работник-наниматель в трудовых или служебных отношениях не состоит. Право на служебную квартиру сохраняется за работником или служащим только на время исполнения им своих обязанностей. Окончание срока службы или разрыв договора, контракта прекращают права пользования жильем и ведут к расторжению договора найма.

При отказе выселиться добровольно из помещения нанимателю высылается специальное уведомление. В нем сообщается о необходимости самому в указанный срок освободить занимаемую жилплощадь и вывезти из нее все ценные и личные вещи. Если в ходе заседания не было выявлено причин отказать в выселении, то решение суда, вступившее в силу, передается судебным приставам. Представители Федеральной службы судебных приставов будут производить принудительное выселение при отказе жильцов покинуть квартиру в добровольном и установленным нормами федерального и местного законодательства порядке.


В нашей жизни возникает немало конфликтных ситуаций, главным предметом спора в которых выступают жилищные права. Вселение и выселение из квартиры, приватизация собственности, паевое участие в строительстве, наследование жилплощади, заключение любых других договоров относительно недвижимости — причины конфликтов по жилищным вопросам неисчерпаемы. При этом мало знать основные законы — к ним существует масса дополнений, изменений; нужно знать юридические нюансы и особенности правоприменительной практики. Недостаток знаний и попытка самостоятельного решения жилищных споров может привести к значительному ущербу, увеличению рисков при заключении сделок по недвижимости. Грамотный юрист, разбирающийся в особенностях жилищного законодательства, весьма востребован. Помимо базового юридического образования адвокату по жилищным вопросам полагается иметь обширную практику в решении жилищных споров, следить за всеми изменениями в правовой сфере, иметь большой круг связей для получения любой консультации. Конечно, консультация юриста подобного уровня не бесплатна, однако экономия здесь может привести к плачевным результатам. Юрист по жилищным вопросам поможет в составлении необходимых документов, дальнейшем ведении дела, представительстве в судебных инстанциях, составлении обжалований и многом другом.

Правовые нормы по выселению граждан из квартир Верховный суд разобрал самые спорные моменты Жилищного кодекса

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддер жания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года.

Учитывая, что в связи с применением Жилищного кодекса Российской Федерации у судов возникли вопросы, требующие разрешения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности постановляет дать судам следующие разъяснения:

Общие положения

1. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

Защита жилищных прав в административном порядке путем обращения с заявлением или жалобой в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, являющемуся вышестоящим по отношению к лицу, нарушившему право, осуществляется только в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации или другим федеральным законом (часть 2 статьи 11 ЖК РФ). При этом судам необходимо учитывать, что право на обращение в суд за защитой жилищных прав сохраняется за лицом и в том случае, когда закон предусматривает административный порядок защиты жилищных прав. В случае несогласия с принятым в административном порядке решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в судебном порядке.

2. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом общей юрисдикции в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из жилищных правоотношений.

Дела по жилищным спорам рассматриваются в судах на основании исковых заявлений (заявлений) заинтересованных лиц, по заявлению прокурора, поданному на основании и в порядке, предусмотренных статьей 45 ГПК РФ, либо по заявлению лиц, указанных в статье 46 ГПК РФ.

3. Жилищные споры (о признании права на жилое помещение, о выселении из жилого помещения, о прекращении права пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника этого жилого помещения, о сохранении права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения, об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о признании недействительным решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма, о принудительном обмене занимаемого жилого помещения, о признании обмена жилыми помещениями недействительным и другие) исходя из положений статей 23 и 24 ГПК РФ рассматриваются по первой инстанции районным судом.

Жилищное право — тесты МУ им. Витте (МИЭМП) с ответами

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.01.92 N 34, от 23.07.93 N 726, от 28.02.96 N 199)

В связи с введением в действие Жилищного кодекса РСФСР и в целях совершенствования порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений Совет Министров РСФСР постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР.

2. Советам Министров автономных республик, исполнительным комитетам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов:

а) на основании Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных настоящим постановлением, с учетом местных условий разработать и по согласованию с советами профессиональных союзов утвердить правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в автономной республике, крае, области, городах Москве и Ленинграде;

б) определить порядок выделения жилой площади для обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и пользующихся правом внеочередного и первоочередного получения жилых помещений.

3. Исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов, на которые возложены функции единого заказчика по строительству в городах подрядным способом жилых домов, ежегодно после утверждения плана экономического и социального развития составлять и утверждать при участии советов профессиональных союзов планы распределения жилой площади в жилых домах, подлежащих вводу в эксплуатацию, по предприятиям, учреждениям и организациям, строго руководствуясь статьей 24 Жилищного кодекса РСФСР.

4. Признать утратившими силу:

а) постановление Совета Министров РСФСР от 9 мая 1963 г. N 591 «Об упорядочении распределения жилой площади и учета граждан, нуждающихся в жилье» (СП РСФСР, 1963 г., N 10, ст. 64);

б) постановление Совета Министров РСФСР от 19 октября 1965 г. N 1178 «О дополнении пункта 4 постановления Совета Министров РСФСР от 9 мая 1963 г. N 591» (СП РСФСР, 1965 г., N 24, ст. 151);

в) постановление Совета Министров РСФСР от 9 июня 1967 г. N 420 «О частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 9 мая 1963 г. N 591 «Об упорядочении распределения жилой площади и учета граждан, нуждающихся в жилье» (СП РСФСР, 1967 г., N 15, ст. 77).

Председатель
Совета Министров РСФСР
В.ВОРОТНИКОВ

Зам. Управляющего делами
Совета Министров РСФСР
А.ЕРМОЛАЕВ

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Совета Министров РСФСР
от 31 июля 1984 г. N 335

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.01.92 N 34, от 23.07.93 N 726, от 28.02.96 N 199)

1. Настоящими Правилами в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик и Жилищным кодексом РСФСР устанавливается единый порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, обязательный для исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений (именуются в дальнейшем — предприятия, учреждения и организации) расположенных на территории РСФСР. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.01.92 N 34, от 23.07.93 N 726)

2. На учет для получения жилых помещений принимаются граждане, постоянно проживающие в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР) и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

3. Жилые помещения предоставляются гражданам в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма и на условиях аренды, как правило, в виде отдельной квартиры на семью. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.07.93 N 726)

4. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены жилищно-строительных кооперативов, граждане, имеющие жилой дом в собственности, и другие граждане, проживающие в этих домах, обеспечиваются жилыми помещениями на общих основаниях. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.01.92 N 34)

5. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установление очередности на получение жилой площади, а также ее распределение осуществляются под общественным контролем и с соблюдением гласности.

При исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских Советов народных депутатов создаются общественные комиссии по жилищным вопросам в составе: заместителя председателя исполнительного комитета (председатель комиссии), представителя совета профессиональных союзов (заместитель председателя комиссии), депутатов местного Совета, представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Состав комиссии и порядок ее работы утверждаются исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов.

6. Лица, виновные в нарушении порядка постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятия с учета и предоставления гражданам жилых помещений, а также несоблюдении установленных сроков заселения жилых домов и жилых помещений, несут ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.

7. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Для инвалидов Великой Отечественной войны, семей погибших воинов и приравненных к ним в установленном порядке лиц, а также для других категорий граждан, из числа имеющих право на первоочередное получение жилых помещений (пункт 23 настоящих Правил), могут быть предусмотрены основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, если обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи выше уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;

б) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

в) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;

г) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

д) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

е) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, квартирах, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющие другой жилой площади. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.01.92 N 34)

В правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений с учетом местных условий устанавливается продолжительность проживания граждан в общежитиях и на условиях поднайма либо найма жилых помещений в случаях, указанных в подпунктах «д» и «е» настоящего пункта, а также могут быть предусмотрены дополнительные основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

8. Обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание с регистрацией по месту жительства в данном населенном пункте.

(в ред.Постановления Правительства РФ от 28.02.96 N 199)

В порядке исключения с разрешения Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, Московского и Ленинградского городского Советов народных депутатов и соответствующего совета профессиональных союзов на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы могут быть приняты рабочие и служащие, длительное время добросовестно работающие на предприятиях, в учреждениях, организациях, проживающие в другом близлежащем населенном пункте и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

9. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.

10. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию — также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию, а в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, — работники медицинских, культурно-просветительных учреждений, предприятий общественного питания и других предприятий, учреждений, организаций, непосредственно обслуживающие трудовые коллективы данных предприятий, учреждений, организаций.

На крупных предприятиях, в организациях учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может быть организован по цехам и подразделениям. В таких случаях члены семьи, работающие на одном предприятии, в организации, по их желанию принимаются на учет каждый в своем цехе, подразделении.

11. Ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется:

в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов — отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами;

на предприятиях, в учреждениях, организациях — должностными лицами, специально назначенными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом.

12. Для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.

Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (Приложение N 1).

13. Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях — жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме (Приложение N 2). После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации.

14. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы — совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.

О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.

15. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.

Юрист по решению жилищного вопроса

31. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, а также предприятия, учреждения, организации в соответствии с утвержденным планом распределения жилой площади ежегодно составляют списки граждан, которым намечается предоставление жилой площади в текущем году, исходя из очередности предоставления жилых помещений (пункт 22 настоящих Правил). Списки о предоставлении жилых помещений вывешиваются для общего сведения.

32. Не допускается предоставление жилых помещений гражданам, не состоящим на учете, за исключением случаев неотложного расселения граждан (в связи со стихийным бедствием, из домов (жилых помещений), грозящих обвалом, подлежащих сносу домов и т.п.), а также в других случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР.

33. Перед предоставлением жилых помещений граждане должны вновь представить соответственно в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов, администрации предприятия, учреждения, организации документы, предусмотренные пунктом 12 настоящих Правил, а также письменное обязательство совершеннолетних членов семьи об освобождении ими после получения жилого помещения ранее занимаемой жилой площади.

34. Общественная комиссия по жилищным вопросам при исполнительном комитете местного Совета народных депутатов или жилищно-бытовая комиссия профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации перед предоставлением жилых помещений вновь проверяет жилищные условия каждого очередника и вносит предложение соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации о предоставлении жилых помещений для заселения.

35. В домах муниципального жилищного фонда жилые помещения предоставляются гражданам по решению исполнительного комитета районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.07.93 N 726)

36. В домах ведомственного жилищного фонда жилые помещения предоставляются гражданам по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, — по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.

37. В домах общественного жилищного фонда жилые помещения предоставляются гражданам по совместному решению органа соответствующей организации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответственно районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.

38. Разногласия, возникшие между администрацией предприятия, учреждения, организации и профсоюзным комитетом по вопросам предоставления жилых помещений, рассматриваются вышестоящей организацией, в ведении которой находится данное предприятие, учреждение, организация, и вышестоящим органом профессионального союза.

39. Списки граждан на получение жилых помещений предоставляются предприятиями, учреждениями, организациями в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов за два месяца до сдачи дома в эксплуатацию с целью соблюдения установленного срока заселения жилых помещений (пункт 44 настоящих Правил).

40. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов при утверждении совместных решений администрации и профсоюзных комитетов о предоставлении жилых помещений рабочим и служащим не вправе включать в списки предприятий, учреждений, организаций других граждан. Если в решении администрации и профсоюзного комитета о предоставлении жилых помещений работнику допущено нарушение правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, это решение с замечаниями исполнительного комитета местного Совета народных депутатов возвращается соответствующему предприятию, учреждению, организации на дополнительное рассмотрение.

41. Жилые помещения, освобождающиеся в домах, переданных государственными предприятиями, учреждениями, организациями исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов, а также жилые помещения, освобождающиеся в домах, построенных с привлечением в порядке долевого участия средств предприятий, учреждений, организаций, заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий работниками этих предприятий, учреждений, организаций. Указанный порядок заселения применяется независимо от времени передачи или окончания строительства жилого дома.

47. На основании решения о предоставлении жилого помещения по договору найма в доме государственного, муниципального или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер по установленной форме (Приложение N 4) , который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.01.92 N 34, от 23.07.93 N 726)

Приложение N 4 не приводится.

Бланки ордеров хранятся в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов как документы строгой отчетности.

48. Выдача ордеров на заселение жилых помещений производится в точном соответствии с решением о предоставлении жилого помещения отделом по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами.

Ордер может быть выдан только на фактически свободное жилое помещение.

49. Ордер выдается непосредственно гражданину, которому предоставляется жилое помещение или, в исключительных случаях, другому лицу по доверенности, удостоверенной в установленном порядке.

При получении ордера должны быть предъявлены паспорта (свидетельства о рождении) или другие заменяющие их документы на всех членов семьи, подлежащих включению в ордер, а также письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи на переселение в предоставленное жилое помещение.

50. Выдача ордера на жилое помещение может быть приостановлена исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов в случаях:

когда фактический состав семьи не соответствует указанному в решении о предоставлении жилого помещения;

выявления других обстоятельств, которые могли повлиять на решение вопроса о предоставлении жилого помещения.

51. При вселении в предоставленное жилое помещение ордер должен быть сдан в жилищно-эксплуатационную организацию, где он хранится как документ строгой отчетности.

52. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

Это главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации. Основная задача – выполнение функций исполнительного органа в сфере жилнадзора за работой ТСЖ, УК, ЖКС и других управляющих структур в сфере ЖКХ на территории России.

Управление находится в подчинении у вице-губернаторов, региональных министерств по делам ЖКХ. В каждом регионе имеются свои ГЖИ.

Функции жилищной инспекции РФ обширны. Жилищная инспекция осуществляет надзор за разными объектами и субъектами:

  • Контроль состояния придомовых территорий, тротуаров, покрытий.
  • Наблюдение за работой причастных организаций, которые управляют МКД (многоквартирными домами), общим имуществом (управляющих компаний, ЖСК, ЖКХ, ТСЖ).
  • Контроль состояния домов в управлении, мониторинг признаков разрушения, обветшалости, трещин, объем разрушений и повреждений, функционирование дверей и окон, состояние арматуры, электропроводки.
  • Наблюдение за соблюдением правил пожарной безопасности домов в управлении.
  • Санитарно-гигиенический контроль МКД, уборка, очистка местной территории, вывоз снега и мусора, озеленение, благоустройство прилегающего участка.
  • Отслеживание состояния инженерных коммуникаций.
  • Проведение мероприятий по энергосбережению.
  • Выдача лицензий УК, лишение лицензий и организация исков в отношении исполнительных организаций через суд.

Из этих функций происходят права и обязанности жилищной инспекции РФ:

  • Вести плановые и нерегулярные проверки в работе УК.
  • Делать запрос от госорганов и юрлиц на информацию, касающуюся проведения любых проверок.
  • Проводить инспекцию многоквартирных домов, расследований и экспертиз, которые необходимы для проверки соблюдения норм законодательства по эксплуатации жилья.
  • Проверять документы: протоколы собраний жителей, на создание ТСЖ, избрание председателей, выбора УК.
  • Выдавать предписания по поводу устранения нарушений по итогам проверок, протоколы административных нарушений.
  • Направление материалов по возбуждению уголовных дел в правоохранительные органы.

ГЖИ обладает рядом полномочий по защите прав собственников, может лишить лицензии управляющую компанию, ликвидировать ТСЖ или потребительского кооператива.

Также жилищная инспекция РФ отвечает за развитие в стране отрасли ЖКХ, создание здоровой конкуренции, привлечение граждан к управлению жилфондами, обеспечением сохранности фондов, ремонта и всестороннего улучшения.

Главный жилищный инспектор функционирует на основе положений Жилищного кодекса РФ (п. 5 ст. 20). Ведущим документом является Постановление Правительства РФ от 2013 г. 493-ФЗ («О государственном жилнадзоре»). В этом документе было заменено слово «контроль» на термин «надзор».

В работе ГЖИ учитываются другие постановления Правительства РФ, изменения в ЖК РФ, «Закон о защите прав юрлиц» (за 1994-2020 гг.).

В столице действует особое «Положение о ГЖИ Москвы» №493, имеющее федеральный статус. Также есть особое постановление московского правительства №336-ПП 2011 г., где закреплены правовые основания для работы Мосжилинспекции и Государственной жилищной инспекции Московской области:

  • Лицензирование управления МКД в Москве и Московской области.
  • Согласование работ по перепланировке.
  • Ведение регионального надзора за работой ЖИ каждого административного округа.

В каждом регионе РФ принимаются местные положения об основании и функционировании местных организаций ГЖИ.

Постановление Совмина РСФСР от 31.07.84 N 335

входит в рейтинг лучших юридических фирм Ижевска. Гарантии по развитию дела предоставляет адвокат по жилищным вопросам после рассмотрения всех материалов. В любом случае вмешательство правового защитника увеличивает шансы на успех.

В досудебном порядке юрист оценивает ситуацию, разрабатывает дальнейшую схему действий, составляет жалобы и претензии. Если мирно решить конфликт не удалось, то специалист составит иск, ходатайство и другие необходимые документы. Также правовой защитник представит интересы клиента в суде.

После того, как в силу вступили новые поправки к Жилищному Кодексу РФ, «точкой отсчета» для определения нуждающегося в улучшении жилищных условий стали 15 квадратных метров занимаемой площади на одного члена семьи. Хотя в некоторых регионах России эти нормативные квадратные метры несколько отличаются. Теперь граждане, обеспеченные 15-ю кв. метрами жилья и более, если они отвечают всем нормам жилых помещений и требованиям санитарной службы, не могут быть поставлены на учет как нуждающиеся в жилье.

Приведем простой пример. Допустим в квартире общей площадью в 60 кв. метров проживает четыре человека – двое родителей и двое детей. Если ранее дети, достигшие возраста совершеннолетия, могли встать на учет по улучшению жилищных условий, так как по документам им не принадлежала та жилплощадь, на которой они проживают с владельцами-родителями, то по нынешнему законодательству вся жилая площадь квартиры делится на четырех человек. Теперь повзрослевшие дети лишаются права считаться нуждающимися в жилье, так как имеют те самые 15 кв. метров в своем распоряжении.

Точно такие же нормы распространяются и на разведенных супругов, если они совместно владеют жильем в 30 кв. метров или более. Однако с принятием поправок к Жилищному законодательству РФ не лишено смысла понятие «проживание в одной комнате матери с сыном». Допустим, мать и сын живут в однокомнатной квартире. Даже если их общая площадь квартиры превышает 30 кв. метров по достижению 18 лет сын имеет право на улучшение своих жилищных условий.

Если ранее семья стояла в очереди на улучшение жилищных условий и имела детей, то после совершеннолетия ребенка из этой семьи, он мог на правах полноправного гражданина РФ претендовать отдельно на улучшение своего жилья. Другими словами, очередь разделялась, но не с момента наступления совершеннолетия ребенка, а с того времени, когда его родители или опекуны изначально вставали на учет по улучшению жилья.

Согласно вновь принятым поправкам к Закону Жилищного Кодекса, раздел очереди на улучшение жилья теперь считается с момента совершеннолетия ребенка (после 18 лет) или на момент заключения им брака (если брак зарегистрирован раньше его 18-летия). При этом поправка действует только в том случае, если 18-летний гражданин на момент подачи заявления об улучшении жилищных условий не имеет дополнительно приобретенного жилья с правом личной собственности (купленное, подаренное, унаследованное и т.д.).

Во вновь принятом законодательстве Жилищного Кодекса учтены также права внебрачных детей, родившихся после расторжения брака, или усыновленных , если они, конечно, не имеют собственного жилья на момент подачи заявления. При этом в доме или квартире их родителей или опекунов, за ними больше не числятся квадратные метры жилья, если они самостоятельно встали на учет.

1. Необходимо собрать пакет документов:
— Справка о регистрации жилья для каждого члена семьи;
— Копии документов на владение собственностью на момент подачи заявления;
— Копии охранных свидетельств о бронируемой жилплощади, если таковая имеется во владении;
— Копии санитарных паспортов, для проживающих в общежитиях или коммунальных квартирах;
— Справки с места работы или учебы всех членов семьи;
— Справки о характеристиках имеющегося в наличии жилья;
— Подлинники и копии паспортов, военных билетов, пенсионных удостоверений, свидетельств о рождении (для несовершеннолетних детей), документов о вступлении в брак или о расторжении брака, свидетельств о смерти, а также справки о хронических заболеваниях у членов семьи.

3. После истечения срока рассмотрения предоставленных документов заявителю дается ответ из органов местного самоуправления в письменной форме о включении его в список очередников (с указанием номера в очереди) или об отказе , с объяснением невозможности постановки на учет.

4. Если заявитель проживает в общежитии или в , тогда ему дополнительно понадобится: ходатайство с места работы о предоставлении улучшенного жилья, копия трудовой книжки и акт межведомственной комиссии с признанием его нынешнего жилья непригодным для проживания.

В заключение хочется сказать, что принятие новых поправок к Жилищному Кодексу РФ в скором времени никак не решит проблему с обеспечением жильем всех нуждающихся. По оценке экспертов, чтобы обеспечить всех граждан РФ жильем по существующим законодательным нормам, на данный момент времени состоящих в списках очередников, потребуется не менее 20 лет, с учетом строительства новых жилых объектов. При этом следует учитывать, что очередь на улучшение жилищных условий с каждым годом не уменьшается, а наоборот, только увеличивается.

Дополнительно гражданин должен быть признан малоимущим, то есть уровень дохода его семьи должен быть ниже прожиточного минимума, установленного на одного человека в регионе проживания семьи.

Кроме того, существует ряд категорий, которые имеют право на получение жилья, даже если не будут признаны малоимущими. Сюда относятся:

  • военнослужащие;
  • сироты;
  • лица, лишившиеся жилья из-за природных катаклизмов или катастроф;
  • ветераны ВОВ;
  • жильцы аварийных домов;
  • лица, страдающие от хронических болезней и патологий, опасных для окружающих;
  • лица, переселившиеся не по собственной воле, а из-за ряда обстоятельств;
  • граждане, переехавшие из районов Крайнего Севера со сложными условиями проживания;
  • многодетные семьи (см. также – другие способы получения жилья многодетным семьям);
  • инвалиды.

Кроме основных категорий граждан, которые имеют право получить жилье в порядке живой очереди, выделяют также внеочередников, которые должны получить жилье в первую очередь. Сюда относятся:

Прокуроры РФ.

Работники образования, состоящие на учете как нуждающиеся в жилье.

Дети-инвалиды, которые являются сиротами или же лишены попечения родителей и проживают в социальных учреждениях.

Лица, жилье которых признано аварийным и непригодным для проживания и ремонта.

Лица, страдающие от следующих заболеваний:

  • открытых форм туберкулеза;
  • злокачественных опухолей, характеризируемых обильными выделениями;
  • тяжелых форм психических расстройств;
  • хронических психических заболеваний;
  • тяжелых форм эпилепсии;
  • гангрены;
  • абсцесса легкого;
  • кишечных и уретральных свищей;
  • болезней кожи с обильными ее отделениями;
  • пиодермией гангренозной.

Если граждане имеют желание воспользоваться своим правом на социальное жилье, необходимо проделать следующий порядок действий:

  1. Получить статус человека, нуждающегося в жилье, или подтвердить свою причастность к категориям лиц, претендующим на социальное жилье. Данный факт нужно установить в районном управлении социальной защиты населения.
  2. Собрать пакет документов для поставки на очередь, который будет рассмотрен в следующем разделе.
  3. Отправить документы в районный отдел жилищного управления или в городскую администрацию.

Во многих крупных городах семья признается малоимущей и ставится на учет единовременно. Как правило, делается это при наличии департамента по жилищной политике.

При положительном решении семья ставится на учет и получает уведомление, в котором указывается, в какой срок может получить копию решения о поставке на учет.

Для того чтобы вас внесли в очередь на получение жилья, необходимо обратиться в местный райисполком или горисполком и предоставить следующий пакет бумаг:

  1. Заявление, в котором излагается просьба о постановке в очередь. Оно должно быть подписано всеми членами семьи заявителя. Образец заявления предлагается скачать здесь.
  2. Копии и оригиналы паспортов семьи заявителя.
  3. Свидетельство о рождении лиц, не имеющих паспорта по возрасту.
  4. Свидетельство о заключении брака или его расторжении.
  5. Бумага, подтверждающая, что вы являетесь льготником.
  6. Документ, подтверждающий, что вы нуждаетесь в улучшении жилищных условий.
  7. Справка о составе семьи, взятая в ЖКХ.
  8. ИНН, если он имеется.
  9. Бумаги, подтверждающие наличие или отсутствие у заявителя и каждого члена его семьи другого жилого помещения в собственности.

После подачи заявления в течение 30 дней комиссия рассматривает ваши бумаги и выносит решение о постановке на учет. После этого вы становитесь в очередь и получаете порядковый номер.

На деле же получение жилья может растянуться на долгие десятилетия. К примеру, тем, кто хочет получить социальное жилье в Сургуте, по последним подсчетам, придется простоять в очереди около 70-80 лет.

Связаны такие большие сроки и с малым социальным жилищным фондом, и с тем, что кроме очередных получателей квартир, выделяют также вне очередных, которых получают свои метры гораздо раньше, хотя и им приходится стоять в очереди за квартирой.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *