Снятие с регистрационного учета по месту жительства регламент

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Снятие с регистрационного учета по месту жительства регламент». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

61. Услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, и документы, выдаваемые организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги, нормативными правовыми актами не предусмотрены.

62. Плата за предоставление государственной услуги не взимается.

63. Плата за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, не взимается в связи с отсутствием таких услуг.

64. Время ожидания заявителя в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления такой услуги не должно превышать 15 минут.

78. Основными показателями доступности предоставления государственной услуги являются:

78.1. Расположение помещений, предназначенных для предоставления государственной услуги, в зоне доступности к основным транспортным магистралям, в пределах пешеходной доступности для граждан.

78.2. Наличие полной и понятной информации о порядке и сроках предоставления государственной услуги в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет), средствах массовой информации.

78.3. Возможность подачи заявлений о регистрации по месту пребывания или по месту жительства, снятии с регистрационного учета непосредственно в орган регистрационного учета, либо через лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, либо с использованием Единого портала.

78.4. Возможность получения заявителем сведений о ходе рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги с помощью Единого портала.

78.5. Возможность получения заявителем уведомлений о предоставлении государственной услуги с помощью Единого портала.

78.6. Возможность получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.

79. Основными показателями качества предоставления государственной услуги являются:

79.1. Своевременность предоставления государственной услуги в соответствии со стандартом ее предоставления, установленным Административным регламентом.

79.2. Минимально возможное количество взаимодействий заявителя с должностными лицами, участвующими в предоставлении государственной услуги.

79.3. Отсутствие обоснованных жалоб на действия (бездействие) должностных лиц органа регистрационного учета и их некорректное (невнимательное) отношение к заявителям.

79.4. Доступность предоставляемой заявителям информации о сроках, порядке предоставления государственной услуги, документах, необходимых для ее предоставления.

79.5. Отсутствие нарушений установленных сроков в процессе предоставления государственной услуги.

79.6. Отсутствие заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, принимаемых (совершенных) при предоставлении государственной услуги, по итогам рассмотрения которых вынесены решения об удовлетворении (частичном удовлетворении) требований заявителей.

80. Заявитель вправе получить в день обращения справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства.

81. Заявитель направляет заявление о регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

82. Заявитель предоставляет ответственным лицам информацию, необходимую для заполнения форм федерального статистического наблюдения.

83. Формы федерального статистического наблюдения:

83.1. Составляются на граждан, в том числе на несовершеннолетних детей:

83.1.1. При регистрации по месту пребывания на срок девять месяцев и более.

83.1.2. При регистрации по месту жительства, включая случаи регистрации в связи с получением паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в результате приобретения гражданства.

83.1.3. При снятии с регистрационного учета по месту жительства в связи с выбытием за пределы Российской Федерации.

83.2. Не составляются на граждан, в том числе на несовершеннолетних детей:

83.2.1. У которых не было места жительства.

83.2.2. Зарегистрированных по месту пребывания и не имевших регистрации по месту жительства.

83.2.3. Изменивших место жительства в пределах одного города (не имеющего районного (окружного) административно-территориального деления), одного района (округа) в городе, одного поселка городского типа.

83.2.4. В случае регистрации по месту жительства (пребывания) в связи с рождением.

83.2.5. Снятых с регистрационного учета в связи со смертью.

84. При предоставлении государственной услуги в электронной форме с использованием Единого портала заявителю обеспечивается возможность подачи заявления и документов, предусмотренных пунктами 42 и 52 Административного регламента, а также информирование о ходе рассмотрения заявления.

85. Формирование запроса о предоставлении государственной услуги на Едином портале осуществляется посредством заполнения заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета без необходимости дополнительной подачи запроса в какой-либо иной форме.

86. На Едином портале размещаются образцы заполнения электронной формы заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета. При направлении заявления и прилагаемых к нему документов в электронной форме используется простая электронная подпись.

87. Заявитель, получивший посредством электронного сообщения с использованием Единого портала уведомление о прекращении рассмотрения и списании в архив заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета, направленного в форме электронного документа, вправе подать новое заявление в форме электронного документа через Единый портал либо обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.

88. Для приема документов от гражданина, признанного недееспособным или не имеющего возможности по состоянию здоровья обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, по его просьбе, просьбе законных представителей или родственников, оформленной в письменном виде, осуществляется выход (выезд) должностного лица органа регистрационного учета, ответственного за прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, по месту предполагаемой регистрации гражданина.

90. Основанием для начала административной процедуры является подача лично заявителем заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета и прилагаемых документов, необходимых для предоставления государственной услуги, оформленных надлежащим образом:

на бумажном носителе ответственному лицу с представлением документов, предусмотренных пунктами 40, 41, 44 — 50 Административного регламента;

на бумажном носителе в орган регистрационного учета посредством почтового отправления, с представлением документов, предусмотренных пунктом 43 Административного регламента;

на бумажном носителе непосредственно в орган регистрационного учета с представлением документов, предусмотренных пунктом 51, подпунктом 53.1 пункта 53, подпунктом 54.1 пункта 54 Административного регламента;

в форме электронного документа с использованием Единого портала.

91. В целях предоставления государственной услуги осуществляется прием заявителей по электронной записи посредством Единого портала в соответствии с подпунктом «е» пункта 1 Положения о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 861, телефонной связи, либо при личном обращении гражданина в орган регистрационного учета.

91.1. Заявителю предоставляется возможность записи в любые свободные для приема дату и время в пределах установленного в подразделении по вопросам миграции графика приема заявителей.

91.2. Орган регистрационного учета не вправе требовать от заявителя совершения иных действий, кроме прохождения идентификации и аутентификации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, указания цели приема, а также предоставления сведений, необходимых для расчета длительности временного интервала, который необходимо забронировать для приема.

91.3. При определении времени приема по телефону должностное лицо органа регистрационного учета назначает время на основе графика запланированного приема граждан с учетом времени, удобного заявителю. Гражданину сообщается время посещения и номер кабинета, в который следует обратиться.

91.4. При личном обращении гражданину выдается талон-подтверждение.

92. Заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета представляются ответственному лицу либо в орган регистрационного учета по месту нахождения жилого помещения за исключением случая, предусмотренного подпунктом 54.1 пункта 54 Административного регламента.

93. До передачи в орган регистрационного учета документов ответственные лица:

93.1. Проверяют в присутствии заявителя комплектность представленных документов, полноту и правильность их заполнения, тождественность личности заявителя с лицом, изображенным на фотографии в паспорте, паспорте гражданина Российской Федерации, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

93.2. Удостоверяют подписи заявителя и лица, предоставившего жилое помещение, в заявлениях о регистрации, снятии с регистрационного учета.

93.3. Представляют в орган регистрационного учета заявления о регистрации, формы федерального статистического наблюдения, заполненные при наличии технической возможности с применением программных средств, использующих технологию автоматизированного формирования и распознавания машиночитаемой информации.

93.4. Передают в срок не позднее трех календарных дней со дня приема заявления по описи в орган регистрационного учета заявления о регистрации и документы, предусмотренные пунктами 41, 44 — 47, 49 — 51 Административного регламента.

94. Опись, предусмотренная подпунктом 93.4 пункта 93 Административного регламента, составляется в двух экземплярах. Один экземпляр передается в орган регистрационного учета, где подшивается в дело и хранится в течение 5 лет, второй экземпляр с подписью (с расшифровкой фамилии) и датой приема заявления и документов передается лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.

95. При наличии технической возможности взаимодействие между многофункциональными центрами и органами регистрационного учета осуществляется с использованием СМЭВ в электронной форме.

96. При отсутствии у многофункционального центра технической возможности осуществления взаимодействия в электронной форме заявления о регистрации и документы, предусмотренные пунктами 41, 44, 49, 50 Административного регламента, передаются в орган регистрационного учета на бумажном носителе.

97. Заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета с приложением предусмотренных пунктами 40, 41, 44 — 51 Административного регламента надлежащим образом оформленных документов передаются ответственным лицом в орган регистрационного учета в срок не позднее трех календарных дней после их представления заявителем ответственному лицу.

98. Должностное лицо органа регистрационного учета при поступлении заявлений о регистрации, снятии с регистрационного учета от ответственных лиц либо посредством почтового отправления рассматривает их в день поступления и:

98.1. Проверяет правильность и полноту заполнения заявления и наличие надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных пунктами 40, 41, 43 — 51 Административного регламента, на наличие установленных пунктом 58 Административного регламента оснований для отказа в приеме документов.

98.2. Вносит и сохраняет в системе «Мир» сведения, содержащиеся в заявлениях о регистрации, снятии с регистрационного учета.

106. Основанием для начала административной процедуры является непредставление заявителем документов, предусмотренных подпунктом 41.2 пункта 41, подпунктом 42.2 пункта 42, подпунктом 43.2 пункта 43, подпунктом 49.2 пункта 49, подпунктом 52.2 пункта 52 Административного регламента, а также возникновение сомнений в действительности указанных документов.

107. При наличии технической возможности межведомственные запросы направляются посредством системы «Мир» в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

108. Межведомственные запросы направляются в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявлений в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченную организацию либо подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, выдавшие соответствующий документ.

109. Направление межведомственного запроса в бумажном виде допускается только в случае невозможности направления межведомственных запросов в электронной форме в связи с подтвержденной технической недоступностью или неработоспособностью в течение суток сервисов органа, в который направляется межведомственный запрос, по адресу, зарегистрированному в СМЭВ, либо неработоспособностью защищенной сети передачи данных, либо направлением в органы и организации, не зарегистрированные в СМЭВ.

110. Межведомственный запрос в бумажном виде заполняется в соответствии с требованиями статьи 7.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

111. Результаты проверок отмечаются в заявлении и заверяются подписью должностного лица, проводившего проверку, с указанием его фамилии и инициалов, даты и времени получения результатов.

112. Ответы на запросы в бумажном виде приобщаются к заявлению.

113. Результатом административной процедуры является получение в рамках межведомственного взаимодействия информации (ответов), необходимой для предоставления государственной услуги.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» и Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2939; 1996, N 18, ст. 2144; 1997, N 8, ст. 952; 1998, N 6, ст. 783; 2000, N 13, ст. 1370; 2002, N 34, ст. 3294; 2004, N 52, ст. 5493; 2008, N 14, ст. 1412; 2010, N 37, ст. 4701; N 46, ст. 6024; 2011, N 44, ст. 6282; 2012, N 17, ст. 1986; N 22, ст. 2866; 2014; N 26, ст. 3577; N 34; ст. 4667; 2015, N 1, ст. 262; N 11, ст. 1601; 2016, N 7, ст. 982; 2017, N 1, ст. 195; N 23, ст. 3330.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908; N 36, ст. 4903; N 50, ст. 7070; N 52, ст. 7507; 2014, N 5, ст. 506; 2017, N 44, ст. 6523.

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской федерации.

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях организовать изучение настоящего приказа и обеспечить выполнение его требований уполномоченными должностными лицами, участвующими в оказании государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации но месту пребывания и но месту жительства в пределах Российской Федерации.

3. Признать не подлежащими применению:

3.1. Приказ ФМС России от 11 сентября 2012 г. N 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» .

Зарегистрирован в Минюсте России 2 апреля 2013 года, регистрационный N 27963.

3.2. Приказ ФМС России от 15 июля 2013 г. N 311 «О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. N 288» .

Зарегистрирован в Минюсте России 24 июля 2013 года, регистрационный N 29137.

3.3. Пункт 3 приложения к приказу ФМС России от 21 января 2014 г. N 23 «О внесении изменений в нормативные правовые акты ФМС России» .

Зарегистрирован в Минюсте России 27 марта 2014 года, регистрационный N 31743.

3.4. Приказ ФМС России от 19 января 2015 г. N 6 «О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. N 288» .

Зарегистрирован в Минюсте России 20 февраля 2015 года, регистрационный N 36135.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковника полиции А.В. Горового.

Министр
генерал полиции
Российской Федерации
В. КОЛОКОЛЬЦЕВ

1. Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне) , а также порядок их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации , при предоставлении государственной услуги по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации .

Далее — «Административный регламент».

Далее — «органы регистрационного учета».

Далее — «лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов», «ответственные лица».

Далее — «государственная услуга».

2. Заявителями являются:

2.1. Граждане Российской Федерации , достигшие 14-летнего возраста.

Далее — «гражданин».

2.2. Один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей гражданина Российской Федерации — в отношении несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста или граждан, признанных судом недееспособными (ограниченно дееспособными).

Далее — «законные представители».

Как оформить снятие с регистрации по месту жительства?

22. Государственная услуга по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации .

Далее — «регистрационный учет».

23. Государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется органами регистрационного учета.

24. В предоставлении государственной услуги принимают участие лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов , многофункциональные центры при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии , и организации федеральной почтовой связи.

Перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 40, ст. 5559; 2012, N 53, ст. 7933; 2014, N 23, ст. 2986; N 44, ст. 6059; 2015, N 22, ст. 3227; 2016, N 33, ст. 5183; N 48, ст. 6777; 2017, N 2, ст. 342; N 6, ст. 949; N 7, ст. 1089; N 49, ст. 7455).

25. При предоставлении государственной услуги органам регистрационного учета запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг , которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 20, ст. 2829; 2012, N 14, ст. 1655; N 36, ст. 4922; 2013, N 52, ст. 7207; 2014, N 21, ст. 2712; 2015, N 50, ст. 7165, 7189; 2016, N 31, ст. 5031; N 37, ст. 5495; 2017, N 8, ст. 1257; N 42, ст. 6154).

26. Результатом предоставления государственной услуги является:

26.1. Регистрация гражданина по месту жительства с проставлением штампа о регистрации по месту жительства установленной формы в паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации (до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации) , либо с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства по форме N 8 (приложение N 2 к Административному регламенту) для лиц, не достигших 14-летнего возраста.

Образец штампа о регистрации по месту жительства установлен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 13 ноября 2017 г. N 851 (зарегистрирован в Минюсте России 7 декабря 2017 года, регистрационный N 49154).

Далее — «паспорт».

Далее — «свидетельство о регистрации по месту жительства».

26.2. Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства с проставлением в паспорте штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства установленной формы .

Образец штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства установлен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 13 ноября 2017 г. N 851.

26.3. Регистрация гражданина по месту пребывания с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания по форме N 3 (приложение N 3 к Административному регламенту).

Далее — «свидетельство о регистрации по месту пребывания».

26.4. Снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания.

40. Для регистрации по месту пребывания гражданин представляет заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (приложение N 4 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 41 Административного регламента.

Далее — «заявление о регистрации по месту пребывания».

Заявление о регистрации по месту пребывания оформляется в одном экземпляре и заполняется с помощью средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво печатными буквами чернилами черного или синего цвета. Не допускается исправление ошибок путем зачеркивания либо с помощью корректирующих средств.

Заявление о регистрации по месту пребывания подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении.

Бланк заявления о регистрации по месту пребывания заявитель может получить в органе регистрационного учета или заполнить и распечатать на сайте МВД России.

Заявление о регистрации по месту пребывания представляется лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, за исключением случаев подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала, почтового отправления.

41. Одновременно с заявлением о регистрации по месту пребывания заявитель представляет следующие документы:

41.1. Паспорт либо паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации).

41.2. Документ, являющийся основанием для временного проживания в жилом помещении, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

При предъявлении документа, являющегося основанием для временного проживания в жилом помещении, удостоверенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, или его копии, верность которой засвидетельствована в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, данный документ лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не удостоверяется, подпись собственника (нанимателя) жилого помещения в заявлении не проставляется. Если предъявляется договор в простой письменной форме, подписи собственника (нанимателя) жилого помещения и заявителя в нем удостоверяются лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.

41.3. Акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства).

41.4. Письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя и всех участников долевой собственности (при необходимости).

Согласие на временное проживание гражданина в жилом помещении удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, либо в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.

42. При представлении в орган регистрационного учета заявления о регистрации по месту пребывания в форме электронного документа с использованием Единого портала заявитель одновременно с использованием электронных сервисов Единого портала в форме электронных документов представляет:

42.1. Копию паспорта, паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации).

42.2. Копию документа, являющегося основанием для временного проживания в заявленном им жилом помещении.

42.3. Согласие собственника (нанимателя), а также проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя и всех участников долевой собственности (при необходимости), подписанное электронными подписями в порядке, установленном Правилами использования электронной подписи.

При отсутствии у собственника (нанимателя), а также сособственников, лиц, проживающих совместно с нанимателем, возможности подтверждения согласия с использованием электронных сервисов Единого портала в форме электронных документов, заявитель приобщает к своему заявлению указанные согласия, удостоверенные лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, либо уполномоченным лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, в форме электронных образов документов.

42.4. Форму федерального статистического наблюдения путем заполнения интерактивных форм (при регистрации по месту пребывания на срок девять месяцев и более).

Человек может быть снят с регистрации по собственной инициативе или по принуждению. В последнем случае это происходит:

  • по решению суда при выселении из квартиры;
  • по инициативе владельца недвижимости;
  • при сносе ветхого и аварийного жилья;
  • по причине истечения срока временной регистрации;
  • после смерти человека.

Таким образом, выписка по инициативе другого лица так же делится на две части – в принудительном порядке и по причине наступивших событий.

Снятие с регистрации по собственному желанию осуществляется с помощью нескольких вариантов алгоритмов. Процедура выписки с последующей пропиской в одном городе является самой простой. В этом случае даже не нужно выписываться.

Достаточно зарегистрироваться по новому месту жительства. Поскольку сейчас существует единая система миграционной службы, то человек не может быть прописан сразу по нескольким адресам. При появлении новой регистрации старая автоматически будет аннулирована.

Иногда эта автоматика не срабатывает по субъективным причинам. Отказ сотрудника паспортного стола оформить регистрацию без выписки не законен, но на доказательство этого факта уйдёт время.

Учётом людей, находящихся на территории России, занимается федеральная миграционная служба. Она же и обязана осуществлять процедуры прописки-выписки. Человек, желающий снять себя с прописки, должен обращаться только в эту организацию. Однако это можно сделать и через посредников. К ним относятся

  • портал Госуслуг;
  • МФЦ;
  • ЗАГС (выписка умершего человека);
  • консульство (выписка из-за границы).

Наиболее популярными вариантами являются обращение в МФЦ или в портал Госуслуг. Алгоритм действий при обращении в МФЦ такой же, как при обращении в ФМС. Нужно подать минимально необходимый набор документов, прежде всего паспорт и заявление по форме № 6, а потом получить уведомление о дате следующего визита.

Против воли снять человека с регистрации может суд.

Инициаторами данного процесса обычно выступают владельцы недвижимости, правоохранительные органы, ведомства, органы муниципальной власти, служба опеки несовершеннолетних, другие граждане, чьи интересы затронуты ответчиком.

При этом следует различать снятие с регистрационного учёта и выселение. Эти два явления могут быть звеньями одной цепи, а могут существовать отдельно друг от друга.

Смотрите статью: «Как выписать из квартиры человека без его согласия через суд»

Обычно такого рода принудительное снятие с регистрации связано с:

  • длительным отсутствием человека;
  • признанием совладельца или жильца без вести пропавшим или умершим;
  • нахождением в местах отбывания наказания или службы в армии;
  • разводом и разделом имущества;
  • переходом прав на недвижимость к другому лицу;
  • нарушением эксплуатации жилища;
  • регулярным нарушением общественного порядка.

Если дело касается человека, который может сам осуществить процедуру выписки, то в этом случае существует требование обязательного предъявления досудебной претензии.

Делать это нужно в письменном виде, поскольку ответ необходимо будет представить в суд. При отсутствии ответа в течение месяца следует доказать факт отправки претензии.

По этой причине её лучше отправлять по почте с уведомлением.

Снятие с регистрационного учета

Если такая квартира после оформления приватизации ещё не продавалась, то на неё распространяются все нормативы дарения. Даже если приватизация произошла после брака, то такая недвижимость не считается совместно нажитой. Подарки всегда индивидуальны, а приватизированная квартира – это подарок государства конкретному человеку.

Из этого следует вывод о том, что принудительное снятие с регистрации экс-супругов осуществляется в порядке, характерном для ситуации частной собственности, приобретённой до брака.

Процесс лишения жильца регистрации по месту пребывания связан с определённым алгоритмом действий. В случае дальнейшего судебного разбирательства владелец должен обладать доказательствами соблюдения формальностей.

Окончание срока договора найма, который послужил основанием для временной регистрации, позволит мирно урегулировать вопрос с выпиской. Законом не предусмотрено одностороннее продление документов такого рода.

Порядок действия владельца жилого помещения:

  1. Обращение в отделение ГУВМ МВД России. Собственнику необходимо явиться в местный орган по вопросам миграции (бывший УФМС) для написания заявления или подать заявку через портал Госуслуги.
  2. Составление заявления. Законодательством не установлена фиксированная форма подобного заявления. Сотрудниками государственного учреждения будет предоставлен образец.
  3. Подача документов. К заявлению потребуется приложить:
      копию паспорта;
  4. свидетельство о регистрации собственности на жилое помещение или выписку из ЕГРН Росреестра;
  5. договор найма (аренды, безвозмездного пользования).

При наличии нескольких собственников, в заявлении указывается требование от имени всех владельцев.

Бесконфликтный путь решения проблемы — предложить жильцу покинуть квартиру (частный дом) без вмешательства государственных органов.

Интересная статья: Разница между постоянной и временной регистрацией по месту жительства/пребывания

Действия собственника:

  1. Написать уведомление. Форма документа свободная. Нужно указать как можно больше подробностей о взаимоотношениях с проживающим. Попросить добровольно освободить жильё. Пример написания уведомления можно посмотреть здесь.
  2. Направить уведомление. Лучше процедуру вручения произвести посредством почтового отправления. Документ следует доставить ценным письмом с описью.

При отказе съехать или игнорировании просьбы, у собственника на руках будут доказательства (опись, чек и уведомление) о попытке мирного урегулирования конфликта до обращения в суд.

Существует несколько способов постановки на учет, которыми могут воспользоваться россияне. Перед переездом можно оформить выписку по старому адресу, то есть получить штамп в паспорт и листок убытия, в котором указан адрес нового места проживания. Снятие с учета «по запросу» – один из способов, которым осуществляется прописка в жилое помещение. Обращаться следует в территориальный орган ГУВМ МВД или многофункциональный центр. Продвинутым пользователям интернета можно воспользоваться порталом Госуслуг, для чего на сайте нужно выбрать соответствующую категорию и пошагово выполнить предлагаемые действия.

Имеющие основания для снятия с регистрационного учета по месту жительства граждане, например, те, кто покидает место постоянного проживания, должны обратиться с соответствующим заявлением в отделение ГУВМ МВД России или в многофункциональный центр. Паспорт – обязательный документ, который необходимо предоставить сотрудникам выбранного вами учреждения. На рассмотрение заявления и аннулирование прописки органам регистрационного учета, согласно Административному регламенту МВД, отводится 3 дня. Результатом получения услуги является штамп в паспорте о выписке. Во время регистрации по новому месту проживания заявителю нужно предоставить адресный листок убытия со старого места.

Нередко возникают ситуации, когда на выписку по старому месту проживания не хватает времени. Законодательство РФ допускает возможность произвести снятие с регистрационного учета по месту жительства «по запросу», которое осуществляется в течение 3 дней. Во время подачи в уполномоченный орган заявления о прописке по новому адресу следует обратиться с просьбой об аннулировании прежней регистрации.

Зарегистрированные пользователи портала Госуслуг могут подать заявление на снятие с регистрационного учета в онлайн-режиме. Для этого необходимо заполнить форму заявки в электронном виде, указать при этом данные всех документов и отправить на проверку. Приглашение посетить в приемные часы орган территориального органа ГУВМ МВД должно прийти в личный кабинет в течение 3 дней. С оригиналами документов следует явиться в орган регистрационного учета для сверки предоставленной информации, где и в будет поставлен в паспорт штамп о снятии с учета.

Для того чтобы выписаться, нужно предоставить в указанные выше службы следующие документы:

  • удостоверение личности;
  • заявление по форме №6 (если речь идёт об одновременной регистрации на новом месте; вольная форма, если гражданин только выписывается);

Пример заполнения по ссылке.

  • листок убытия.

Образец заполнения.

Если вы обратились в паспортный стол или ГУВМ, расположенные по старому месту пребывания, важно указать в заявлении новый адрес, где в ближайшем будущем будете зарегистрированы.

Утверждены новые правила регистрации по месту жительства и пребывания

Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 апреля 2013 г.

Регистрационный N 27963

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»1 и от 16 мая 2011 г. N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»2приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

приказ ФМС России от 20 сентября 2007 г. N 208 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»3;

приказ ФМС России от 23 декабря 2009 г. N 364 «О внесении изменений в приказ ФМС России от 20 сентября 2007 г. N 208»4.

Руководитель К. Ромодановский

1Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2939; 1996, N 18, ст. 2144; 1997, N 8, ст. 952; N11, ст. 1328; 1998, N 6, ст. 783; 2000, N 13, ст. 1370; 2002, N 34, ст. 3294; 2004, N 52, ст. 5493; 2008, N 14, ст. 1412; 2010, N 37, ст. 4701, N 46, ст. 6024; 2011, N 44, ст. 6282; 2012, N 17, ст. 1986; N 22, ст. 2866.

2Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908, N 36, ст. 4903.

3Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 ноября 2007 г., регистрационный N 10545.

4Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 03 февраля 2010 г., регистрационный N 16245.

Приложение

Снятие с регистрационного учета по месту жительства происходит только при наличии оснований. К ним относится:

  • смена места жительства;
  • признание безвестно отсутствующим по решению судебного органа;
  • смерть или снятие с регистрационного учета умершего гражданина;
  • признание утратившим право пользования жилплощадью по решению суда;
  • обнаружение недостоверных данных в документах или некорректно составленных бумаг;
  • выявление неправомерных действий со стороны должностных лиц при регистрации гражданина;
  • выявление факта фиктивной регистрации по месту жительства.

Основания для выписки могут быть представлены заинтересованными лицами. После получения документов уполномоченные органы осуществляют требуемые действия в течение трех дней.

Если есть такая возможность и необходимость, отметка в паспорте о снятии с учета проставляется в день получения документов.

В зависимости от ситуации процедура снятия с регистрационного учета имеет определенные особенности. Рассмотрим возможные варианты подробнее.

Если необходимо выписать людей, которые фактически не проживают в квартире, возможны два варианта:

  • Гражданин не против выписаться, но не по каким-то причинам не может обратиться в паспортный стол или МФЦ. К примеру, он проживает за границей.
  • Гражданин отказывается выписываться с жилплощади добровольно.

Снять с учета «удаленно» невозможно – заявление должно быть подано в уполномоченные органы лично. Однако в этом правиле есть исключения. Если человек постоянно проживает за пределами территории РФ, он может написать заявление, заверить его в консульстве и отправить по месту регистрации. Этот документ будет иметь юридическую силу.

Когда человек не проживает, но выписываться не желает, придется действовать через суд. Подробно об этом расскажем ниже. Другого способа снятия с регистрационного учета не существует.

В соответствии с Постановлением № 713 смерть или признание гражданина умершим – это основание для снятия его с регистрационного учета по месту жительства (п. 31 Правил). Предварительно потребуется получить свидетельство о смерти в ЗАГСе. Для этого необходимо предоставить:

  • заявление;
  • медицинское свидетельство о смерти или решение суда о признании умершим;
  • паспорт умершего;
  • паспорт заявителя.

Свидетельство о смерти выдается в день обращения. Ничего платить за это не надо.

После получения свидетельства о смерти нужно обратиться в орган регистрационного учета для выписки умершего. Заявление вправе принять уполномоченные лица ЖК, ЖСК, МФЦ или ТСЖ. Помимо заявления, необходимо предоставить оригинал свидетельства о смерти. Снятие с учета происходит в течение трех дней.

Снять с регистрационного учета несовершеннолетнего ребенка до 14 лет можно в добровольном или судебном порядке. Добровольное снятие происходит путем подачи заявления законными представителями ребенка. Если несовершеннолетнему более 14 лет, он подает заявление лично, но с согласия законного представителя. Заявление может быть подано по текущему или по новому месту жительства.

При снятии с учета по новому месту жительства необходимо предоставить следующие документы:

  • свидетельство о рождении/усыновлении или паспорт ребенка;
  • заявление о регистрации по месту жительства;
  • общегражданские паспорта законных представителей;
  • документ-основание для вселения (к примеру, выписка из ЕГРН, заявление родителя о предоставлении жилья и т.п.);
  • согласие второго родителя, если они проживают раздельно.

Сведения о новом месте жительства ребенка поступят по старому адресу в течение трех дней.

При подаче документов по старому месту проживания предоставляются:

  • свидетельство о рождении/усыновлении или паспорт ребенка;
  • заявление о снятии с регистрационного учета;
  • согласие второго родителя;
  • общегражданские паспорта законных представителей.

В некоторых случаях не допускается снятие несовершеннолетнего с регистрационного учета. Так, например, чтобы выписать ребенка без согласия родителей или опекунов, придется действовать через суд.

Если ребенок зарегистрирован в квартире, которая находится в собственности родителей, до наступления совершеннолетия выписка невозможна даже если родители разведутся, и ребенок фактически будет проживать с мамой или папой в другом месте. Это объясняется тем, что расторжение брака родителей юридически никак не влияет на отношения каждого из них с ребенком.

Если осужденный не против выписки, ему потребуется написать заявление и предоставить копию паспорта. Документы заверяются администрацией исправительного учреждения. После того, как он выйдет на свободу, у него будет возможность восстановить регистрационный учет.

Если осужденный отказывается выписываться, потребуется действовать через суд. В этом случае будут учтены различные правовые нюансы – тип жилья (муниципальное или в частной собственности), статус осужденного (собственник или нет) и др. Присутствие осужденного на судебном заседании не обязательно. После получения положительного решения суда его копия направляется в уполномоченный орган.

Место фактического проживания: что это, отличие от места пребывания

В случае прекращения семейных отношений бывший член семьи (супруг/супруга, если он/она не является собственником) утрачивает право пользования жилым помещением (ст. 31, ст. 35 ЖК РФ). Исключение, если:

  • право пользования жильем обеспечивается соглашением между сторонами;
  • право пользования жильем сохраняется решением суда;
  • квартира была приватизирована, а бывший член семьи не принимал участия в приватизации, но пользовался жилплощадью изначально.

Во всех других ситуациях для выписки бывшего мужа/жены нужно действовать через суд, а именно:

  • Составить уведомление о необходимости освободить жилплощадь и вручить его бывшему члену семьи. В тексте уведомления прописывается дата освобождения помещения и выписки. Обязательно необходимо получить подтверждение того, что уведомление достигло адресата. Это может быть личная подпись на втором экземпляре или почтовое уведомление о вручении.
  • Если в указанный срок бывший член семьи не освободил помещение, обращаемся в суд. Иск подается в районный или городской суд по месту нахождения квартиры.
  • Решение суда вступит в законную силу через месяц. Истцу будет выдан исполнительный лист.
  • Исполнительный лист передается в службу судебных приставов (ФССП). Сотрудники ведомства обязаны выселить бывшего члена семьи принудительно по истечению срока добровольного исполнения судебного решения.
  • На основании решения суда происходит выписка бывшего члена семьи в уполномоченных органах.

Принудительное выселение подразумевает освобождение квартиры от вещей и домашних животных бывшего супруга/супруги. Кроме того, ему запрещается пользоваться данным жилым помещением.

Институт прописки существовал в Советском Союзе и даже еще до его появления. Она имела разрешительный характер. В 1991 году ее признали неконституционной. Вместо этого, появилась другая процедура – регистрация по месту жительства.

Важно! Несмотря на то, что прописка в России уже давно отменена, граждане страны все же обязаны информировать госорганы о том, где они живут.

После отмены прописки появились временная и постоянная регистрация, а также понятие «адрес фактического проживания». Это жилое помещение, в котором человек проживает фактически большую часть времени. Причем подразумевается именно место, где гражданин живет реально, а не по документам.

Проживать люди могут в различных категориях жилых помещений:

  • квартиры;
  • жилые дома;
  • другие типы жилых помещений.

Справка! Совершенно необязательно человек должен иметь право собственности на помещение, в котором он реально живет.

У него могут иметься для этого самые разные основания: аренда или договор найма, родственные связи с владельцем жилья или близкие отношения с ним.

Даже просто разрешения хозяина недвижимости теоретически вполне достаточно, чтобы ее допустимо было считать местом фактического проживания.

Полезно также почитать: Постоянное место жительства

В документах нередко присутствует несколько граф для указания различных адресов. Это приводит к путанице, ведь человек не знает, куда и что надо вписывать. Но разобраться с этим моментом совершенно несложно.

Полезно также почитать: Регистрация граждан по месту жительства и месту пребывания

Местом проживания называют квартиру или другое жилье, где человек постоянно проживает и имеет регистрацию. Ее еще принято называть постоянной. Фактически это аналог существовавшей в прошлом постоянной прописки. О данном типе регистрации делается отметка в паспорте гражданина. Ставят ее в отделах ГУВМ или паспортных столах.

Важно! Хотя регистрация носит уведомительный характер, это не значит, что она не является обязательной. Отсутствие ее в отдельных случаях может стать причиной различных проблем для человека.

Место пребывания – это также жилое помещение, но в нем человек проживает временно. Например, это может быть номер в гостинице, арендованная квартира в другом субъекте РФ и т. д.

В этой жилой недвижимости регистрируются уже временно, о чем выдается соответствующее свидетельство в виде отдельного документа.

Некоторые считают такую регистрацию аналогом ранее существовавшей в прошлом временной прописки.

Полезно также почитать: Особенности разрешения на временное проживание, и как его получить

В этом видео рассказывается о том, как сделать временную регистрацию по месту пребывания:

Справка! Временная регистрация никак не заменяет и не отменяет постоянную. Они могут существовать одновременно. При ее оформлении человека не снимают с учета по адресу постоянной регистрации. Об этом многие забывают.

Фактический адрес проживания – это место, в котором человек непосредственно живет. При этом неважно, есть ли у него регистрация в этом жилом помещении или нет. Наоборот, довольно часто это понятие используют для обозначения адреса, где человек проживает, но не зарегистрирован по различным причинам.

Важно! В большинстве случаев обращаться в госорганы, получать различные документы от них можно не только по адресу постоянной или временной регистрации, но и по месту фактического проживания. Эта норма закреплена на законодательном уровне. Например, это вполне допустимо при подаче заявления на распоряжение материнским капиталом.

Миграция населения внутри современной России происходит постоянно.

Одни люди переезжают в другой город или даже регион навсегда, другие лишь на некоторое время, а третьи и вовсе проводят большую часть жизни, перемещаясь между разными частями страны.

Государство этому особо не препятствует, хотя и требует в определенных ситуациях сообщать о смене места, где живет человек. Особенно, если речь идет о постоянном проживании.

Довольно часто люди оказываются зарегистрированы постоянно в одном городе, имеют временную прописку в другом, а фактически живут в третьем. На самом деле ничего страшного в этом нет. Адрес фактического проживания и места жительства совпадать совершенно не обязаны.

Более того, адреса постоянной и временной регистрации и вовсе не могут совпадать. Это просто лишено смысла. Если человек уже постоянно зарегистрирован в этой же квартире (доме), то зачем еще и временно прописываться в ней же.

Прежде всего стоит определиться, какая разница между понятиями «место жительства» и «место пребывания».

По российскому законодательству фактическое место жительства – это:

  • место, где человек живет постоянно или большую часть времени;
  • жилое помещение (дом, квартира, служебное помещение, общежитие, интернат и др.), где гражданин находится на правах собственника, по договору аренды либо на любых других основаниях;
  • место, где россиянин зарегистрирован согласно Правилам регистрации от 17.06.1995.

Каждый россиянин вправе самостоятельно определять адрес своего проживания, что закреплено Конституцией РФ и международными соглашениями о правах человека; вместе с тем гражданин имеет право свободно передвигаться по всей территории страны и выбирать любое место для заселения.

Местом проживания несовершеннолетних россиян является место жительства их родителей или опекунов. Если родители вместе не живут, тогда местом жительства ребенка до 14 лет будет адрес того родителя, с которым он находится постоянно.

Временная регистрация выдается сроком на полгода или год, при этом лицо не снимается с учета по постоянному месту прописки.

Для регистрации по месту пребывания необходимы такие документы:

  • заявление;
  • паспорт;
  • документальное основание для временного проживания (договор аренды или социального найма, письменное согласие собственника помещения на вселение и т. д.).

Стоит отметить, что по закону ответственность за временную регистрацию лиц, находящихся в гостиницах, пансионатах, домах отдыха и больницах, несет администрация подобных учреждений.

Узнайте более подробно о том, что такое регистрация по месту пребывания.

Теперь давайте попробуем подытожить все вышесказанное и сформулируем, в чем отличия места пребывания от места фактического проживания.

Особенности места проживания:

  • постоянное проживание в жилом объекте, который обычно является собственностью либо сдается по договору найма на длительный срок;
  • постоянная регистрация по адресу;
  • необходимость оплачивать коммунальные услуги;
  • возможность оформить любые документы в госучреждениях по месту прописки;
  • возможность получать социальное обеспечение, медицинские услуги, дошкольное и школьное образование;
  • право распоряжаться своим имуществом и принимать наследство;
  • право обращаться в судебные органы, получать извещения и повестки;
  • ведение предпринимательской или любой другой экономической деятельности.

Особенности места пребывания:

  • временное присутствие в жилом помещении, как правило, расположенном в другом городе;
  • необходимость временной постановки на регистрационный учет через 3 месяца после вселения;
  • временная регистрация действительна год, после чего ее нужно переоформлять;
  • собственник недвижимости имеет право выселить гражданина в любой момент;
  • возможность пользоваться госуслугами по месту пребывания только на срок действия временной прописки;
  • нет необходимости оплачивать коммунальные услуги;
  • свидетельство о временной регистрации выдается в виде вкладыша в паспорт.

Пребывание и проживание – эти термины употребляются в российских нормативных актах для обозначения отношения человека к определенному месту. Прилагательных и того больше – фактическое, временное, постоянное.

Такое обилие определений приводит к непониманию простыми гражданами и, как следствие, к нарушению законодательства. Ведь за отсутствие прописки предусмотрена ответственность.

В данном материале рассмотрим, чем отличается место регистрации от места фактического проживания и когда правомерно указывать те или иные данные.

Если говорить простыми словами, место регистрации – это тот адрес, который записан в документах человека:

  • в паспорте (в случае постоянной прописки);
  • в специально выданном свидетельстве (в случае временной постановки на регистрационный учет или выданном детям до 14 лет, у которых еще нет паспорта).

Довольно часто возникают ситуации, когда гражданин не проживает по адресу, который записан в документах. Как быть? Когда при этом нужно уведомить миграционные органы и нужно ли вообще это делать? При этом является ли регистрация местом жительства или местом пребывания? Куда и когда обращаться при смене адреса?

Приведем основные значения каждого из терминов для более четкого их разграничения.

По общему правилу, снятие с регистрационного учета по месту жительства осуществляется на добровольных началах, либо в принудительном порядке через суд. Основания для принудительного выселения и выписки указаны в законе и не могут устанавливаться произвольно.

Для добровольного выселения достаточно обратиться в паспортный стол или УФМС и заполнить листок убытия. Для принудительного выселения необходимо подать иск в суд.

Иски о принудительном лишении права пользования жилым помещением, в том числе о выписке по суду, предъявляются в следующих случаях:

  • невнесение платы за коммунальные услуги более 6 месяцев подряд;
  • добровольный выезд лица в другое место на постоянное жительство;
  • разрушение или повреждение помещения;
  • использование жилого помещения не по назначению;
  • систематические нарушения прав соседей.

На практике, выписка по суду из квартиры представляет собой снятие с регистрационного учета и, одновременно, прекращение права пользования.

Важно!

Для того, чтобы начать процесс выписки/выселения необходимо определиться с основанием для выселения и уже затем собирать все необходимые доказательства согласно выбранному основанию.

Как через суд выписать человека из квартиры в 2021 году

Действующим законодательством определено два способа снятия человека с регистрационного учета: личное заявление и решение суда. Каждый из вариантов зависит не только от причин изменения адреса. Немаловажную роль играет сторона-инициатор такой процедуры.

Личное заявление надо оформлять в случаях, когда человек изменяет свое место пребывания или жительства по собственному желанию. Следует отметить, что такое обращение направляется не только в ситуации, когда возникает объективная необходимость переезда. Нередки случаи, когда в ходе нарушения человеком правил совместного проживания или санитарных норм, стороны принимают решение урегулировать возникшую проблему мирным путем.

Заявление о снятии с учета по месту жительства составляется по форме 6, утвержденной Приказ МВД России от 31 декабря 2021 года № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». Обращение о выписке человек должен представить лично.

Судебное решение позволяет снимать гражданина с регистрационного учета. Оно применяется в случаях несоблюдения последним правил проживания, санитарных норм, нарушения порядка реализации процедуры, а также самовольного вселения либо отказа освободить занимаемую площадь.

В таких случаях проблема решается в порядке искового производства по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Если снятие с регистрационного учета бывшего члена семьи допускается законодательством, то заявление в суд о выписке несовершеннолетнего из муниципальной квартиры крайне редко приведет к положительному результату. Это связано с тем, что ребенок при разводе родителей не становится бывшим членом семьи, и до достижения возраста 18 лет вправе пользоваться помещением.

Из муниципального жилья ребенок подлежит выселению только в иное жилое помещение, выделенное его родителям.

Важно!

В связи с тем, что ребенок регистрируется по месту жительства родителей, то выселение/выписка несовершеннолетнего возможна исключительно вместе с одним из родителей или к другому родителю с которым он фактически проживает.

Такой вариант также затруднителен, поскольку документы, необходимые для подачи в суд о выселении несовершеннолетнего, должны подтверждать соблюдение жилищных прав ребенка, т.е. надлежащие условия проживания по новому месту проживания.

Важно!

Закон предусматривает несколько случаев, в которых суд вправе сохранить за жильцами право пользования жильем даже при наличии обстоятельств, исключающих это. К таким случаям следует относить:

  • сохранение на конкретный срок права на проживание за бывшим членом семьи собственника, если у него нет иного жилья и его финансовое положение или иные обстоятельства не позволяют ему найти себе новую квартиру — п. 4 ст. 31 ЖК;
  • невозможность прекращения права пользования приватизированным жильем лица, которое на момент приватизации имело право проживания, но отказалось от своей доли при оформлении в право собственности — ст. 19 ФЗ № 189.

ВНИМАНИЕ!

В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует —
напишите в форме ниже.

Список документов на подачу выселения через суд зависит прежде всего от установленного основания для снятия с регистрационного учета, которое будет указано в исковом заявлении. В стандартный пакет документов, которые необходимы для выписки человека из квартиры через суд, входят:

  • госпошлина на выписку через суд, в том числе по иску в отношении ребенка (сумма платежа составляет 300 рублей, как неимущественный спор);
  • копия паспорта истца;
  • свидетельство о праве собственности на квартиру, выписка из ЕГРН, или договор социального найма, если подаются документы при выписке из муниципальной квартиры через суд;
  • выписка из домовой книги, копия домовой книги или справка УФМС о зарегистрированных лицах;
  • копии искового заявления о выписке по решению суда, а также иных материалов для ответчика и третьих лиц.

Важно!

Чтобы выписать граждан по решению суда, должны быть приложены документы, подтверждающие законность оснований для выселения. К примеру, если подается исковое заявление на выписку несовершеннолетнего из квартиры по договору соцнайма, необходимо приложить доказательства наличия у ребенка иного жилого помещения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *