Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Передача в казну РФ недвижимого имущества». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Бухучет и отчетность
- Налоги
- Трудовое право
- Гражданское право
- Госзакупки
- Бюджетный учет
Согласно позиции, изложенной в Определении ВС РФ от 14.12.2015 № 307-КГ15-15650 по делу № А42-8275/2014, на основании ст. 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права)[2] на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на данное имущество.
В силу п. 3 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника. Порядок отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлен ст. 53 ЗК РФ.
Норма ГК РФ, наделяющая собственника правом изъятия имущества, одновременно создает для него обязанность принять имущество. Учреждение вправе вернуть неиспользуемый объект в казну.
Неоднократно участвуя в судебных процессах, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом трактовало ст. 296 и 299 ГК РФ как наделяющие собственника исключительно правом изъятия имущества, а не обязанностью принять его. То есть, по мнению Росимущества, у учреждений отсутствуют полномочия по возврату имущества в казну. В отношении судебных органов ведомство придерживалось позиции, что они не вправе вмешиваться в полномочия собственника и принимать судебный акт, обязывающий собственника вынести ненормативный акт об изъятии имущества из оперативного управления (постановления АС ВВО от 26.02.2019 № Ф01-7204/2018 по делу № А43-12391/2018, от 18.12.2017 № Ф01-5582/2017 по делу № А43-8239/2017, АС УО от 25.04.2017 № Ф09-1744/17 по делу № А50-17801/2016). Однако подобное толкование гражданского законодательства основано на неправильном понимании сути правоотношений собственности.
Согласно ст. 296 ГК РФ за учреждением на праве оперативного управления закрепляется имущество, используемое им в соответствии с целями деятельности и назначением этого имущества. Как уже отмечалось, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением, может быть изъято собственником на основании п. 2 ст. 296. При этом процедура и сроки изъятия имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, действующим федеральным законодательством не регламентированы.
Возврат имущества в казну по инициативе учреждения фактически означает отказ от владения, пользования и распоряжения имуществом, в отношении которого имеется решение собственника о его закреплении за учреждением. При прекращении права оперативного управления на имущество последнее продолжает находиться в собственности, то есть утраты каких-либо прав собственника не происходит.
Такими органами выступают Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, уполномоченный орган по управлению государственным имуществом субъекта РФ (например, департамент по управлению имуществом области), орган местного самоуправления, наделенный полномочиями в сфере управления муниципальным имуществом (например, комитет по управлению имуществом городского округа).
В частности, согласно п. 5.22 Положения № 432[3] Росимущество наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными учреждениями. Именно это ведомство обычно и выступает стороной в спорах о возврате имущества в казну. В силу п. 4 Положения № 432 агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Исходя из переданных им полномочий Росимущество и иные органы по управлению имуществом обладают специальной правоспособностью, их деятельность направлена на реализацию целей и задач, установленных законодательством, в частности на обеспечение эффективного управления государственным имуществом. В связи с этим предоставленное законом право изъятия не используемого учреждением имущества является одновременно обязанностью органа по управлению имуществом (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017 по делу № А13-12753/2016).
Анализ судебных дел свидетельствует о том, что Росимущество, а также региональные органы по управлению имуществом уклоняются от принятия имущества в казну. В частности, это обусловлено задачами, поставленными перед данным ведомством в государственной программе РФ «Управление федеральным имуществом»[4]. В ее исполнение Росимущество работает над минимизацией объектов, составляющих государственную казну РФ. Как сказано в паспорте государственной программы, актуальной задачей остается оптимизация состава имущества государственной казны РФ, которое должно использоваться исключительно для обеспечения государственных функций. Сокращение количества объектов, составляющих государственную казну (в ней федеральное имущество находится временно), – одна из ключевых задач подпрограммы 1 названной госпрограммы.
Как мы уже отмечали, суды не признают правовую позицию органов власти об отсутствии у учреждений права возврата в казну неиспользуемого имущества. То есть норма п. 2 ст. 296 ГК РФ, наделяющая собственника правом изъятия имущества, одновременно создает для него обязанность принять имущество. Чтобы препятствовать возврату имущества в казну, органы по управлению имуществом приводят разнообразные частные причины, которые суды оценивают как не имеющие правового значения. Приведем эти доводы, поскольку с ними учреждения могут столкнуться в ходе процедуры возврата имущества в казну.
Постановление Правительства РФ от 13.06.2006 N 374
Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества
Поскольку правила главы 36 ГК РФ о договоре ссуды не предусматривают иного, в безвозмездное пользование может быть передано в том числе имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.
Передача в безвозмездное пользование является формой распоряжения имуществом. Поэтому, если имущество принадлежит учреждению или казенному предприятию на праве оперативного управления, оно может быть передано в безвозмездное пользования с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296, ст.ст. 297, 298 ГК РФ). Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе с согласия собственника передать в безвозмездное пользование недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения. Движимым имуществом унитарное предприятие по общему правилу распоряжается самостоятельно (п. 2 ст. 295 ГК РФ).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие правомочия собственника от имени соответственно Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, вправе предусмотреть порядок получения согласия на передачу имущества третьим лицам, в том числе в безвозмездное пользование (см., например, п.п. 3 — 5 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435).
Особенности порядка заключения договоров безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества установлены ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).
В силу ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции по общему правилу заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
— размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;
— минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
Статьей 17.1 вышеуказанного Федерального закона предусмотрены иные случаи, когда договоры аренды или безвозмездного пользования недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, могут быть заключены без проведения конкурсов или аукционов.
В случае наличия правовых оснований для заключения договора аренды, безвозмездного пользования на новый срок (пролонгация договора) без проведения конкурса или аукциона, подведомственная Минздраву России организация обязана обратиться в Минздрав России для согласования дальнейшей передачи на новый срок временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества в аренду, безвозмездное пользование в порядке, указанном в пунктах 1, 3, 4 настоящего письма.
Обращаем внимание, что в соответствии с поручением Росимущества от 20.02.2015 N ЕМ-14/6463 в случае поступления в адрес территориальных органов Росимущества комплекта документов, предусматривающего заключение договора аренды имущества на срок менее одного года, поручается возвращать указанные документы без согласования со ссылкой на необходимость заключения договоров аренды федерального имущества на срок более одного года.
Таким образом, в предложениях подведомственной Минздраву России организации о согласовании в установленном порядке сделки по передаче в аренду федерального недвижимого имущества необходимо предусматривать срок договоров аренды исключительно более одного года, но не более 5 лет, о чем подведомственные Минздраву России организации были проинформированы письмом от 28.09.2015 N 23-1/10/2-5660.
________________
* В случае направления подведомственной Минздраву России организацией предложений в отношении передачи в аренду (безвозмездное пользование) помещений, расположенных в нескольких зданиях (строениях), данная заявка представляется на каждый объект недвижимого имущества, в котором предполагается передать помещения в аренду (безвозмездное пользование).
Заявление, а также иные документы, указанные в настоящем пункте, могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и (или) Правительства Мурманской области, и направлены ссудодателю с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая региональный портал государственных и муниципальных услуг Мурманской области.
2.6. Заявление на заключение договора безвозмездного временного пользования на новый срок подается заявителем в порядке, предусмотренном настоящим разделом, не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действия договора безвозмездного временного пользования и рассматривается в порядке, предусмотренном настоящим разделом.
Данное право кардинально отличается от аренды, ведь его предоставление выполняется бесплатно. Срок отношений при этом является временным (тогда как акт постоянного пользования заключается бессрочно). Есть три вида срочных безвозмездных соглашений — в соответствии с тем, кому принадлежит земля: государству, предприятиям, сотрудники которых могут получать служебные земельные участки, другим юридическим или физическим лицам.
Порядок отражения в бюджетном учете казенных учреждений операций по безвозмездной передаче недвижимого имущества в рамках первых двух видов расчетов (внутриведомственных и межведомственных) изложен Минфином в письмах от 01.03.2011 № 02-06-07/733 и от 30.03.2012 № 02-06-07/1061.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может предоставляться в пользование безвозмездно. Однако порядок предусматривает обязательное проведение торгов (аукционов) на получение такого объекта. Кроме того, ссудополучателями могут выступать:
- акт приема-передачи подтверждает фактический переход объекта ссудополучателю;
- расписка обычно составляется при найме помещения в качестве подтверждения получения денежных средств за пользование. Здесь передача таких средств не предусмотрена, однако, расписка может составиться при необходимости.
Порядок передачи недвижимости в казну
3. Ссудодатель имущества
3.1. Муниципальное образование «Город Королёв Московской области» в лице органа, уполномоченного Главой города Королёва Московской области, (далее – уполномоченный орган), вправе выступать ссудодателем в отношении имущества, составляющего казну муниципального образования «Город Королёв Московской области».
2. Объекты безвозмездного пользования
2.1. В безвозмездное пользование может быть передано имущество, составляющее казну муниципального образования «Город Королёв Московской области», в том числе:
1) имущество, стоимость которого не вошла в уставный капитал организаций, созданных в процессе приватизации;
2) имущество, переданное в муниципальную собственность в случае ликвидации юридического лица, учредителем (участником) которого были органы местного самоуправления муниципального образования «Город Королёв Московской области», имевшие вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица;
3) имущество, переданное в муниципальную собственность в порядке наследования или дарения;
4) иное имущество, переданное в муниципальную собственность в соответствии с действующим законодательством;
2.2. Действие Положения распространяется на:
1) объекты движимого имущества, кроме транспортных средств;
2) объекты недвижимого имущества, в том числе:
а) отдельно стоящие нежилые здания, строения, сооружения, помещения в них;
б) встроено-пристроенные нежилые помещения в многоквартирных жилых домах;
в) иные нежилые помещения.
Основная цель данного Федерального закона — совершенствование регулирования осуществления трансграничных переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Кроме этого, Федеральный закон от 3 апреля 2019 г. № 59 ФЗ направлен на устранение негативных последствий запрета на деятельность российских платежных систем на территории Украины, введенного 17 октября 2019 г.
Законопроект направлен на устранение избыточности правового регулирования в части установления ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Во избежание возникновения временного разрыва, в течение которого лица, нарушающие условия договора безвозмездного пользования лесным участком, будут освобождены от какой-либо ответственности, часть 4 статьи 8.25 КоАП предлагается признать утратившей силу с 1 марта 2019 года.
Дата публикации 21.03.2014
Орган местного самоуправления городского округа в 2013 году приобрел автомобиль на счет 101.25. В 2014 году по постановлению главы округа его нужно передать в состав имущества казны на счет 108.52. Как отразить эту передачу в учете?
Для казенных учреждений, а также для органов государственной власти и органов местного самоуправления не предусмотрено выделение в учете особо ценного движимого имущества (Инструкция Минфина России от 06.12.2010 № 162н не содержит счета 1.10125.000, только 1.10135.000).
В соответствии со ст. 215 ГК РФ муниципальную казну составляет имущество, находящееся в собственности муниципального образования, не закрепленное в оперативное управление или хозяйственное ведение.
Следовательно, если автомобиль находился в оперативном управлении органа местного самоуправления, то чтобы он попал в состав имущества муниципальной казны необходимо изъять его из оперативного управления. Это может быть сделано на основании соответствующего распоряжения.
Дата публикации 31.03.2015
При проведении инвентаризации больницы выявлено ранее неучтенное имущество, которое необходимо поставить на баланс в казну с последующей передачей по договору оперативного управления вновь созданному учреждению.
Как правильно оприходовать (оформить документально) это имущество в составе казны?
В зависимости от того, какое имущество выявлено (движимое или недвижимое), процедура принятия этого имущества к учету в составе имущества казны будет разной.
1. Недвижимое имущество.
Согласно нормам п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйное недвижимое имущество может быть передано в собственность публично-правового образования только по решению суда и не ранее чем через год после регистрации имущества как бесхозяйного в органах государственной регистрации. Согласно п. 6 постановления Правительства РФ от 17.09.2003 № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» в составе документов для регистрации бесхозяйного недвижимого имущества предоставляется кадастровый план земельного участка.
[1]
Дебет счета 1.10851.310 — Кредит счета 1.40110.180 — поступление в муниципальную казну бесхозяйного недвижимого имущества по решению суда — на основании Акта с приложением документов о государственной регистрации права муниципальной собственности.
2. Движимое имущество.
Согласно ст. 215 ГК РФ в муниципальной казне может быть только то движимое имущество, которое не закреплено в оперативное управление ни за каким муниципальным учреждением. Согласно п. 2 ст. 299 Гражданского кодекса РФ неучтенное движимое имущество, выявленное в учреждении при проведении инвентаризации, автоматически поступает в его оперативное управление. Чтобы это имущество стало имуществом казны, его следует в установленном порядке вывести из оперативного управления учреждения, где оно было выявлено при инвентаризации.
Согласно п. 4.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49) термины «излишек» и «недостача» означают расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.
Дебет счета 0.101ХХ.310 — Кредит счета 0.40110.180 — оприходование основных средств выявленных в результате расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей — по оценочной стоимости.
Передача основных средств в казну в результате прекращения права оперативного управления может быть отражена в учете как безвозмездная передача государственным (муниципальным) учреждениям:
Дебет счета 1.10852.310 — Кредит счета 1.40110.180 — принятие в казну движимого имущества в результате прекращения права оперативного управления.
И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант
Имущество казны учитывается органами управления имуществом. Оно может передаваться государственным (муниципальным) учреждениям в оперативное управление и изыматься у них, быть передано в безвозмездное пользование, в операционную и финансовую аренду и т.д., с 2019 года в связи с изменением КОСГУ по безвозмездным поступлениям и выбытиям меняются многие бухгалтерские записи по учету имущества казны. |
Имущество казны: надо ли платить с него налог на имущество организаций?
Документальное оформление передачи имущества в казну (изъятия из оперативного управления) (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
В соответствии с положениями ст. 125 ГК РФ права собственника государственного (муниципального) имущества могут осуществлять уполномоченные органы государственной власти (местного самоуправления).
Согласно п. 2 ст. 296 ГК РФ собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Конкретный перечень документов, предоставляемых организацией госсектора в орган исполнительной власти (местного самоуправления), на который возложены функции по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, для принятия решения о прекращении права оперативного управления и передаче имущества в казну (изъятия имущества из оперативного управления) определяется соответствующим органом в рамках его полномочий.
Не так часто бухгалтеры сталкиваются с отражением операций по учёту имущества казны. Хотя в целом учёт не столь сложный, из-за редких поступлений/выбытий такого имущества, порядок действий быстро забывается. В статье рассмотрим основные операции на практическом примере в 1С: Бухгалтерии государственного учреждения 8.
Для начала – правовые аспекты. К имуществу казны относится имущество, которое фактически не закреплено за каким-либо государственным (казенным, бюджетным, автономным, унитарным) учреждением, а является собственностью Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципалитета. Иначе говоря, имущество казны – это имущество, не принадлежащее учреждению на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Субъекты Российской Федерации и муниципалитеты сами принимают решения, касаемо имущества казны, в том числе по вопросам амортизации этого имущества (фиксируются нормативно-правовыми актами).
Сейчас рассмотрим пример, показывающий способ принятия имущества в казну, его амортизацию (предположим, что в нашем случае принято решение о начислении амортизации имущества казны), выбытие имущества казны. В целом будем опираться на Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 г. N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».
Настроим программу для работы с имуществом казны. Для этого подключим соответствующую подсистему.
[3]
Также необходимо сделать дополнительную настройку, если учреждение планирует амортизировать имущество казны.
Хочу отметить, что имущество казны может поступать из разных источников. Например, от других казенных учреждений, через приобретение у иной организации и т.д.
В нашем примере казенное учреждение «Комитет муниципального имущества» получило в казну от «Краевой администрации» квартиру стоимостью 3 млн. рублей, а позже вернуло её обратно тому же самому учреждению. Амортизация по имуществу казны начисляется. Однако на момент поступления квартира имела нулевую амортизацию.
Шаг 1: Поступление имущества казны.
Дт | Кт | Сумма |
КРБ.1.108.54.310 | КДБ.1.401.10.180 | 3 000 000 |
Шаг 2: Начисление амортизации имущества казны за январь 2019 года.
Дт | Кт | Сумма |
КРБ.1.401.20.271 | КРБ.1.104.51.411 | 20 000 |
Сумма амортизации равна 20 тыс. рублей, так как срок полезного использования составляет 150 месяцев, а первоначальная стоимость 3 млн. рублей.
Стоит отметить, что амортизация начисляется ежемесячно. Не нужно игнорировать данную операцию, это повлечет некорректное формирование отчетности по нефинансовым активам и бухгалтерского баланса.
Выбытие с учета объектов недвижимого имущества осуществляется на основании Актов о приеме-передаче (ф. 0504101) и Извещения (ф. 0504805)
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна
Как казенному учреждению передать недвижимое имущество обратно в казну?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Передача объекта недвижимого имущества отражается после регистрации прекращения права оперативного управления с применением счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты».
- Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 240 c.
- Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2010. — 152 c.
- Евецкий, А.А. О юридических лицах / А.А. Евецкий. — М.: ООО PDF паблик, 2009. — 879 c.
- ред. Кофанов, Л.Л. Институции Юстиниана; М.: Зерцало, 2013. — 400 c.
- Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.
Исчерпывающий перечень имущества, составляющего государственную казну РФ, казну субъекта РФ, казну муниципального образования, на законодательном уровне не определен. Источники формирования и состав имущества казны устанавливаются нормативными правовыми актами собственника.
К сведению. В соответствии со ст. 125 ГК РФ права собственника имущества казны от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, предусмотренной актами, определяющими статус таких органов. При этом в случаях и в порядке, установленных законодательством (федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, муниципальных образований), по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Источниками формирования казны может быть имущество:
- созданное или приобретенное за счет средств соответствующего бюджета;
- переданное безвозмездно юридическими и физическими лицами;
- переданное в порядке, предусмотренном законодательством о разграничении государственной собственности на федеральную, субъекта РФ и муниципальную;
- собственник которого неизвестен (бесхозяйное имущество);
- конфискованное, арестованное, залоговое;
- исключенное на законном основании из хозяйственного ведения и оперативного управления предприятий и учреждений;
- оставшееся после ликвидации предприятий и учреждений;
- поступившее по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Как правило, в составе казны учитываются следующие объекты:
- недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, помещения, в том числе объекты незавершенного строительства, оборудование, транспортные средства и др.);
- драгоценные металлы, драгоценные камни, ювелирные и иные ценности, а также самородки драгоценных металлов и драгоценных камней, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия);
- нематериальные активы (объекты интеллектуальной собственности, в том числе все виды программ для ЭВМ, баз данных, изобретений и т.д.);
- непроизведенные активы (земля, недра, естественные биологические ресурсы, водные ресурсы и др.);
- материальные запасы.
Минфин России Письмо от 24 июля 2019 г. N 02-06-10/55246
Документом, подтверждающим право собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования на имущество казны, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. Он представляет собой информационную систему, содержащую перечень объектов казны и сведения, характеризующие эти объекты.
Реестр объектов казны содержит следующую информацию об имуществе:
- реестровый номер объекта;
- кадастровый номер объекта (при его наличии);
- балансодержатель объекта;
- основания для включения в реестр;
- наименование объекта;
- местонахождение объекта (кадастровый номер при наличии);
- площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства объекта;
- способ поступления;
- балансовую стоимость объекта;
- об износе (амортизации);
- принятые решения по передаче имущества в пользование, исключению из состава казны, возврату в казну;
- другие сведения, соответствующие требованиям действующего законодательства.
Порядок ведения учета имущества казны. Объекты имущества государственной казны РФ, субъектов РФ, муниципальной казны муниципальных образований в силу положений ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» являются объектами бухгалтерского учета. Их учет организуется в целях:
- обеспечения своевременного, оперативного отражения изменений в составе и характеристиках имущества, составляющего казну;
- проведения анализа использования имущества;
- контроля за сохранностью и использованием имущества по его целевому назначению.
Порядок бюджетного учета имущества казны устанавливается нормативно-правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну, изданным с учетом требований Инструкций N N 157н , 162н и законодательства РФ (далее — правовой акт по бюджетному учету казны).
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
По общему правилу нефинансовые активы, входящие в состав казны, учитываются на соответствующих счетах счета 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны» (п. 141 Инструкции N 157н, п. 38 Инструкции N 162н):
- 0 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;
- 0 108 52 000 «Движимое имущество, составляющее казну»;
- 0 108 53 000 «Драгоценные металлы и драгоценные камни»;
- 0 108 54 000 «Нематериальные активы, составляющие казну»;
- 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну»;
- 0 108 56 000 «Материальные запасы, составляющие казну».
Такие объекты имущества отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества (п. 143 Инструкции N 157н).
В свою очередь, правовым актом по бюджетному учету казны может быть предусмотрено ведение инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны по аналогии с порядком бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным Инструкцией N 157н, а также в соответствии с порядком ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества (п. 145 Инструкции N 157н, Письмо Минфина России от 20.03.2015 N 02-07-10/15686).
Обратите внимание! Данные регистров бухгалтерского учета об объектах, составляющих государственную (муниципальную) казну, на отчетную месячную дату должны быть сопоставимы с данными реестра государственного (муниципального) имущества (п. 145 Инструкции N 157н).
Обобщим вышеизложенное. Источники формирования, состав казны, документы-основания по движению имущества казны, порядок бюджетного учета устанавливаются нормативными правовыми актами публично-правового образования.
Нефинансовые активы, составляющие казну, в разрезе материальных и нематериальных основных фондов, непроизведенных активов, материальных запасов учитываются на счете 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». Учет на указанном счете ведется в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества. На объекты материальных и нематериальных основных фондов с даты их включения в состав имущества казны амортизация не начисляется.
В правовом акте по бюджетному учету казны должны быть закреплены типовые корреспонденции счетов по отражению в учете операций, не предусмотренных Инструкцией N 162н, таких как приобретение (создание) объектов имущества казны, принятие в состав казны бесхозяйного имущества, излишков имущества, выбытие имущества из состава казны вследствие его реализации, приватизации, списания в результате ветхого состояния (износа), порчи, недостачи, хищения, террористического акта, стихийных, иных бедствий и др.
Дата публикации 03.03.2020
Орган местного самоуправления городского округа в 2019 году приобрел автомобиль на счет 101 35. В 2020 году по постановлению главы округа его нужно передать в казну на счет 108 52. Как отразить передачу в учете?
В соответствии со ст. 215 ГК РФ муниципальную казну составляет имущество, которое находится в собственности муниципального образования и не закреплено на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Публично-правовое образование реализует свои права собственника через уполномоченный орган власти (ст. 125, 215 ГК РФ). Следовательно, только уполномоченный орган по учету имущества казны публично-правового образования может отразить такое имущество в учете.
Чтобы автомобиль был зачислен в состав имущества муниципальной казны, его необходимо изъять из оперативного управления учреждения. Это может быть сделано на основании распоряжения уполномоченного органа власти.
Обычно полномочиями по ведению бюджетного учета имущества казны наделяется орган по управлению имуществом (если он является самостоятельным юридическим лицом) или администрация муниципального образования.
Если в публично-правовом образовании есть хотя бы одна единица имущества казны, должно быть утверждено положение о казне публично-правового образования.
В соответствии с п. 10.8.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н), безвозмездная передача основных фондов (в т.ч. активов в составе казны публично-правового образования) отражается по подстатье 281 КОСГУ.
Безвозмездные неденежные поступления капитального характера в сектор государственного управления от сектора государственного управления и организаций госсектора учитываются по подстатье 195 КОСГУ (п. 9.9.5 Порядка № 209н).
Безвозмездное поступление нефинансовых активов отражается в доходах бюджетов по соответствующим статьям и подстатьям доходов кода вида доходов 000 2 07 00000 00 0000 000 «Прочие безвозмездные поступления» (п. 14 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н).
В соответствии с положениями инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н) передача автомобиля в казну отражается записями:
Дебет КРБ (000) 1 401 20 281 Кредит КРБ (000) 1 101 35 410 – списана балансовая стоимость автомобиля при изъятии из оперативного управления и передаче в казну этого же публично-правового образования (п. 10 Инструкции № 162н);
Дебет КРБ (000) 1 104 35 411 Кредит КРБ (000) 1 401 20 281 – списана сумма начисленной амортизации (п. 19 Инструкции № 162н);
Дебет КРБ (000) 1 114 35 412 Кредит КРБ (000) 1 401 20 281 – списана сумма начисленного убытка от обесценения при наличии (п. 41.3 Инструкции № 162н).
Поступление в состав имущества казны основного средства в результате изъятия из оперативного управления отражается в учете уполномоченного органа по бюджетному учету имущества казны:
Дебет КРБ (000) 1 108 52 310 Кредит КДБ (000) 1 401 10 195 – принят к учету автомобиль по балансовой стоимости (п. 38 Инструкции № 162н);
Дебет КДБ (000) 1 401 10 195 Кредит КРБ (000) 1 104 52 411 – принята к учету сумма начисленной ранее амортизации (п. 20 Инструкции № 162н);
Дебет КДБ (000) 1 401 10 195 Кредит КРБ (000) 1 114 35 412 – списана сумма начисленного ранее убытка от обесценения (при наличии) (п. 41.3 Инструкции № 162н).
Если орган местного самоуправления в то же время наделен полномочиями по управлению муниципальным имуществом и передает автомобиль из своего оперативного управления в казну, для отражения такой операции может быть применен счет 1 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты». В соответствии с п. 109 Инструкции № 162н он используется при безвозмездной передаче объектов нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю бюджетных средств.
Передача автомобиля из оперативного управления в казну отражается в учете органа местного самоуправления – казенного учреждения записями:
Дебет КРБ (000) 1 304 04 310 Кредит КРБ (000) 1 101 ХХ 410 – списана балансовая стоимость автомобиля при изъятии из оперативного управления и передаче в казну публично-правового образования (п. 10 Инструкции № 162н);
Дебет КРБ (000) 1 104 ХХ 411 Кредит КРБ (000) 1 304 04 310 – списана сумма начисленной амортизации (п. 19 Инструкции № 162н);
Дебет КРБ (000) 1 114 35 412 Кредит КРБ (000) 1 304 04 310 – списана сумма начисленного убытка от обесценения (при наличии) (п. 41.3 Инструкции № 162н).
В учете органа местного самоуправления как органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества, принятие автомобиля в казну отражается записями:
Дебет КРБ (000) 1 108 52 310 Кредит КРБ (000) 1 304 04 310 – принят к учету автомобиль по балансовой стоимости (п. 38 Инструкции № 162н);
Дебет КРБ (000) 1 304 04 410 Кредит КРБ (000) 1 104 52 411 – принята к учету сумма начисленной ранее амортизации (п. 20 Инструкции № 162н);
Дебет КРБ (000) 1 304 04 310 Кредит КРБ (000) 1 114 35 412 – списана сумма начисленного ранее убытка от обесценения (при наличии) (п. 41.3 Инструкции № 162н).
Законная сделка
КАКОЙ бы метод купли-продажи вы ни предпочли, следует помнить, что зачастую продавец машины обязан заплатить налог с полученного дохода. Платить не надо, если автомобиль находился в его собственности более трех лет или ушел менее чем за 125.000 рублей. Если сумма больше, с вас в казну причитается 13% от разности указанной в договоре или справке-счете стоимости машины и тех самых 125.000 рублей. Например, отдав машину за 150.000, вы должны будете заплатить налог с 25.000 рублей.
Неудивительно, что многие продавцы (особенно перегонщики) стремятся занизить цену, заявленную в документах, вплоть до совсем ничтожных величин. Бывали случаи, когда дорогой “Mercedes” формально продавали за 100 рублей.. Но покупатель при этом рискует. Ведь если продавец по какой-то причине вдруг захочет расторгнуть сделку, то суд примет во внимание только зафиксированную на бумаге цену машины.
Еще имейте в виду, что бывший владелец обязан подать декларацию о доходах в налоговую инспекцию, указав в ней, за какую сумму он продал автомобиль. Даже если доход при этом получен не был. Этим, между прочим, опасна продажа по генеральной доверенности. Покупатель может в любой момент переоформить машину на себя, а продавец и знать не будет, что она перешла в собственность другого человека. Соответственно не сообщит в налоговые органы о сделке и автоматически станет нарушителем закона.
НАИБОЛЕЕ простой способ передать автомобиль новому владельцу – выписать ему так называемую генеральную доверенность на право управления и распоряжения транспортным средством. В этом случае даже снимать машину с учета в ГИБДД не надо. Получаете у нотариуса документ, согласно которому новоявленный хозяин машины имеет право ее обслуживать, проходить техосмотр, получать страховое возмещение и продавать.
Многие думают, что “генералка” равносильна свидетельству о продаже. И заблуждаются. Доверенность не передает право собственности на автомобиль. Вплоть до его переоформления на другое лицо, законным обладателем остается продавец. Со всеми вытекающими последствиями. На адрес прежнего владельца приходят извещения о необходимости уплаты транспортного налога, к нему же в первую очередь наведается и милиция, если проданная машина окажется замешана в каком-либо преступлении. Придется доказывать, что вы давно с ней расстались и ни в чем не виноваты. На этот случай адвокат московской коллегии адвокатов “Князев и партнеры” Антон Лелявский советует сохранить копию выписанной доверенности. Она подтвердит, что автомобилем мог управлять другой человек.
Рискует и покупатель. Во-первых, до тех пор, пока автомобиль остается собственностью продавца, тот может в любой момент аннулировать доверенность. Доказывай тогда по судам, что платил за машину деньги. Во-вторых, продавец может умереть или стать недееспособным. В этих случаях доверенность автоматически прекращает действовать, и вам придется выяснять отношения с родственниками и другими наследниками продавца. В-третьих, максимальный срок действия “генералки” – три года (а если он в документе не указан, так и вовсе год). Предположим, вы по какой-то причине не успели за это время перепродать машину. Собственник за три года может сто раз сменить адрес и телефон. Да и пожелает ли он продлить доверенность? Не исключено, что потребует вернуть автомобиль, а вам возвращать деньги откажется. Ведь сделка нигде не зафиксирована..
Еще один нюанс. Многие думают, что, купив автомобиль по доверенности, его можно зарегистрировать на себя, то есть на человека, имя которого указано в этом документе. Нельзя! Такие действия противоречат п. 3 ст. 182 Гражданского кодекса: “Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично”. Поэтому, если уж рискнете купить автомобиль по доверенности, то есть резон выписывать ее на надежного человека (например на свою супругу), который затем “продаст” машину вам.
ПРИ ЭТОМ способе оформления сделки помощь нотариусов не требуется. Образец договора купли-продажи легко найти, скажем, в Интернете. Документ составляют в двух экземплярах, по одному для продавца и покупателя. В момент его подписания машина обретает нового хозяина. Правда, до этого автомобиль надо снять с учета в ГИБДД.
Между прочим, Гражданский кодекс (ст. 159 и 161) позволяет заключить договор и в устной форме, если сумма сделки не превышает десять МРОТ (на сегодня – 11.000 рублей). То есть право собственности на автомобиль переходит в момент передачи денег без подписания каких-либо документов. Но при этом необходимо вдвоем прибыть в ГИБДД и подтвердить, что сделка действительно имела место. Ненадежный способ: мало того что не остается никаких документальных свидетельств купли-продажи, так еще и гаишники чаще всего к таким заявлениям относятся с подозрением и просят все же закрепить сделку на бумаге.
Согласно позиции, изложенной в Определении ВС РФ от 14.12.2015 № 307-КГ15-15650 по делу № А42-8275/2014, на основании ст. 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права)[2] на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на данное имущество.
В силу п. 3 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника. Порядок отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлен ст. 53 ЗК РФ.
Норма ГК РФ, наделяющая собственника правом изъятия имущества, одновременно создает для него обязанность принять имущество. Учреждение вправе вернуть неиспользуемый объект в казну.
Неоднократно участвуя в судебных процессах, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом трактовало ст. 296 и 299 ГК РФ как наделяющие собственника исключительно правом изъятия имущества, а не обязанностью принять его. То есть, по мнению Росимущества, у учреждений отсутствуют полномочия по возврату имущества в казну. В отношении судебных органов ведомство придерживалось позиции, что они не вправе вмешиваться в полномочия собственника и принимать судебный акт, обязывающий собственника вынести ненормативный акт об изъятии имущества из оперативного управления (постановления АС ВВО от 26.02.2019 № Ф01-7204/2018 по делу № А43-12391/2018, от 18.12.2017 № Ф01-5582/2017 по делу № А43-8239/2017, АС УО от 25.04.2017 № Ф09-1744/17 по делу № А50-17801/2016). Однако подобное толкование гражданского законодательства основано на неправильном понимании сути правоотношений собственности.
Согласно ст. 296 ГК РФ за учреждением на праве оперативного управления закрепляется имущество, используемое им в соответствии с целями деятельности и назначением этого имущества. Как уже отмечалось, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением, может быть изъято собственником на основании п. 2 ст. 296. При этом процедура и сроки изъятия имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, действующим федеральным законодательством не регламентированы.
Возврат имущества в казну по инициативе учреждения фактически означает отказ от владения, пользования и распоряжения имуществом, в отношении которого имеется решение собственника о его закреплении за учреждением. При прекращении права оперативного управления на имущество последнее продолжает находиться в собственности, то есть утраты каких-либо прав собственника не происходит.
Возврат имущества в казну по инициативе автономного учреждения
Как мы уже отмечали, суды не признают правовую позицию органов власти об отсутствии у учреждений права возврата в казну неиспользуемого имущества. То есть норма п. 2 ст. 296 ГК РФ, наделяющая собственника правом изъятия имущества, одновременно создает для него обязанность принять имущество. Чтобы препятствовать возврату имущества в казну, органы по управлению имуществом приводят разнообразные частные причины, которые суды оценивают как не имеющие правового значения. Приведем эти доводы, поскольку с ними учреждения могут столкнуться в ходе процедуры возврата имущества в казну.
Как показывает судебная практика, проблема с возвратом имущества в казну существует: государственные органы препятствуют этому процессу. Обычно судебным тяжбам предшествуют неоднократные попытки учреждений передать неиспользуемое имущество иным структурам в оперативное управление или пользование. И лишь длительное непринятие имущества в казну служит основанием для подачи иска в арбитражный суд (постановления АС УО от 25.09.2017 по делу № А76-30634/2016, от 14.09.2017 по делу № А76-30631/2016).
Причины судебных споров имеют чисто экономический характер: неиспользуемое имущество, как правило, ничего, кроме расходов, не приносит. Этим объясняется стремление и собственника, и балансодержателя переложить бремя расходов на другое лицо. Но в отличие от собственника учреждение, имеющее имущество в оперативном управлении, вправе отказаться от вещных прав без поиска нового лица, готового принять это имущество на свой баланс.
[1] «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
[2] В свете рассматриваемой проблемы ключевым фактором является вещное право, а не организационно-правовая форма балансодержателя. Поэтому в статье для полноты картины в качестве примеров приведены разные судебные акты, в которых балансодержатели (не обязательно автономные учреждения) настаивали на возврате в казну имущества, находящегося в оперативном управлении.
[3] Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432.
[4] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 327.
- Курсовая работа Что такое имущество казны? 460 руб.
- Реферат Что такое имущество казны? 270 руб.
- Контрольная работа Что такое имущество казны? 200 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
К ИК может быть отнесено как движимое, так и недвижимое имущество (например, участок земли, строения и сооружения, транспортные средства, объекты культурного наследия и т.д.)
Специалисты выделяют три вида ИК:
- Федеральное;
- Казна федеральных субъектов (областей, городов федерального назначения и т.д.);
- Муниципальное.
Замечание 1
Стоит отметить, что ИК относится к нефинансовой части государственной (муниципальной) казны.
Вопросы отражения и учета имущества казны регламентируются в соответствии Гражданским Кодексом РФ, письмом Минфин «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
Само понятие «средства казны муниципального образования» пока что закреплено лишь в Гражданском Кодексе. Он данный термин объясняет несколько рамочно. А вот в иных федеральных законах понятие не упоминается. Вместо него законодательство оперирует термином «муниципальная собственность» (более широкий по своему значению) или «бюджет муниципалитета» (напротив, более узкий). Сегодня это весьма серьезный недостаток законодательств о муниципалитете, требующий доработки.
Определено, что в состав муниципальной казны муниципального образования может включаться следующее:
- Доля муниципалитета в нежилых помещениях единых комплексов недвижимого имущества, которая находится в общей доле собственности частных владельцев помещений.
- Нежилой муниципальный фонд. В эту категорию входят отдельно стоящие строения, здания, сооружения, помещения в них. Нежилые помещения, находящиеся в жилых домах. Пристроенные, встроенно-пристроенные помещения к жилым строениям, которые сами не предназначены для проживания. Объекты нежилого строительства, а также инженерные, транспортные и иные сооружения.
- Имущественные предприятия и комплексы.
- Земельные наделы и природные объекты, ресурсы.
- Машины, автомобильный транспорт, оборудование, товары, станки, запасы материалов и сырья.
- Имущественные права. В том числе и обязательственные права в отношении тех хоз. обществ, в уставных капиталах которых содержится определенная доля муниципалитета.
- Имущество, что находится в долевой собственности.
- Архивные и библиотечные фонды муниципалитета, а также иные информационные ресурсы.
- Имущество непосредственно органов МСУ.
- Имущество, что было передано муниципалитету по договорам аренды, безвозмездного пользования, найма, а также доверительного управления.
- Денежные накопления местного бюджета, а также валютных фондов, пакеты акций, ценные бумаги (акции, облигации и проч.), доли в уставных капиталах различных хозяйствующих объектов, доли в соглашениях о совместной деятельности, а также иные активы финансово-кредитной сферы, что могут принадлежать муниципалитету.
- Нематериальные активы, принадлежащие муниципальному образованию.
- Объекты, относящиеся к интеллектуальной собственности, а также права на них.
- Программное обеспечение, а также базы данных.
- Иное имущество, движимое и недвижимое, что вошло в муниципальную казну муниципального образования по основанию, не противоречащему действующему законодательству.
- Муниципальные жилые помещения, доли муниципалитета в жилых комплексах (комнаты, квартиры), муниципальные общежития.
- Иное имущество.
Передача (получение) имущества казны
Выбытие с учета объектов недвижимого имущества осуществляется на основании Актов о приеме-передаче (ф. 0504101) и Извещения (ф. 0504805)
05.09.2019Российский налоговый портал
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна
Как казенному учреждению передать недвижимое имущество обратно в казну?
Законодательное определение
Мы разобрали, что составляет казну муниципального образования. Теперь перейдем к букве закона.
Институт казны определяет гражданское законодательство. А именно — п. 4 ст. 214 и п. 3 ст. 215 ГК РФ. Закон утверждает, что средства местного (или государственного бюджета), а также иное госимущество, что не закреплено за муниципальными (или же государственными) учреждениями и предприятиями, составляют собой государственную казну РФ, казну субъектов страны, а также муниципальную казну какого-либо из городских, сельских и иных поселений на территории РФ.
Имущество казны (основные средства)
- Имущество казны-определение в соответствии со ст. 214 и 215 ГК РФ.
- Источники формирования и состав казны.
Документальное оформление операций по движению объектов казны
- Реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
- Основания для включения, исключения объектов из реестра, внесения изменений и дополнений в сведения об объектах имущества казны.
Бюджетный учет имущества казны. Порядок ведения учета имущества казны
- Имущество казны как объект бухгалтерского учета.
- Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России.
- Письма Минфина России.
- Федеральные стандарты бухгалтерского учета.
- «Недвижимое имущество, составляющее казну».
- «Движимое имущество, составляющее казну».
- «Драгоценные металлы и драгоценные камни».
- «Нематериальные активы, составляющие казну».
- «Непроизведенные активы, составляющие казны».
- «Материальные запасы, составляющие казну».
- Ведение инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны. Переоценка нефинансовых активов, составляющих казну.
- Амортизация имущества казны.
- «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны».
- «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны».
- «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны».
- Отражение операций по амортизации имущества, составляющего казну, в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 97 Инструкции N 157н).
- Учет операций по внутреннему перемещению имущества, составляющего казну.
Поступление имущества в казну
- Безвозмездное получение имущества – характеристика счетов Вложения в нефинансовые активы «Увеличение капитальных вложений в основные средства», «Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы», «Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы».
- Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств: «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств», «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению нематериальных активов», «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению непроизведенных активов»), «Доходы от безвозмездных и безвозвратных поступлений от бюджетов» («Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», «Доходы от перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств», «Доходы от перечислений международных финансовых организаций»), «Прочие доходы».
- Формирование стоимости имущества казны при безвозмездном получении: использование счетов «Доходы от безвозмездных и безвозвратных поступлений от бюджетов» («Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», «Доходы от перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств», «Доходы от перечислений международных финансовых организаций»), «Прочие доходы», «Амортизация», «Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации».
- Принятие к учету начисленной амортизации при безвозмездном получении имущества казны.
- Принятие к учету имущества казны.
- Приобретение имущества: Вложения в нефинансовые активы, «Увеличение капитальных вложений в основные средства», «Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы», «Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы». «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению основных средств» («Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению нематериальных активов», «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению непроизведенных активов», «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств», «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов», «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению непроизведенных активов»).
- Каким образом следует учитывать государственное имущество, переданное по концессионному соглашению органом исполнительной власти области, уполномоченным в сфере имущественных отношений на балансовых и забалансовых счетах бюджетного учета.
- Формирование первоначальной стоимости имущества казны при приобретении.
- Счета аналитического учета счета «Вложения в нефинансовые активы».
Выбытие имущества из казны
- Безвозмездная передача имущества казны.
- Списание стоимости объекта имущества казны на сумму начисленной амортизации (в части тех объектов, по которым амортизация начислялась).
- Списание объектов имущества казны в сумме остаточной стоимости.
- Списание имущества казны, пришедшего в негодность.
- Оформление выбытия имущества казны первичными документами.
- Реализация имущества казны.
- Поступление средств от реализации имущества казны в доход бюджета.
- Поступление средств от реализации имущества казны (в том числе НДС) на внебюджетный счет.
- Отражение поступлений суммы от реализации имущества казны на счет органа казначейства.
Сдача имущества казны в аренду
- Начисление арендной платы.
- Начисление НДС.
Порядок документооборо��а
Какие же составляющие казны муниципального образования? В состав ее имущества может входить любая собственность из числа той, что перечислена в ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ». Однако при этом выделяются различные группы объектов, что могут быть собственностью разных видов муниципальных образований страны. Как то: сельским поселениям, городским округам, районам.
Первая часть ст. 50 данного ФЗ также определяет категории объектов, что могут числиться в муниципальной казне.
К вопросу учета имущества казны
- Гражданские споры
- Сделки
- Наследственные споры
- Трудовые споры
- Жилищные споры
- Семейные споры
- Брак
- Алименты
- Дети
- Особое производство
- Судебный приказ
- Восстановление срока
- Судебные расходы
- Ходатайства в ходе исполнения
- Ходатайства по экспертизам
Вики
Мир
Домашний очаг Дом • Дача • Садоводство • Дети • Активность ребенка • Игры • Красота • Женщины • (Беременность) • Семья • Хобби Документы • Законы • Извещения • Утверждения документов • Договора • Запросы предложений • Технические задания • Планы развития • Документоведение • Аналитика • Мероприятия • Конкурсы • Итоги • Администрации городов • Приказы • Контракты • Выполнение работ • Протоколы рассмотрения заявок • Аукционы • Проекты • Протоколы • Бюджетные организации |
Авиация • Авто • Вычислительная техника • Оборудование • (Электрооборудование) • Радио • Технологии • (Аудио-видео) • (Компьютеры) Общество Безопасность • Гражданские права и свободы • Искусство • (Музыка) • Культура • (Этика) • Мировые имена • Политика • (Геополитика) • (Идеологические конфликты) • Власть • Заговоры и перевороты • Гражданская позиция • Миграция • Религии и верования • (Конфессии) • Христианство • Мифология • Развлечения • Масс Медиа • Спорт (Боевые искусства) • Транспорт • Туризм Наука: Контрольные работы • Научно-технический прогресс • Педагогика • Рабочие программы • Факультеты • Методические рекомендации • Школа • Профессиональное образование • Мотивация учащихся |
Передача федерального имущества в безвозмездное пользованиеПрактика показывает, что учет имущества казны – сложная тема для бухгалтеров. Начисление амортизации имущества казны (в том числе проводки по ее начислению), порядок передачи имущества в казну и, наоборот, передачи имущества казны в оперативное управление, особенности бюджетного учета имущества казны и правила списания имущества казны согласно действующим нормам законодательства на конкретных примерах рассматривает эксперт журнала «Учет в учреждении». Итак, имущественная казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за учреждениями, за исключением средств бюджета и потребляемых вещей. Учет имущества федеральной казны предусмотрен постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447, на основании которого учет активов и ведение реестра федерального имущества осуществляют: 1) Федеральное агентство по управлению госимуществом в отношении имущества (включая земельные участки), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного за рубежом; 2) территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну РФ, расположенного на территории Российской Федерации по месту его нахождения. О новых правилах учета основных средств в бюджетных и автономных учреждениях в статье «Учет основных средств в бюджетных учреждениях в 2016 году». В соответствии с пунктом 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 447, учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера. Порядок ведения реестра определен приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 г. № 307 «Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества». Порядок учета и ведения реестра имущества казны субъектов РФ (муниципальной казны) определяют региональные и местные власти. Например в Москве порядок учета имущетства казны установлен постановленим правительства Москвы от 18.06.2012 № 273-ПП и Законом г. Москвы от 26.12.2007 № 53. Так же для учета имущества муниципальной казны может быть создано отдельное казенное учреждение, которое будет содержать имущество казны. (Письмо Минфина РФ от 12.04.2016 № 02-03-12/вн-20777). Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. В частности, самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н. Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н, то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований. Так, в пункте 94 Инструкции № 157н не раз упоминается термин «правовой акт по бюджетному учету казны», под которым следует понимать нормативный правовой акт финоргана публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну. Следовательно, такой правовой акт должен быть принят каждым публично-правовым образованием. Как передать имущество в казну читайте в журнале → Также в Инструкции № 157н расширены права публично-правовых образований по установлению более удобного порядка отражения в учете имущества казны, в частности, это касается начисления амортизации. В правовом акте по бюджетному учету казны может быть указано на необходимость начисления амортизации в установленном финорганом порядке. Данный порядок может распространяться как на отдельные группы (виды) объектов нефинансовых активов, так и на отдельные объекты. Основные средства (движимое и недвижимое имущество), переданные в оперативное управление, учитываются на балансе государственного (муниципального) учреждения в соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н. В частности, передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, а также между субъектами учета и иными организациями осуществляется по балансовой (фактической) стоимости активов с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации. Амортизируемое имущество для целей бюджетного учета читайте в журнале → В то же время для учета объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну РФ (субъектов и муниципальных образований), в разрезе материальных (нематериальных) основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов предусмотрен счет 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». При этом объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета (п. 143 Инструкции № 157н). Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит |