Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регламент службы регистрации прав на недвижимое имущество». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Процедура регистрации недвижимости упрощена
Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 сентября 2006 г.
Регистрационный N 8258
На основании пункта 7 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 47, ст. 4933), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
2. Федеральной регистрационной службе (С.Н. Мовчан) обеспечить исполнение Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра О.Ю. Хлупина.
Министр В. Устинов
Приложение
Административный регламент исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
I. Общие положения
1. Административный регламент исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — административный регламент) разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — государственная функция), создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — заявители), и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — государственная регистрация прав).
Федеральная регистрационная служба и ее территориальные органы осуществляют государственную регистрацию прав в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 6 Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы»1).
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»2 государственная регистрация прав — это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация прав является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
2. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации;
Гражданским кодексом Российской Федерации3;
Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 253)4;
Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон);
Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»5;
Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»6;
Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Правила ведения ЕГРП)7;
постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 г.
N 273 «Об утверждении федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»8;
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. N 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей»9;
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2004 г.
После электронной регистрации покупатель недвижимости на вторичном рынке получает документы на электронную почту:
- Договор купли-продажи с электронной подписью Росреестра о регистрации перехода права собственности.
- Выписку из единого государственного реестра недвижимости, подтверждающую переход права собственности с УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью) регистратора.
Покупатель квартиры в новостройке получает договор долевого участия с электронной подписью Росреестра о регистрации права требования.
Подделка исключена. Все документы будут храниться в электронном виде, также в системе безопасности будут фиксировать даты выдачи выписок. Гражданина, предоставляющего бумажный документ, можно будет проверить по базе Росреестра.
Все электронные документы подписываются УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью) регистратора. Таким образом, если какой-либо документ будет отредактирован, то потеряет связь с УКЭП регистратора, и документ будет недействителен.
Налоговый вычет составляет 13% от стоимости недвижимости и всех выплаченных процентов. Максимально возможная сумма для расчета имущественного вычета – 2 млн руб., а для процентов по ипотеке – 3 млн руб. Таким образом, до 260 000 рублей можно вернуть из своих налогов при покупке квартиры, а также до 390 000 рублей за выплаченные проценты по ипотеке. Подать заявление на налоговый вычет и узнать список необходимых документов можно на сайте Федеральной налоговой службы в личном кабинете или через сервис Сбербанка.
Согласно 218-ФЗ выписка из ЕГРН является официальным подтверждением проведенной государственной регистрации прав на недвижимое имущество, поэтому может быть предоставлена для подтверждения права на получение имущественного налогового вычета.
Чтобы воспользоваться материнским капиталом, подайте в Пенсионный Фонд заявление о перечислении материнского капитала в счет уплаты ипотечного кредита и пакет документов:
- кредитный договор и копию
- паспорт получателя сертификата и, при наличии, паспорт супруга
- свидетельство о браке (если есть)
- справку из банка о размерах остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование кредитом
- в отдельных случаях: СНИЛС, сертификат на материнский капитал, нотариальное обязательство на приобретение жилого помещения для детей.
Как видите, никаких документов, связанных с электронной регистрацией права собственности, не нужно. Выписку из ЕГРН, при необходимости, Пенсионный фонд запрашивает самостоятельно в Росреестре.
После электронной регистрации права собственности все необходимые документы придут на электронную почту. Вы не получите бумажное свидетельство, но Росреестр их больше не выдает никому.
С 15 июля 2016 года выписка из ЕГРН является единственным документом, который подтверждает право собственности.
Если покупается квартира в новостройке, то регистрируется договор долевого участия (ДДУ), на вторичном рынке — договор купли-продажи жилья. Также сервис распространяется на земельные участки. Правда, для последних и для вторичного жилья сервис доступен только в том случае, если право собственности на них было оформлено после 1998 года. Услуга применяется только при прямых сделках, то есть цепочки сделок так зарегистрировать нельзя. Есть ещё ограничение на количество созаёмщиков (не более пяти), продавцов и покупателей (не более двух).
После одобрения ипотечного кредита нужно приехать в банк для подписания кредитного договора и других документов. В этот момент представитель банка предложит подключить сервис безопасных расчётов (2 000 ₽). Его суть — в хранении банком денег до регистрации сделки в Росреестре: только после регистрации договора банк отправит средства продавцу недвижимости. Если договор не зарегистрируют, то деньги вернутся покупателю. «Услуга необязательная», — пояснили в пресс-службе Сбербанка.
Покупателю и продавцам делают усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП), которой будет подписываться договор.
Отправить пакет документов на регистрацию по условиям оказания услуги должны в течение 14 дней с момента её оплаты. Покупателю недвижимости придёт СМС-сообщение с кодом. Позвонит представитель регистратора (Росреестра) и запросит этот код. После его введения договор будет подписан цифровой подписью и передан на регистрацию.
Регистрация договора занимает 5–7 дней. Как только договор будет зарегистрирован, пришлют СМС-сообщение, а на электронную почту поступит подписанный договор.
В течение следующих суток Сбербанк должен перевести деньги продавцу недвижимости.
Статья 12. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним
- Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
- Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов.
Дело правоустанавливающих документов открывается на каждый объект недвижимого имущества. В дело помещаются все документы, поступающие для регистрации прав на указанный объект.
Книги учета документов содержат данные о:
принятых на регистрацию документах об объекте недвижимого имущества, правообладателях, регистрируемом праве и заявителях;
выданных свидетельствах о государственной регистрации прав;
выписках и справках из Единого государственного реестра прав, об иных документах. - Разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре кадастровым номером объекта недвижимого имущества.
Дело правоустанавливающих документов идентифицируется тем же номером, что и соответствующий раздел Единого государственного реестра прав.
В случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на основании нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти в области юстиции.
Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
- Разделы Единого государственного реестра прав, дела правоустанавливающих документов и книги учета документов подлежат постоянному хранению. Их уничтожение, а равно изъятие из них каких-либо документов или их частей не допускается. Порядок и сроки хранения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, разделов Единого государственного реестра прав, дел правоустанавливающих документов и книг учета документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяется Правительством Российской Федерации.
Если разделы Единого государственного реестра прав, документы, хранящиеся в делах правоустанавливающих документов, и книги учета документов признаны вещественными доказательствами по уголовному делу, их выемка осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. После вступления приговора в законную силу либо по истечении срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела суд или орган дознания, следователь, прокурор должны возвратить указанные разделы и документы в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.
- Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяются Правительством Российской Федерации.
Правила ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов определяются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.
- Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта.
Разделы Единого государственного реестра прав располагаются в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества. Разделы, содержащие информацию о зданиях, сооружениях и об иных объектах недвижимого имущества, прочно связанных с земельным участком, располагаются непосредственно за разделом, содержащим информацию о данном земельном участке. Разделы, содержащие информацию о квартирах, помещениях и об иных объектах, входящих в состав зданий и сооружений, располагаются непосредственно за соответствующим разделом, относящимся к зданию, сооружению.
Каждый раздел состоит из трех подразделов.
Порядок регистрации сделок с недвижимостью: пошаговая инструкция
Для каких объектов необходима обязательная государственная регистрация недвижимости? Недвижимым имуществом, право на которое необходимо зарегистрировать может быть представлено:
Земельными участками;
— участками недр;
— обособленными объектами;
— любыми объектами, связанными с землей настолько, что перемещение без нанесения им несоразмерного ущерба не представляется возможным;
— нежилыми и жилыми помещениями;
— зданиями и сооружениями;
— предприятиями, выступающими в статусе имущественных комплексов;
— лесами и многолетними насаждениями;
— кондоминиумами и т.д.Регистрация права на недвижимость производится при участии собственников указанного имущества и обладателей других прав на него, если такие права подлежат государственной регистрации. В качестве таких обладателей прав могут выступать:
Граждане РФ;
— лица без гражданства и иностранные граждане;
— иностранные и российские юридические лица;
— иностранные государства;
— международные организации;
— Российская Федерация и ее субъекты;
— муниципальные образования.Также непременными участниками данного процесса являются представители органов, посредством которых осуществляется государственная регистрация прав на недвижимость и сделки с ним.
Процедуре государственной регистрации подлежат:
Вещественные права лица на объект недвижимости, право собственности и хозяйственного ведения;
— ипотека (залог недвижимости);
— право оперативного управления;
— право пожизненного наследуемого владения;
— право бессрочного пользования земельным участком;
— аренда недвижимого имущества;
— передача недвижимости в доверительное управление;
— аресты;
— сервитуты;
— другие запрещения и ограничения, которые устанавливаются действующим законодательством.Именно регистрация недвижимости представляет собой единственное доказательство того, что у собственника существует зарегистрированное право на определенный объект.
К слову, его можно оспорить только в судебном порядке.
В статье 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отмечается, что регистрация собственности на недвижимость включает в себя прохождение следующих этапов:
1. Подача документов, которые необходимы для проведения государственной регистрации прав.
С этой целью необходимо обратиться в Федеральную регистрационную службу, территориальные органы либо их обособленные подразделения, в которых осуществляется регистрация недвижимости. Документы для проведения этой процедуры выглядят следующим образом:
Заявление о государственной регистрации объекта недвижимости;
— документ, удостоверяющий личность заявителя;
— доверенность, заверенная нотариусом (если заявитель выступает в статусе доверенного лица;
— другие документы.Список документов может меняться в зависимости от условий регистрации и других параметров. Владельцу недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации, желательно заранее получить информацию о том, какие документы необходимо предоставить в Федеральную регистрационную службу.
2. Проверка законности сделки и проведение правовой экспертизы принятых документов.
3. Установление факта отсутствия противоречий между уже зарегистрированными и заявленными правами на конкретный объект, определение других оснований, посредством которых регистрация сделок с недвижимостью может быть приостановлена или прекращена.
4. Внесение записей в ЕГРП.
ЕГРП или Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним включает в себя:
Книги учета документов;
— записи об объектах недвижимости, правах, правообладателях, прекращенных или существующих ограничениях и т.д.;
— правоустанавливающие документы.
ЕГРП – это государственный информационный ресурс, в котором содержатся сведения о прекращенных либо существующих правах на объекты недвижимости, а также данные о таких объектах.Организация оборота прав, которые были зарегистрированы в ЕГРП, осуществляется посредством применения положений государственного кадастра недвижимости.
Государственный кадастр недвижимости представляет собой свод сведений и правил об объектах недвижимого имущества. Именно он является федеральным государственным информационным ресурсом. В процессе учета каждый объект недвижимости получает уникальные характеристики, посредством которых осуществляется его экономическая и качественная оценка. Также в процессе учета ему присваивается номер, который впоследствии заносят в кадастр объектов недвижимости.
Организация государственного кадастра недвижимости – это задача, которую выполняет Федеральное агентство кадастра недвижимости . Именно эта структура обладает полномочиями для кадастровой оценки объектов. Кроме того, именно в его территориальный орган обычно подается заявление о постановке объекта недвижимости на учет с включением его в кадастр. Существует множество причин, по которым создается и ведется Федеральный кадастр недвижимости. В основном, все они касаются вопросов владения, пользования и распоряжения объектами недвижимого имущества. Конечно же, регистрация права на недвижимость также невозможна без занесения объекта в кадастр.
Возвращаясь к ЕГРП, следует сказать, что сведения, которые в нем содержатся, являются общедоступными и открытыми. Всегда можно получить выписку из ЕГРП, которая подтверждает отсутствие или наличие зарегистрированного права собственности на недвижимость. Обычно в выписке из ЕГРП содержится следующая информация:
Описание объекта;
— данные о правообладателе-собственнике;
— наличие или отсутствие зарегистрированных прав на недвижимость;
— возможные ограничения и т.д.Получить выписку из ЕГРП можно, обратившись с запросом в Росреестр. Это можно сделать, используя следующие способы:
Личное обращение (для этого необходимо предъявить удостоверение личности и написать заявление в письменной форме);
— по почте (в этом случае по почте следует отправить нотариально заверенное заявление в письменном виде с прилагаемыми копиями документов);
— по электронной почте (оформить запрос можно в форме электронного документа с цифровой подписью).В течение 5 рабочих дней территориальное подразделение Росреестра предоставляет заявителю требуемую информацию либо выдает ему отказ в письменной форме, который можно обжаловать в суде.
5. Оформление правоустанавливающих документов и выдача удостоверений, подтверждающих тот факт, что государственная регистрация недвижимости и права на нее была проведена.
Регистрация недвижимости часто проходит долго, и это обусловлено сложностями, возникающими именно в процессе сбора и подачи документов. Но что касается самой процедуры, то, как правило, государственная регистрация собственности на недвижимость должна быть проведена в течение 1 месяца.
Важно знать, что собственнику могут отказать в государственной регистрации права на недвижимость по следующим причинам:
Предоставление ложных сведений;
— неправильное оформление документов или предоставление неполного пакета документации;
— возникновение сомнений в подлинности документов у регистратора;
— наличие запрета или ареста, наложенного на регистрируемый объект недвижимого имущества и т.д.О��каз в государственной регистрации всегда можно обжаловать в арбитражном суде.
В числе документов для государственной регистрации значится и квитанция об уплате государственной пошлины. Этот платеж взимается в обязательном порядке. Размер государственной пошлины за регистрацию недвижимости определяется Налоговым Кодексом РФ и составляет 1000 и 1500 рублей для физических и юридических лиц соответственно. В зависимости от вида недвижимости размер пошлины за регистрацию может меняться.
Если вы планируете осуществлять предпринимательскую деятельность в течение длительного периода времени, значит, вам потребуется специальное помещение для этих целей. Его можно арендовать или получить в собственность. В последнем случае происходит переход права собственности, и это означает, что оно должно быть зарегистрировано в соответствующем органе. И помните, что если вы не купили, а самостоятельно построили помещение, регистрация права на недвижимость такого типа также необходима.
Основное отличие регистрации недвижимости юридическими лицами от подобных действий со стороны физических лиц состоит в том, что все документы, которые заявитель подает для регистрации, должны быть заверены не только его подписью, но и печатью.
После процедуры регистрации предприниматель или его представитель должен получить кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества. При учете изменения недвижимости или части объекта орган кадастрового учета выдает кадастровую выписку с содержащимися в ней новыми сведениями об имуществе. Снятие объекта с учета предполагает, что предприниматель получит кадастровую выписку, в которой содержится информация о снятии недвижимости с учета.
Если предприниматель получает отказ в проведении регистрации объекта недвижимости, он всегда может обжаловать его в судебном порядке.
Если физическое лицо приобретает в собственность жилое либо нежилое помещение, важно проверить всю информацию относительно данного объекта недвижимости. Для этого можно использовать выписку из ЕГРП. Так появляется возможность определить, является ли собственником данного объекта конкретный человек, существуют ли ограничения на распоряжение недвижимостью и т.д. Что касается собственника помещения, то он может предъявить свидетельство о государственной регистрации, но вполне возможно, что сам объект, например, будет заложен. В свою очередь, государственный кадастр недвижимости содержит более достоверную информацию об объекте недвижимости и правами, связанными с ним.
В соответствии с частью 11 статьи 18, частью 1 статьи 33, частью 2 статьи 39, частью 3 статьи 43, частью 2 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2018, N 32, ст. 5134), пунктом 1 и подпунктом 5.26(7) пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст. 3052; 2020, N 7, ст. 855), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
форму заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (приложение N 1);
форму заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению заинтересованного лица, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке (приложение N 2);
форму заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ (приложение N 3);
требования к заполнению форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению заинтересованного лица, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке (приложение N 4);
требования к формату заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и представляемых с ним документов в электронной форме, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению заинтересованного лица, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке (приложение N 5).
2. Настоящий приказ вступает в силу с момента признания утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 920 «Об утверждении форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, требований к их заполнению, требований к формату таких заявлений и представляемых с ними документов в электронной форме, а также формы заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ» (зарегистрирован Минюстом России 9 марта 2016 г. N 41343 (с изменениями, внесенными приказами Минэкономразвития России от 27 октября 2016 г. N 679 (зарегистрирован Минюстом России 23 декабря 2016 г., регистрационный N 44907), от 9 августа 2018 г. N 418 (зарегистрирован Минюстом России от 8 октября 2018 г., регистрационный N 52351), от 26 сентября 2018 г. N 524 (зарегистрирован Минюстом России 22 октября 2018 г., регистрационный N 52485).
Руководитель
О.А. СКУФИНСКИЙПриложение N 1
к приказу Росреестра
от 19 августа 2020 г. N П/0310Введен новый регламент регистрации прав на недвижимость
1. Настоящие Требования определяют формат заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и представляемых с ним документов в электронной форме, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению заинтересованного лица, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке.
2. Заявления, указанные в пункте 1 настоящих Требований, направляемые в форме электронного документа, представляются в виде XML-документа, созданного с использованием XML-схем и обеспечивающего считывание и контроль представленных данных.
XML-схемы, используемые для формирования XML-документов, считаются введенными в действие по истечении двух месяцев со дня их размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт).
При изменении нормативных правовых актов, регулирующих представление заявлений, указанных в пункте 1 настоящих Требований, и представляемых с ними документов в электронной форме федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, изменяет XML-схемы, обеспечивая при этом возможность публичного доступа к текущей актуальной версии и предыдущим (утратившим актуальность) версиям.
3. Необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, направляемые в форме электронных документов, представляются в одном из следующих форматов:
в виде файлов в формате XML-документов, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных;
в виде файлов в формате PDF/A-документов с текстовым слоем, обеспечивающим поиск информации по содержимому файла, созданных с использованием специализированного программного обеспечения;
в виде электронных образов документов в формате PDF.
Электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество электронных образов документов должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать режим сканирования документа «оттенки серого» с разрешением 300 dpi.
4. XML-схемы, используемые для формирования XML-документов, считаются введенными в действие по истечении двух месяцев со дня их размещения на официальном сайте.
Согласно закону (п.6, ст.1 ФЗ-218 от 13.07.2015 – «О государственной регистрации недвижимости») все сделки с квартирами подлежат обязательной государственной регистрации – т.е. данные о переходе права собственности от Продавца к Покупателю в результате сделки вносятся в единую базу данных Росреестра (ЕГРН).
При этом с 2013 года регистрация Договоров купли-продажи (ДКП) недвижимости – отменена. Единственным фактом, фиксирующим сделку с квартирой на вторичном рынке, осталась только регистрация перехода права. Другими словами, Договор купли-продажи квартиры (ДКП) теперь вступает в силу с момента его подписания сторонами, а право собственности на квартиру переходит к Покупателю с момента государственной регистрации перехода права.
Одновременно с этим (по факту перехода права) регистрируется новое право собственности теперь уже на Покупателя.
Несмотря на это, на рынке в обиходе так и осталось понятие – «регистрация сделки купли-продажи квартиры», хотя под ним теперь понимается именно регистрация права и перехода права по сделке. При этом, в процессе регистрационных действий, на ДКП все равно ставятся регистрационные печать и штамп, свидетельствующие о том, что переход права по этому договору состоялся.
♦ Образец регистрационного штампа на Договоре ♦ (Жми! Документ откроется во всплывающем окне).
На первичном рынке (при покупке новостройки), в результате сделки регистрируется право требования на квартиру в строящемся доме по Договору долевого участия (ДДУ) или по Договору уступки прав требования. А право собственности регистрируется следующим этапом, после того как дом будет достроен и сдан.
Регламент действий Росреестра для сделок с недвижимостью (с 2020 года).
Порядок процесса регистрации, перечни документов, порядок их приемки и выдачи, сроки регистрации, права и обязанности заявителей и регистраторов, порядок уведомления граждан и обжалования действий сотрудников и т.п.
Официальный документ – здесь.
Онлайн-заказ Выписки из ЕГРН и другие СЕРВИСЫ для покупки квартиры – ЗДЕСЬ.
Как правильно принимать квартиру у Застройщика – основные правила.
обязательство сторон любой сделки с недвижимостью зарегистрировать ее в Росреестре, в последнее время активно набирает оборот проведение электронной регистрации сделки с недвижимостью . Если же сторона договора уклоняется от исполнения данного обязательства, в том числе от регистрации в электронном виде, то заинтересованное лицо смогут подать иск в суд. Зарегистрировать сделки путем электронной регистрации можно в следующих случаях. Срочная регистрация сделок происходит исключительно по норме закона, предусматривающей ускоренный порядок при использовании электронной регистрации. Все внесения записей в Росреестре, которые фиксируют переходы прав и права собственности определенного владельца или совладельца конкретной недвижимости по электронной регистрации вносятся в кратчайшие сроки в ЕГРН. Поэтому срочная электронная регистрация недвижимости позволит намного быстрее осуществить получение готовых, т.е. зарегистрированных документов на недвижимость новым владельцем. Также это распространяется на коммерческую недвижимость и любые другие объекты собственности.
Юристы расцениваю ускоренную электронную регистрацию недвижимости , как быстрый и эффективный процесс, который признает правовые полномочия при переходе прав на собственность. Все данные сведения в срочном порядке вносятся в Росреестр. На официальном сайте Росреестра можно найти информацию, указывающую наличие сведений про регистрацию в Едином Государственном реестре недвижимости. Такая запись является единственным доказательством наличия права собственности. В случае возникновения судебных споров в первую очередь будет браться во внимание день внесения сведений про собственников в единый гос. реестр недвижимости, причем, не имеет значения, в электронном виде была произведена регистрация, или обычным способом.
- подписанный сторонами договор купли-продажи, ипотеки, дарения, или переуступки права требования;
- паспорта лиц, которые заявляют на право и переход права, а в случае с сессией-на переуступку права требования;
- заявления о внесении в Росреестр, которые удостоверяются уполномоченным лицом с правом цифровой подписи (представитель лицензированного Удостоверяющего центра);
- квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины (может оплатить представитель Удостоверяющего центра);
- необходимые сведения об объекте недвижимости и участниках сделки, в том числе ИНН и СНИЛС.
Список документов для регистрации сделки купли-продажи квартиры зависит от конкретной ситуации – например, регистрируется ли сделка на «первичке» или на «вторичке», какой тип договора является основанием для существующего права собственности Продавца, женат ли Продавец, есть ли в числе собственников несовершеннолетние дети или нет, и т.п.
В связи с этим существует ряд обязательных документов для всех ситуаций, и дополнительные документы – для частных случаев.
Не следует путать регистрацию прав требования на квартиру в строящемся доме на первичном рынке, и регистрацию прав собственности на готовую квартиру (которая может быть как на первичном, так и на вторичном рынке).
Конкретные перечни документов для регистрации сделок покупки и продажи квартир указаны на соответствующих шагах ИНСТРУКЦИИ (по ссылкам – отдельно для каждого случая):
ПЕРВИЧНЫЙ РЫНОК:
- Регистрация прав требования на квартиру в строящемся доме (новостройке) – документы На первичке права требования регистрируются либо при оформлении Договора долевого участия ДДУ (если квартира покупается непосредственно у Застройщика), либо при оформлении Договора уступки прав требования по ДДУ (если квартира покупается у дольщика или соинвестора строительства). В первом случае регистрацией ДДУ может заниматься как Застройщик, так и сам дольщик; как это происходит описано здесь – Документы для регистрации Договора долевого участия. Во втором случае документы собирают сами участники сделки по переуступке прав, а перечень этих документов представлен здесь – Документы для регистрации уступки прав требования.
- Регистрация прав собственности на квартиру в построенном доме (новостройке) – документы Здесь пакет документов, как правило, тоже формирует Застройщик. Он же занимается и регистрацией прав собственности на свежепостроенные квартиры. Но Покупатель может заняться этим и самостоятельно: о том, как это делать рассказано в ИНСТРУКЦИИ для Покупателя здесь – Документы для оформления права собственности на новостройку.
ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК:
- Регистрация прав собственности при покупке квартиры на вторичном рынке – документы Здесь состав пакета документов для регистрации отличается от состава пакета документов для проверки «юридической чистоты» квартиры. В первом случае мы имеем документы, необходимые для совершения регистрационных действий, а во втором случае – документы, которые нужны лично Покупателю для подтверждения правовой информации о квартире, о ее собственниках и пользователях. И тот и другой перечень документов можно увидеть на соответствующих шагах ИНСТРУКЦИИ для Покупателя здесь: — Документы для регистрации права собственности на квартиру; — Документы для проверки квартиры при покупке на вторичном рынке.
- Регистрация прав собственности при продаже квартиры на вторичном рынке – документы Здесь перечень документов для регистрации – тот же, что и при покупке квартиры на «вторичке». А вот общий список документов для проверки «юридической чистоты» квартиры может оказаться поменьше. Дело здесь в расстановке акцентов: если Покупатель окажется не очень требовательный, то Продавцу можно обойтись и минимальным набором документов, которые необходимы только для регистрации сделки. Подробнее об этом рассказано в ИНСТРУКЦИИ для Продавца здесь – Документы для продажи квартиры на вторичном рынке.
Непосредственно для регистрации сделки купли-продажи квартиры список документов немного меньше, чем тот, который обычно требуют с Продавца другие участники сделки – Покупатель, риэлторы, нотариус, банк, и т.п. Для регистрации нужен не полный перечень, а только самое необходимое (см. видео об этом ниже).
Кстати, с июля 2020 года новым собственникам квартир Свидетельство о собственности уже не выдают (подробнее см. по ссылке).
ВИДЕО: Список документов для купли-продажи квартиры на сайте Росреестра — Актуальный список документов для регистрации сделки купли-продажи квартиры можно увидеть в разделе «Жизненные ситуации» на портале Росреестра.
Приказ Росреестра от 19.08.2020 N П/0310
В Москве для регистрации сделки с квартирой, Продавцы и Покупатели подают документы в многофункциональные центры гос. Запись туда возможна также по телефону или по интернету. Там же можно еще раз уточнить состав пакета документов для регистрации права собственности на квартиру.
Местные отделения УФРС в Москве с 2014 года не работают с физлицами. (подтверждение – здесь)
В других регионах России для регистрации сделки с квартирой (для регистрации прав и перехода прав на недвижимость), можно обращаться как в местные МФЦ «Мои документы», так и непосредственно в территориальные офисы и приемные Росреестра.
Кроме того, Росреестр предоставляет на своем сайте возможность подачи заявления на регистрацию прав и перехода прав – через интернет (см. ссылку ниже).
МФЦ «Мои документы» (адреса, телефоны, графики работы – по всей России) можно увидеть ЗДЕСЬ (СЕРВИСЫ).
Офисы и приемные Росреестра и Кадастровой палаты по всей России – здесь. Подача заявления на регистрацию права или перехода права на сайте Росреестра – здесь.
Сами не регистрируют сделки купли-продажи квартир. МФЦ – всего лишь удобный посредник между участниками сделки и Росреестром. Причем, документы можно подавать не только в МФЦ по месту нахождения квартиры, но и в любом другом МФЦ, даже в другом городе.
Сотрудники МФЦ обязаны только принимать документы на регистрацию, но не обязаны проводить их правовую экспертизу (т.е. не проверяют их на подлинность и правильность оформления). А значит, возможны случаи некорректно подготовленных документов (ошибок в договорах, недостатка информации в составе пакета документов и т.п.), которые приводят к приостановкам/задержкам в регистрации, или даже отказам в регистрации (см. ниже об этом).
Чтобы этого избежать, лучше обращаться за подготовкой договоров и экспертизой всего собранного пакета документов к нотариусу (который может сам затем подать этот пакет на регистрацию).
Можно также обратиться в специализированные юридические конторы, которые проводят предварительную проверку пакета документов для регистрации, и обеспечивают собственно регистрацию с гарантией, что она пройдет без приостановки и/или отказа.
Что значит «добросовестный приобретатель» недвижимости? Какую защиту дает этот статус и как его получить?
В настоящее время органом, уполномоченным государством на осуществление государственной регистрации прав на недвижимость, является Управление Росреестра, которое имеет свои отделения в каждом регионе нашей страны.
Однако также в нашей стране действует разветвлённая сеть МФЦ — многофункциональных центров, которые оказывают гражданам содействие в получение госуслуг и муниципальных услуг, в том числе госрегистрации прав на квартиры.
МФЦ наделены правом принимать документы на госрегистрацию прав на квартиры, а также выдавать после оформления выписки из реестра. МФЦ выступает своего рода посредником, позволяющим оформить сделку, при чём действует этот посредник бесплатно.
Отметим! Преимущества МФЦ в том, что они удобно расположены, имеют много работающих «окон», в том числе и по субботам. Однако при обращении в МФЦ срок регистрации квартиры увеличивается.
Сдать документы на регистрацию можно как непосредственно в отделения Росреестра, так и в выбранный вами МФЦ. Подготовив комплект документов, нужно определится куда вы будете обращаться – в Росреестр или МФЦ, ведь именно от этого будет зависеть конкретный срок, который займёт оформление прав на вашу квартиру.
Полезно знать! Законом не устанавливаются основания для проведения госрегистрации прав отдельных объектов недвижимости в сокращённые сроки. Поэтому сроки оформления прав не находятся в зависимости от того, на каком основании приобретается жилплощадь.
При покупке, при дарении, приватизированная квартира – сроки регистрации прав при приобретении квартиры на вышеуказанных основаниях составляют:
- в случае сдачи заявления с приложенными к нему документами непосредственно в отделение Росреестра — семь рабочих дней со дня, когда специалистырегорганаприняли у вас указанные документы;
- в случае сдачи заявления с приложениями в МФЦ — девять рабочих дней со дня, когда специалисты МФЦ приняли у вас указанные документы.
В случае оформления прав на квартиру жилищно-строительного кооператива, учитывая, что квартира расположена в новом, недавно принятом в эксплуатацию доме, необходимо сначала поставить её на кадастровый учёт, присвоить ей кадастровый номер, а только после этого осуществлять регистрацию прав на неё.
В этом случае сроки оформления прав следующие:
- если вы подаёте заявление на осуществление кадастрового учёта и госрегистрации прав с приложенными к нему документами непосредственно в отделение Росреестра — десять рабочих дней со дня, когда специалисты регоргана приняли у вас указанные документы;
- если вы подаёте заявление на осуществление кадастрового учёта и госрегистрации прав с приложенными к нему документамив МФЦ — двенадцать рабочих дней со дня, когда специалисты МФЦ приняли у вас указанные документы.
Раньше существовала целая индустрия недобросовестных действий, связанная с отъемом жилья. Даже после принятия ГК РФ, регистрацию осуществляло бюро технической инвентаризации. Однако проблемы лишь накапливались порядок необходимых действий не был единым. Такое положение дел не позволяло оставить регистрационные функции в бюро. Эти проблемы привели к необходимости создать специальный федеральный орган, осуществляющий процедуру регистрации недвижимости.
Благодаря этому, в сфере оборота такого имущества был наведен порядок и каждый объект встает на учет.
Основы регистрации недвижимости заложены в ст. 131 ГК РФ. Предусмотренный порядок конкретизируется в ФЗ «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним».
Легальное понятие государственной регистрации недвижимости содержит ст. 2 ФЗ. Под ней следует подразумевать юридический акт, заключающийся в признании и подтверждении государством возникновения, ограничения или обременения, перехода, а также прекращения прав на недвижимое имущество, в соответствии с ГК РФ, являющееся единственным доказательством, подтверждающим существование такого права.
Такое понятие позволяет установить основные особенности, которыми характеризуется этот процесс.
Основные правила, служащие базой для всей деятельности, связанной с регистрацией недвижимости, предусмотрены в главе 1 ФЗ и в ст. 131 ГК РФ. В них отсутствует конкретный перечень, содержащий наиболее важные требования.
Действующий порядок строится на следующем:
- единство государственного реестра прав (ст. 2 ФЗ). Требования предусматривают создание одной базы данных. Это упрощает техническое сопровождение и учет. Кроме того, ответственная служба создает алгоритмы, необходимые для предотвращения дублирования записей. Это имеет большое значение, поскольку позволяет получить точные данные, вне зависимости от региона, в котором подается запрос;
- обязательность регистрации (ст. 4 ФЗ). Все объекты, доли и права, связанные с недвижимостью, должны быть отражены в реестре. Исключение составляют лишь те случаи, когда права возникли до того, как стал действовать закон. Их могут подтверждать документы БТИ, а также нотариальные договоры купли-продажи;
- сведения в ЕГРП носят открытый характер (ст. 7 ФЗ). Это означает, что доступны любому желающему. Лицо может получить сведения путем направления соответствующего запроса в федеральный орган власти, ответственный за процедуру.
Выделяются следующие цели, которые преследует государственная регистрация сделок с недвижимостью:
- защита прав обладателей недвижимости и лиц, за которыми закреплены обременения. Участники правоотношений получают услуги модератора, меняющего статус собственности на объекты, доли в правах и выполняющего другие действия на основании представленных документов. Если участники сделки нарушают их, то последует отказ в регистрации;
- цели обеспечения прозрачного гражданского оборота. Доступность информации позволяет участникам сделок не опасаться неожиданных обстоятельств. Та или другая сторона, после изучения документов, самостоятельно сможет выявить обстоятельства, влекущие отказ в регистрации;
- гласность и достоверность, которые составляют сведения о правах. Требования о предоставлении информации должны удовлетворяться;
- фискальные цели, заключающиеся в возможности контроля за тем, какой доход извлекают участники сделок. У налогового органа не существует проблемы зафиксировать получение прибыли при продаже, поскольку за Росреестром закреплена обязанность направления такой информации;
- цели предотвращения и профилактики действий, при которых нарушается закон;
Процедура, позволяющая осуществить учет и зарегистрировать права на недвижимость, имеет большое значение. С ее помощью удалось минимизировать проблемы недобросовестных участников этого рынка.
Она решает и другие задачи. При ее создании получилось преодолеть дополнительные проблемы. Одной из них были документы на незавершенное строительство. Долгие годы такие объекты пребывали в статусе правовой неопределенности. Действовавший закон не позволял считать их оборотоспособными. Теперь собственник может получить документы, подтверждающие права.
Основные виды прав, которые подлежат регистрации, перечисляет закон в ст. 4. Перечень включает в себя следующее:
- право собственности, а также другие вещные права на недвижимость, сделки с ней. В перечень входят земельные участки, участки недр, здания и сооружения. Кроме того, в соответствии с этой нормой требуется регистрировать предприятие как имущественный комплекс, а также единый недвижимый комплекс, помещение, доли в правах собственности;
- ограничения и обременения, связанные с объектами. В этот перечень включается ипотека, доверительное управление, безвозмездное пользование в отношении объектов исторического наследия и культуры, сервитут, а также аренда и найм. В последнем случае основания для регистрации касаются договоров, заключенных на год и более.
Приравненные к недвижимости транспортные средства подлежат постановке на учет, согласно отдельным актам.
Для того, чтобы зарегистрировать право на недвижимость или его переход, необходимо собрать документацию. Если собственник или другое заинтересованное лицо не обладает необходимым опытом, лучше использовать сопровождение юриста, оказывающего такие услуги и вовлеченного в особенности.
Желательно привлечь не знакомого специалиста, осуществляющего другую деятельность, а именно работающего в этой сфере. Услуги, предусматривающие сопровождение, окупятся, поскольку сэкономят значительное количество времени и ресурсов.
Если квартира находится в собственности давно, то высока вероятность ее постановки на кадастровый учет. Поэтому придется использовать услуги, предусматривающие такое сопровождение. Это также можно поручить юристу, поскольку он наверняка обладает связями и сможет получить необходимые бумаги быстрее. Итогом работы специалиста станет составление кадастрового паспорта, необходимого для совершения сделок.
Государственная регистрация прав собственности на недвижимость и сделок с ним будет осуществляться в небольшие сроки. Так, например, при постановке жилья на кадастровый учет и регистрация в Росреестре будет занимать не более 10 дней. При выполнении этих действий через МФЦ процедура займет не более 12 дней. Отдельно друг от друга эти процедуры занимают еще меньше рабочего времени.
ВНИМАНИЕ !!! При простой регистрации прав на жилье в Росреестре потребуется затратить не более 7 дней, а при обращении в МФЦ – не более 9 дней. Также при простой постановке на кадастровый учет необходимо ждать 5 дней, а через МФЦ – 7.
В Федеральном законе №218-ФЗ устанавливаются сроки, в которые должна происходить регистрация в Росреестре и МФЦ после получения судебных решений, которые вступили в законную силу. Также установлены сроки при получении актов от государственных органов, которые имеют право на их издание, а также при регистрации ипотеки, получении наследства и иных действий.
Если же собственник утрачивает право собственности на свое жилье в связи с тем, что попал на различные рода махинаций, в законе имеется несколько условий, при выполнении которых собственнику будет выплачена однократная компенсация. Эти условия распространяются только на тех владельцев, которые являются добросовестными владельцами или приобретателями. Такие выплаты будут производиться за счет финансового бюджета, причем сумма выплаты по сравнению с большинством производимых сделок будет незначительной. Ее размер не будет превышать 1 миллиона рублей для физических и юридических лиц.
Согласно нововведенному Федеральному закону приостановится выдача свидетельств о государственной регистрации прав на имущество. Вместо этого вводится новый документ – выписка из ЕГРН. Ее выдача также закреплена в ином нормативном акте, который является сопутствующим для Федерального закона. Им является Приказ Минэкономразвития №378.
В нем отражены четыре вида выписки:
- Выписка, которая отражает все характеристики и права жилья, которое было зарегистрировано в Росреестре или МФЦ;
- Выписка, подтверждающая факт перехода права от собственника к покупателю;
- Выписка, в которой указана дата момента получения Росреестром или МФЦ заявления или иных документов, отправленных для последующего оформления кадастрового учета или проведения процедуры регистрации;
- Выписка, в которой указываются права конкретных лиц на то имущество, которое имеется или было у них в собственности.
Для получения этих документов необходимо направить электронный запрос или лично посетить одно из отделений Росреестра. За полученный документ придется внести денежные средства, размер которых увеличился в сравнении с выпиской из ЕГРП. Так для того, чтобы получить бумажную версию документа гражданам придется заплатить 750 рублей, а юридическому лицу 2200 рублей. В случае оформления электронной выписки граждане оплачивают 300 рублей, а организации 600 рублей.
При необходимости существует возможность дополнительной услуги, согласно которой документ будет доставлен курьеров в назначенное место. За эту услугу также придется внести дополнительную оплату.
В соответствии с законом выписка предоставляется в сроки, указанные в законе. Они не должны превышать более трех рабочих дней.
ВНИМАНИЕ !!! Для того чтобы проверить готовность документов необходимо перейти на официальный сайт Росреестра. Там перейдя по соответствующей вкладке, откроется страница проверки. На ней необходимо указать номер заявки (его выдают после передачи заявления в регистрирующий орган), пройти спам проверку произведя введение указанных на картинке символов в специальное поле и нажать кнопку проверить.
Процедура занимает всего несколько секунд. После чего гражданину открывается возможность просмотреть статус готовности документов.
- Автомобильное право
- Как рассчитать стоимость страховки КАСКО?
- Регламент ГИБДД 2018
- Ремонт по ОСАГО: сроки, выплаты и подводные камни
- Оценка и возмещение материального и морального ущерба от ДТП
- Выплаты по ОСАГО за причинение вреда здоровью при ДТП
- Как расторгнуть договор ОСАГО и вернуть деньги?
- Как восстановить утерянные документы на машину?
- Как произвести расторжение договора купли-продажи автомобиля
- Суброгация по ОСАГО с виновника ДТП
- Как написать заявление на замену водительского удостоверения?
Государственная регистрация недвижимости
Регламент Росреестра
55. Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном приказом N 883:1) в форме документов на бумажном носителе — посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее — личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее — почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, — с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, единого портала или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации (далее также — отправление в электронной форме), а также с использованием веб-сервисов.
56. Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте (часть 2 статьи 18 Закона о регистрации). При этом заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в случае их представления по выбору заявителя в орган регистрации прав (многофункциональный центр), расположенный на территории кадастрового округа, отличного от местонахождения объекта недвижимости, представляются в уполномоченные на прием таких документов подразделения территориального органа Росреестра, филиала федерального государственного бюджетного учреждения, территориальные отделы филиалов, многофункциональные центры, перечень которых опубликован на официальном сайте, и документы, подлежащие выдаче по результатам оказания государственной услуги, в этом случае при личном обращении выдаются в подразделении территориального органа Росреестра, филиала федерального государственного бюджетного учреждения, территориальном отделе филиала, многофункциональном центре, в которое было представлено заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы.
57. Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством почтового отправления направляются в подразделение органа регистрации прав согласно перечню подразделений органа регистрации прав, который опубликован на официальном сайте (часть 3 статьи 18 Закона о регистрации).
Заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в электронной форме представляются путем заполнения формы заявления, размещенной на едином портале, официальном сайте, с прикреплением соответствующих документов (часть 11 статьи 18 Закона о регистрации).
58. К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, указанные в части 2 статьи 14 Закона о регистрации и являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные Законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о регистрации и принятых в соответствии с Законом о регистрации других нормативных правовых актов, если иное не установлено Законом о регистрации или иными федеральными законами.
59. Документами-основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 30.04.2021)
«О государственной регистрации недвижимости»
-
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 30.04.2021)
«О кадастровой деятельности»
-
Федеральный закон от 20.04.2021 N 101-ФЗ
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
-
Поручение Правительства РФ от 05.05.2021
«О мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года»
-
Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2021 N 1191-р
«О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 31.08.2013 N 1565-р»
-
Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2021 N 1192-р
«О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 03.10.2020 N 2544-р»
Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее — Административный регламент) определяет стандарт и порядок предоставления государственной услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее — государственная услуга), в том числе сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги.
На основании заявления от собственника (представителя), Госкомрегистр запрашивает данные из БТИ (Бюро технической инвентаризации).
Потому что, БТИ долгое время являлось структурой, которая учитывало и регистрировало права собственности (ЛИЧНОЙ/ЧАСТНОЙ) еще со времен СССР.
Если сотрудники БТИ подтверждали, что данные совпадают с документами, то Госкомрегистр вносит данные в российские реестры недвижимого имущества.
Если данные не совпадают, то, Госкомрегистр отказывает в регистрации до исправления данных.
Это бывает по причине БТИ, а в основном, собственников.
Например, многие не регистрировали права собственности в БТИ при Украине.
Поэтому, много собственников получают отказ, и, им приходиться обращаться в судебные органы.
Процедура всегда происходит не быстро, как правило несколько месяцев от 4 и более.
А затем, на основании решения суда собственник обращается опять в Госкомрегистр и получает выписку о том, что его недвижимое имущество внесено в российский реестр.
Нормативной базой для проведения регистрационной процедуры является Гражданский кодекс РФ (статья 131), в котором содержатся общие положения, указывающие на обязательный характер ее осуществления.
Более детально данная проблематика рассматривается в следующих официальных документах:
- Жилищный кодекс РФ;
- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
- ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости»;
- ФЗ «О содействии жилищному строительству»;
- Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и др.
Именно этими актами следует руководствоваться при осуществлении регистрационной процедуры права собственности.
При нарушениях основных правил регистрации применяются положения Кодекса РФ об административных правонарушениях (статья 19.21).
Перечень оснований, порождающих необходимость регистрации права собственности на объекты недвижимости, содержится в статье 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». К ним относятся следующие моменты:
- акты, изданные органами государственной власти и местного самоуправления;
- заключенные договоры и соглашения;
- свидетельства о приватизации;
- свидетельства о праве на наследование;
- решения суда, вступившие в законную силу и др.
Кадастровый учет и регистрация прав
Размер пошлины за регистрацию права собственности на недвижимость и сделок с ним указан в статье 333.33 Налогового кодекса РФ. Эта сумма дифференцируется в зависимости от статуса субъекта-заявителя и составляет:
- для физических лиц — 2000 рублей;
- для юридических лиц — 22000 рублей.
В настоящее время подать документы на регистрацию права собственности на недвижимость можно различными способами, в том числе:
- обратиться самостоятельно напрямую в отделение Росреестра;
- с помощью Многофункционального центра (МФЦ);
- отправить по почте с уведомлением;
- обратиться к специализированной фирме-посреднику;
- в электронном виде на сайте;
- заказать выездное обслуживание.
Каждый из перечисленных способов обладает преимуществами и недостатками. Например, в первом случае, придется потратить немало сил, времени и нервов, поскольку человеческий фактор имеет значение: сотрудник Росреестра может субъективно отнестись к каждому конкретному случаю и отклонить поданный пакет документов по какой-либо причине либо, наоборот, войти в положение обратившегося лица и подробно объяснить имеющиеся недочеты.
Процедура регистрации права собственности достаточно проста и представляет собой последовательное выполнение следующих действий:
- подача пакета документов и их регистрация в уполномоченном органе;
- правовая экспертиза полученных бумаг на предмет законности проводимой сделки, отсутствия каких-либо противоречий и других оснований, способных повлечь отказ;
- внесение надписей на документах, подтверждающих право собственности на недвижимость;
- выдача удостоверения о произведенной регистрации или выписки из Единого государственного реестра.
Сделка считается зарегистрированной с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр, в котором отражаются следующие основные моменты:
- субъект права (физическое или юридическое лицо, обладающее способностью осуществлять права и обязанности);
- объект зарегистрированного недвижимого имущества;
- вид права (собственность, долевая, совместная собственность, хозяйственное ведение и др.);
- юридическое основание.
Вся процедура занимает не более 10 рабочих дней с момента получения заявления и полного пакета документов. В случае нарушения порядка регистрации законодательство предусматривает наложение административной ответственности. Так, в пункте 1 статьи 19.21 Кодекса РФ об административных нарушениях указано:
- на нарушителя-гражданина налагается штраф в размере от 1500 до 2000 рублей;
- на должностное лицо, совершившее правонарушение — от 3000 до 4000 рублей;
- на юридическое лицо — от 30000 до 40000 рублей.
1.Заявление о государственной регистрации права
2.Документ, удостоверяющий личность заявителя
3.Документ об уплате государственной пошлины
4.Документы, подтверждающие полномочия представителя правообладателя.
5.Договор безвозмездной передачи жилого помещения (квартиры, комнаты, жилого дома) в собственность граждан
6.Договор социального найма жилого помещения, при его отсутствии ордер на жилое помещение — в случае, если договор приватизации не содержит указанной информации
7.Справка о лицах, имевших право пользования жилым помещением с указанием этого права, заверенная должностным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства, на момент приватизации — в случае, если договор приватизации не содержит указанной информации
8.Документы, подтверждающие отказ граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в приватизации, от приватизации такого жилого помещения, если не все проживающие в квартире лица участвуют в приватизации — в случае, если договор приватизации не содержит указанной информации
9.Документы, подтверждающие однократность приобретения жилого помещения в собственность бесплатно в установленном законом порядке (например, справка органа (организации), уполномоченного на оформление договоров приватизации (БТИ, органа местного самоуправления и т.д.) о том, что право на приватизацию данным гражданином ранее не использовано, и т.п) — в случае, если договор приватизации не содержит указанной информации
10.Паспорт объекта культурного наследия, охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство — если жилое помещение является объектом культурного наследия; заключение историко-культурной экспертизы — если жилое помещение является выявленным объектом культурного наследия. ВНИМАНИЕ! Государственная регистрация права собственности физического лица на квартиру (комнату, жилой дом) на основании договора безвозмездной передачи (приватизации) проводится только при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав государственной (муниципальной) собственности на квартиру (комнату, жилой дом) в Едином государственном реестре прав.1.Заявление о государственной регистрации права
2.Документ, удостоверяющий личность заявителя
3.Документ об уплате государственной пошлины
4.Документы, подтверждающие полномочия представителя правообладателя
5.Свидетельство о праве на наследство, выданное нотариусом
6.Правоустанавливающий документ наследодателя на объект недвижимости
7.Вступивший в законную силу судебный акт о признании права собственности (пожизненного наследуемого владения) за наследодателем и включении его в наследственную массу — если право наследодателя не было зарегистрировано в установленном законом порядке
8.Соглашение о разделе наследственного имущества, нотариально удостоверенное (при наличии)
9.Кадастровый план земельного участка (если объект — земельный участок) или план иного объекта недвижимого имущества (если объект — жилой дом, квартира, гараж, прочее здание или помещение, сооружение), выданные до 01.03.2008, либо кадастровый паспорт на объект недвижимости, выданный после 01.03.2008, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества — если право наследодателя не было зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке
10.Паспорт объекта культурного наследия, охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство — если объект является объектом культурного наследия; заключение историко-культурной экспертизы — если объект является выявленным объектом культурного наследия.Похожие записи:
-