Приватизация квартиры была в 1992 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация квартиры была в 1992 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Отвечает специалист по недвижимости агентства недвижимости «Невский простор» Дмитрий Румянцев:

К сожалению, такие случаи имеют место, и Ваши опасения обоснованы. Дети, чьи права были нарушены, имеют право обратиться суд в течение трех лет с того момента, как они узнали о нарушении своих прав. Поэтому в этой ситуации сроки очень и очень размыты. Если Вы точно знаете о таких детях, которые сейчас уже не дети, то с них можно взять нотариальное заявление. Этот документ поможет доказать, что они знали о продаже и не выступали против. Вследствие этого споров в отношении права пользования не возникнет. Если это невозможно, то лучше воздержаться от покупки такого жилья или застраховать право собственности от притязаний третьих лиц, хотя срок страхования определить довольно сложно.

В чем риск покупки квартиры, приватизированной в 90-е годы?

Отвечает специалист по недвижимости агентства недвижимости «Невский простор» Дмитрий Румянцев:

К сожалению, такие случаи имеют место, и Ваши опасения обоснованы. Дети, чьи права были нарушены, имеют право обратиться суд в течение трех лет с того момента, как они узнали о нарушении своих прав. Поэтому в этой ситуации сроки очень и очень размыты. Если Вы точно знаете о таких детях, которые сейчас уже не дети, то с них можно взять нотариальное заявление. Этот документ поможет доказать, что они знали о продаже и не выступали против. Вследствие этого споров в отношении права пользования не возникнет. Если это невозможно, то лучше воздержаться от покупки такого жилья или застраховать право собственности от притязаний третьих лиц, хотя срок страхования определить довольно сложно.

После распада Советского Союза, роспуска КПСС и вступления на путь сближения с Западом перед Россией возникла задача создания экономической структуры. Она должна основываться на частной собственности, свободе торговли и рыночной экономики. Не менее важными задачами были введение конвертируемой валюты и установление внутренних цен на товары на уровне мировых. Это могло привести к недовольству населения, так как цены в СССР были искусственно занижены.

В числе прочих действий, направленных на решение основных экономических задач, была проведена и приватизация государственной и муниципальной собственности. Первые шаги в этом направлении были предприняты еще в 1991 году. Тогда были приняты специализированные законы и антимонопольные законодательные акты. Именно они открывали некоторую возможность развития рыночных отношений, хотя и носили больше декларативный характер.

2 января 1992 года правительство во главе с Е. Гайдаром объявило о том, что на территории РФ вводятся свободные рыночные цены на товары. Вскоре был издан Указ Президента РФ «О свободе торговли». Это моментально привело к увеличению цен, только в 1992 году цены на потребительные товары увеличились в 26 раз!

Нужно ли регистрировать ранее возникшее право на квартиру

Частная собственность позволяет человеку чувствовать себя свободным.

Иметь квартиру в своем распоряжении выгодно по следующим соображениям:

  • Приватизированное жилье составляет значительный для россиянина капитал. Если в государственной квартире могли жить только люди, состоящие в родстве с квартиросъемщиком, то в свое жилье можно зарегистрировать любого человека. Особенное значение такая возможность приобретает в эпоху распространения гражданских браков.
  • Частную собственность можно продать, подарить, оставить в наследство.
  • Свободное распоряжение жильем дает гражданам большую мобильность в поиске работы, при смене места жительства.
  • Вложение средств в недвижимость является выгодной инвестицией.
  • Люди охотнее вкладывают средства в ремонт собственного жилья – это повышает качество жизни семьи. Вкладывать деньги в государственный фонд жильцу нет смысла.

Закон разрешает сдавать частную собственность в аренду. В крупных городах России это стало хорошей статьей дополнительного дохода граждан.

Проект закона №77072-7, предлагающий внести ряд изменений в ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ был направлен для рассмотрения в Госдуму РФ 13.01.2017 года.

Текст этого документа среди прочего содержал и предложения о переносе даты завершения приватизации еще на два с половиной года, однако только для определенных категорий нанимателей. Тогда как для всех остальных лиц сроки приватизации жилья должны были остаться прежними (до 01.03.2017 года).

После окончания 1-го чтения было решено внести в текст некоторые изменения. В 22 депутатских поправках к законопроекту говорилось и о смягчении условий продления срока бесплатной приватизации. Так, Сидякин А.Г. и Качкаев П.Р. предложили две альтернативы:

  • продлить бесплатную возможность приватизации до 01.01.2020 г. абсолютно для всех категорий граждан;
  • сделать процедуру бессрочной.

На обсуждении поправок присутствующие сошлись во мнении, что второй вариант предпочтительней и уже через неделю окончательно составленный вариант был рассмотрен и принят во 2-м чтении. После 3-го чтения, 10.02.2017 года, соответствующий закон был успешно принят.

На сегодняшний день любой гражданин Российской Федерации может совершенно бесплатно воспользоваться правом приватизации муниципальной жилплощади в любое удобное для него время.

Хотя изначально законопроект предусматривал такую возможность только для трех категорий граждан:

  • для лиц, которые проживают на территории недавно присоединившихся к России субъектах – в Крыму и Севастополе;
  • для лиц, которые были выселены из непригодного для постоянного проживания дома, признанного таковым до 01 января 2012 года.
  • для лиц, выпустившихся их детских домов, которым государство предоставило жилье.

Текст пояснительной записки, прилагаемой к проекту будущего закона, содержал указание на причины продления срока приватизации для вышеуказанных лиц:

  1. Крымчанам бесплатная приватизация необходима из-за того, что процессы разработки нормативной базы, регламентирующей переход жилья в собственность, и инвентаризации жилого фонда еще не были завершены.
  2. Гражданам, выселенным из аварийного жилья, следовало продлить приватизацию, так как, получив новую квартиру, переселенцы должны иметь возможность перевести ее в собственность, в противном случае они будут в неравном положении по сравнению с теми, кто успел переселиться до начала весны 2017 года.
  3. Сиротам — по аналогии с предыдущим пунктом.

Однако, большинство депутатов встали на защиту остальных граждан, аргументируя свою позицию следующими доводами:

  • возможность воспользоваться правом бесплатной приватизации для одних и отсутствие этой возможности для других полностью противоречит гарантированному всем гражданам Конституцией РФ принципу равенства прав и свобод;
  • бесплатная приватизация необходима не только трем обозначенным категориям, в ней остро нуждаются люди, живущие в военных городках и заводских общежитиях.

Большая часть граждан РФ проживает в домах, арендованных у государства или муниципальных органов по договору социального найма. Вот уже двадцать пять лет, как такое жилье можно приватизировать и стать его собственником.

Приватизация – это бесплатная процедура законной передачи собственности государства в собственность граждан, находящейся в аренде по праву социального найма.

Начало процесса приватизации официально заявлено в 1990 году.

Программа этапов приватизации имела наименование «500 дней» и включала 20 законодательных проектов. Регулировался процесс законом от 24 декабря 1990 «О собственности в РСФСР» №443-1, содержащий исходные положения.

Согласно разработанным пунктам в законодательстве, полномочия руководителей государственных предприятий преобразовывались в полномочия собственников. Указами президента в 1991 году, а также в 1992 году от 29 января определены основные стадии программы приватизации. Однако, 51% акций, по условиям закона, оставались в общесоюзной собственности.

Новый юридический статус приватизированных предприятий:

  • АО – акционерные общества;
  • ОАО – общества с ограниченной ответственностью.

Инициаторами стали экономисты: Егор Гайдар и Анатолий Чубайс.

Цели приватизации:

  • создание на рынке России слоя эффективных собственников;
  • создание на российском рынке конкурентной среды.

Фактически, произошло изменение социально-экономической системы (смена экономического и политического «строя»).

Этапы приватизации в России с 1992 по 1994 годы:

  • распродажа государственных микропредприятий с численностью сотрудников до 200 человек через торги или с помощью прямой продажи;
  • формирование акций в сфере финансовой деятельности средними и крупнейшими предприятиями;
  • продажа ваучеров населению в целях их активации путем обмена на акции.

Суть системы ваучеров заключалась в распределении государственного имущества между населением. Ваучер приобретался посредством прямой покупки в главном банке России – «Сбербанк».

Стоимость ваучера включала в себя 2 цены:

  • фактическая – 25 рублей;
  • номинальная – 10 000 рублей.

Номинальная стоимость олицетворяла собой сумму основных фондов привязанного к конкретному ваучеру предприятия в денежном выражении, в соотношении на душу населения по ценам уровня 1992 года. Однако, фактически – доходная часть ваучера оказалась, в основном, ничтожной. Голоса акционеров, в целом, ни на что не влияли, в результате чего граждане продавали акции руководителям предприятий за ничтожные деньги. Это привело к обогащению лишь узкой группы лиц.

Доля частных компаний достигла 67% к 1995 году.

Как проходила приватизация 1992 года в России

Закон, регулирующий приватизацию предполагает, что она бесплатна. Единственные затраты пойдут на приобретение документальных форм и оплату нотариальных услуг.

В настоящее время остаются актуальными основные положения законодательства, утвержденные в 1992 году. Процесс оформления не изменился, единственное, что следует учесть – это временной период, в который необходимо уложиться, если вы хотите получить имущество в собственное владение. Рассмотрим подробнее на какой промежуток времени государство установило приватизацию.

Как мы уже говорили, после распада страны советов, в России приняли закон о возможности получения арендованного жилья в собственное владение. Первоначальные сроки, рассчитанные на процедуру оформления длились по 2007 год. Но впоследствии этот промежуток времени несколько раз продлевался. В соответствии с последним постановлением Президента нашей страны, граждане имеют право бесплатно получить имущество в личную собственность до 1 марта 2020 года.

Если смотреть на историю института приватизации в нашей стране, то сложно говорить о том, что эта дата может стать конечной или сроки продлят еще на год. Существует множество дискуссий на эту тему. Но одно можно сказать точно. Длительность процесса зависит от того, до какого времени законодательные органы будут лояльны к гражданам.

В первую очередь это люди, прописанные в квартире взятой в аренду у государства по договору социального найма. Можно выделить отдельные случаи, когда к этому процессу привлекаются родственники или лица, имеющие право на такой вид оформления.

Если на территории дома зарегистрированы несколько человек, то любой из них может отказаться принимать участие в процессе. Он не будет лишен права проживания в таком жилье. Получить имущество в личное владение граждане могут только один раз.

Вопросами оформления собственности занимаются муниципальные органы исполнительной власти. К ним можно обратиться с желанием получить жилье в собственное владение.

Огромное желание. И это не шутка. Причем такое желание должны изъявить все прописанные в квартире. Как гласит закон, для приватизации необходимо согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних от 14 до 18 лет. Приватизация несовершеннолетними от 14 до 18 лет оформляется ими самостоятельно с согласия законных представителей.

Если кто-то из членов семьи не хочет приватизировать квартиру, то он должен отказаться от приватизации. В этом случае оставшиеся члены семьи могут приватизировать жилье в общую собственность. А вот если гражданин не желает приватизировать жилье, и он также не хочет писать «отказную» от приватизации, то в этой ситуации другие члены семьи не смогут приватизировать квартиру.

Может быть и такая ситуация: семья желает приватизировать квартиру, но один из членов семьи ранее уже участвовал в приватизации, то есть он уже воспользовался своим правом. При этом он не дает свое согласие на приватизацию и не пишет отказную. Ну вот такой вот вредный человек попался – ни себе, ни другим! К сожалению, такие проблемы не редкость. И оставшимся членам семьи для решения данной проблемы приходится обращаться в суд. Судебная практика на этот счет неоднозначная, но все же решения в пользу желающих приватизировать есть.

Таким образом, чтобы приватизировать квартиру, необходимо:

— согласие на приватизацию всех прописанных в квартире; — отказ от приватизации члена семьи, который не хочет участвовать в приватизации; — участие в приватизации впервые, исключение для несовершеннолетних детей, которые вправе участвовать в приватизации повторно; — чтобы жилое помещение подлежало приватизации.

Для осуществления приватизации потребуется собрать пакет документации, в который должны входить:

  • паспорта лиц, зарегистрированных в квартире (доме);
  • копии свидетельств о рождении, не достигших совершеннолетия лиц, проживающих в квартире;
  • копии свидетельств о смерти людей, ранее живших в квартире;
  • если менялась фамилия (например, при замужестве), то необходимо предоставление соответствующего документа;
  • осуществление приватизации офицером предполагает представление бумаги из военкомата;
  • если кто-то из родственников, живущих в квартире, уже воспользовался своим правом на приватизацию, то понадобится предоставление справки, подтверждающий этот факт;
  • справки БТИ;
  • документы на объект недвижимости (паспорт, обменный ордер, договор соцнайма, выписка из распоряжения);
  • если человек менял место жительства после 1991 г. (июнь), то необходимо предоставление выписки из домовой книги;
  • при проведении перепланировки понадобится документ, подтверждающий законность изменений;
  • квитанции об уплате коммунальных платежей за последние 3 месяца.

Прежде, чем начинать приватизацию следует ознакомиться с действующим законодательством и собрать полный пакет документов.

Если будет отсутствовать хотя бы одна бумага, то осуществление приватизации станет невозможным.

До какого времени продлена бесплатная приватизация жилья

  • 1-комнатные квартиры
  • 2-комнатные квартиры
  • 3-комнатные квартиры
  • купить комнату
  • 1-комнатные квартиры
  • 2-комнатные квартиры
  • 3-комнатные квартиры
  • снять комнату в квартире
  • купить дом
  • купить коттедж
  • купить участок
  • снять дом

Согласно нормам права 1991-го года, граждане могли бесплатно приватизировать площадь, размер которой рассчитывался, исходя из 18-ти квадратных метров на человека и дополнительных 9-ти метров на семью. Разницу между реальной ценой недвижимого имущества и ценой квадратов, подлежащих бесплатной приватизации, жильцы обязаны были оплатить из собственных средств.

И самое главное: он стал денежным. В форме прямого обмена жилплощадью в домах государственного жилищного фонда рынок городского жилья в СССР существовал и до начала приватизации. Правда, он весьма жестко регламентировался государством.

На настоящий момент любой гражданин Российской Федерации имеет право на бесплатную приватизацию своего жилья. Правительство 5 раз продлевало сроки данной программы, в итоге полтора года назад Президент Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин, подписал Федеральный Закон, который вновь продлил право граждан на бесплатную приватизацию недвижимости.

Что такое приватизация и зачем она нужна?

О том, как определить , приватизирована ли ваша квартира, с чего начать процедуру оформления в собственность, можно ли подать заявление на приватизацию через МФЦ или риэлтора по доверенности , вы можете узнать на нашем сайте. С какого года началась приватизация квартир и жилья в России?

Некоторые авторы различают определение «приватизация» и «разгосударствление», под последним понимают передачу от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация носит возмездный характер, а разгосударствление может иметь разные формы.

И самое главное: он стал денежным. В форме прямого обмена жилплощадью в домах государственного жилищного фонда рынок городского жилья в СССР существовал и до начала приватизации. Правда, он весьма жестко регламентировался государством.

Это не исключало возможности для обладателя более просторной и качественной квартиры получить доплату в денежной форме, однако деньги играли в этих сделках обмена весьма незначительную роль.

Деньги как таковые интересовали в основном маклеров, их работа оплачивалась, и горожане считали это нормальным: ведь только маклер мог в советское время быстро обеспечить нужный вариант обмена.

По молчаливому договору государство уже не вторгалось на эту территорию и даже больше – взяло на себя обязательство защищать ее от притязаний третьих лиц. Это явление Виталий Найшуль назвал «советское обычное право» и оно действительно напоминает многие феодальные обычаи. Сбылась мечта Шарикова: все граждане получили бесповоротное право на гарантированные квадратные метры.

Возможностью выкупить собственное жилье у государства реально воспользовалась ничтожная часть населения страны.

Есть данные, что до начала массовой бесплатной приватизации жилья в Российской Федерации было продано всего 0,2% жилищного фонда.

Но чтобы понять, почему советские граждане так низко ценили возможность получить жилье в собственность, следует ответить на весьма коварный вопрос: что означала в советское время государственная собственность на городские квартиры?

Приватизация квартиры имеет свои плюсы и минусы. Значительным плюсом является то, что вы получаете в частную собственность жилую площадь, которой впоследствии можете свободно распоряжаться: владеть, продать, подарить, завещать кому-либо, приобрести несколько квартир.

Приватизированная квартира может выступать в качестве залога при ипотечном кредите, хозяин квартиры сам решает, кого в неё прописать и кого выписать, так же упрощается и сама процедура прописки, невозможно выселить человека из приватизированной квартиры без предоставления другого жилья либо выплаты его стоимости.

Приватизация жилья: как это было?

Цель нашего проекта — помочь клиентам, юристам, адвокатам и другим участникам юридической отрасли быстрее найти друг друга.

Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год (далее — Программа), разработанная в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», устанавливает цели, задания и порядок приватизации в 1992 году, а также определяет ограничения в этой области.

Главными целями приватизации в 1992 году являются:

формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики;

повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;

социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;

создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;

привлечение иностранных инвестиций; создание условий и орга

низационных структур для расширения масштаба приватизации в 1993 — 1994 годах. Требования, установлен

ные Программой, обязательны для исполнения органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления.

Объекты и предприятия государственной и муниципальной собственности распределены в зависимости от возможности их приватизации в 1992 году на следующие группы:

объекты и предприятия, приватизация которых запрещена;

объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации либо правительств республик в составе Российской Федерации (в зависимости от вида государственной собственности);

объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется только по решению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее — Госкомимущество России) с учетом мнения отраслевых министерств;

объекты и предприятия, приватизация которых допускается только в соответствии с местными программами приватизации;

объекты, предприятия и структурные подразделения предприятий, приватизируемые в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» с согласия трудовых коллективов;

объекты и предприятия, подлежащие обязательной приватизации.

Приватизация объектов собственности, не включенных в обязательные задания и не имеющих ограничений на приватизацию, осуществляется на основании местных программ приватизации или заявок на приватизацию.

Программа не регулирует приватизацию совхозов, а также земельного и жилищного фондов.

3.1 Расчетные показатели по приватизации на 1992 год для республик с составе Российской Федерации содержатся в таблице 1, для краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга — в таблице 2, для автономной области, автономных округов — в таблице 3.

3.2. Задания определены в относительных показателях (удельный вес приватизируемых объектов в процентах к общему числу объектов отрасли, подлежащих приватизации) и являются минимальными для разработки местных программ приватизации.

Задания по приватизации предприятий, перечисленных в пунктах 2.5.6. и 2.5.7, не устанавливаются.

3.3. На основании заданий Программы комитеты по управлению имуществом республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга разрабатывают местные программы приватизации и определяют прогноз поступлений средств от приватизации.

Утвержденные соответствующими Советами народных депутатов программы приватизации представляются в Госкомимущество России.

Персональная ответственность за выполнение заданий Программы возлагается на председателей Советов народных депутатов, глав администраций, председателей комитетов по управлению имуществом и фондов имущества всех уровней.

4.1. В 1992 — 1994 годах приватизация государственных и муниципальных предприятий будет проводиться на возмездной и безвозмездной основе.

Прогноз поступлений средств от приватизации на возмездной основе в 1992 году по отраслям приведен в таблице 4, рассчитан на базе оценки платежеспособного спроса на объекты приватизации в различных отраслях и регионах Российской Федерации. Поступления составят 72 млрд. рублей, в том числе:

из личных средств граждан — 15 млрд. рублей;

из фондов экономического стимулирования предприятий — 32 млрд. рублей;

из средств предприятий, признаваемых покупателями в соответствии с Законом Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» — 15 млрд. рублей;

из средств иностранных инвесторов — 10 млрд. рублей.

В четвертом квартале 1992 года дополнительный платежеспособный спрос населения будет обеспечен введением именных приватизационных счетов (приватизационных чеков).

4.2. Прогноз поступлений средств от приватизации в 1993 — 1994 годах рассчитан на основе платежеспособного спроса на объекты приватизации в различных отраслях и регионах. Поступления составят: в 1993 году — 350 млрд. рублей, в 1994 году — 470 млрд. рублей.

Основным источником средств для приобретения приватизируемых объектов в этот период будут именные приватизационные вклады (приватизационные чеки) и приватизационные фонды предприятий.

4.3. Средства, поступающие от приватизации, подлежат распределению в соответствующие бюджеты и государственные органы по нормативам, приведенным в таблице 5.

Указанное распределение осуществляется после выплаты средств работникам приватизированных предприятий в порядке, установленном Программой.

4.4. Правительство Российской Федерации вправе корректировать показатели по приватизации (по согласованию с правительствами республик в составе Российской Федерации) и нормативы распределения средств, поступающих от приватизации, с учетом состояния финансовой системы Российской Федерации и конъюнктуры на рынке объектов собственности.

4.5. Все средства, поступающие от приватизации, не подлежат налогообложению.

4.6. Комитеты по управлению имуществом и фонды имущества всех уровней не облагаются налогами.

4.7. Государственные пошлины по всем актам и сделкам приватизации не взимаются.

5.1. Конкретный способ приватизации предприятия определяется соответствующим комитетом по управлению имуществом по результатам работы комиссии по приватизации в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации «, Государственной и местных программ приватизации, нормативными актами Госкомимущества России и с учетом мнения трудового коллектива приватизируемого предприятия.

При преобразовании государственных и муниципальных предприятий не допускается создание акционерных обществ закрытого типа.

Не допускается создание акционерных обществ (в том числе холдинговых компаний) на основе концернов, союзов, ассоциаций и иных объединений предприятий, в состав которых входят государственные (муниципальные) предприятия, за исключением случаев приведения их организационно-правовой формы в соответствие c законодательством Российской Федерации.

Имущественные вклады, внесенные государственными (муниципальными) предприятиями в уставный капитал (фонд) предприятий, созданных в любой организационно-правовой форме, в том числе в виде объединений предприятий, признаются находящимися в государственной (муниципальной) собственности. Внесение предприятиями указанных вкладов допускается только с разрешения соответствующих комитетов по управлению имуществом, а продажа и отчуждение в иных формах — только в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Не допускается создание предприятий в любой организационно-правовой форме объединениями государственных (муниципальных) предприятий, а также органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, за исключением комитетов по управлению имуществом и фондов имущества, действующих в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Российской Федерации.

Правопреемниками указанных юридических лиц в качестве учредителей и участников (пайщиков, акционеров) ранее созданных предприятий являются исключительно соответствующие фонды имущества.

Решения о выделении структурных подразделений из состава предприятий в процессе их приватизации принимаются соответствующими комитетами по управлению имуществом с учетом требований антимонопольного законодательства Российской Федерации. В этом случае согласования с трудовым коллективом предприятий не требуется. Если выделяемые структурные подразделения преобразуются в акционерные общества открытого типа, должностным лицам администрации этих подразделений в полном объеме предоставляются льготы, предусмотренные пунктом 5.4 Программы.

5.2. Все государственные (муниципальные) предприятия по отношению к используемым способам приватизации разделяются на три группы:

мелкие предприятия со среднесписочной численностью работающих до 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 года менее 1 млн. рублей подлежат продаже на аукционе (по конкурсу) в соответствии с требованиями Программы;

предприятия со среднесписочной численностью работающих более 1000 человек и балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 года более 50 млн. рублей приватизируются путем их преобразования в акционерные общества открытого типа;

остальные предприятия могут быть приватизированы любым из установленных способов в соответствии с требованиями Программы.

5.3. В 1992 году предусматривается использование следующих способов приватизации в порядке, установленной Программой:

продажа акций акционерных обществ открытого типа;

продажа предприятий на аукционе;

продажа предприятий по коммерческому конкурсу (с том числе с ограничением состава его участников);

продажа предприятий по некоммерческому инвестиционному конкурсу (инвестиционные торги);

продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий;

выкуп арендного имущества.

5.4. При продаже акций акционерных обществ открытого типа, созданных путем преобразования государственных и муниципальных предприятий ( в том числе ранее преобразованных в акционерные общества закрытого типа), по предложению трудового коллектива предприятия применяется один из следующих вариантов предоставления льгот членам трудового коллектива приватизируемого предприятия, причем эти льготы распространяются на:

работников, для которых данное предприятие является основным местом работы;

лиц, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации вернуться на прежнее место работы на этом предприятии;

пенсионеров, вышедших на пенсию или бывших работников предприятия, выработавших на приватизируемом предприятии трудовой стаж не менее десяти лет для мужчин и семи лет для женщин и уволенных по собственному желанию, по сокращению штатов или численности;

В каком году началась приватизация жилья

Коммерческие банки Российской Федерации и иностранные банки могут осуществлять кредитование сделок приватизации без ограничений.

Центральным банком Российской Федерации кредитные ресурсы на эти цели не выделяются.

Местными программами приватизации может предусматриваться выделение кредитных ресурсов на эти цели из средств, находящихся в распоряжении соответствующих Советов народных депутатов.

7.1. Система именных приватизационных счетов (приватизационных чеков) вводится не позднее 1 ноября 1992 года. Правительство Российской Федерации не позднее чем за один месяц до начала выплат по именным приватизационным счетам (выдачи приватизационных чеков) представляет на утверждение Верховному Совету Российской Федерации общую сумму, подлежащую выплате в виде именных приватизационных вкладов (приватизационных чеков, и размеры выплат одному гражданину.

7.2. Для обслуживания обращения и распределения средств с именных приватизационных счетов комитеты по управлению имуществом и фонды имущества всех уровней создают и способствуют созданию финансовых институтов (инвестиционных компаний, фондов и других) и обеспечивают широкое привлечение к участию в них предпринимательских структур.

7.3. Госкомимущество России и местные комитеты по управлению имуществом в целях приобретения гражданами приватизируемого имущества за счет средств с именных приватизационных счетов (приватизационных чеков) до 1 сентября 1992 года обеспечивают преобразование предприятий с балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 года более 50 млн. рублей в акционерные общества открытого типа, за исключением предприятий, приватизация которых запрещается согласно разделу 2.1 Программы. С этой целью на руководителей указанных предприятий возлагается разработка проектов документов по учреждению акционерных обществ открытого типа и планов их приватизации, составленных в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», Программы и типовых документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Согласованные с трудовыми коллективами проекты планов приватизации представляются руководителями предприятий в соответствующие комитеты по управлению имуществом до 1 сентября 1992 года.

8.1. Использование иностранных инвестиций при приватизации государственных (муниципальных) предприятий осуществляется на следующих условиях:

иностранные инвесторы могут участвовать в аукционе, конкурсе, инвестиционных торгах. При совершении сделок с иностранными инвесторами продавцами приватизируемого имущества выступают исключительно соответствующие фонды имущества;

если иностранный инвестор является единственным участником аукциона, конкурса, инвестиционных торгов, то продажа ему предприятия допускается. В этом случае соответствующим фондом имущества осуществляется специальная оценка имущества предприятия по методике, утверждаемой Госкомимуществом России;

участие иностранных инвесторов в приватизации объектов и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, а также мелких (до 200 человек среднесписочной численности работающих или с балансовой стоимостью по состоянию на 1 января 1992 года до 1 млн. рублей) предприятий промышленности и строительства, автомобильного транспорта допускается только по решению местных Советов народных депутатов или органов, ими уполномоченных;

решение о допуске иностранных инвесторов к участию в приватизации объектов и предприятий топливно-энергетического комплекса, по добыче и переработке руд, драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов принимается Правительством Российской Федерации (в зависимости от вида государственной собственности) одновременно с принятием решения о допустимости приватизации указанных объектов и предприятий.

Иных ограничений на участие иностранных инвесторов в приватизации не налагается.

8.2. Взаимные расчеты с иностранными инвесторами при совершении сделки осуществляются в валюте Российской Федерации со специальных счетов, открываемых в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Использование при приватизации рублевых активов иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

8.3. Иностранные физические лица, не зарегистрированные в качестве предпринимателей в стране происхождения, признаются иностранными инвесторами в отношении их участия в приватизации.

Стандартный перечень документов для приватизации жилья:

  • Паспорта всех участников процесса, свидетельства о рождении детей.
  • Договор социального найма.
  • Ордер (при наличии). Если ордер утерян, следует взять копию распоряжения о предоставлении квартиры в городском архиве.
  • Справка о неучастии в приватизации для всех членов семьи (БТИ) – нужна, если гражданин менял место прописки с 1991 года.
  • Согласие на приватизацию от всех зарегистрированных в квартире лиц. Дети от 14 до 18 лет ставят подпись в присутствии родителей (опекунов), от лица детей до 14 лет подают заявление родители.
  • Выписка из домовой книги за период с 21 июля 1991 года.
  • Заявление на приватизацию.

Скачать заявление на приватизацию муниципальной квартиры (образец/бланк)

Скачать образец заполнения заявления

Приватизация жилья в России: история и статистика

Первоначальный срок, в течение которого можно было перевести жилье в частную собственность бесплатно, неоднократно отодвигался. По ранее действующим правилам он был ограничен 1 марта 2017 года.

Кто еще не знает, «Приватизация квартиры, до какого срока продлена?».

В 2021 году ничего не поменялось, сроки не вводились. Федеральным Законом от 22.02.2017 года № 14-ФЗ сняты все ограничения по срокам, тем самым бесплатная приватизация жилплощади стала бессрочной.

Перед тем, как начать процедуру приватизации потребуется определить круг лиц, заинтересованных в ее проведении. Следует помнить, что правом приватизации обладают все жильцы равноценно. При нарушении его сделка может быть оспорена в судебном порядке и отменена.

Поэтому учитывайте следующие моменты:

  • правом участия в приватизации обладают все прописанные в жилом помещении граждане. От лица несовершеннолетних, недееспособных могут выступать их законные представители. Представлять интересы тех, кто находится в длительной командировке, в местах лишения свободы, исполняет служебный долг может доверенное лицо;
  • при нежелании участвовать в приватизации гражданин должен представить нотариально заверенный отказ с согласием проведения процедуры другими участниками;
  • если кто-нибудь из участников уже оформлял ранее приватизацию, повторного права он не имеет и официальный отказ получать не нужно;
  • для того, чтобы приватизировать жилье, исключив из участников ребенка, который был прописан и выписан родителями, потребуется разрешение органов опеки и попечительства. Такое согласие возможно получить только, если по месту новой прописки он является сособственником жилья.

Поэтапно процедуру приватизации можно описать следующим образом:

Приватизация жилья носит безвозмездный характер и осуществляется бесплатно. Однако, оформление документов требует некоторых затрат, которые в сумме могут вылиться в приличную цифру.

Госпошлина 2000 руб.
Справка о неучастии в приватизации бесплатно
Дубликат договора соцнайма бесплатно
Технический паспорт От 1000 до 10000 руб., в зависимости от региона. Срочное изготовление – 12 000 – 18 000 руб. Если была проведена несогласованная перепланировка, то придется оплатить штраф в сумме до 15 000 руб.
Выписка из ЕГРН 300 руб. — для физических лиц, 600 — для юридических лиц.
Нотариальные услуги При отказе от приватизации около 1000 руб. и доверенность от 1000 руб.

Помимо этого услуги нотариуса по заверению заявлений и копий документов также являются платными и оплачиваются согласно установленным тарифам. Возможно, что придется заплатить еще за ряд дополнительных справок.

До перестройки законодательство СССР не допускало полноценной частной собственности на жилье. Даже индивидуальные жилые дома находились в государственной или личной собственности, которую нельзя было открыто продавать или покупать. Похожий статус был у жилищных и жилищно-строительных кооперативов, которые разрешено стало создавать в 1958 г. для получения жилья в многоквартирных домах.

2 декабря 1988 г. Совет министров СССР принял постановление «О продаже гражданам в собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда». Согласно документу, получение гражданами квартир в личную собственность должно было «способствовать бережному отношению к жилью и повышению его долговечности, а также закреплению кадров». Соответствующие законы были приняты и на уровне РСФСР в 1989 г.

В 1990 г. советским и российским законодательством была разрешена частная собственность, процесс приватизации жилья был запущен в странах Прибалтики и Казахской ССР. Однако в РСФСР к тому времени было приватизировано всего 0,09% жилого фонда, поскольку для этого требовалось выкупить квартиру у государства.

Договор о приватизации от 1993 года

  • Оригиналы и копии паспортов всех, кто проживает и прописан в квартире
  • Письменное согласие от всех совершеннолетних лиц, прописанных в квартире, на проведение приватизации
  • Договор социального найма
  • Выписка из домовой книги
  • Справка, подтверждающая то, что право на бесплатную приватизацию раньше не использовалось. Такая справка понадобится тем лицам, кто получил квартиру после 01 сентября 1991 года, то есть после даты, когда началась приватизация жилья
    .

Справку о неучастии в приватизации, выписку из домовой книги и договор социального найма получают в БТИ того района, в котором зарегистрирован квартиросъемщик. Заявление вместе с документами может быть рассмотрено в течение двух месяцев. Еще в течение примерно 7 календарных дней изготавливается Свидетельство о собственности. Что касается Москвы и еще ряда приближенных регионов, то в них срок рассмотрения приватизационных документов и оформления необходимых бумаг сократили до 30 рабочих дней. Еще определенное время необходимо учесть на сбор требуемых документов.

Учитывая продолжительный период подготовки и оформления процедуры приватизации, не стоит ждать «до последнего», то есть до последних дней, когда заканчивается бесплатная приватизация жилья

. Лучше, если приватизация квартиры входит в ваши планы, заняться этим вопросом заблаговременно. Но почему-то так получается, что именно в те сроки, когда подходит к концу срок приватизации жилья, начинают наиболее активно поступать соответствующие заявления с документами. Так, например, по данным Росреестра, в 2011 году в России приватизировано 304 тысячи квартир, а в течении 9 месяцев 2012 года, когда процесс приватизации близился к концу и о продлении сроков еще было ничего не известно, оформили приватизацию жители 610 тысяч квартир. Только по Москве количество поданных заявлений в 2012 году составило 162 тысячи, против 99 тысяч приватизированных квартир в среднем за другие годы.

Когда заканчивался срок приватизации жилья, конечно многих волновало, продлят ли срок в очередной раз или нет. Сегодня обсуждается вопрос о бессрочной приватизации для всех, кто стоит на очереди на получение квартиры или получил жилплощадь до 01 марта 2013 года.

Какие категории граждан еще не приватизировали свои квартиры? В основном, это лица, которые стоят в очереди на получение квартиры еще с 1990 — х годов, военнослужащие, а также лица, в семьях которых нет согласия на приватизацию жилплощади.

Когда закончится бесплатная приватизация жилья, получить квартиру для проживания в ней можно будет, оформив договор социального найма. Подобный договор оформляется на бессрочный срок и дает возможность прописать в квартире своих близких родственников. Такое жилье нельзя продать, хотя обмен возможен на такое же жилье, находящееся в муниципальной или государственной собственности, если договориться с таким же нанимателем. В настоящее время для проживающих по договорам социального найма оплата за коммунальные услуги начисляется по более заниженным тарифам, чем оплачивают те, кто приватизировал свое жилье. Это, пожалуй, пока единственный плюс у жилья, оформленного по договорам социального найма. Правда, лицам, приватизировавшим свое жилье, необходимо оплачивать налог на недвижимость, который в настоящее время рассчитывается исходя из оценочной стоимости, указанной в документах БТИ, а планируют его начислять в необозримом будущем, исходя из рыночной стоимости жилья.

Игорь Воропаев

Комментарий эксперта

Игорь Воропаев — ведущий юрист «Проспер-Консалтинг» Консультант портала PropertyExperts

О таком явлении, как приватизация, наша страна узнала в двадцатом веке на пороге развала СССР. И вот советского союза уже давно нет, а понятие все еще существует и тема все также актуальна. Итак, давайте попробуем разобраться, что включает в себя эта форма. Закон о так называемом разгосударствлении был принят думой и правительством в 1992 году и позволил осуществлять действия по заключению сделок по законному переводу федерального имущества жилищного фонда в частное имущество собственника.

В современных условиях этот переход не является сложным и не занимает много времени (приблизительно неделю). Перед началом работы над этим вопросом желательно посетить консультацию юриста или риелтора, где Вам правым образом подробно осветят порядок всех действий и преобразований. Впрочем, приватизация является также и удачным полем деятельности для незаконного оборота.

Закон от 4 июля 1991 г. не вводил каких-либо сроков окончания бесплатной приватизации жилья, однако Жилищный кодекс (ЖК) РФ, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным 29 декабря 2004 г. процедуры бесплатной приватизации не предусматривал.

С 1 марта 2005 г., после вступления в силу Жилищного кодекса РФ, почти все действовавшие ранее регулирующие акты в области ЖКХ были отменены, однако для закона о приватизации было сделано исключение. Первоначального его планировалось отменить 1 января 2007 г., однако затем эти сроки переносились пять раз. 29 февраля 2021 г. Путин отложил окончание сроков бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2017 г.

27 января 2021 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект, которым было предусмотрено, что после 1 марта бесплатно приватизировать жилье могли только дети-сироты, граждане, проживающие в аварийном жилье, и жители Крыма и Севастополя. 7 февраля премьер-министр Дмитрий Медведев предложил сделать приватизацию жилья бесплатной и бессрочной для всех граждан.

Пару месяцев назад в СМИ появилась информация о том, что дата подачи документов на приватизацию жилья отодвинута. Утверждалось, что гражданам, не успевшим оформить муниципальную жилую недвижимость в собственность, предоставлен дополнительный период: до 01.03.2018.

На самом деле, как выяснилось, депутаты вносили такое предложение, и законопроект даже был принят в первом чтении.

Но закон, подписанный Президентом (после одобрения Госдумы), даёт право приватизировать жилое помещение только до марта 2016 года. То есть первоначальный термин обсуждаемого законопроекта в официальном, вступившем в силу документе сокращён на 2 года.

По данным Росстата, к 2000 г. в частную собственность перешло 47% от общего числа подлежащего приватизации жилья, к 2010 г. — 75%. Согласно последним публиковавшимся данным Росстата, на 1 января 2015 г. всего в России приватизировано 30 млн 158 тыс. жилых помещений общей площадью 1 млрд 489 млн кв. м, то есть 79% от подлежащих приватизации. В январе 2021 г. глава Министерства строительства и ЖКХ Михаил Мень сообщил, что процент приватизированного жилья по России составляет около 80%.

Впервые бесплатно приватизировать недвижимость стало возможным в 1991 году. Далее срок продлевали до 2007 года. Планировалось, что в России закончится бесплатная приватизация недвижимости именно в 2007 году. Как уже упоминалось, к концу срока стали выстраиваться огромные очереди. Стало понятно, что много жилых помещений оставалось неприватизированными. Именно по этой причине процедуру продлевали несколько раз. В 2007 г. увеличили срок до 2010 г. Далее продлили до марта 2013 г. Затем срок увеличили до марта 2015 г., сейчас — до 2021 г.

Оформить квартиру в собственность можно в любое время, поскольку программа приватизации действует и в 2019 году: крайние сроки законодательно не определены. Участвовать в этой процедуре обязаны все лица, зарегистрированные по данному адресу, в том числе:

  • сам ответственный квартиросъемщик, подписавший с органов власти договор соцнайма или получивший ордер;
  • все взрослые члены семьи;
  • все несовершеннолетние.

Решение об оформлении жилья в собственность должно быть согласовано между всеми участниками. В случае с несовершеннолетними согласие дают:

  • сами дети, если им от 14 до 17 лет включительно;
  • их представители (родители либо опекуны), если им менее 14 лет.

Приватизация с участием детей необходима только в том случае, если им уже исполнилось 14 лет. Они лично приходят в МФЦ вместе с другими членами семьи.

Однако если кто-либо из прописанных не может принять участие, хотя и не против приватизации, он должен оформить нотариально заверенное согласие (стоимость услуги около 1000-1500 рублей).

Документ передает право ответственному квартиросъемщику действовать от имени заявителя.

Обратите внимание! Если отказ от участия дает несовершеннолетний, его родители или опекуны должны получить разрешение в местном органе опеки и приложить его к остальным документам. В дальнейшем ребенок, став совершеннолетним, также может обратиться в МФЦ для оформления собственности.

Предварительно необходимо подготовить все документы и предоставить их в оригинале:

  1. Договор социального найма.
  2. Ордер (если он был выдан при передаче жилья).
  3. Паспорта каждого участника (если у ребенка нет паспорта – свидетельство о рождении): можно предоставить копии.
  4. Документы, подтверждающие родственные связи – например, свидетельство о браке.
  5. Технический паспорт с экспликацией.
  6. Справка с места регистрации или выписка из домовой книги (получают в паспортном столе).
  7. Выписка из лицевого счета для подтверждения отсутствия задолженности по коммунальным платежам.
  8. Нотариально заверенный отказ граждан от участия в процедуре (если таковые есть).
  9. Документы, подтверждающие факт отсутствия приватизированного жилья у заявителя (для этого оформляется выписка из Росреестра).
  10. Квитанция, подтверждающая оплату пошлины.

Дополнительно могут понадобиться и другие бумаги. Например, если гражданин менял паспорт с сентября 1991 до момента прописки в этой квартире, он берет в паспортном столе справку, подтверждающую замену.

Если кто-то из граждан уже приватизировал другое жилье – справка с подтверждением этого факта. Если от участия отказывается ребенок – разрешение со стороны органов опеки.

Если кто-либо из прописанных умер, предоставляет свидетельство о смерти (получают в ЗАГСе).

На этапе подачи заявления присутствие всех участников необязательно. В МФЦ может прийти только ответственный квартиросъемщик, ранее получивший квартиру от государства. Предварительно он может записаться на прием, выбрав удобное время и дату. Сделать это можно онлайн или по телефону – например:

  • в Москве +7 (495) 777 77 77;
  • в Санкт-Петербурге +7 (812) 579 90 60.

При оформлении записи гражданин получает ПИН-код, который необходимо ввести в терминале в офисе МФЦ. Сделать это нужно не ранее, чем за 15 минут до начала приема.

Гражданин подает весь пакет документов и заявление, бланк которого выдает регистратор.

На руки он получает расписку, в которой указан перечень бумаг, наименование услуги и контактные данные МФЦ для отслеживания статуса рассмотрения заявки.

Предельный срок приватизации составляет 60 календарных дней. По окончании оформления заявитель получает оригинал договора о безвозмездной передаче жилья в собственность всех участников. Вместе с этим договором и паспортами все прописанные обращаются в Росреестр, чтобы зарегистрировать право собственности (подать заявление можно также через МФЦ).

Срок исполнения процедуры – до 10 рабочих дней. На руки заявитель получает выписку из ЕГРН – это основной правоподтверждающий документ, в котором указаны ФИО всех собственников объекта, а также сведения о самой квартире (адрес, площадь и др.).

Заявитель может обратиться в МФЦ и через Госуслуги. Для этого ему нужно зарегистрироваться на сайте, предоставить данные паспорта и подтвердить их. Процедура подачи заявления аналогичная, однако в данном случае прикладывают не оригиналы, а сканы или качественные фото всех перечисленных документов. Сроки ожидания примерно такие же.

Обратите внимание! При подаче заявления онлайн гражданин получает скидку 30% на оплату пошлины.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *