Закон о приватизации квартиры 1997

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о приватизации квартиры 1997». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(в ред. Закона РФ от 23.12.92 N 4199-1, Федеральных законов от 11.08.94 N 26-ФЗ, от 28.03.98 N 50-ФЗ, от 01.05.99 N 88-ФЗ, от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 26.11.2002 N 153-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 11.06.2008 N 84-ФЗ, от 16.10.2012 N 170-ФЗ, от 20.12.2017 N 399-ФЗ)

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. (в ред. Закона РФ от 23.12.92 N 4199-1, Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Оформление квартиры в собственность

Приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений. (в ред. Закона РФ от 23.12.92 N 4199-1, Федеральных законов от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. (в ред. Федерального закона от 16.10.2012 N 170-ФЗ)

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства. (в ред. Федеральных законов от 11.08.94 N 26-ФЗ, от 28.03.98 N 50-ФЗ)

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства. (в ред. Федерального закона от 28.03.98 N 50-ФЗ)

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу. (в ред. Федеральных законов от 11.08.94 N 26-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное. (в ред. Федерального закона от 26.11.2002 N 153-ФЗ)

Закон РФ О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. (в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1, Федеральных законов от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением. (в ред. Федерального закона от 11.08.1994 N 26-ФЗ)

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. (в ред. Федеральных законов от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. (в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. (в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Под определением “приватизация жилья” подразумевается факт передачи жилой недвижимости, которая до этого принадлежала муниципалитету гражданам России, которые живут в ней по соглашению социального найма.

По завершению оформления всей необходимой документации граждане являются полноправными собственниками. Иными словами, им предоставляется полное право распоряжаться квартирой по своему желанию.

В приватизации есть свои достоинства и недостатки.

К недостаткам принято относить:

  • обязательность в уплате имущественного налога;
  • наличие регулярных взносов на капитальный ремонт дома.

Если говорить о преимуществах, то ими выступают стандартные права собственника. Можно завещать жилье, передавать в дар, продавать и так далее.

Помимо этого собственники приватизированной недвижимости могут самостоятельно принимать решение относительно того, кого можно прописать в жилплощади, а кого нет.

Получить в частную собственность муниципальную недвижимость могут исключительно граждане России. Причем само право на приватизацию является однократным.

В случае повторного обращения относительно передачи прав из муниципальной собственности в частную, заявителю будет предоставлен отказ.

Владельцами недвижимости могут быть не только совершеннолетние, но и несовершеннолетние проживающие.

Несовершеннолетние дети в возрасте от 14 до 18 лет в 2020 году подписывают согласие либо же отказ от процедуры приватизации исключительно в присутствии законных представителей – родителей либо опекунов.

Граждане РФ имеют законное право принимать участие в процедуре приватизации только однократно. Говоря простыми словами, они не имеют право участвовать в приватизации несколько раз.

В том случае, если жильцы приняли решение вернуть обратно жилье в муниципальную собственность, то даже в этом случае их право на принятие участие в подобной процедуре не восстанавливается.

Нужно ли регистрировать ранее возникшее право на квартиру

Главным нормативным актом по этому вопросу является Федеральный закон № 1541-1, в котором отображаются основные правила участия в процедуре.

Из дополнительных выделяют:

  • Федеральный закон № 122 – отображает алгоритм приватизации и перечень основной документации;
  • ЖК РФ № 60-63 – порядок оформления договора о приватизации;
  • ЖК РФ № 51-52 – отображает различные нюансы по этому вопросу.

Перечень не является исчерпывающим, однако в них отображены все основные сведения, которые позволят в кратчайшие сроки оформить в право собственности муниципальную недвижимость.

  • Лишение родительских прав (ситуация, угрожающая жизни и благополучию несовершеннолетних граждан).
  • Использование жилплощади не по назначению.
  • Порча жилого помещения вместе с отказом оплачивать ущерб.
  • Периодические нарушения, которые были зарегистрированы участковым.
  • Постоянные жалобы соседей.
  • Завершение срока договора о социальном найме.
  1. Военнослужащие в запасе.
  2. Многодетные семьи (3 ребенка и более).
  3. Ветераны войны и труда.
  4. Некоторые категории инвалидов.
  5. Малоимущие (чей прожиточный минимум не достигает определенной границы, прописанной в федеральном законе).
  6. Сироты.
  7. Родственники погибших в боевых действиях.

10 Июн 2020 lawurist7 1389
Поделитесь записью

    Похожие записи
  • Нужна ли трудовая книжка ликвидаторам чернобыльской аэс для получения льготы пенсионерам
  • Может Ли Суд Отменить Камисионый Збор У Судебных Пристовав Инвалиду 2гр
  • Какие льготы положены пенсионерам ветеранам труда в архзангенльске
  • Какие льготы положены ветерану труда по калужской обл ульяновского района

Приватизация недвижимости несет под собой различные нюансы. В зависимости от того, о чем именно идет речь, следует знать некоторые особенности.

Граждане, которые проживают в муниципальной недвижимости, по праву считаются нанимателями. При этом владельцем выступает муниципальное образование.

Одновременно с этим, законодательством РФ допускается возможность приватизации такого жилья. Для этих целей достаточно будет получить только разрешение от собственника муниципальной жилплощади.

Принимать участие в приватизации могут только те граждане и члены их семей, которые проживают в недвижимости и оформили найм по социальному соглашению. Причем они не должны были принимать в подобном процессе ранее участия.

Не имеют законного права принимать участия в подобной процедуре и те граждане, которые проживают в недвижимости на безвозмездной основе.

  • По рейтингу
  • По компании
  • На карте
  • По активности
  • По участию в делах
  • По отзывам
  • Задания юристам
  • Мои проекты
  • Заявки от клиентов
  • Генератор готовых документов
  • Генератор шаблонов
  • Цель нашего проекта — помочь клиентам, юристам, адвокатам и другим участникам юридической отрасли быстрее найти друг друга.

    Понятие и основные принципы проведения процедуры передачи в частные руки муниципального и государственного жилья определяет Федеральный Закон от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ». Согласно определению, это добровольная и безвозмездная передача в собственность гражданам РФ помещений, пригодных для жилья. Сюда же относятся и помещения, которые были ими ранее забронированы.

    Любое неприватизированное ранее жилое пространство в статусе муниципального или коммунального, а также общежития, может быть оформлено проживающими в собственность. Среди явного преимущества можно назвать возможность получить его бесплатно. Подавляющее большинство жилья уже имеет законных владельцев.

    Приватизированное жилье выделяется категориям граждан:

    • военнослужащим;
    • служащим в структурах государства;
    • отнесенные к незащищенным слоям населения.

    Жить в неприватизированном государственном или муниципальном помещении человек может по договору социального найма и распоряжаться им не имеет права. Это распространяется на все сделки с недвижимостью, а также возможность прописать кого-либо без согласия муниципалитета (кроме ребенка, не достигшего совершеннолетия).

    Квартиры и комнаты, которые ранее были получены от государства для проживания, могут быть даны в частные руки при соблюдении ряда условий:

    • вправе приватизировать жилье каждый из проживающих в квартире или комнате по договору найма в части конкретной площади, указанной в документах, или равными долями между жильцами;
    • обязательно наличие у всех из претендентов постоянной прописки в данном помещении (временно прописанные участие принять не могут);
    • приватизировать жилье гражданин может только один раз в жизни при отсутствии имеющегося в собственности другого жилого объекта. При этом учитываются интересы тех, у кого права были нарушены и восстановлены судом, им допустимо снова участвовать в приватизации;
    • приватизация не обязанность, а право. Это значит, что человек может отказаться от нее, оформив его в письменном виде и заверив нотариусом. Однако право приватизации своей доли передать невозможно.

    Не подлежит передаче в частную собственность жилье в домах аварийных, служебные площади, а также в домах и общежитиях в закрытых военных городках.

    Первоначальный срок, в течение которого можно было перевести жилье в частную собственность бесплатно, неоднократно отодвигался. По ранее действующим правилам он был ограничен 1 марта 2017 года.

    Кто еще не знает, «Приватизация квартиры, до какого срока продлена?».

    В 2021 году ничего не поменялось, сроки не вводились. Федеральным Законом от 22.02.2017 года № 14-ФЗ сняты все ограничения по срокам, тем самым бесплатная приватизация жилплощади стала бессрочной.

    Договор о приватизации от 1993 года

    Приватизация жилья носит безвозмездный характер и осуществляется бесплатно. Однако, оформление документов требует некоторых затрат, которые в сумме могут вылиться в приличную цифру.

    Госпошлина 2000 руб.
    Справка о неучастии в приватизации бесплатно
    Дубликат договора соцнайма бесплатно
    Технический паспорт От 1000 до 10000 руб., в зависимости от региона. Срочное изготовление – 12 000 – 18 000 руб. Если была проведена несогласованная перепланировка, то придется оплатить штраф в сумме до 15 000 руб.
    Выписка из ЕГРН 300 руб. — для физических лиц, 600 — для юридических лиц.
    Нотариальные услуги При отказе от приватизации около 1000 руб. и доверенность от 1000 руб.

    Помимо этого услуги нотариуса по заверению заявлений и копий документов также являются платными и оплачиваются согласно установленным тарифам. Возможно, что придется заплатить еще за ряд дополнительных справок.

    В целом, документ имеет следующую структуру:

    1. Описательная часть.
    2. Предметная часть.
    3. Права и обязанности.
    4. Заключение.

    В описательной части содержатся данные следующего вида:

    • дата и номер документа;
    • место составления договора — указать край, республику, округ или область;
    • населенный пункт;
    • данные одной из сторон (будущего собственника) — указываются его Ф.И.О, место регистрации и прочее);
    • сведения о другой стороне (муниципальном либо государственном органе) — следует указать наименование, личные данные главы организации);
    • реквизиты официальной бумаги, которая является основанием для предоставления интересов власти главой организации.

    В предметной части договора о приватизации описывается объект правоотношений. Другими словами, указываются технические характеристики, состояние, этаж, адрес и другие данные квартиры или другого объекта недвижимости, на которого оформляется переход прав собственности.

    В следующем разделе муниципальный или государственный орган обязуется передать права на собственность гражданину или группе лиц на безвозмездной основе. Что касается обязанностей другой стороны, по завершении приватизационного процесса собственник должен самостоятельно проводить капремонт, а также уплачивать налог. В перечень прав владельца недвижимости входит возможность дарить, продавать, завещать и осуществлять другие виды юридических сделок.

    Обязанность за составление документа лежит на местной администрации. Как правило, в ее штате числится квалифицированный юрист, который занимается оформлением, согласно требованиям действующего законодательства. Сторонам сделки остается лишь детально изучить все пункты договора и подписать его.

    Договор о приватизации жилой площади в обязательном порядке составляют, как минимум, в двух экземплярах. Точное количество дубликатов зависит от числа участников процесса.

    Для этого придется обратиться в уполномоченный орган, что зависит от даты регистрации документа.

    Приватизационные договора, подписанные до 1997 года, восстанавливаются в той же организации, которая их выдавала. Если документ регистрировали позже, следует написать заявление в Росреестр. Сроки получения дубликата установлены для каждого из органов.

    Стандартный перечень документов для приватизации жилья:

    • Паспорта всех участников процесса, свидетельства о рождении детей.
    • Договор социального найма.
    • Ордер (при наличии). Если ордер утерян, следует взять копию распоряжения о предоставлении квартиры в городском архиве.
    • Справка о неучастии в приватизации для всех членов семьи (БТИ) – нужна, если гражданин менял место прописки с 1991 года.
    • Согласие на приватизацию от всех зарегистрированных в квартире лиц. Дети от 14 до 18 лет ставят подпись в присутствии родителей (опекунов), от лица детей до 14 лет подают заявление родители.
    • Выписка из домовой книги за период с 21 июля 1991 года.
    • Заявление на приватизацию.

    Скачать заявление на приватизацию муниципальной квартиры (образец/бланк)

    Скачать образец заполнения заявления

    Приватизация квартиры: пошаговая инструкция 2021 года

    До перестройки законодательство СССР не допускало полноценной частной собственности на жилье. Даже индивидуальные жилые дома находились в государственной или личной собственности, которую нельзя было открыто продавать или покупать. Похожий статус был у жилищных и жилищно-строительных кооперативов, которые разрешено стало создавать в 1958 г. для получения жилья в многоквартирных домах.

    2 декабря 1988 г. Совет министров СССР принял постановление «О продаже гражданам в собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда». Согласно документу, получение гражданами квартир в личную собственность должно было «способствовать бережному отношению к жилью и повышению его долговечности, а также закреплению кадров». Соответствующие законы были приняты и на уровне РСФСР в 1989 г.

    В 1990 г. советским и российским законодательством была разрешена частная собственность, процесс приватизации жилья был запущен в странах Прибалтики и Казахской ССР. Однако в РСФСР к тому времени было приватизировано всего 0,09% жилого фонда, поскольку для этого требовалось выкупить квартиру у государства.

    4 июля 1991 г. председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин подписал закон «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», который предусматривал «бесплатную передачу или продажу в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде».

    С 23 декабря 1992 г. закон носит название «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и действует до сих пор с изменениями. Согласно документу, жилье может перейти в частную собственность при согласии проживающих в квартире или в доме, при условии своевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг и ряда других условий. В частности, не подлежат приватизации квартиры в аварийных домах и служебные помещения (общежития, жилье в закрытых военных городках).

    Приватизация является добровольной. При желании проживающие могут не переводить свое жилье в частную собственность. В этом случае они заключают с собственником (в частности, с муниципалитетом) бессрочный договор социального найма. В его рамках они не имеют права в полной мере распоряжаться жилым помещением, например, продавать или сдавать в аренду, а также обязаны оплачивать установленную арендную ставку. Но при этом они освобождаются от налога на недвижимость и платы за капитальный ремонт, что является обязанностью собственников приватизированного жилья.

    Действующим законодательством также допускается деприватизация — отказ от ранее осуществленной приватизации и переход на договор социального найма.

    • Оригиналы и копии паспортов всех, кто проживает и прописан в квартире
    • Письменное согласие от всех совершеннолетних лиц, прописанных в квартире, на проведение приватизации
    • Договор социального найма
    • Выписка из домовой книги
    • Справка, подтверждающая то, что право на бесплатную приватизацию раньше не использовалось. Такая справка понадобится тем лицам, кто получил квартиру после 01 сентября 1991 года, то есть после даты, когда началась приватизация жилья
      .

    Справку о неучастии в приватизации, выписку из домовой книги и договор социального найма получают в БТИ того района, в котором зарегистрирован квартиросъемщик. Заявление вместе с документами может быть рассмотрено в течение двух месяцев. Еще в течение примерно 7 календарных дней изготавливается Свидетельство о собственности. Что касается Москвы и еще ряда приближенных регионов, то в них срок рассмотрения приватизационных документов и оформления необходимых бумаг сократили до 30 рабочих дней. Еще определенное время необходимо учесть на сбор требуемых документов.

    Учитывая продолжительный период подготовки и оформления процедуры приватизации, не стоит ждать «до последнего», то есть до последних дней, когда заканчивается бесплатная приватизация жилья

    . Лучше, если приватизация квартиры входит в ваши планы, заняться этим вопросом заблаговременно. Но почему-то так получается, что именно в те сроки, когда подходит к концу срок приватизации жилья, начинают наиболее активно поступать соответствующие заявления с документами. Так, например, по данным Росреестра, в 2011 году в России приватизировано 304 тысячи квартир, а в течении 9 месяцев 2012 года, когда процесс приватизации близился к концу и о продлении сроков еще было ничего не известно, оформили приватизацию жители 610 тысяч квартир. Только по Москве количество поданных заявлений в 2012 году составило 162 тысячи, против 99 тысяч приватизированных квартир в среднем за другие годы.

    Когда заканчивался срок приватизации жилья, конечно многих волновало, продлят ли срок в очередной раз или нет. Сегодня обсуждается вопрос о бессрочной приватизации для всех, кто стоит на очереди на получение квартиры или получил жилплощадь до 01 марта 2013 года.

    Какие категории граждан еще не приватизировали свои квартиры? В основном, это лица, которые стоят в очереди на получение квартиры еще с 1990 — х годов, военнослужащие, а также лица, в семьях которых нет согласия на приватизацию жилплощади.

    Когда закончится бесплатная приватизация жилья, получить квартиру для проживания в ней можно будет, оформив договор социального найма. Подобный договор оформляется на бессрочный срок и дает возможность прописать в квартире своих близких родственников. Такое жилье нельзя продать, хотя обмен возможен на такое же жилье, находящееся в муниципальной или государственной собственности, если договориться с таким же нанимателем. В настоящее время для проживающих по договорам социального найма оплата за коммунальные услуги начисляется по более заниженным тарифам, чем оплачивают те, кто приватизировал свое жилье. Это, пожалуй, пока единственный плюс у жилья, оформленного по договорам социального найма. Правда, лицам, приватизировавшим свое жилье, необходимо оплачивать налог на недвижимость, который в настоящее время рассчитывается исходя из оценочной стоимости, указанной в документах БТИ, а планируют его начислять в необозримом будущем, исходя из рыночной стоимости жилья.

    Игорь Воропаев

    Комментарий эксперта

    Игорь Воропаев — ведущий юрист «Проспер-Консалтинг» Консультант портала PropertyExperts

    О таком явлении, как приватизация, наша страна узнала в двадцатом веке на пороге развала СССР. И вот советского союза уже давно нет, а понятие все еще существует и тема все также актуальна. Итак, давайте попробуем разобраться, что включает в себя эта форма. Закон о так называемом разгосударствлении был принят думой и правительством в 1992 году и позволил осуществлять действия по заключению сделок по законному переводу федерального имущества жилищного фонда в частное имущество собственника.

    В современных условиях этот переход не является сложным и не занимает много времени (приблизительно неделю). Перед началом работы над этим вопросом желательно посетить консультацию юриста или риелтора, где Вам правым образом подробно осветят порядок всех действий и преобразований. Впрочем, приватизация является также и удачным полем деятельности для незаконного оборота.

    Закон от 4 июля 1991 г. не вводил каких-либо сроков окончания бесплатной приватизации жилья, однако Жилищный кодекс (ЖК) РФ, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным 29 декабря 2004 г. процедуры бесплатной приватизации не предусматривал.

    С 1 марта 2005 г., после вступления в силу Жилищного кодекса РФ, почти все действовавшие ранее регулирующие акты в области ЖКХ были отменены, однако для закона о приватизации было сделано исключение. Первоначального его планировалось отменить 1 января 2007 г., однако затем эти сроки переносились пять раз. 29 февраля 2021 г. Путин отложил окончание сроков бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2017 г.

    27 января 2021 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект, которым было предусмотрено, что после 1 марта бесплатно приватизировать жилье могли только дети-сироты, граждане, проживающие в аварийном жилье, и жители Крыма и Севастополя. 7 февраля премьер-министр Дмитрий Медведев предложил сделать приватизацию жилья бесплатной и бессрочной для всех граждан.

    По данным Росстата, к 2000 г. в частную собственность перешло 47% от общего числа подлежащего приватизации жилья, к 2010 г. — 75%. Согласно последним публиковавшимся данным Росстата, на 1 января 2015 г. всего в России приватизировано 30 млн 158 тыс. жилых помещений общей площадью 1 млрд 489 млн кв. м, то есть 79% от подлежащих приватизации. В январе 2021 г. глава Министерства строительства и ЖКХ Михаил Мень сообщил, что процент приватизированного жилья по России составляет около 80%.

    Впервые бесплатно приватизировать недвижимость стало возможным в 1991 году. Далее срок продлевали до 2007 года. Планировалось, что в России закончится бесплатная приватизация недвижимости именно в 2007 году. Как уже упоминалось, к концу срока стали выстраиваться огромные очереди. Стало понятно, что много жилых помещений оставалось неприватизированными. Именно по этой причине процедуру продлевали несколько раз. В 2007 г. увеличили срок до 2010 г. Далее продлили до марта 2013 г. Затем срок увеличили до марта 2015 г., сейчас — до 2021 г.

    Административный регламент Получить услугу в электронном виде Подача документов осуществляется в МФЦ — для физических лиц Подача документов осуществляется по адресу: ул.

    Бахрушина, д.20 — для юридических лиц 1) Для получения справки о зарегистрированных по состоянию на 31 января 1998 г. правах на объект жилищного фонда и/или справки о переходе прав на объект жилищного фонда до 31 января 1998 г.

    Тщательная проверка, проведенная перед покупкой самим покупателем, дает возможность избежать незаконной сделки.

    Чтобы не оказаться после покупки перед фактами, подтверждающими нарушение законных прав третьих лиц, рекомендуется проверять все имеющиеся документы и внимательно читать договор купли-продажи.

    Юристы рекомендуют отказаться от сделки, если имеются какие-то обстоятельства, мешающие продаже имущества.

    У собственника должны быть документы, подтверждающие право собственности.

    — Уже подделывают выписки из ЕГРН?

    — Поддельные выписки из ЕГРП и кадастровые документы — Примеры документов: наследство, собственность — Как узнать кадастровый номер — Полное руководство по выписке из ЕГРН — Проверка недвижимости — Заказать кадастровый паспорт — Регистрация наследства — Оформить право собственности — Технический паспорт по всей Московской области Распоряжение Правительства Москвы от 29.

    1. договор дарения или ренты;
    2. свидетельство о праве собственности;
    3. свидетельство о праве на наследство по закону или по завещанию;
    4. решение суда и пр.
    5. договор купли-продажи квартиры;

    Но с 1998 года вступил в силу закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». И теперь к документу-основанию (перечисленным выше и прочим) должно быть свидетельство о государственной регистрации права собственности (дополнительный документ).

    Правила приватизации муниципального жилья в 2021 году

    31 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». С этого момента права на недвижимое имущество и некоторые виды сделок с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Таким образом, если вы купили, получили в дар или в наследство и т.

    Право владения, пользования и распоряжения недвижимостью подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности и записью в ЕГРП.

    Однако это правило действует не для всех граждан. Если имущество было приобретено до 31 января 1998 года (до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ

    «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

    ), то право на такое имущество называется ранее возникшим.

    Форма свидетельства установлена правительством РФ. Если нет свидетельства Если вы стали собственником квартиры до 31 января 1998 года, то в своих документах не найдете свидетельства о государственной регистрации права собственности. Не стоит волноваться. Это вовсе не означает, что необходимо срочно их восстанавливать, получать новые взамен старых. В соответствии с законом, принципом государственной регистрации является принцип преемственности: права на недвижимость, возникшие до 31 января 1998 года, признаются юридически действительными.
    Что это означает? Если вы приобрели квартиру, дом, землю или другое недвижимое имущество до 31 января 1998 года и оформили документы в соответствии с порядком, действовавшим на тот момент, то ваши документы действительны. Главное, чтобы они были оформлены в соответствии с тем порядком, который действовал в вашем регионе на тот момент.

    Фото № 5 В процессе восстановления свидетельств о собственности на жилище стоит быть готовым наткнуться на некоторые трудности. Иногда мероприятия по восстановлению включают в себя не только сбор некоторого перечня документов, составления ряда заявлений в уполномоченные госорганы и оплаты ряда государственных пошлин, но и обращение в судебные органы для решения спорных вопросов. Исходя из этого, стоит понимать, что в некоторых ситуациях не обойтись без помощи высококвалифицированного юриста.

    Указ президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» свидетельствовал о переходе от «ваучерного» к денежному этапу приватизации и определял особенности приватизации в период денежной приватизации.

    Формально введение новой приватизационной модели было связано с острой необходимостью решения двух задач – пополнения федерального бюджета и привлечения инвестиций для реструктурирования предприятий. Лозунг о привлечении инвестиций был чем-то вроде попытки хотя бы частично компенсировать предприятиям по сути внеэкономические методы продаж на предыдущем этапе.

    На практике задача максимального увеличения доходов федерального бюджета стала основной, что привело, в частности, к таким неоднозначным решениям, как проведение залоговых аукционов.

    По мнению экспертов, несмотря на очевидные нарушения, допущенные в ходе проведения ряда залоговых аукционов (например, случаи, когда конкурс фактически отсутствовал, а аукцион был формой завуалированного самовыкупа акций), правовые возможности для опротестования сделок могут быть ограничены наличием ряда судебных решений, подтверждающих законность результатов некоторых из проведенных аукционов. Такое положение дел еще раз подтверждает вывод о несовершенстве, неполноте и противоречивости правовой базы приватизации [1].

    К середине 90-х годов со всей остротой встал вопрос о необходимости принятия нового закона о приватизации, а также о создании механизмов внешнего контроля за ходом приватизации. Важную роль в решении этих задач сыграла Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, которая, в частности, создала Комиссию по анализу итогов приватизации в 1992-1996 годах и ответственности должностных лиц за ее негативные результаты [2], инициировала серию широкомасштабных обсуждений результатов приватизации начала 90-х годов и приняла ряд значимых постановлений [3].

    Одним из элементов формирования системы реального контроля за ходом приватизации стало принятие в 1995 году Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации», наделившего этот конституционный орган правом оценивать законность, эффективность и целесообразность действий органов исполнительной власти в сфере распоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации, продажи) [4].

    Кроме того, в Федеральный закон от 16 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» была включена норма, устанавливающая обязательное привлечение государственного финансового контрольного органа к определению рыночной стоимости имущества в случае, если владельцем акций общества являются государство и (или) муниципальное образование (абзац 3 части 3 статьи 77).

    Однако на практике не были созданы конкретные правовые и институциональные инструменты, которые позволили бы реально включить контур внешнего государственного контроля в процесс приватизации.

    Новый Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (далее – Закон о приватизации 1997 года) значительно улучшал правовое регулирование отношений по приватизации и содержал ряд новаций.

    Закон о приватизации 1997 года частично восполнил пробелы законодательства о приватизации, ввел новые способы приватизации государственного и муниципального имущества, существенно изменил форму проведения конкурсов: инвестиционный конкурс был упразднен, а переход права собственности на проданное на коммерческом конкурсе имущество стал возможен только после выполнения победителем инвестиционных и (или) социальных условий в отношении объекта приватизации.

    В Законе о приватизации 1997 года акцент был перенесен с приватизации предприятий на государственное имущество – имущественные доли государства в акционерных обществах. Законом устанавливались приоритеты в осуществлении приватизации, ограничения при ее проведении, порядок отчуждения государственного имущества в собственность физических и юридических лиц. Статья 4 Закона предусматривала, что Программа приватизации, в частности, должна содержать прогнозный перечень государственных унитарных предприятий, которые подлежали преобразованию в открытые акционерные общества, а также прогнозный перечень открытых акционерных обществ, акции которых предполагалось продать. В Программе приватизации должны были определяться начальная цена объекта приватизации, порядок внесения государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ, порядок приобретения арендатором имущества унитарного предприятия и определения его стоимости, распределения денежных средств, полученных в процессе приватизации, предоставления рассрочки при оплате государственного имущества.

    Законодательно предусматривались механизмы защиты прав собственника и инвестора, обеспечения социальных гарантий работникам открытых акционерных обществ, созданных посредством преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий (статьи 27, 29). Кроме того, в Законе содержалась норма (ста��ья 31), позволяющая оценивать ранее совершенные сделки приватизации государственного и муниципального имущества и признавать их ничтожными с момента их заключения, если они не содержали стоимостной оценки приватизированного имущества.

    [1] Трансформация отношений собственности и сравнительный анализ российских регионов. – С.27.

    [2] См.: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 6 марта 1996 года № 130-II ГД.

    [3] Например, Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 1997 года № 1517-II ГД «О ходе приватизации в Российской Федерации и допущенных нарушениях законодательства Российской Федерации при ее осуществлении».

    [4] См. Статья 18 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

    [5] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 1. – Ст. 2.

    [6] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. – Ст. 1478.

    Новая редакция Ст. 217 ГК РФ
    Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

    При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

    Под приватизацией подразумевается оформление какого-то объекта недвижимости, принадлежащего муниципалитету в собственность.

    Законодательство очень точно определяет порядок проведения и список нужных документов для осуществления процедуры.

    Также имеется ряд ограничений, которые полностью ограничивают право принятия жилья на безвозмездной основе. К примеру, данная процедура возможна только для тех лиц, которые постоянно проживают на территории жилплощади по договору социального найма.

    Жилье, которое относится к категории неприватизированного — недвижимость, взятая в аренду, права на которую ограничены. Вплоть до того, что для прописки нового члена семьи обязательным условием является разрешение государства.

    1. Приватизация представляет собой процесс перехода имущества, находившегося в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность.

    Учитывая, что прежний хозяйственный уклад был основан на преобладании государственной собственности, приватизация приобрела черты чрезвычайно масштабного явления, охватившего все сферы хозяйства и определившего многие черты экономики.

    Сама по себе норма ст. 217 лишь указывает на возможность приватизации и отсылает к законам о приватизации.

    2. Из комментируемой статьи следует, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в частную собственность. Очевидно, что законодатель, исходя из того понимания права собственности, которое дано в ст. 209 ГК, определяет приватизацию как право собственника распорядиться имуществом. Однако законами и иными правовыми актами о приватизации было установлено право тех лиц, которые выступали как покупатели приватизируемого имущества, требовать приватизации. Таким образом, наряду с правом собственника передать имущество из государственной (муниципальной) собственности в частную собственность, возникло также право частного лица, отвечающего установленным законом условиям, требовать приватизации соответствующего имущества.

    3. Приватизация является специальным, особым способом прекращения и приобретения права собственности, поэтому законы и иные нормативные акты о приватизации действуют в изъятие из общих норм ГК о возникновении и прекращении права собственности. И лишь постольку, поскольку законами и иными нормативными актами о приватизации не урегулированы конкретные отношения, применяются соответствующие нормы ГК.

    Кроме того, органы государственной власти, действующие от имени государства, а также органы местного самоуправления в процессе приватизации, как это присуще публичным органам, подчиняются специальным правилам и процедурам, определяющим их деятельность. Поскольку эти правила охватывают совершение сделок приватизации, они являются обязательными и для покупателей (приобретателей) государственного (муниципального) имущества, а нарушение установленных правил влечет за собой недействительность сделок приватизации.

    4. В ст. 217 указано, что приобретателями государственного (муниципального) имущества являются граждане и юридические лица. Законодатель использует здесь определение, содержащееся в п. 1 ст. 213.

    Очевидно, что имеются в виду граждане и юридические лица — частные собственники. Но если по общему правилу любое юридическое лицо является частным собственником, поскольку оно не относится к числу предприятий и учреждений, указанных в п. 4 ст. 214 ГК, для целей приватизации частным собственником, имеющим право приобрести имущество в порядке приватизации, являются те юридические лица, в том числе хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля государства не превышает установленного размера (25%).

    5. Приватизация государственного или муниципального имущества осуществляется возмездно (исключение составляет приватизация жилых помещений). Цена приватизируемого имущества определяется в соответствии с Правилами определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2002 г. N 369 (СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2172). Приватизация имущества без указания его стоимости недопустима.

    Применение иных средств платежа, кроме валюты РФ (акций, векселей и т.д.), для приобретения имущества в порядке приватизации не допускается. Если такие условия предусмотрены сделкой о приватизации, такая сделка является незаконной (ничтожной).

    6. Приватизация земли (за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы), природных ресурсов, государственного и муниципального жилищного фонда, государственного резерва, государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории РФ, государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, безвозмездная передача в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, передача государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений, передача государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, продажа государственного и муниципального имущества на основании судебного решения, приватизация акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом регулируется не законом о приватизации государственного и муниципального имущества, а иными законами и нормативными актами.

    Для того чтобы понять, как происходит наследование неприватизированной квартиры, необходимо знание Гражданского и Жилищного кодексов РФ, в которых указывается на то, что все неприватизированное имущество находится в собственности государственных, либо муниципальных органов власти. Основанием для проживания в квартире, принадлежащей государству, является договор социального найма жилья (гл. 8 ЖК РФ).

    Данный документ подписывается представителем муниципальных властей с одной стороны и лицом, проживающим в квартире, с другой. Он является срочным, обычно действие его заканчивается со смертью гражданина, проживающего в жилье. При этом остальные граждане, прописанные на данной жилой площади и проживающие со скончавшимся физическим лицом совместно, право на собственность временно утрачивают, но не могут быть выселены с занимаемой ими собственности.

    Договор социального найма позволяет распоряжаться собственностью в рамках, ему не противоречащих. Так, квартиру можно сдать в аренду, продать, обменять (иными путями ее не получишь). Лицо, заключившее данный договор вправе прописывать в квартиру любого из своих родственников, если они являются членами его семьи. В противном случае (когда для проживания допускаются лица, не являющиеся членами семьи нанимателя) от нанимателя потребуется проведение дополнительных процедур по предоставлению им права проживания.

    Завещать неприватизированное жилье фактически можно, по правилам составления завещания, в нем можно упомянуть любую, в том числе и лично не принадлежащую владельцу собственность, в случае, если имеются намерения о ее приобретении в полное владение.

    Подобная оговорка позволяет родственникам скончавшегося лица сохранить за собой право владения квартирой.

    Особенностями наследования неприватизированной собственности являются:

    • наследовать могут лишь близкие родственники умершего (требуется родство 1-й степени – супруга, супруг, дети, внуки);
    • жилье передается в наследство при условии, что бывший его собственник подал заявление на приватизацию (при этом наследники от подобной приватизации не отказываются);
    • правом наследования обладают только те родственники, которые проживают совместно с наследодателем, либо были прописаны на указанной жилой площади (правило это не всегда соблюдается);
    • наследник вправе приватизировать собственность, либо заключить с муниципальными органами новый договор социального найма (заключает его наследник, проживающий с наследодателем на одной жилой площади до момента его смерти).

    Смерть гражданина является поводом для автоматического расторжения договора социального найма (ст. 83 ЖК РФ.).

    В случае отсутствия у скончавшегося нанимателя близких родственников, либо лиц, могущих претендовать на наследство, невостребованная собственность возвращается настоящему владельцу – государству.

    Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

    При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

    Рамазан АБДУЛАТИПОВ, член Совета Федерации:

    — Когда идет процесс купли-продажи, человеку очень трудно остановиться — и он может распродать все. Свою честь достоинство, национальные интересы своей страны. Надеюсь, что приватизация ограничится появлением у предприятий более эффективного руководства.

    Дмитрий РОГОЗИН, депутат Госдумы, руководитель фракции «Родина»:

    — Приватизации не должны подлежать энергетика и недра. Государство обязано оставить у себя и транспорт, потому что никто, кроме него, не может гарантировать перевозки по нашей бескрайней стране. Кроме того, нельзя передавать в частные руки то, что приносит реальный доход для страны, — производство черной и красной икры, алкогольной продукции, сахара и других видов акцизных товаров.

    Алексей ЛЫСЕНКОВ, ведущий программы «Сам себе режиссер»:

    — Нельзя приватизировать флаг, герб и гимн.

    Виктор ПОХМЕЛКИН, депутат Госдумы:

    — Предприятия Гознака и особо засекреченную военную промышленность. Нельзя приватизировать то, от чего зависят здоровье граждан, экология: заповедники и заказники.

    Виктор ЧЕРЕПАНОВ, председатель совета Московской международной валютной ассоциации:

    — Приватизированы должны быть все предприятия, которые приносят прибыль. Даже те, что имеют стратегическое значение. С условием, что государство должно контролировать ценовую политику этих предприятий и прочие аспекты деятельности, которые непосредственно касаются жизни простых граждан. Не являются исключением и военные предприятия. Бизнесмен может хранить тайны не хуже чиновника. Но при нем, в отличие от госуправления, предприятие будет процветать.

    Леонид ЯРМОЛЬНИК, актер:

    — Было бы неплохо приватизировать московские исторические памятники и парковые хозяйства — Архангельское, Коломенское. А то ведь сейчас эти заповедные места в совершенно недопустимом состоянии. Мне кажется, что у парка должен быть один хозяин, бизнесмен, который будет нести за него практически государственную ответственность. Если Абрамович покупает «Челси», почему другому бизнесмену не приобрести Архангельское?

    Александр ПРОХАНОВ, главный редактор газеты «Завтра»:

    — Как советский консерватор, скажу — в государственной собственности должны остаться земля, недра, коммуникации, энергетика, оборонная промышленность. И, конечно, государственные институты — например, МВД. Сейчас там можно легально купить себе в охранники милиционера.

    Виктор ТКАЧЕВ, контр-адмирал в отставке:

    — В России уже не осталось ничего, что нельзя приватизировать. За исключением совести честных людей.

    Итак, прерогатива переоформления жилья в собственность есть у главного нанимателя и членов его семьи. В соответствии с Семейным кодексом РФ, членами семьи являются:

    • дети;
    • муж или жена, брак с которым зарегистрирован официально;
    • отец и мать;
    • внуки;
    • другие родственники, проживающие в одной квартире;
    • иждивенцы, которые проживают с нанимателем на одной жилплощади и находятся на его полном обеспечении.

    На основании решения суда членами семьи могут быть признаны и другие лица.

    Для возможности приватизации необходимо получить согласие от всех зарегистрированных в квартире лиц, достигших совершеннолетия. Потребуется также согласие детей, которое можно получить только с привлечением органов опеки и попечительства. Без их разрешения процедура невозможна.

    Чтобы осуществить приватизацию необходимо подать коллективное заявление. Оно подается в уполномоченный отдел собственника объекта недвижимости – государственного органа или муниципалитета.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *