Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Распоряжение недвижимым имуществом унитарным предприятием». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 378-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения указаний на минимальный размер оплаты труда» Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 294-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» и статью 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Изменения в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Федеральный закон о внесении изменений в отдельные акты в части, касающейся деятельности государственных академий наук
Принят Государственной Думой 11 октября 2002 года
Одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 года
Глава I. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также — унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
Статья 2. Унитарное предприятие
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 24.07.2007 N 212-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 02.07.2010 N 152-ФЗ, от 18.07.2011 N 220-ФЗ, от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 06.11.2011 N 291-ФЗ, от 30.11.2011 N 362-ФЗ, от 03.12.2012 N 240-ФЗ, от 02.07.2013 N 188-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 05.05.2014 N 99-ФЗ, от 04.11.2014 N 337-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 23.11.2015 N 312-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ, от 18.07.2017 N 177-ФЗ, от 29.07.2017 N 267-ФЗ, от 29.12.2017 N 470-ФЗ, от 03.08.2018 N 322-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ, от 02.12.2019 N 394-ФЗ, от 27.12.2019 N 469-ФЗ, от 27.12.2019 N 485-ФЗ, от 31.07.2020 N 294-ФЗ, от 23.11.2020 N 378-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
11 октября 2002 года
Одобрен
Советом Федерации
30 октября 2002 года
Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также — унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
1. Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
2. Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями, установленными статьей 10 настоящего Федерального закона.
Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами с учетом требований, установленных статьей 24.1 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 267-ФЗ)
Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.
3. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.
Муниципальные унитарные предприятия
1. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму унитарного предприятия. (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)
Иные требования к фирменному наименованию унитарного предприятия устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)
2. Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации.
3. Унитарное предприятие должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
1. Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.
Создание унитарным предприятием филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства унитарного предприятия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
2. Филиалом унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
3. Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту.
4. Филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием.
Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим ее.
Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.
5. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе унитарного предприятия сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе унитарного предприятия вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
1. Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.
Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.
2. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.
Унитарное предприятие – коммерческая структура, которая не имеет права собственности на имущество, особая форма организации деятельности. За унитарными предприятиями закрепляется право на имущество собственниками.
Предприятие унитарного типа не может быть поделено на доли, а имущество, закрепленное за ним, также неделимо.
Особенности унитарного предприятия и его собственности:
- не имеет права собственности на имущество;
- юридическое лицо унитарного типа формируется не путем объединения собственности участников, а путем выделения определенного имущества собственником;
- право собственности сохраняется за владельцем определенного имущества;
- имущество неделимо – это важная особенность унитарного предприятия;
- юридическое лицо получает на имущество закрепленное вещное право, в форме оперативного управления или хозяйственного ведения.
На основании норм закона могут формироваться унитарные структуры муниципальные и государственные.
Особенности собственности и имущественных прав унитарных структур на распоряжение имуществом регулируются нормами гражданского законодательства. Ряд законов и нормативных актов утверждают нормы, относительно специфических видов деятельности юридического лица данного типа.
Собственник имущества имеет такие права:
- право сформировать предприятие, назначить руководителя, осуществить реорганизацию, ликвидацию. Эти права касаются организации работы юридического лица.
- вторая группа прав касается непосредственных операций с имуществом, которое может быть передано предприятию в аренду.
Имуществом предприятие может распоряжаться, исходя из целей и задач деятельности в рамках закона. Если речь идет о недвижимости, то юридическое лицо не может осуществлять действия относительно имущества без согласия собственника. Движимое имущество может отчуждаться путем, например, продажи, если иное не предусмотрено положениями закона.
Согласно закону, унитарное предприятие не имеет имущественных прав. Собственник передает имущество на основании договора в хозяйственное ведение или аренду.
Аренда – особый вид имущественного договора, который подразумевает передачу собственности арендатору за установленную плату, на определенный срок, в пользование или владение. Имущество на данный период находится у арендатора.
Унитарное предприятие может получить имущество для деятельности на правах аренды. Имущество, переданное на основании аренды, не может быть объектом взысканий со стороны кредиторов. Запрета на передачу собственности в аренду в законодательстве нет.
В аренду может быть передано движимое и недвижимое имущество. Договор должен быть заключен в письменной форме и точным указанием всех особенностей сделки. Сторонами договора выступают – арендодатель и арендатор.
К вопросу о муниципальных унитарных предприятиях
Одним из обязательств унитарного предприятия является перечисление в определенный бюджет части прибыли. Определенная сумма перечисляется на основании положений закона ежегодно. Данная прибыль остается после оплаты других обязательных платежей. Например, налогов.
Размер прибыли, которую приносит имущество, определяется для всех юридических лиц определенного собственника.
Сроки и объем выплаты определяются:
- законами;
- нормативными актами;
- решением уполномоченных органов власти.
Собственник имущества имеет право требовать перечислять данные выплаты. Помимо этого права, собственник может заниматься формированием унитарного предприятия, осуществлять различные операции, относительно имущества, ликвидировать и реорганизовать предприятие, согласно нормам права.
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Вопросы и ответы юристов
1. Крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.
2. Для целей настоящей статьи стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого унитарным предприятием имущества — на основании цены предложения такого имущества.
3. Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
1. Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом законы и иные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.
Уставы унитарных предприятий со дня вступления в силу настоящего Федерального закона применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
2. Уставы унитарных предприятий подлежат приведению в соответствие с нормами настоящего Федерального закона в срок до 1 июля 2003 года.
3. Созданные унитарными предприятиями до вступления в силу настоящего Федерального закона дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
Государственное унитарное предприятие является коммерческой организацией, у которой нет прав на какое-либо имущество, закрепляемое за ней собственником данного имущества. Также стоит отметить, что унитарным предприятие может считаться еще и потому, что его имущество является неделимым и не предусматривает возможность распределения по вкладам, в том числе и между работниками данного предприятия.
Среди основных причин, почему руководители предпочитают создать именно унитарное предприятие, следует выделить следующие:
- Нужно использовать определенное имущество, которое невозможно приватизировать.
- Требуется осуществление деятельности по решению тех или иных социальных задач, включая также реализацию каких-либо услуг или же товаров по минимальной стоимости, а также организацию товарных и закупочных интервенций по товарам, относящися к категории первой необходимости.
- Должны обеспечиваться отдельные дотируемые виды деятельности или же вестись какие-либо убыточные производства.
Цель, которую ставит перед собой унитарное предприятие – решение тех или иных задач государства на коммерческой основе.
Федеральное государственное унитарное предприятие, которое основывается на праве хозяйственного ведения, формируется по решению уполномоченного на это действие государственного органа или же определенного органа местного самоуправления.
В данном случае в качестве учредительного документа используется устав компании, который в любом случае должен утверждаться министерством, ведомством или же каким-либо иным федеральным органом, который действующим законодательством наделен функциями координирования и регулирования деятельности компаний в данной отрасли. Устав, которым руководствуется федеральное государственное унитарное предприятие, должен включать в себя, помимо стандартной информации, которая является необходимой для каждого юридического лица, также информацию о конкретном предмете и различных целях деятельности данного предприятия и информацию о размере уставного фонда. Стоит отметить тот факт, что предприятие унитарного типа представляет собой единственную коммерческую организацию, у которой есть гражданские права и обязанности, непосредственно связанные с деятельностью, обозначенной уставом.
Уставной фонд, который имеет муниципальное унитарное предприятие, должен быть больше суммы, равной 1000-кратной сумме минимальной зарплаты в месяц, в то время как государственное предприятие должно иметь фонд, превышающий сумму, 5000-кратную размеру МРОТ. Также стоит отметить, что собственник должен всецело оплатить уставной фонд на протяжении трех месяцев после того, как зарегистрируется данная организация.
Собственник имущества, которое закрепляется за данным предприятием, не отвечает по обязательством компании за исключением тех случаев, когда банкротство компании является прямым следствием указаний со стороны собственника данного имущества. Учредитель же определяет, каким составом будет руководствоваться муниципальное унитарное предприятие, а также кто именно будет назначен его руководителем.
Предприятия такого типа основываются на базе того имущества, которое на данный момент находится в федеральной собственности, муниципальной собственности или же собственности различных субъектов РФ. Такое государственное унитарное предприятие в качестве учредительного документа использует устав, который утверждается правительством, субъектом страны или же органом местного самоуправления, у которого имеются соответствующие полномочия.
Таким образом, государственное унитарное предприятие не может распоряжаться любым имуществом, если на то нет разрешения непосредственно собственника данного имущества.
Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении
(Уланов А.) («ЭЖ-Юрист», 2011, N 45)
МУП: КУПИТЬ ИМУЩЕСТВО И НЕ НАРУШИТЬ ЗАКОН
Андрей Уланов, юрист, г. Москва.
Как известно, унитарное предприятие не имеет права собственности на имущество, закрепленное за ним собственником . А вправе ли оно купить у коммерческой организации имущество, например долю в здании, и на каких условиях? ——————————— Статья 113 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Имущество унитарного предприятия формируется за счет:
— имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
— доходов унитарного предприятия от его деятельности;
— иных не противоречащих законодательству источников.
Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
Особенности осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев в находящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.
Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.
Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.
Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия.
В казенном предприятии уставный фонд не формируется.
Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:
1) принимает решение о создании унитарного предприятия;
2) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
[1]
Автор: Колосков Дмитрий · 10.09.2019 2019-09-10
(Уланов А.) («ЭЖ-Юрист», 2011, N 45)
МУП: КУПИТЬ ИМУЩЕСТВО И НЕ НАРУШИТЬ ЗАКОН
Андрей Уланов, юрист, г. Москва.
Как известно, унитарное предприятие не имеет права собственности на имущество, закрепленное за ним собственником . А вправе ли оно купить у коммерческой организации имущество, например долю в здании, и на каких условиях? ——————————— Статья 113 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Способы использования имущества унитарного предприятия:
Имущество унитарного предприятия находится в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами. При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.
Собственник имущества решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Собственник может передать имущество унитарному предприятию как в виде вклада в уставный фонд, так и сверх определенного уставного фонда.
В казенном предприятии уставный фонд не образуется.
Унитарное предприятие не имеет права учреждать дочерние предприятия. Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает запрет для государственных и муниципальных предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернего предприятия). Необходимость запрета обусловлена недопущением вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания дочерних предприятий.
Финансовые ресурсы унитарных предприятий имеют те же источники, что и другие коммерческие предприятия.
Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:
имущество, переданное предприятию по решению собственника в оплату уставного фонда;
иное имущество, переданное предприятию по решению собственника;
прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;
заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
капитальные вложения и дотации из бюджета;
дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;
[2]
добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;
иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества.
Унитарное предприятие имеет право распоряжаться активной частью основных средств: имеет право продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям принадлежащие ему оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности с целью получения выручки от продажи активов.
Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней его собственником. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В этой форме могут быть созданы только государственное и муниципальные предприятия; их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности. Оно может принадлежать унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (только для государственных предприятий).
Единственным учредительным документом унитарного предприятия является устав, утверждаемый его учредителем. Помимо сведений о наименовании предприятия, его местонахождении, размере, порядке и источниках формирования уставного фонда, в уставе унитарного предприятия обязательно должны содержаться сведения о предмете и целях его деятельности.
Фирменное наименование унитарного предприятия должно отражать собственника его имущества, например «Федеральное государственное предприятие», «Областное государственное предприятие», «Муниципальное предприятие». Управление таким предприятием осуществляет единоличный руководитель (директор), назначаемый собственником имущества либо уполномоченным им органом и подотчетный только ему (а не общему собранию коллектива).
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по долгам учредителя (собственника).
Кто является собственником имущества государственного унитарного предприятия
В условиях современной федеральной России муниципальное унитарное предприятие – это юридический объект, обладающий такими признаками:
- он образован только решением какого-либо государственного органа власти, начиная с Правительства РФ и заканчивая органом самоуправления отдельной местности;
- базируется только на имуществе, принадлежащем изначально государству либо органу в России, его представляющему;
- имеет уставный фонд не менее 1000 МРОТ;
- работает только под одним собственником-учредителем, делить права на него между какими-либо другими интересантами по закону запрещено;
- распоряжаться врученным имуществом унитпредприятие вправе только с желания и согласия вышестоящего учредителя;
- управление учреждением осуществляет руководитель, назначенный контролирующим ведомством по своему выбору.
Сам тип управления согласно закону дифференцируют на:
- право хозяйственного ведения;
- метод оперативного управления (казенные).
При этом, когда унитарные предприятия осуществляют свою деятельность на праве хозяйствования, они наделены возможностью пускать часть доходов, полученных с помощью имущества собственника-учредителя, на свои собственные нужды по своему усмотрению. Униты на оперативном управлении такого права лишены, результаты их работы полностью в ведении только изначального собственника. Правовая основа этого – ст.114, 115 ГКРФ.
Таким образом, на практике МУП означает организацию, созданную, к примеру, местным исполнительным комитетом, администрацией, муниципалитетом, который выделил сугубо из своих фондов какое-то имущество для ее работы – недвижимое, движимое — посадил над ней руководителя и определил задачи для выполнения. Ответственность за деятельность на вверенной базе будет нести руководитель, а ответственность за само имущество и активы – курирующий исполком, администрация, муниципалитет.
Для чего были задуманы МУПы? Прежде всего, для недопущения тотального манипулирования в России жизненными нуждами граждан со стороны частных бизнес структур.
Основная задача муниципальных унитпредприятий – оказание доступных социальных услуг населению в сфере:
- оформления и получения госдокументов;
- здоровья;
- образования, дошкольного, школьного;
- телерадиовещания, коммуникаций (почта, связь);
- коммунального обеспечения;
- общественного транспорта.
И так далее, выбор направления не ограничен. Государственный контроль таких процессов позволяет избежать спекулятивного ценообразования, искусственных коллапсов, нехватки товаров-услуг первой необходимости. Цены, устанавливаемые на МУП-услуги, всегда доступны, работа стабильна, исполнитель известен.
Вместе с тем, вполне понятно, что муниципальное унитарное предприятие получает плату за свою работу от пользователей, а значит, осуществляет коммерцию. Поэтому на частый вопрос заинтересованных, МУП – это коммерческая организация или нет, есть один ответ – да, это коммерческое предприятие, получающее прибыль, но в интересах государства.
Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, не вправе без согласия собственника его имущества:
- продавать принадлежащее ему недвижимое имущество;
- сдавать его в аренду (причем если истек срок действия договора аренды, на который было получено согласие, то для заключения договора на новый срок потребуется новое согласие собственника – см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30 апреля 2010 г. по делу № А32-14304/2009);
- передавать его в залог;
- вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества;
- иным способом распоряжаться таким имуществом.
Если предприятие распорядилось недвижимым имуществом без согласия собственника, такая сделка является оспоримой, и срок исковой давности по ней составляет год (п. 2 ст. 181 ГК РФ).
Такую сделку суд может признать недействительной по иску самого предприятия или собственника имущества, но не любого заинтересованного лица (абз. 3 п. 9 совместного постановления от 29 апреля 2010 г. Пленума Верховного суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Какие ограничения имеет предприятие при аренде земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности?
Предприятие, которое выступает арендатором земельного участка, не вправе (п. 5 ст. 18 Закона о предприятиях):
1) сдавать участок в субаренду. Исключение составляют три случая:
- предприятие получило согласие собственника на сдачу участка (его части) в субаренду;
- предприятие получило согласие собственника на передачу прав и обязанностей предприятия по договору аренды земельного участка или его части концессионеру, если концессионным соглашением предусмотрено использование указанного земельного участка (его части) в целях:
– создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества
– или осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
- земельный участок находится в границе морских портов. К таким относятся и искусственные земельные участки, созданные в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем), за исключением ранее упомянутого случая (когда получено согласие собственника на передачу прав и обязанностей предприятия по договору аренды земельного участка или его части концессионеру);
3) передавать арендные права в залог;
4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.
Государственное или муниципальное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, вправе самостоятельно распоряжаться движимым имуществом. Однако, помимо общего правила о распоряжении имуществом в рамках своей правоспособности, есть также дополнительные ограничения.
Основная группа ограничений предусмотрена Законом о предприятиях (№ 161-ФЗ от 14.11.2002). Для контрагента важны некоторые из них. Так, предприятие не вправе без согласия собственника:
- во-первых, распоряжаться вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими предприятию акциями (абз. 2 п. 2 ст. 6 Закона о предприятиях. Отсутствие согласия собственника имущества предприятия на совершение им, например, сделки купли-продажи доли в уставном капитале общества, принадлежащей такому предприятию, влечет ничтожность такой сделки.
Возможна ситуация, когда сделка предприятия по сути прикрывает приватизацию государственного или муниципального имущества. Такая сделка (несколько сделок) может быть признана ничтожной.
Пример из практики: суд указал, что передача хозяйственному обществу имущества, которое принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения, прикрывает незаконную приватизацию. Такая сделка ничтожна, хозяйственное общество обязано возвратить имущество муниципальному району
Постановление администрации муниципального района разрешило МУП войти в состав участников ООО «И.» с долей участия не менее 25 процентов и с передачей в качестве вклада в уставный капитал общества 23 объектов муниципального нежилого фонда, находящихся у данного предприятия на праве хозяйственного ведения.
Общее собрание участников ООО «И.» приняло решение создать указанное общество, заключило учредительный договор и утвердило устав общества.
В соответствии с актом приема-передачи принадлежащие МУП на праве хозяйственного ведения объекты недвижимости были переданы ООО «И.». Право собственности на них было зарегистрировано за ООО «И.».
Администрация также приняла впоследствии постановление о ликвидации МУП, в ЕГРЮЛ была внесена запись о регистрации МУП в связи с его ликвидацией.
Суд пришел к выводу, что действия администрации – это прикрытие незаконной приватизации. Он указал следующее: «последовательные действия администрации, МУП и других участвующих в деле лиц (совершенные притом в короткий промежуток времени) по оформлению передачи муниципального имущества (23 объекта недвижимости) в хозяйственное ведение унитарного предприятия, по изменению собственником уставных функций унитарного предприятия, по передаче муниципальным предприятием с согласия собственника его имущества в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью и последующая ликвидация муниципального предприятия по решению его учредителя свидетельствуют о том, что указанные действия были направлены на достижение определенного результата – отчуждение муниципального имущества в собственность ООО с нарушением требований закона о приватизации».
Суд признал сделку по передаче муниципального имущества ничтожной в соответствии со статьей 170 Гражданского кодекса РФ, указав, что возврат ООО «И.» в казну муниципального района спорного недвижимого имущества не противоречит требованиям статьи 167 Гражданского кодекса РФ. В связи с этим суд посчитал невозможным сохранение госрегистрации права собственности ООО «И.» на спорное недвижимое имущество. На этом основании суд удовлетворил требование прокурора о применении последствий недействительности ничтожной сделки и обязал ООО «И.» возвратить спорное имущество его собственнику – муниципальному району (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2009 г. № 18АП-4757/2009 по делу № А07-5981/2008).
- во-вторых, заключать сделки, которые связаны с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Кроме того, Закон о предприятиях позволяет закрепить в уставе предприятия виды и (или) размер иных сделок, которые предприятие не сможет заключать без согласия собственника;
- в-третьих, заключать сделки с заинтересованностью;
- в-четвертых, заключать крупные сделки.
Помимо Закона о предприятиях, ограничения на совершение сделок могут быть установлены также иными нормативно-правовыми актами. Как правило, это случаи, которые касаются всех юридических лиц. Например, запрет дарения между коммерческими организациями (ст. 575 ГК РФ).
Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом (как движимым, так и недвижимым) только с согласия собственника имущества.
В уставе казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
При этом казенное предприятие имеет право самостоятельно реализовывать произведенную им продукцию (работы, услуги). Однако иное может быть установлено федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами РФ. Такие правила установлены в пункте 1 статьи 19 Закона о предприятиях.
Подробнее о том, что нужно знать при заключении договора с казенным предприятием, см. в отдельной рекомендации.
Что составляет имущество муниципального унитарного предприятия
Контрагенту до заключения сделки необходимо предпринять следующие действия:
- запросить устав у унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. В нем могут быть закреплены виды и (или) размер сделок, которые предприятие не имеет права заключать без согласия собственника, но для которых в соответствии с законодательством получения такого согласия не предусмотрено (абз. 2 п. 4 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях). Нужно убедиться в том, что заключаемая сделка не поименована в уставе предприятия в качестве такой сделки;
- получить у унитарного предприятия подтверждение согласия собственника его имущества на совершение сделки. Оно может быть получено предприятием в виде ответного письма от органа исполнительной власти, в подведомственности которого оно находится, о согласии на совершение сделки. Необходимо иметь в виду, что собственник имущества предприятия может выразить свое согласие путем визирования письма предприятия, которое обращено к собственнику (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 июля 2011 г. по делу № А82-11843/2010).
Решения по вопросам согласования принимаются лицами, уполномоченными собственником имущества предприятия.
Контрагенту предприятия необходимо убедиться в том, что согласие дало уполномоченное лицо собственника имущества предприятия, иначе сделка (или сделки), например, по купле-продаже акций (долей), может быть признана недействительной.
Пример из практики: распоряжение о согласии на реализацию акций было подписано неуполномоченным лицом. Суд признал это основанием для признания недействительными сделок по продаже акций, принадлежавших предприятию
Исполняющая обязанности председателя Земельно-имущественной палаты муниципального района К. подписала распоряжение, которым разрешила предприятию реализовать принадлежащий ему пакет обыкновенных именных бездокументарных акций. Такое распоряжение в последующем было отменено распоряжением председателя этой Земельно-имущественной палаты.
Муниципальное образование обратилось в суд с иском о признании недействительными сделок по продаже обыкновенных именных бездокументарных акций, принадлежащих предприятию, и проданных им на основании указанного распоряжения, подписанного К. По мнению муниципального образования, К. не являлась лицом, уполномоченным на подписание подобного распоряжения.
Суд посчитал этот довод правомерным исходя из следующего. В соответствии с Положением о Земельно-имущественной палате муниципального района, утвержденным решением Совета муниципального образования, председатель палаты назначается на должность Советом муниципального района по представлению главы муниципального района. К. была назначена распоряжением, подписанным руководителем аппарата муниципального района, что противоречило указанному положению. Руководителю аппарата муниципального района Советом муниципального образования не делегировались полномочия по назначению председателя названной палаты или возложению исполнения его обязанностей на кого-либо. Данное обстоятельство (отсутствие полномочий у лица, подписавшего распоряжение о разрешении реализовать акции) суд признал достаточным для признания сделок по продаже акций недействительными, однако отказал в иске, поскольку данные акции уже были проданы третьим лицам (постановление ФАС Поволжского округа от 26 декабря 2012 г. по делу № А65-4835/2011).
К другим общим особенностям унитарного предприятия, которые могут иметь значение при определенных обстоятельствах, относятся следующие:
- по общему правилу предприятие не вправе заключать сделки по приобретению товаров, работ или услуг без проведенных им закупочных процедур.Такие процедуры проводят в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Отдельные юридические лица могут руководствоваться Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
- место нахождения унитарного предприятия определяется местом его госрегистрации (п. 2 ст. 4 Закона об унитарных предприятиях);
- унитарное предприятие обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий госрегистрацию юридических лиц (п. 3 ст. 4 Закона об унитарных предприятиях).
У унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, имеется присущая только ему еще одна особенность. Такое предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) (абз. 2 п. 1 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях). В свою очередь, собственник имущества унитарного предприятия не несет ответственности по его обязательствам. Однако если несостоятельность (банкротство) такого предприятия была вызвана действиями собственника имущества унитарного предприятия, то на него при недостаточности имущества предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия (п. 2 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях).
Пример из практики: суд привлек администрацию муниципального образования к субсидиарной ответственности по долгам унитарного предприятия ввиду ее бездействия
МУП «Ж.» было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден А.Е.С.
В рамках процедуры конкурсного производства в арбитражный суд поступило заявление ОАО «Н.» о привлечении к субсидиарной ответственности муниципального образования «Чкаловский район Нижегородской области» в лице администрации Чкаловского района Нижегородской области (далее по тексту – администрация, заявитель).
Суд, исследуя дело, установил следующее. По состоянию на 1 января 2008 года деятельность предприятия была убыточной, и возможность удовлетворить требования всех кредиторов за счет активов предприятия (дебиторская задолженность) составляла 40 процентов. В 2009 году ситуация не изменилась.
Согласно статье 15 Закона об унитарных предприятиях в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше установленного на дату госрегистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.
Из финансово-хозяйственного анализа было видно, что по состоянию на 1 января 2008 года величина чистых активов была отрицательной и составляла 16 020 000 руб., по состоянию на 1 января 2009 года – 17 222 000 руб.
Минимальный размер уставного фонда согласно части 3 статьи 12 Закона об унитарных предприятиях на дату регистрации МУП «Ж.» должен был составлять не менее чем 1000 МРОТ, установленного федеральным законом на дату госрегистрации государственного предприятия.
В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленным в зависимости от МРОТ, производится с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 руб.
Уставный капитал МУП «Ж.» на дату регистрации составил 100 000 руб.
Таким образом, уже по состоянию на 1 января 2008 года стоимость чистых активов должника была меньше минимального размера уставного фонда, и уже тогда учредитель должен был принять решение о ликвидации предприятия, реорганизации либо об обращении в суд с заявлением о несостоятельности (банкротстве).
На основании пункта 2 статьи 26 Закона об унитарных предприятиях контроль за деятельностью унитарного предприятия производится органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.
48. Право хозяйственного ведения: понятие, природа, субъекты, объекты.
Право хозяйственного ведения. — производное от права собственности вещное право юридических лиц — не собственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника-форма права собственности на имущество, при которой собственник передает лицу право распоряжаться своим имуществом в пределах, установленных законом.
Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям..
Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении
1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Денежные средства и остальное имущество могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению
Право хозяйственного ведения в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
ВС 1 августа опубликовал полный текст решения по спору между администрацией города Петропавловск-Камчатский и управлением ФАС по Камчатскому краю. Разбирательство возникло из-за передачи местными властями объекта теплоснабжения в хозяйственное ведение МУПу. После проверки, инициированной , УФАС пришло к выводу: передача имущества без конкурса даёт МУПу преференции в доступе к объектам электро- и теплоснабжения. В связи с этим ведомство выдало предписание о возврате имущества властям.
Обжалование этого решения в судах первой и апелляционной инстанций не увенчалось успехом – ссылаясь на требования закона «О теплоснабжении», судьи пришли к выводу, что передача госимущества должна осуществляться по результатам конкурса или аукциона. В кассации же муниципалитету удалось отстоять свою позицию – Арбитражный суд Дальневосточного округа решил, что закрепление имущества в хозяйственном ведении МУПа является правом собственника и «не может быть признано противоречащим закону».
Что следует учитывать при заключении договора с унитарным предприятием
1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Основной особенностью унитарного предприятия является полное отсутствие прав в отношении какого либо имущества. Российское законодательство рассматривает УПнаПХВ в виде коммерческой организации.
- Она не наделена возможностью имущественных прав, на закрепленные за фирмой собственниками материальные ценности.
- К государственному или муниципальному типу такая компания относится еще и потому, что имущественный комплекс неделим.
- Имущество не распределяется на вклады, доли, акции между сотрудниками и иными участниками даже в случае ликвидации предприятия.
Создание УП преследует цели решения задач государственного порядка на коммерческих основах. Основные виды деятельности — коммунальные, транспортные и иные услуги, оговоренные законодательством.
Согласно ст. 114 ГК России разновидностей УП две.
- Это УПнаПХВ на правах хозяйственного ведения, оно организовывается по решению государственных органов или по постановлению муниципалитета.
- Другой формат является федеральным казенным предприятием, организованным решением Правительства РФ с имущественным комплексом федеральной собственности.
Собственно понятие унитарности хозяйствующего объекта для нас достаточно не новая категория. Еще во времена Союза большинство обслуживающих структур, коммунальных предприятий было именно унитарными. Основные характеристики приводятся ГК в ст. 113,114,115, прежде всего это:
- Юридическое лицо создается при выделении строго определенного имущественного комплекса собственниками.
- Сохраняется право учредителей имущество.
- Имущественный комплекс закрепляется за УПнаПХВ на ограниченных правах.
- Данной форме присуща неделимость имущества, отсутствие института членства, единоличность органа управления.
Основным признаком является коммерческая деятельность с полным отсутствием какого либо права на имущество при том, что оно приходуется на баланс компании.
Как и каждое организационное предприятие, УПнаПХВ имеет свои приоритеты и негативные стороны. В первую очередь, это решение насущных муниципальных проблем, финансовая устойчивость, экономическая стабильность благодаря деятельности в низко конкурентной среде, постоянная государственная поддержка. Государство в этом сегменте – гарант от разорения и стабильной заработной платы персонала.
Наряду с положительными сторонами у этих юридических лиц присутствуют и недостатки. В условиях рыночной экономики их эффект минимален, низкая мотивация персонала ввиду небольших зарплат, долго остающихся на одних цифрах.
Очень часто присутствуют такие негативные факторы, как бюрократия, хищения, использование имущества для решения личных вопросов. Поэтому современные правоведы считают унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения несколько отжившей формой ведения хозяйственной деятельности.
Сложнее складывается ситуация, связанная с расчетами, осуществляемыми при продаже предприятием недвижимости. Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.06.2003 N 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» сделки по продаже имущества, закрепленного за ФГУП на праве хозяйственного ведения, осуществляются путем продажи имущества на аукционе, организатором которого выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием. Аукцион проводится в соответствии с положениями законодательства о приватизации, регулирующими продажу на аукционе государственного имущества и находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ. Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 06.06.2003 N 333 средства, полученные от продажи имущества, за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяются исходя из фактических затрат и не могут превышать 3% цены продажи имущества, и его балансовой стоимости подлежат перечислению в федеральный бюджет в течение 25 дней с даты оплаты имущества.
Как и в случае с перечислением арендных платежей, оценка правомерности применения данной нормы невозможна без учета изменений, внесенных в Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) и вступивших в силу с 1 января 2008 г. Новеллы БК РФ повлекли и изменение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации. Если ранее действовавшие Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н, содержали код 000 1 14 02012 01 0000 410 с наименованием «Доходы от реализации имущества федеральных государственных унитарных предприятий (в части реализации основных средств по указанному имуществу)» и именно этот код приводился в платежном поручении на перечисление в бюджет средств на основании п. 5 Постановления Правительства РФ от 06.06.2003 N 333, то ныне действующие Указания, утвержденные Приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н, подобных кодов и наименований вообще не содержат, в отличие от кодов, связанных с отражением доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий (000 1 11 07011 01 0000 120). Все это еще раз подтверждает обоснованность вывода о том, что средства от продажи имущества унитарных предприятий формируют доходы бюджетов исключительно в составе части прибыли, получаемой собственником этого имущества на основании п. 1 ст. 295 ГК РФ.
Добавим, что ошибочное толкование правил продажи имущества и осуществления расчетов, установленных в Постановлении Правительства РФ от 06.06.2003 N 333, стало причиной возникновения многих проблем. Так, имел место случай, когда вышеуказанный порядок мог быть на законодательном уровне распространен на случаи продажи не только недвижимого имущества, но и всего имущества унитарного предприятия субъекта Российской Федерации (см. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2007 по делу N 29-Г07-1). В другой ситуации правила продажи имущества и осуществления расчетов, аналогичные правилам, установленным в Постановлении Правительства РФ от 06.06.2003 N 333, местные органы власти пытались применить к деятельности муниципальных предприятий. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 19.07.2005 по делу N Ф04-8385/2004(13038-А81-36) разъяснено, что иной, нежели установленный ГК РФ, порядок отчуждения имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, не соответствует закону и в силу ст. 168 ГК РФ является недействительным.
Проблемы, связанные с уяснением характера расчетов за использование и отчуждение имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении унитарных предприятий, были во многом следствием нечеткости норм бюджетного законодательства, в частности норм гл. 6 «Общие положения о доходах бюджетов» БК РФ.
Изменения, внесенные в БК РФ Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» и вступившие в силу с 1 января 2008 г. (за исключением изменений, вступивших в силу с 28.04.2007), устранили из текста БК РФ неточности и противоречия.
1. Крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.
2. Для целей настоящей статьи стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого унитарным предприятием имущества — на основании цены предложения такого имущества.
3. Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.