Реализация недвижимого имущества на праве оперативного управления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реализация недвижимого имущества на праве оперативного управления». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Имущество, закрепленное за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, может быть отчуждено только по решению органа, которому государством делегировано право распоряжения данным имуществом. Поскольку, как отмечалось ранее, для самостоятельного осуществления указанных операций имеются ограничения, изложенные в п. 1 ст. 298 ГК РФ.

Относительно имущества, приобретенного за счет доходов от разрешенной предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, бюджетному учреждению предоставлены более широкие права по распоряжению им. Так, п. 2 той же статьи ГК РФ установлено, что «если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе». Исключение составляет приобретенное за счет доходов от предпринимательской деятельности недвижимое имущество, распоряжаться которым учреждение в соответствии с требованиями п. 2 ст. 295 ГК РФ может только с согласия собственника.

Вместе с тем делегированная учреждению ст. 298 ГК РФ, а также п. 6 ст. 161 БК РФ, «самостоятельность» в распоряжении движимым имуществом, приобретенным за счет доходов от предпринимательской деятельности, по мнению автора, все равно предполагает согласование операций по его отчуждению с уполномоченным государственным (муниципальным) органом. Ведь согласно п. 2 ст. 42 БК РФ «доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения», т.е. формально подпадают под ограничение, установленное п. 1 ст. 298 ГК РФ.

Продажа имущества в оперативном управлении

Учитывая, что доходы учреждения от реализации «бюджетного» имущества непосредственно зачисляются в бюджет, минуя его лицевые счета, вопрос налогообложения данных доходов для учреждения не возникает.

Доходы же от реализации имущества, приобретенного учреждением за счет доходов от предпринимательской деятельности, подлежат обложению налогом на прибыль в общем порядке.

Учитывая это, следует определить правомерность отнесения на уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль связанных с данной сделкой расходов в виде остаточной стоимости реализуемого имущества, а также затрат организации по осуществлению реализации.

Отнесение на уменьшение налоговой базы остаточной стоимости реализованного имущества, а также связанных с данной реализацией затрат организации прямо предусмотрено ст. 315 НК РФ. А правомерность включения в расчет налоговой базы расходов по обязательной оценке реализуемого учреждением имущества прямо в нормативных документах не установлена. Поэтому существует риск исключения налоговыми органами таких затрат из налоговой базы.

Вместе с тем данные затраты учреждения должны быть признаны обоснованными, так как являются обязательным условием реализации имущества. Они могут быть документально подтверждены распоряжением собственника реализуемого имущества и актами организации-оценщика. Следовательно, могут быть отнесены на уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Договор на право оперативного управления имуществом имеет примерно такую структуру:

  • сведения об участниках договора;
  • перечень переданного имущества, его характеристики;
  • сведения о недвижимости берутся из реестра прав на недвижимые объекты;
  • стоимость переданного имущества;
  • перечень прав, которые получает юридическое лицо – получатель;
  • права и обязанности участников;
  • срок действия, порядок продления;
  • порядок внесения изменений в текст соглашения;
  • условия его досрочного прекращения.

Продажа имущества, находящегося в оперативном управлении

Оперативное управление осуществляется в разных формах. Например, активы могут сдаваться в аренду, передаваться в залог, использоваться для достижения целей поставленных перед предприятиям (производства товаров, услуг и пр.).

В процессе осуществляется:

  • производственный или иной бизнес-процесс для реализации поставленных целей;
  • контроль за состоянием вверенных активов;
  • формирование ценовой политики, в том числе себестоимости продукции;
  • регулярные налоговые отчисления, выплата заработной платы;
  • работа с поставщиками и другими контрагентами.

Учреждения, созданные казенными предприятиями могут быть производственными, а также некоммерческими организациями. В ходе управления все субъекты осуществляют разные функции: ведут учет ценностей на складах, организуют работу персонала, контролируют качество выпускаемой продукции или услуг. Естественно, предприятия заключают договора, берут кредиты и осуществляют расчеты с контрагентами.

Оперативное распоряжение осуществляется в сфере затрат на производственный процесс, финансов, распоряжения запасами и ресурсами предприятия, закупки и расходования сырья и других товаров. Предприятия ведут строгий документооборот и отчитываются перед налоговыми и другими проверяющими структурами. Они могут участвовать в ассоциациях и других объединениях, создавать филиалы и другие структуры

Уставы крупных субъектов могут утверждаться Правительством РФ и могут содержать дополнительные условия реализации прав. На предприятиях создаются фонды целевого назначения, а также резервные и другие фонды.

Для этого составляется соответствующий договор и акт о передаче активов, а также выносится официальное распоряжение главы государственного органа.

Для оформления необходимо подготовить:

  • учредительные документы;
  • свидетельство о госрегистрации предприятия;
  • кадастровый паспорт или план производственных помещений;
  • договор о передаче прав;
  • опись активов, акт приема-передачи.

Если активы были куплены за счет доходов казенного предприятия или учреждения, то закрепления не требуется и объект поступает в самостоятельное распоряжение и учитывается на отдельном балансе. Право оперативного управления подлежит государственной регистрации. С момента закрепления риск случайной гибели, порчи объектов ложится на собственника.

Государство не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, кроме случаев прямо оговоренных в их уставе.

При переходе права собственности к другому госоргану, то право оперативного распоряжения сохраняется. Возникает данное право с момента передачи активов (в случае с недвижимостью с момента регистрации прав в Росреестре), а прекращается при правомерном изъятии активов собственником, а также другими причинам, установленным законодательством.

При смене собственника, например, с муниципального на субъект РФ, выдается свидетельство о праве ОУ.

В распоряжение казенного предприятия активы передаются только на условиях их использования для реализации производственного или другого плана казенного предприятия, учреждения.

В случае, когда активы используются для достижении иных целей, оно может быть изъято государством. Изъятие происходит по определенной процедуре — с составлением акта, подтверждающего нецелевое использование.

Порядок передачи имущества, находящегося в оперативном управлении, определяется ГК РФ. Казенные предприятия могут инициировать признание недействительными актов собственника об изъятии или распоряжении вверенного им объекта.

Если говорить простыми словами, то на праве ОУ имущество закрепляется только государством. Если же происходит передача активов в безвозмездное пользование, то сделать это может любой субъект, который является его законным владельцем.

Учитывая участие государства, объекты, переданные в управление подлежат оценке, а также обязательному страхованию каждый год. Если происходит переоценка, то может быть оформлено дополнительное соглашение к договору. Государство полностью контролирует процесс распоряжения, что не происходит в случае, когда осуществляется безвозмездное использование другими собственниками.

В начале 60-х годов советская правовая система была расширена, и появилось множество новых систем и понятий. И одним из таких понятий стало право оперативного управления, которое относится к категории вещных прав и применяется государственными учреждениями и прочими казенными структурами, которые не являются собственниками материальных ценностей, а осуществляют контроль за рациональным и эффективным пользованием материальными ресурсами.

Многие эксперты считают, что право оперативного управления помогает создать более систему, для которой характерно рациональное использование имущественных интересов, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Так, к примеру, в ст.120 ГК РФ указано, что при необходимости правительственные структуры нашей страны могут создавать казенные учреждения, на которых будет возложена обязанность осуществлять контроль и управление имущественными ценностями.

Вместе с тем, стоит обратить внимание, что субъект оперативного управления может быть создан не только государственными и муниципальными структурами, а и по желанию собственников какого-либо имущества.

Исходя из требований, которые представлены в ст.296 ГК РФ, любой субъект оперативного контроля должен пройти регистрацию в качестве юридического лица. Только после того, как будет пройден процесс регистрации, субъект получит право оперативного управления имуществом физических и юридических лиц.

Однако и тут имеются некоторые особенности. Одним из ключевых положений ст.296 ГК РФ является тот факт, что казенные предприятия могу осуществлять комплексное управление имущественными интересами исключительно в рамках действительной правовой базы. Это означает, что любые действия должны быть согласованы в первую очередь с владельцем имущественной массы, находящейся под контролем казенного предприятия, и при этом все действия должны подчиняться требованиям закона, и не нарушать его ключевые принципы.

Таким образом, несмотря на то, что предприятие имеет полное право контролировать и использовать имущество, которое было ему передано владельцами, распоряжаться без участия других лиц он будет исключительно в той среде, которая касается продукции, произведенной при помощи имущественных ресурсов в результате хозяйственной деятельности.

Учитывая тот факт, что право оперативного управления предусматривает некоторые ограничения относительно свободного распоряжения имуществом, за владельцем материальных ресурсов остается право в любое время потребовать вернуть им имущество и изъять его из оборота предприятия.

Ст.296 ГК РФ более подробно регламентирует вопросы подобного характера. Здесь указано, что собственник может изъять имущественную массу по следующим причинам:

  • если контроль и управление имущественными ресурсами осуществляется нерационально и несет за собой определенные убытки (особенно характерно для государственного и муниципального имущества);
  • если ресурсы используются в обход мнения владельца;
  • если на протяжении определенного временного отрезка имущество не применяется по назначению и не может принести определенный экономический результат.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Реализация и изъятие основного средства МУП

Согласно федеральному законодательству договор аренды государственного или муниципального недвижимого имущества, принадлежащего на праве оперативного управления государственным или муниципальным автономным учреждениям, должен заключаться по результатам конкурсов или аукционов на право заключения названных договоров[6]. Кстати, в отличие от бюджетных учреждений АУ могут не проводить конкурсы или аукционы при сдаче в аренду своего движимого имущества (ч. 1 и п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Но из этого правила есть исключения (см. п. 1 – 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Так, без конкурса и аукциона имущество автономного учреждения можно сдать в аренду:

  • государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам;
  • другим государственным или муниципальным учреждениям;
  • некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям и фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья;
  • социально ориентированным некоммерческим организациям[7];
  • медицинским организациям и организациям, осуществляющим образовательную деятельность (например, автономное учреждение здравоохранения может без торгов сдать коммерческой медицинской организации площади в аренду для размещения специализированного медкабинета);
  • адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;
  • для размещения объектов почтовой связи и сетей связи (например, станции сотовой связи, размещаемой на крыше здания).

Доход, полученный автономным учреждением от сдачи в аренду имущества, не является доходом бюджета и поступает АУ в самостоятельное распоряжение.


Обратим внимание, что в число исключений входит случай, когда имущество сдается на срок не более 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев. Это, в частности, позволяет учреждению без конкурса и аукциона сдавать в аренду свой актовый или концертный зал для разовых массовых мероприятий.

Отдельные исключения предусмотрены в отношении имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 3.2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции). Сюда относятся и автономные образовательные учреждения. Их имущество сдается в аренду без конкурсов или аукционов в случае заключения договоров:

1) с медицинскими организациями – для охраны здоровья своих обучающихся и работников;

2) с предприятиями общественного питания – для создания необходимых условий для организации питания своих обучающихся и работников;

3) с физкультурно-спортивными организациями – для создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

Кроме того, государственные и муниципальные научные и образовательные учреждения (включая автономные) могут без конкурса и аукциона сдавать в аренду имущество своим «дочкам» – созданным ими хозяйственным обществам[8]. При этом должны одновременно выполняться два условия:

  • деятельность арендаторов заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы;
  • договором аренды устанавливается запрет на сдачу в субаренду имущества, предоставленного хозяйственным обществам по договорам аренды, передачу хозяйственными обществами своих прав и обязанностей по таким договорам другим лицам, предоставление этого имущества в безвозмездное пользование, залог таких арендных прав.

Если договор аренды был заключен по результатам конкурса или аукциона, по истечении срока действия договор с арендатором, надлежаще исполнившим свои обязанности, заключается на новый срок без проведения торгов, если иное не установлено договором. При этом в силу ч. 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции одновременно должны соблюдаться такие условия:

1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой согласно законодательству, регулирующему оценочную деятельность (за исключением установленных федеральными законами случаев, когда имущество передается на льготных условиях[9]);

2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять три года (уменьшить срок можно только на основании заявления арендатора).


Если продано недвижимое имущество АУ, полученные средства должны направляться в бюджет. Согласно букве закона такой будет и судьба дохода, полученного АУ от продажи недвижимости, ранее купленной на внебюджетные средства.


Учреждение не вправе отказать арендатору в заключении договора аренды на новый срок кроме случаев, перечисленных в ч. 10 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции:

1) принятие решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;

2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором.

Если учреждение по каким-либо другим основаниям откажет в заключении договора аренды на новый срок и подпишет в течение года со дня истечения срока действия прежнего договора новый договор с другим лицом, прежний арендатор, надлежаще исполнявший свои обязанности, в соответствии с гражданским законодательством может потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор (ч. 11 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Продажа автономным учреждением имущества проходит в основном по тем же правилам, что и сдача в аренду. Здесь действуют общие исключения, когда продажу можно осуществить без конкурса или аукциона (п. 1 – 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции). Порядок проведения конкурсов или аукционов тоже установлен ФАС (см. сноску 10). При продаже имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника (учредителя), требуется оценка рыночной стоимости такого имущества (см. сноску 11). Однако к ситуации продажи не применимы рассмотренные выше специфические исключения, относящиеся к сдаче в аренду имущества государственных и муниципальных автономных образовательных учреждений.

Согласно бюджетному законодательству доход от продажи автономным учреждением имущества не является доходом бюджета и поступает АУ в самостоятельное распоряжение, только если речь идет о продаже движимого имущества. Если же продана недвижимость, полученные средства должны направляться в бюджет (абз. 3 п. 3 ст. 41 БК РФ). По букве закона, такой же будет судьба дохода, полученного автономным учреждением от продажи недвижимого имущества, ранее приобретенного на внебюджетные средства (например, служебной квартиры для персонала). Ведь из неналоговых доходов бюджета от продажи государственного или муниципального имущества исключаются только доходы от продажи любого движимого имущества автономных и бюджетных учреждений. Следовательно, доходы от продажи любого недвижимого имущества этих учреждений станут доходом бюджета.

Государственные и муниципальные учреждения (в том числе автономные) уделяют имущественным вопросам особое внимание. В прошлых номерах мы рассмотрели некоторые аспекты этой темы: возникает ли у учреждения право собственности на имущество, каковы пределы самостоятельности АУ в распоряжении последним. Кроме того, мы разобрали правила использования, сдачи в аренду, изъятия и списания имущества, отдельно остановились на нормах, касающихся особо ценного движимого имущества, и на том, как согласовывать распоряжение имуществом с собственником. В заключительной части цикла речь пойдет об использовании автономными учреждениями закрепленных за ними земельных участков и ограничениях в распоряжении отдельными видами имущества.

В силу федерального законодательства об автономных учреждениях земельный участок, необходимый для выполнения АУ своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования[13]. В свою очередь, согласно гражданскому законодательству лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (п. 1 ст. 269 ГК РФ).

По гражданскому законодательству лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе (если иное не предусмотрено законом) самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. При этом недвижимость, созданная этим лицом для себя, является его собственностью (п. 2 ст. 269 ГК РФ). Правда, в случае с автономным учреждением следует учитывать: в силу ч. 1 ст. 3 Закона № 174-ФЗ собственником любого имущества учреждения является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование и любое имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Поэтому если предположить, что автономное учреждение за счет внебюджетных доходов построит на предоставленном ему земельном участке какое-то здание или сооружение (например, котельную), его собственником все равно будет учредитель АУ со всеми вытекающими последствиями, связанными с пределами самостоятельности учреждения в распоряжении имуществом (см. вторую часть статьи, опубликованную в № 6, 2017).

На основании земельного законодательства все земли в Российской Федерации делятся на категории (земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий и объектов и т. д.). Кроме того, у каждого земельного участка имеется определенный вид разрешенного использования, который должен быть указан в акте о передаче участка в пользование (ст. 7 ЗК РФ). Виды разрешенного использования определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Минэкономразвития[14].


Если предположить, что автономное учреждение за счет внебюджетных доходов построит на предоставленном ему земельном участке, допустим, котельную, ее собственником все равно будет учредитель АУ.


Например, вид разрешенного использования земельного участка автономного лечебного учреждения – «Здравоохранение» (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам медицинской помощи), чему соответствует код 3.4. В него, в свою очередь, включены два подкода:

  • 3.4.1 «Амбулаторно-поликлиническое обслуживание» – размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (поликлиники, фельдшерские пункты, пункты здравоохранения, центры матери и ребенка, диагностические центры, молочные кухни, станции донорства крови, клинические лаборатории);
  • 3.4.2 «Стационарное медицинское обслуживание» – размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам медицинской помощи в стационарах (больницы, родильные дома, научно-медицинские учреждения и прочие объекты, обеспечивающие оказание услуги по лечению в стационаре); а также станций скорой помощи.

Важным «пределом закона», касающимся распоряжения автономным учреждением своим земельным участком, является и то, что лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими участками (п. 3 ст. 269 ГК РФ). Иными словами, автономное учреждение не может не только продать, но и сдать в аренду часть земельного участка для размещения, например, стационарной или временной торговой точки. Исключения предусмотрены лишь для двух ситуаций.

1. Заключение соглашения об установлении сервитута, то есть пользовании земельным участком автономного учреждения иным лицом в установленных законом случаях (использование участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры, временное пользование земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ и т. д.) (п. 3 ст. 269, ст. 274 – 277 ГК РФ, ст. 23 ЗК РФ).

2. Передача земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела на основании земельного законодательства. Однако возможность такой передачи по договору безвозмездного пользования, в частности, предусматривается для работников только федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками, на время установления с этими работниками трудовых отношений (п. 2 ст. 24 ЗК РФ). Поэтому к автономным учреждениям данное исключение практического отношения не имеет.

Это два разных вида использования имущества. Главное отличие касается объёма прав по распоряжению имуществом. В случае оперативного управления, организация, получившая такое право, может вести коммерческую деятельность с помощью полученного имущества, передавать его в аренду и получать за это плату.

При безвозмездном пользовании, имущество можно использовать только в личных целях. Все дополнительные формы использования данных объектов собственности нужно согласовывать с их владельцем, если они не прописаны в договоре. Также безвозмездное пользование не даёт права на ведение коммерческой деятельности.

Регистрация права оперативного управления на недвижимость

Для того чтобы разобраться в том, какое имущество может передаваться в оперативное управление, нужно понимать, что подразумевается под этим действием.

Оперативное управление предусматривает факт передачи имущество в полное распоряжение одной из сторон. Такое право несколько ограничено, поскольку объект не может стать собственностью управителя, и без согласия владельца передаваться по аналогичному договору третьей стороне.

Хотите продать дачу? Для этого нужно составить договор, а что он должен включать — читайте в этой статье.

Сторона, получившая объект недвижимости в оперативное управление должна использовать его по назначению, имеет право ремонтировать, улучшать (с разрешения собственника). По окончании срока договора, имущество должно быть передано назад со снятием с баланса владельцу в таком же или улучшенном состоянии.

Субъектами таких правоотношений выступают только лица, ведущие экономическую деятельность, а также органы муниципалитета или государственной власти. В эту категорию можно отнести и индивидуальных предпринимателей, которые будут выступать не как физическое лицо, а как ИП.

Что такое оперативное управление, смотрите в этом видео:

Муниципальное имущество имеет особый статус, поскольку принадлежит государству в лице местного образования. Закон не накладывает запрет на передачу его в оперативное управление, но требует специальной процедуры.

Его распорядителем является глава образования, и только ему принадлежит право передачи имущества и подписания соответствующего договора. Как было указано выше, данные органы также являются субъектами таких правоотношений.

Перед тем, как передать муниципальное имущество в оперативное управление, должно быть вынесено соответствующее разрешение, и выдан приказ за подписью главы образования. Это будет основанием снятия его с баланса муниципалитета, и соответственной постановки на учет в субъекте хозяйственной деятельности.

В квартире можно жить по договору социального найма, а что это такое и есть ли в таком договоре преимущества, читайте по ссылке.

Исходя из этого, особенности такого договора будут следующие:

  • сторонами будут выступать муниципалитет в лице главы, а также юридическое лицо;
  • должна быть проведена оценка передающегося имущества, если нет его кадастровой стоимости.

Кроме этого к самому договору должна быть приложена заверенная копия приказа о разрешении на передачу имущества в оперативное управление, а также справка, о том, что оно снято с баланса муниципального органа.

Что входит в оперативное управление компанией, расскажет это видео:

Как у любого вида управленческой деятельности, у оперативного управления есть несколько особенностей:

  • Непрерывность для достижения результатов;
  • Последствия управления могут наступить не только во время его осуществления, но и после окончания действия договора;
  • Связано с достижением конкретной цели, измеренной в объективных показателях (финансовых или иных результатах труда);
  • Лежит в основе долгосрочных планов.

Глобальная особенность в том, что оперативное управление должно привести к росту эффективности использования данной собственности.

Законодательные нормы, регулирующие владение объектами недвижимости, и другие права на них описаны в Гражданском кодексе РФ. Помимо общей или частной собственности на имущество, закон допускает его передачу в оперативное управление. Эта возможность указана в 296 статье ГК. Вид имущества, движимое или недвижимое, при этом роли не играет.

Важно зарегистрировать такое управление собственностью. Эти требования прописаны в 131 статье ГК и законе «О государственной регистрации недвижимости».

Несмотря на законодательное предписание регистрировать закрепление на праве оперативного управления недвижимого имущества, многие люди задаются вопросом об обязательности этой процедуры. Поскольку она требует определённых денежных трат, а также сбора ряда документов, то неудивительно, что люди хотят обойтись без неё.

Однако, получив собственность и начав пользоваться ею, без регистрации учреждение не получает права на эту собственность, что чревато сложностями в случае спорных ситуаций.

Согласно 218-му закону регистрация является единственным достоверным подтверждением такого права. После её прохождения оспорить права оперативного управления можно только в суде.

  • ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ

    необходимых для принятия решения об изъятии движимого имущества
    из оперативного управления государственных учреждений Свердловской области с целью его последующей передачи в оперативное управление (хозяйственное ведение) государственных учреждений (унитарных предприятий) Свердловской области

    Пунктом 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

    Просим внимательно ознакомиться с данной информацией!

    Для принятия решения об изъятии имущества движимого из оперативного управления государственных учреждений Свердловской области учреждение – балансодержатель имущества представляет в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области следующие документы:

    1. Письменное обращение учреждения (балансодержателя) об изъятии
    из оперативного управления неиспользуемого, используемого не по назначению, излишнего имущества с обоснованием необходимости его изъятия на официальном бланке организации.

    Обращение должно содержать:

    1) наименование имущества, предлагаемого к изъятию из оперативного управления (точное наименование с указанием кадастрового номера объекта, месторасположение);

    2) сведения о балансовой и остаточной стоимости имущества;

    3) сведения о предлагаемом получателе имущества;

    4) перечень документов, прилагаемых к обращению;

    5) подпись руководителя и главного бухгалтера учреждения.

    Обращение направляется на имя Министра по управлению государственным имуществом Свердловской области, либо Заместителя Министра
    по управлению государственным имуществом Свердловской области.

    ПРИМЕР ЗАЯВЛЕНИЙ (Приложение5, Приложение№ 6)

    ПЕРЕЧЕНЬ:

    В случае передачи двух и более объектов движимого имущества учреждением
    к обращению дополнительно прикладывается Перечень имущества, предлагаемого
    к изъятию (Приложение№ 6)

    Перечень оформляется в письменной (и на электронном носителе), подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения.

    о закреплении имущества на праве оперативного управленияг. «» 2021 г. в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Собственник», с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Пользователь», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

    1.1. Собственник передает, а Пользователь принимает по настоящему Договору на праве оперативного управления следующее государственное/муниципальное имущество (далее — Имущество): .

    1.2. Имущество передается на основании от «»2021 г. № «О закреплении государственного/муниципального имущества на праве оперативного управления».

    1.3. Имущество принадлежит на праве собственности Собственнику на основании .

    Правоустанавливающие документы неа имущество переданное в оперативное управление

    4.1. Права и обязанности Собственника.

    4.1.1. Собственник имеет право контролировать использование по назначению и сохранность переданного в оперативное управление Пользователю Имущества.

    4.1.2. Собственник вправе изъять излишнее неиспользуемое либо используемое не по назначению Имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

    4.1.3. Собственник не вмешивается в уставную деятельность Пользователя.

    4.2. Права и обязанности Пользователя.

    4.2.1. Пользователь имеет право владеть, распоряжаться и пользоваться предоставленным ему Имуществом в пределах, предусмотренных требованиями законодательства Российской Федерации, целями своей деятельности, заданиями Собственника и назначением Имущества.

    4.2.2. Обязанности Пользователя:

    4.2.2.1. Использовать Имущество исключительно по прямому назначению.

    4.2.2.2. Содержать Имущество в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации.

    4.2.2.3. Производить капитальный и текущий ремонт Имущества, связанный с деятельностью Пользователя, за свой счет в сроки, установленные Собственником, в соответствии с документацией, разработанной в специализированной проектной организации.

    4.2.2.4. Не производить никаких перепланировок и переоборудования Имущества, связанных с деятельностью Пользователя, без письменного разрешения Собственника.

    4.2.2.5. Обеспечить беспрепятственный доступ к Имуществу представителей органов исполнительной власти и административных органов с целью проверки документации и контроля за его использованием.

    4.2.2.6. Не совершать действий, препятствующих инвентаризации Имущества, переданного по настоящему Договору.

    4.2.3. Пользователь не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним Имуществом:

    — производить продажу, безвозмездную передачу другому лицу, передачу в аренду;

    — вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ;

    — отдавать в залог;

    — производить другие действия, которые могут повлечь за собой отчуждение государственной/муниципальной собственности.

    4.2.4. Пользователь не вправе передавать права оперативного управления другим юридическим и (или) физическим лицам.

    5.1. Настоящий Договор может быть расторгнут:

    — по соглашению Сторон;

    — при ликвидации или реорганизации Сторон/одной из Сторон в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    5.2. Имущество может быть изъято у Пользователя в случае нарушений условий эксплуатации и использования, несвоевременно проводимого ремонта и несвоевременного освоения средств, выделенных на эти цели.

    6.1. Настоящий Договор составлен и подписан в двух экземплярах: один для Собственника, второй — для Пользователя.

    6.2. При изменении реквизитов Стороны обязаны уведомить друг друга в письменном виде заказными отправлениями в срок .

    6.3. При разрешении вопросов, которые не урегулированы настоящим Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

    6.4. Споры, возникающие по Договору, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    6.5. Изменения в настоящий Договор вносятся только дополнительным соглашением, подписанным уполномоченными представителями Сторон.

    СобственникЮр. адрес:Почтовый адрес:ИНН:КПП:Банк:Рас./счёт:Корр./счёт:БИК:ПользовательЮр. адрес:Почтовый адрес:ИНН:КПП:Банк:Рас./счёт:Корр./счёт:БИК:

    Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 N 834

    Оперативное управление осуществляется в разных формах. Например, активы могут сдаваться в аренду, передаваться в залог, использоваться для достижения целей поставленных перед предприятиям (производства товаров, услуг и пр.).

    В процессе осуществляется:

    • производственный или иной бизнес-процесс для реализации поставленных целей;
    • контроль за состоянием вверенных активов;
    • формирование ценовой политики, в том числе себестоимости продукции;
    • регулярные налоговые отчисления, выплата заработной платы;
    • работа с поставщиками и другими контрагентами.

    Учреждения, созданные казенными предприятиями могут быть производственными, а также некоммерческими организациями. В ходе управления все субъекты осуществляют разные функции: ведут учет ценностей на складах, организуют работу персонала, контролируют качество выпускаемой продукции или услуг. Естественно, предприятия заключают договора, берут кредиты и осуществляют расчеты с контрагентами.

    Для этого составляется соответствующий договор и акт о передаче активов, а также выносится официальное распоряжение главы государственного органа.

    Для оформления необходимо подготовить:

    • учредительные документы;
    • свидетельство о госрегистрации предприятия;
    • кадастровый паспорт или план производственных помещений;
    • договор о передаче прав;
    • опись активов, акт приема-передачи.

    Если активы были куплены за счет доходов казенного предприятия или учреждения, то закрепления не требуется и объект поступает в самостоятельное распоряжение и учитывается на отдельном балансе. Право оперативного управления подлежит государственной регистрации. С момента закрепления риск случайной гибели, порчи объектов ложится на собственника.

    Государство не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, кроме случаев прямо оговоренных в их уставе.

    При переходе права собственности к другому госоргану, то право оперативного распоряжения сохраняется. Возникает данное право с момента передачи активов (в случае с недвижимостью с момента регистрации прав в Росреестре), а прекращается при правомерном изъятии активов собственником, а также другими причинам, установленным законодательством.

    При смене собственника, например, с муниципального на субъект РФ, выдается свидетельство о праве ОУ.

    В распоряжение казенного предприятия активы передаются только на условиях их использования для реализации производственного или другого плана казенного предприятия, учреждения.

    Если говорить простыми словами, то на праве ОУ имущество закрепляется только государством. Если же происходит передача активов в безвозмездное пользование, то сделать это может любой субъект, который является его законным владельцем.

    Учитывая участие государства, объекты, переданные в управление подлежат оценке, а также обязательному страхованию каждый год. Если происходит переоценка, то может быть оформлено дополнительное соглашение к договору. Государство полностью контролирует процесс распоряжения, что не происходит в случае, когда осуществляется безвозмездное использование другими собственниками.

    Ограничивает право ОУ только собственник и закон. По обязательствам казенных предприятий предусмотрена субсидиарная форма ответственности. Недвижимость находиться под обременением.

    Без разрешения государственных органов реализовать дома, здания, цеха и другие помещения будет невозможно.

    Существуют также ограничения на распоряжение особо ценным имуществом субъектом права ОУ.

    Списание оборудования осуществляется с согласия собственника. Не может казенное предприятие также менять целевое назначение объектов без согласования. Оно обязано отчитывается перед государством об использовании всех активов и исполнении решений.

    После прекращения права ОУ нужно будет передать все по акту приема-передачи в надлежащем состоянии с учетом естественного износа. Если активам был нанесен ущерб, то он подлежит возмещению в судебном порядке.

    ВАЖНО! Доходы, полученные казенными предприятиями, а также изъятое у них имущество или излишки, поступают в государственный бюджет.

    Что значит оперативное управление имуществом

    • Информационно-правовой портал
    • Особенности управления недвижимостью в условиях ограниченных прав
    • Оформление и регистрация права хозяйственного ведения
    • Оформление права оперативного управления
    • Перечень документов на оформление права оперативного управления и получения свидетельства на пользование зданиями, сооружениями системы образования в Департаменте государственного и муниципального имущества г.

    Москвы

  • Перечень документов на оформление права оперативного управления и получения свидетельства на пользование зданиями, сооружениями системы образования в департаменте государственного и муниципального имущества г.
  • Важно

    Государственная регистрация права оперативного управления Регистрация права оперативного управления: размер госпошлины Перечень документов для регистрации права оперативного управления Государственная регистрация права оперативного управления Право оперативного управления возникает с момента произведения его госрегистрации (п.

    5 постановления « О некоторых вопросах» от 29.04.2010 Пленума ВС РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22). Данная процедура производится Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

    Для получения данной услуги необходимо обратиться с соответствующим заявлением в названный госорган лично или через уполномоченного представителя.

    Также можно представить документы через многофункциональный центр или с помощью официальных интернет-ресурсов: портала госуслуг или сайта Росреестра.

    Право оперативного управления – это особая разновидность вещных прав наряду с правом собственности, с правом хозяйственного ведения и в сравнении с ними право оперативного управления уступает по объему правомочий.

    В соответствии с гражданским законодательством РФ право оперативного управления – это право учреждений и казенных предприятий владеть, пользоваться закрепленным за ними имуществом в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями их деятельности, назначением такого имущества и, если иное не установлено законодательством, распоряжаться таким имуществом с согласия его собственника.

    Собственник имущества при этом вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, которые были выделены ему собственником на приобретение этого имущества. Изъятым у учреждения или казенного предприятия имуществом собственник вправе распорядиться по своему усмотрению.

    Рассмотрим подробнее права, а также ограничения прав учреждений и казенных предприятий в отношении закрепленного за ними имущества на праве оперативного управления в следующих разделах.

    Оперативное управление имуществом – это узкоотраслевое вещное право, его регламентирует ГК РФ, его ст. 269. Такой объект имущества находиться во владении государства либо муниципалитета, распоряжение им возможно только с разрешения владельца. Процедура подобного управления должна быть зарегистрирована, согласно закона. Что интересно такое понятие, как и схема ведения дел используется только странах постсоветского пространства.

    Прежде чем разбираться в этом понятии, следует понять, что вообще такое вещные права. Согласно закона у каждого человека существуют вещные и обязательственные права. В этом аспекте следует рассмотреть особенные черты интересующих нас прав, среди них:

  1. Это абсолютное право. То есть имеется в виду, что человек, который владеет чем-либо, в противоставление другим людям, которые не являются истинным владельцем подобного имущества. По закону это огромное количество людей не имеет права нарушать полномочия истинного владельца.
  2. Оно может признаваться только в том случае, когда это прописано в нормах закона и предусмотрено ним.
  3. Объектом может выступать только одна единственная вещь, ее параметры и применение в этом случае не имеет значения.

Теперь можно рассматривать оперативное управление, как ограниченное вещное право, оно отличается объемом полномочий, который имеется у владельца. В этом случае что-либо находиться в собственности одного лица и при этом во владении другого лица оно также есть, но при этом возможности управления ограничены.

Важно! Подобные права могут возникать вне воли владельца, в следствии действия права следования, когда права идут за вещью.

Право оперативного управления жилыми помещениями

Именно так можно сказать об оперативном управлении, среди самых важных черт можно выделить такие:

  1. Управляться подобным образом могут исключительно казенные и чаще всего производственные предприятия, имущество находиться в собственности государства непосредственно или через муниципалитет.
  2. Оперативный управленец распоряжается имуществом, но только в той области, где функционирует предприятие. Иногда корректировка тех или иных действий происходит за счет указаний собственника.
  3. Распоряжаться ввереным без согласия государства нельзя. Единственное что возможно – это продавать произведенную продукцию.

Тот, кто стоит у руля оперативного управления имеет определенные функциональные задачи, которые становясь владельцем, обязан выполнять. Также перед ним ставятся конкретные задачи, ответственность за который он несет.

Среди них такие:

  • Координация работы всех структурных подразделений. Если рассмотреть производственное предприятие полного цикла, то тут в круг функций управляющего входит обработка заказов, связь с производственными мощностями, реализация готового товара.
  • Работа с документооборотом. В этом случае отвечает оперативный управляющий, а не конечный собственник, то есть все необходимые бумаги, в частности отчеты должны быть готовы своевременно, иначе ответственности по закону не миновать.
  • Планирование. Управляющие контролирует сроки выполнения поставленных задач. Кроме того, собственнику обязательно предоставляется отчет.
  • Управление производством, в том числе контроль качества изготовленных товаров.
  • Учет издержек, которые невозможно исключить, адекватное их обоснование.
  • Техническая составляющая для выполнения производственных задач, то есть оснащение всем необходимыми агрегатами, учет, сохранность и отправка произведенных товаров.
  • Учет запасов и своевременная закупка сырья.

Далеко не каждое имущество, находящееся под оперативным управлением взять в аренду сложно, но существует процедура, позволяющая это сделать. Полномочия собственника делегированные, поэтому по своему усмотрению он не может распоряжаться тем, чем управляет и отдавать его в аренду или продавать.

Важно! Обсуждать возможность сдачи в аренду подобной собственности необходимо обсуждать с государственными органами, то есть фактическими владельцами.

  • Прошение на имя собственника (государства) о возможности получит имущества в аренду. Причем в кругу интересов могут быть только не задействованные в данный момент активы.
  • К подобному прошению следует прикрепить пояснительную записку, в ней указывается: характеристика здания, помещения, которое заинтересовало, обоснованная целесообразность аренды и влияние ее на работу предприятия.

Если доводы устроили государство/муниципалитет, то подписывается договор аренды. Финансы, вырученные от сдачи в аренду, направляются предприятию в качестве вспомогательного бюджетного финансирования.

Виды объектов —

  1. Вещи, включая деньги и ценные бумаги

  2. Имущественные права

  3. Работы и услуги

  4. Информация

  5. Результаты интеллектуальной деятельности

  6. Исключительные права на них
    (интеллектуальная собственность)

  7. Нематериальные блага.

Вещь-это предмет природы или продукт
труда, обладающий физическими, химическими,
биологическими, и т.п. свойствами т.е.
натуральной формой . Веши подвержены
износу т.е. амортизации. Веши это
материальные (телесные объекты). Они
делятся на виды.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *